Свт. Тихон Задонский и его учение об истинном христианстве.



Начало 17-ого века это начало петровских реформ против церковного прихода протестантского образца, учреждение Синода. Это время «Духовного регламента», который претендовал на то, что бы исправить и улучшить все формы церковной жизни. Это век, когда как никогда верили в силу письменного бюрократического слова.

Книга святителя Тихона Задонского «О должностях христианских» в оригинале называется «Инструкция о должностях христианских».

Святитель Тихон происходит из самого низа, почти то самое, из мучеников, о которых говорит святитель Димитрий в своих словах так часто. Правда, он из духовного сословия, но это бедный дьячок из села. С трудом поступает в семинарию, там преуспевает, товарищи смеются над его усердием и кадят старыми лаптями. Церк. карьеру делает очень быстро до еп. Новгородского, Господь его ведет. Екатерина настаивает на его назнач. в Воронеж. Налаживал жизнь в епархии: открывал школы, налагал штрафы за провинности. Отменил праздник «ярила»: приехал на него и проповедью привёл народ к покаянию. По болезни уходит на покой – затвор в Богородский Задонский м-рь. Творения: «Об истинном христианстве», «От сокровищ мира собираемое», «Письма келейные». Пользовался книгой лютеранина Йоганна Арнта «Об истинном христианстве»(разрушение протестансткого стереотипа о спасении через веру). Универсальное пастырство: каждый христианин должен заботиться о спасении ему подчинённых. Были явления БМ: смотрел на звёзды и небо отверзлосью

 

Свт. Филарет Московский: богословие и архипастырские труды.

Из простой священнической семьи. Учился в Московской Семинарии при митр. Платоне (Левшине). Для свт. Филарета Платон ввёл спец. должность – лаврский проповедник. В Петербурге делает быструю карьеру. В 1817 г. – епископ викарный, потом Тверской, потом Ярославский, потом Московский.      

 Был епископом 50 лет. Являл собой центр церковной жизни, все важные дела-через него. Составил текст Манифеста о освобождении крестьян. Поддерживал старцев Оптиной. Усмирял смуту в Дивеево. Большая работа по переводу Библии на русс. язык. Финелон, его аскетизм: полное и страдательное предание себя в волю Божью, следовать за Христом через своё умаление. Филарет рекомендовал прочитать Финелона будущим пастырям. Филарет пытался найти у зап. авторов ответы на духовную жизнь.

Труды: «Толкование на книгу Бытия» - первая научная русская экзегеза. 500 проповедей, слов, речей. Богословие: 1. Учение о Слове: иерархия – Слово творческое(«Им же вся быша») – словесность человека как образ Божий – сила слова благословляющего. 2. Слово Божие в истории: история Израиля содержит в себе и наши современные события (некая параллель). 3. Тема Богородицы: Её путь – путь страданий, тайной духовной жизни, путь смирения. Для Филарета БМ – образец христианской жизни.

 

Св. Иоанн Кронштадтский.

Род. на Севере в селе Сура. Не мог учиться, молился и плакал, потом вдруг обрёл разумение к наукам(как и с прп. Сергием). Архангельская семинария, потом Петербургская Академия. Сперва хотел быть миссионером. Кронштадт был тогда 101 километром. Матушка его любила, называла братом. Зарплату выдавали матушке – о. Иоанн всё раздавал. У о. Иоанна никаких крупных духовников не было.

Был упадок евхарист. жизни. Служение Евхаристии - самое главное. Испросил у Синода разрешение на общую исповедь. Пастырь – ходатай перед Богом в Евхаристии. Частое причастие – свобода от греха. У пастыря дар слова, обладающее силой свершения.

 Бог прост, Он весь любовь. Человек же сложен. Достигнув простоты – уподобляется Богу. Служил в Кронштадте 53 года. Получил дар исцелений за простоту в молитве (по его словам). Недоброжелатели о. Иоанна. Секта иоаннитов.

 

Пастырское богословие митр. Антония Храповицкого.

Антоний любил Достоевского, считал его своим учителем. Заблуждения возникли от идеи сострадательной любви. Сила этой любви действует на природную волю человека. На этом он строит своё паст. богословие. Антоний не терпел западную схоластику. Святых отцов знал не очень хорошо. Прп. Максима Исповедника не знал, но в учении о воли схож с ним. Голосовал за Патриарха («потому, что это канонично»). Патриарх должен вмещать в своё сердце всю паству. Церковный быт заставляет нас делать правильный выбор. В любом догмате – нравственная истина. Желал отгородиться от юридической теории Искупления. Сострадательная любовь Господа – в Гефсиманской молитве.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!