Аскетика и святоотеческая антропология.



Чтобы вступить на аскетический подвиг нужно иметь:

-самопротивление, т.е. противление старым своим привычкам, потребностям и страстям,

-самопринуждение, т.е. принуждение к тому, что бы жить по новому.

Для успешного прохождения этого пути есть две вещи:

1) наличие наставника. Свт. Феофан в отличие от свт. Игнатия считал, что по возможности наставник необходим и надо его искать. У свт. Филарета наставника не было.

2) правило. Вся жизнь должна быть заключена в определенные рамки. свт. Феофан раскрывает:

- хранения духа ревности (ревность, т.е. горение к Богу)

- упражнения силы к добродетелям (упражнения в добре). Т.е. это правило самопринуждения,

-это правило борьбы со страстями, правило самопротивления.

дух ревности по свт. Феофану:

1) Внутрьпребывание, собирание всего своего существа в сердце, собирание себя в сердце, это утвердить себя внутри сердца:

2) Зрение духовного мира,

3) Укрепление в себе духовных чувств, как он говорит - стояние в духовных чувствах.

3) Другими словами это есть духовные чувства. Он говорит, что всякую мысль надо стараться довести до сердца. Только тогда она принесет нам духовую пользу

Но у каждого христианина свой путь. Надо с рассуждением, как говорил прп. Серафим о стяжании благодати, глядеть, какой товар приносит тебе большую пользу, тем и торговать. Смотри в аскетике, что тебе больше приносит духовной пользы. И, конечно, с советом духовника. Или как говорил прп. Нил, что если каноны вызывают больший плач, то читай каноны и т.д.

Аскетика пастырю необходима со всех точек зрения:

-с точки зрения общехристианской.

-благодать священства, пастырства дается нам с некоторым запасом. Следовательно, аскетика на этом пути тоже совершенно необходимое условие.

-и третье пастырь может и должен вести за собой пасомых.

Антропология.

Человек – микрокосм, малый мир в мире великом или наоборот.

Человек – душа и тело или дух, душа и тело. Взгляды на плоть и тело: тело – по замыслу Божию, плоть – более греховна; или плоть – родовое начало, тело –частность.

Изначальная цель – обожение, усыновление.

Св.Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Серафим Саровский допускают, что могло существовать существо, в которое Бог вдохнул жизнь Духа и получился человек… но «из праха земного» Быт.2:7.

Образ - в разумно-духовной природе человека, тело – не образ, т.к. Бог - Дух (Василий Великий). Фотий, патр.Конст. – «Человеческое тело, как и душа, есть художественное изделие Его человеколюбивого и благодетельного промысла». В свободной воле человека и его способности выбора. Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Макарий Египетксий - Бог сотворил душу «по образу добродетели Духа». Не столько мир нуждается в том, чтобы человек улучшал его, сколько сам человек нуждается в приложении своих творческих способностей для уподобления Богу.

Некоторые Отцы Церкви отличают "образ" от "подобия", отмечая, что образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: "выражение "по образу" означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение "по подобию" означает уподобление через добродетель, насколько это возможно" (Иоанн Дамаскин). «Предел добродетельной жизни есть уподобление Богу» (Григорий Нисский).

 

Святоотеческое учение о страстях.

Путь возникновения страсти. Отцы на этом пути усматривают несколько стадий:

-прилог, некий помысел, который у нас возникает

-сочетание, образ даютщий толчок какому-то движению мысли.

-сосложение, обдувание, согласие на грех, грех.

-пленение, хочется сделать этот грех еще раз.

-страсть, полная отдача греху.

Искусство состоит в том, и это заповедано отцами, что бы уметь отсекать помысел. В крайнем случае, остановиться на уровне сочетания, очень важная ступень не давать законности своим грешным помыслам.

Важно не признавать законности своих страстей.

Отцы насчитывали восемь помыслов или главных страстей:

1) чревоугодие, Сия страсть – говорит преп. Нил Сопрский корень всему , паче же блуду. Свт. Игнатий Брянч. «Объядение, пьянство, тайноядение, лакомство, нарушение воздержания, неправильное излишнее любление плоти». Прп. Серафим Саровский, есть надо столько, чтобы после еды захотелось молиться.

2) блуд, Прп. Нил «Егда сей помысл искушает имети, тогда подобает страх Божий и вспоминать в себе, яко ничтоже может утаиться от Бога, даже до мельчайшего помышления сердечного блудные грехи, падения, делают бездерзновенным пастыря». Свт. Игнатий: «сквернословие, чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные, блудные с прелюбодеянием, грехи блудные противоестественные: малахия, мужеложство, и.т.д».

3) сребролюбие, Прп. Нил «Сребролюбие,маловерие, неразумие бывает,».

Свт. Игнатий: «Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого, желание обогатиться,». Ин. Кроншт. С тех пор, как я стал заниматься делами милосердия и благотворительности, я не знаею ни в чем недостатка. Наоборот, у меня появляется всего с избытком.

Критерий материальной жизни священника – критерий необходимости

4) гнев, Прп. Нил «гневливый аще и мертвеца воскресит - молитвы его неприятны есть».О гневном помысле, надо сказать, что это тоже вопрос особого пастырского искушения. Свт. Игнатий: «Вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева, отмщение, осуждение ближнего». Когда можно проявлять гнев?

Преп. Иоанн Лествичник в «Слове к пастырям», говорит, что показывать видимость страстей, в том числе и гнева, может только тот, кто уже достиг бесстрастия. Уйти от осуждения и клеветы практически невозможно, все может дать повод, но плохо, когда мы даем повод сознательно.

5) печаль, Прп. Нил «Аще скорбь человек будет благодушно претерпевать и подабает за исходивших молитися».Свт. Игнатий: «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу, отречение от Христа, покушение сойти с него».

Малодушие и нетерпение. Ин. Злат., чтобы быть пастырем настоящим, надо не бояться того, что ты перестанешь быть священником, надо не желать священства.

6) уныние, по терминологии святых отцов бес полуденный – это и есть бес уныния. Надо сказать, что в той или иной степени, но его почти каждому из нас предстоит пройти. Это один из самых тяжелых крестов искушений.

7) тщеславие, тщеславие явл. для пастыря неизбежным соблазном. Проявляется в воглашении возгласов, в церк. наградах, в произношении проповедей, в общении с людьми и проч. Когда человек обижается, что ему делают замечания.

8) гордость такие же признаки как у тщеславия + надменность. Человек за авторитет, считает только себя.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!