СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ



 

Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рассмотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли: пессимистическая, оптимистическая. Представлены трудовая и обыденная концепции смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, человек, личность, русская философия, экзистенциализм, фрейдизм, марксизм.

A.V. Andrianov

 

MEANING OF LIFE

 

Meaning of life is a question about man’s destination in this world. What is the purpose of living? The article considers the main concepts of meaning of people’s existence in the history of philosophical thought: pessimistic and optimistic. Labour and ordinary concepts are presented in the article.

Key words: Meaning of life, man, personality, Russian philosophy, existentialism, Fruedism, Marxism.

 

С проблемой человеческой жизни теснейшим образом связана проблема смысла жизни — они во многом переплетаются и даже совпадают. И та, и другая имеют дело с человеком, его жизнью и деятельностью. В то же время поставленная проблема — о смысле жизни, имеет свое содержание, свои особенности, связанные с оценкой человеческой жизни.

Эта проблема исключительно сложна, ее пытались решить многие философы и мыслители прошлого; она находится в центре внимания и современной философии. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире: «Для чего живет человек?»

Французский философ и писатель А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» [2, с. 25–24], — заключает он.

В истории философии, посвященной проблеме смысла жизни, имеется ряд концепций. Одной из древнейших является концепция Экклесиаста (библейского проповедника). В ней подчеркиваются ничтожность и суетность человеческой жизни.

Жизнь человека, считает Экклесиаст, — это «бессмыслица», «нелепость», «вздор», «чепуха». Он полагает, что и слагаемые жизни — богатство, власть, любовь, труд — также бессмысленны, «как и погоня за ветром». Такой пессимистический вывод был сделан Экклесиастом потому, что «один конец ожидает всех»:

Одинакова участь праведника и грешника, Доброго и злого, чистого и нечистого, Добропорядочного и негодяя, Честного и клятвопреступника. По существу, Экклесиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, положительное значение обретают и творческий труд, и любовь, и богатство.

Например, он дает такие житейско-практические советы: «Так иди же, весело ешь хлеб и пей с беззаботным сердцем вино, так как Бог предрешил дела твои. Постоянно носи белоснежные одежды и щедро душись благовонным маслом. Наслаждайся счастьем с любимой женой... Любое дело, которое найдешь себе, «старайся делать как можно лучше». И еще: «Веселись, юноша, пока ты молод, и спеши вкусить от всех наслаждений. Делай все, что душа твоя хочет и чего просят глаза твои, только знай, что за все с тебя взыщет Бог».

Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И тут же отвечает: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Далее он пишет: это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия с одной стороны, переживание сильнейших чувств и наслаждения, — с другой [4, с. 76].

В узком смысле слова, с точки зрения Фрейда, под «счастьем» понимается только последнее — переживание сильнейших чувств и наслаждения. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, — быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий. Попутно отметим, что он дает ряд рекомендаций, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый относит, прежде всего, любовь — возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви — половую, считая ее сильнейшим опытом «потрясающего наслаждения» [3, с. 82]. Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным — красотой природы, совершенством человеческих форм, художественными творениями. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она выбрана свободно.

В том же направлении разрабатывал проблему смысла жизни американский философ Э. Фромм, последователь З. Фрейда. Он писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности».

Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф. М. Достоевский. В своих многочисленных произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире — быть личностью. Каждый должен оставить в обществе, пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку (личности) важно быть нравственным — вот суть, по взглядам Достоевского, его смысл жизни.

Сторонники научной философии осуждают несправедливое общество, основанное на социальном и национальном гнете, где ведутся кровопролитные войны между народами, приносящие миллионам людей разрушения, страдания и гибель.

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их «в люди». Другие, в частности, ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через «огонь, воду и медные трубы», остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые молодые люди, в основном студенты, при проведении конкретно-социологических исследований, заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и видят смысл жизни в богатстве.

Итак, философы и мыслители вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет («все суета сует»), другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное («страдание», например); третьи признают смысл жизни, подразумевая под ним что-то положительное — «счастье», «нравственность» и т. д. По нашему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит преувеличение трудностей жизни, доказывается почти полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению силы человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется и некоторая доля истины. Для новейшей истории, с ее глобальными проблемами и бедами «дикого капитализма» свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений, ибо довольно часто происходят землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, пожары и т. д. Миллионы людей на Земле постоянно болеют в результате систематического наступления на них природных стихий, невидимых простому глазу существ — микробов и вирусов. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты — все это такие социальные феномены, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ – начало XXI веков не только не сгладили, но еще больше обострили испытываемые людьми трудности и противоречия. Мы полагаем, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые «локальные», межнациональные войны и как следствие их — тысячи погибших и миллионы беженцев. Ярким примером тому служит современная Россия, где в результате глубочайшего кризиса и безработицы большинство людей оказались за чертой бедности. Под влиянием труднейших жизненных обстоятельств возникла проблема добровольного ухода людей из жизни. К таким трагическим поступкам, как правило, подталкивают две главные причины — безвыходное материальное положение (безработица, голод, проблемы с жильем) и индивидуально- психологические факторы, зависимые во многом от первых (пьянство, болезни, наркомания, измены и т. д.).

Что можно сказать о формуле Шопенгауэра — «человек человеку — волк»? Следует помнить, что подобный взгляд на жизнь возник в условиях действительных жестокостей капитализма. Известно, что мыслители делят людей на альтруистов и эгоистов, а у Фромма все люди даже разделены на «волков» и «овец». С одной стороны, в обществе имеется немало альтруистов — борющихся за мир между людьми и народами, добро, справедливость, правду и т. д. А с другой, есть немало и эгоистов, «волков», причиняющих честным, нормальным людям материальный и моральный ущерб и приносящих им беды и страдания. Именно эгоисты опасны для честных людей. Да и каждый из нас, наверное, может вспомнить факты из собственной жизни, когда и при каких обстоятельствах пришлось испытать на себе их враждебно-отрицательные действия — злобу, ненависть, клевету, зависть, беспричинное понижение в должности, измену и т. д. Особенно плодит эгоистов «дикий капитализм». Может показаться, что с его приходом возрождается закономерность, присущая животному миру, — борьба за существование (сильный выживает, слабый погибает). Как можно оценивать такие феномены, как заказные убийства, «простые» убийства, грабежи, воровство государственной и частной собственности и т. д.?

Наша позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни в конечном итоге не отражают всего содержания реальной жизни. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону — позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют о том, что в целом жизнь действительно хороша и интересна, в ней можно быть счастливым и испытать немало радостей. Так, счастье человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь к жене (мужу), успешное окончание школы, вуза, научные открытия, защита диссертаций и т. д., и т. п. Таким образом, мы отдаем предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни — все равно, что недооценивать человека и его жизнь.

 

Литература:

1.Вересаев В. В. Живая жизнь. — М.: Политиздат, 1991.

2.Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1990.

3.Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992.

 

Информация об авторе: Андрианов Александр Владимирович – студент, кафедра правового обеспечения национальной безопасности, Байкальский Государственный Университет, г. Иркутск; e-mail: derga4iov.kirill@yandex.ru

 

Author: Andrianov Alexander – student, Department of legal support of national security, Baikal state University, Irkutsk; e-mail: derga4iov.kirill@yandex.ru

 

 

УДК 336.262

Ю.А. Антонова, А.Д. Очирова


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 993; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!