MARTIAL ARTS - PHILOSOPHY OF HEALTH



The versatility of the system of physical exercises of Wushu is substantiated, philosophical and sports aspects are considered, special attention is paid to the possibility of using Wushu as a health-improving technique. Wushu is both a martial art and a sport, which means the development of its weak qualities and the improvement of strong, and health-improving methods, and a way of spiritual and psychological self-improvement of a person, i.e. a healthy body and a healthy spirit.

Key words: Wushu, martial arts, philosophy, health, body

Многие из восточных единоборств, дошедшие и имеющие актуальность в наше время, имеют глубочайший философский подтекст и широко используются в целях оздоровления. Одним из таких видов единоборств является ушу.

В переводе с китайского, оно звучит как боевое искусство. Насчитывая многовековую историю, ушу имело огромное влияние на развитие почти всех восточных единоборств.

Заслуга боевых искусств и ушу в первую очередь – это создание уникальных методов совершенствования человеческого организма. Несмотря на признание ушу в мире, современное общество ещё недостаточно оценило его возможности, влияющие на человеческую жизнь и здоровье. Главная особенность достижений китайского ушу заключается в том, что это философия мировоззрения и философия здоровья. Тело человека по канонам ушу имеет три составляющих – физическое начало, энергетическое начало и духовное начало . Целью ушу является объединение этих начал, достижение гармонии их взаимодействия [5].

Само по себе ушу многогранно и имеет множество направлений, многие из этих направлений отличаются друг от друга иногда больше, чем от иных видов боевых искусств, но главная, основная суть всегда одна.

Ушу – это философия жизни, это путь, ведущий по жизни. Слово «путь» – это одно из ключевых понятий философии ушу. Его значение глубоко, и он означает стремление прожить свою жизнь, реализовав себя полностью и достигнув покоя и удовлетворения. Реализация себя возможна лишь при полном раскрытии своего потенциала, и сделать это основная задача в философии ушу [3].

Каждый человек, прожив свою жизнь, может, оглянувшись увидеть, каким был его путь, но смысл философии пути – это создать свой путь и пройти по нему, реализуя себя в своих стремлениях.

За основу в ушу взяты представления древнекитайской философии о «жизненной энергии» – «ци», которая циркулирует в человеческом теле по определенным каналам [3].

Возникновение ушу как системы упражнений было обусловлено

необходимостью подготовки к труду и ведению военного дела, т. е. к нападению и защите. Прикладной характер сочетается в ушу с философской основой, определившей теорию и методику овладения данными упражнениями [6].

Лао Цзы разработал основные требования к занятиям ушу:

• полное спокойствие;

• исключение всех мыслей и желаний, мешающих концентрации внимания;

• естественность протекания внутренней деятельности организма.

Все стили ушу разделяются на два вида: внутреннее (или «мягкое») и внешнее (или «жесткое») ушу.

Первый вид ушу соотносится с канонами даосской натурфилософии. Даосские школы ушу строили процесс обучения на основе представлений о мире и человеке, в которых отражены теория «ян» и «инь», принципы адаптации к природе, спонтанности и естественности, идущие из глубины веков [2].

Согласно положениям даосской натурфилософии, вначале существовала лишь беспредельная пустота, из которой образовалась Вселенная, мир форм, проявляясь через взаимодействие полярных сил «инь» и «ян». «Ян» – это все «сильное» (горячее, твердое, тяжелое, высокое, блестящее), «инь» – начало, противоположное «ян» (нападе­ние – «ян», защита – «инь»; жесткость – «ян», мягкость – «инь»; движение – «ян», статика – «инь»; основное действие – «ян», вспомогательное – «инь» и т. д.).

Теория «инь» и «ян» предполагает:

• наличие противоположности между «инь» и «ян»;

• взаимозависимость «инь» и «ян»;

• взаимное дополнение и ограничение «инь» и «ян»;

• взаимное превращение «инь» и «ян».

Основные положения «мягкого» направления ушу, нашедшие отражение в философском труде «Лао Цзы» (IV—III вв. до н. э., название дано по имени автора), заключаются в преодолении силы с помощью слабости и жесткости с помощью мягкости. Важнейший принцип – уступая в поединке силе соперника, входя в сверхчувственный контакт с ним и следуя его движениям, нейтрализовать его силу, обратить ее вспять. Следуя податливости («инь»), сила нападающего («ян») сама себя исчерпает, поэтому достаточно небольшого усилия, чтобы вывести нападающего из равновесия и победить [2].

Второй вид ушу, возникший в чаньских (дзэнских) монастырях, соотносится с канонами буддийской философии.

Для «жестких» школ характерны:

• большая доля агрессивности;

• применение в схватках различных приемов единоборств, требующих значительного развития силы, быстроты реакции;

• использование на изнурительных тренировках тестов на пробивание и раскалывание твердых предметов.

К «жесткому» направлению относятся школы, происходящие из Северного Шаолиня, например «Северный кулак».

Поскольку Вселенная представлялась китайским мыслителям в виде бесконечно огромной сферы, то и движениям в даосских школах ушу стремились придать округлость. Траектории ударов, блоков, как правило, воспроизводят формы овала, эллипса, окружности, сферы, спирали, волны. Круговые движения позволяют слабому свести на нет удар огромной силы. Символика круга, сферы, шара преобладает во «внутренних» стилях ушу и присутствует во многих разно­видностях «внешних» стилей. При этом человек условно как бы помещает себя в центр сферического мироздания [6].

Прямая линия и угол характеризуют траекторию движений на начальных ступенях обучения, пока низкая культура движений тела еще не позволяет ученику выполнять более сложные элементы.

В современном Китае можно наблюдать, как ежедневно в период с 6 до 7 часов утра миллионы людей выходят на улицы, во дворы, в скверы, парки и выполняют различные физические упражнения, в том числе упражнения традиционной китайской гимнастики. Китайские специалисты подчеркивают, что все виды ушу направлены не только на достижение спортивных результатов, но и на укрепление здоровья [5].

Для достижения оздоровительного эффекта во время занятий важно выполнять следующие основные правила:

1) необходимы тишина и спокойствие;

2) ненапряженность достигается мягкостью и плавностью движений;

3) нужно следовать строго определенной очередности движений и их форме.

Специалисты особое внимание обращают на важность сосредоточения внимания на внутренних ощущениях, связанных с напряжением и расслаблением различных групп мышц во время движений, полного отключения от внешних раздражителей и повседневных проблем [2].

При оценке значения комплекса ушу для укрепления здоровья и профилактики заболеваний специалисты отмечают, что медленные и плавные движения умеренно стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (в среднем на занятиях частота сердечных сокращений не выше 100-116 уд/мин). Отмечается оздоровительный эффект при сердечно-сосудистых заболеваниях, нервных расстройствах, язвах желудка, гастритах и т. п. [1].

Наиболее актуально применение гимнастики ушу при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. Методика соответствует принципам ортопедической гимнастики Микулича - релаксация, мобилизация, стабилизация. Меняя процентное соотношение упражнений на пластику, динамику и статику, возможно применять методику для коррекции нарушений, связанных как с гипомобильностью двигательного сегмента, так и его гипермобильностью [4]. Большое внимание уделяется осанке. За счет действия разнонаправленных сил (макушечного усилия вверх и устремлении центра тяжести вниз) происходит сглаживание выраженности поясничного и шейного лордозов. Это возможно при статической работе мышц непосредственно двигательных сегментов позвоночника, что способствует укреплению его мышечно-связочного аппарата.

Влияние комплекса ушу оздоровительной направленности на деятельность внутренних органов и систем организма объясняется рефлекторным воздействием через нервно-эндокринный центр и гипофиз на железы, вырабатывающие гормоны [3].

Таким образом, ушу как одна из древнейших систем, объединяет в себе глубокий философский смысл (единство и борьба противоположностей «инь» и «ян») и огромное позитивное влияние на состояние здоровья человека через плавные, размеренные упражнения. В целом современное ушу в настоящее время наращивает темпы развития и становится мировым видом, как в спорте, так и способах самосовершенствования человека. Ушу – это и боевое искусство, т.е. способ самообороны; и вид спорта, т.е. стремление к результату, а значит развитие своих слабых качеств и совершенствование сильных; и оздоровительная методика, и способ духовного и психологического самосовершенствования человека, т.е. здоровое тело и здоровый дух.

 

Список использованной литературы:

1.Козырева О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия [Электронный ресурс]: учебный словарь-справочник/ Козырева О.В., Иванов А.А.— Электрон. текстовые данные. —  М.: Советский спорт, 2010.— 280 c.

2. Нетрадиционные оздоровительные методики и технологии: учебное пособие / С. П. Миронова, Т. К. Хозяинова-Цегельник. 3-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 194 с.

3. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения / под общ. ред. Ренстрёма П.А.Ф.Х. - Киев, «Олимпийская литература», 2003.

4. Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у детей [Текст] / П.Р. Чудинова // Физическая культура в школе. – 1994. – №5. – С. 38 – 40.

5. diss.seluk.ru/m-istoriya/30006379-1-s-mironova-hoz...polnennoe-rekome.php

6. diss.seluk.ru/m-istoriya/845388-1-s-mironova-hozya...polnennoe-rekome.php

 

Информация об авторе: Юрьева Алёна Александровна – аспирант, биолого-почвенный факультет ИГУ, преподаватель медико-биологических дисциплин Государственного училища (колледжа) олимпийского резерва г. Иркутска; e-mail: yurevaalena89@gmail.com

 

Author: Yureva Alena Aleksandrovna – postgraduate student, Institute of biology and soil faculty of the yoke, teacher of medico-biological Sciences of the State College (College) Olympic reserve of the city of Irkutsk; e-mail: yurevaalena89@gmail.com

 

 

УДК 336.14:353(57)

А.В. Андрианов


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!