ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК В.С. РОГАЛЯ «ВПЕРЁД НА ЗАПАД» (1943-1945) КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)



В статье рассматриваются: фронтовая, творческая деятельность Виталия Сергеевича Рогаля в период Великой Отечественной войны (1941-1945). Изучены особенности истории создания дневника сибирского художника «Вперёд на Запад» (1943-1945). Проведён анализ содержания дневника. Подробно описаны операции под Витебском, Минском, Каунасе, Инстербурге, Кенигсберге. Также в статье проведён исторический анализ художественных работ Виталия Сергеевича. Подчёркивается важность исследования дневника художника в раскрытие основных событий Великой Отечественной войны (1941-1945). Рукописный материал содержит факты об основных боевых действиях советских войск в 1941-1945 гг.

Ключевые слова: История России; Великая Отечественная война; историческая живопись; историография; источниковедение; фронтовой дневник; В.С. Рогаль.

 

V.V. Tkachev

FRONT DIARY OF V.S. ROGAL "FORWARD TO THE WEST" (1943-1945) AS A SOURCE FOR STUDYING THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

The article deals with: front-line, creative activity of Vitaliy Sergeyevich Rogal during the Great Patriotic War (1941-1945). The features of the history of the diary of the Siberian artist "Forward to the West" (1943-1945) are studied. The content of the diary is analyzed. The operations under Vitebsk, Minsk, Kaunas, Insterburg, Koenigsberg are described in detail. Also in the article a historical analysis of Vitaliy Sergeyevich's artwork is carried out. The importance of researching the diary of the artist in revealing the main events of the Great Patriotic War (1941-1945) is underlined. The handwritten material contains facts about the main military operations of the Soviet troops in 1941-1945.

Keywords: Russian history; The Great Patriotic War; historical painting; historiography; source study; front-line diary; V.S. Rogal.

 

Исторический образ войны. Художник, как любой исследователь, работая над картиной, изучает источники, собирает образы, делает эскизы. Даже если автор не был свидетелем события, может создать исторический сюжет, обозначить идею. Примером может служить творчество Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) [3, с. 122-126]. Художник изучал исторические источники, связал прошлое, настоящее и будущее государства. В своих работах он показал исторический образ Петра I, боярыни Морозовой, Степана Разина [4, с. 155].

Не менее важен процесс создания художественных работ участником события. Художники-фронтовики составили летопись Великой Отечественной войны (1941-1945). Виталий Сергеевич Рогаль – герой войны, писал картины, рисунки, эскизы, вёл дневники. Он собрал исторический образ тех событий, участником которых был в 1943-1945 гг.

Биография В.С. Рогаля. Виталий Сергеевич Рогаль (1915-2004)– сибирский художник, мастер реалистической живописи. Виталий Сергеевич - автор таких известных работ, как «Маршевики» (1942), «Вперёд на Запад» (1942), «За родное село» (1943), «Вечер на Байкале» (1953), «Рассвет на Ангаре» (1955), «Покорение Ангары» (1957), «Химия Байкала» (1964), Пантеон Сибири» (1989-2004)[2].

Виталий Сергеевич родился в большой крестьянской семье (11 детей) 9 августа 1915 году в селе Снегирёвка Тетиевского района Киевской области на Украине. Его родители – Сергей Миронович (род. в 1877 г., расстрелян как враг народа в 1938 г.) и Софья Павловна (1883-1963) помогли Виталию Сергеевичу определиться в выборе своего пути. Родные дедушка – Павел и бабушка – Татьяна также участвовали в воспитании детей. В семье было 8 братьев и 2 сестры: Борис, Николай, Александр, Павел, Леонид, Василий, Михаил, Анатолий, Нина и Людмила [2, с. 15]. Самый старший из братьев был Борис, а Виталий был пятым ребёнком в семье. В 1929 г. Сергей Миронович Рогаль как спецпереселенец был сослан в Восточную Сибирь в Нижнеудинский район. В 1930 г., когда мальчик заканчивал семилетку, была сослана его мать. После окончания семилетки в 1934-35 годах учился на рабфаке Харьковского строительного института, но был отчислен как сын кулака и отправлен в Сибирь. Почти год работал он массовиком в Нижнеудинском районе Иркутской области. В 1936 г. Виталий Сергеевич поступил в Иркутский изопедтехникум на курс к Александру Ивановичу Вологдину (1889-1939). В 1937 году В.С. Рогаль впервые стал участником областной выставки. Весной 1941 года Виталий Сергеевич заканчивает Художественное училище с дипломной работой «Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь». После окончания училища он работал учителем черчения и рисования в иркутской школе №19 (ныне школа №1) и рисовал в мастерской Иркутского товарищества «Художник»[2].

Фронтовой дневник: история создания образа войны. Автором фронтового дневника «Вперёд на Запад» (1943-1945) является художник Виталий Сергеевич Рогаль. Цель создания дневника – зафиксировать каждый шаг военного действия на пути к победе в Великой Отечественной войне. Дневник до создания музея-мастерской находился в семейном архиве художника, но после смерти, в 2004 г., его передали в музей истории города Иркутска. Дневник состоит из 240 страниц. Автор писал в полевых военных условиях в основном карандашом, реже цветными пастами. В своём дневнике Виталий Сергеевич упомянул о «путевой книге». Так он назвал свои записи, свидетельствующие о его подвиге (1943-1945).

Фронтовой дневник «Вперёд на Запад» состоит из двух частей. Первая часть создавалась с 1941 по 1945 гг.Первая запись сделана 19 ноября 1941 г., когдахудожника призвали в ряды Советской армии рядовым бойцом Забайкальского военного округа и отправили служить в Цугольский дацан [1, л. 1]. Вторая часть дневника (28 страниц) создавалась с 1996 по 2000 гг. и была присоединена к старым записям после войны. Здесь собраны пожелания, поздравления в честь юбилеев Дня Победы от друзей, деятелей культуры, высших руководящих лиц.

В Забайкалье прошёл курсы автоматчиков.Виталий Сергеевич проходил подготовку по системе Всевобуча (по постановлению ГКО от 17 сентября 1941 г.«О всеобщем начальном обучении военному делу граждан СССР»).

Виталий Сергеевич был готов к фронту. Ему не терпелось продемонстрировать своё мастерство, отвагу на полях сражений. Виталий Сергеевич пишет: «Я часто сижу один на один и вспоминаю прошлое. Оно уже так далеко от меня, но разом с тем и близко. Всё пройденное и прожитое мной заставляет верить, что и в дальнейшем жизнь моя тесно будет держаться в колее, которая направлена только в одни ворота, ворота искусства. Я верю, что и через войну пронесу служение и родине, и искусству. Я иначе не понимаю жизни». (1943) [1, л. 12].

Мечта отправиться на фронт у Виталия Сергеевича сбылась. 28 ноября 1943 г. В.С. Рогаль был зачислен в ряды Советской Армии в составе 17 Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова Духовщино-Хинганской дивизии, входившей в 39 армию, которой в то время командовал генерал Н.Э. Берзарин [1, л. 21]. В декабре 1943 г. В.С. Рогаль был отправлен на Западный фронт поездом. На пути он проезжал такие города и регионы, как Читу (12 декабря 1943 г.), Иркутск (13 декабря 1943 г.), Нижний Удинск (14 декабря 1943 г.), Красноярск (18 декабря 1943 г.), Заволжье (25 декабря 1943 г.) [1, л. 29].

6 января 1944 г. В.С. Рогаль приехал в Москву. С 9 по 20 января Виталий Сергеевич находился в Смоленске и делал зарисовки развалин города, военных укреплений. Каждый шаг войны для Виталия Сергеевича должен оставаться на листе. В Смоленске Виталий Сергеевич не застал военных действий. Только под Витебском начал принимать активное участие в боях. Первые фронтовые записи художник сделал 1 февраля под Витебском. 3 февраля 1944 г. В.С. Рогаль видел артиллерийскую подготовку, погибших товарищей: Шатая, Федю Герасева. Каждый день художника начинался с 7 часов утра и заканчивался в 2 часа ночи.

3 февраля 1944 года советские войска перешли в наступление на витебском направлении. 9-10 марта 1944 г. В.С. Рогаль получил письмо от друга – художника Соколова и ещё одно – с известием о том, что жив брат Николай, которого считал погибшим. Жива и сестра. Он был счастлив, что она смогла перенести муки плена и рабства. 12 марта 1944 г. был тяжёлый день для художника. В этот день он получил письмо от Евтихия Конева из Иркутска, который планировал организовать областную выставку.22 июня 1944 г. русские войска перешли в наступление.

7 мая 1944 г. В.С. Рогаль находился на белорусской земле. Целый месяц его преследуют осколки, подчитав, на одном квадратном метре оказалось около ста. День за днём, шаг за шагом маршировал по дорогам и полям, израненный войной. 27 июня Советская Армия не успевает нагонять отступающего фрица. Войска проходят через настоящую пустыню сёл и городов. Враг уничтожал все постройки, предполагая, что он мстит партизанам. Армия двигалась со скоростью 10 км в день. Виталий Сергеевич ждал остановки, чтобы зафиксировать всю информацию. В июле 1944 г. художник участвовал в операциях по освобождению Литвы, Латвии. Про эти события он писал в своём дневнике: «Чудный шишкинский лес, красивые озёра, глаз словно не видит примет войны, но видит, как расцветёт мировая земля, как красиво заживут здесь люди…» [1, л. 60].

С 28 июля по 28 августа 1944 года прошла Каунасская наступательная операция.1 августа 1944 г. был освобождён город Каунас. В.С. Рогаль участвовал во фронтовой выставке художников 3-го Белорусского фронта в г. Каунасе. Виталий Сергеевич писал: «Восточная Пруссия не далеко. Идёт поток за потоком бронированные машины белого зверя»[1, л. 82]. 24 сентября 1944 г. Виталий Сергеевич был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

21-22 января 1945 г. Виталий Сергеевич участвовал во взятие Инстербурга (Черняховска). В конце марта 1945 г. В.С. Рогаль получил тяжёлое ранение в голову в районе м. Пилькаллен (Восточная Пруссия), на время потерял зрение, был контужен. Виталий Сергеевич мечтал, чтобы к нему вернулось зрение. Врачи не знали возможно это или нет. Долгую болезнь художник называл мукой, часто переживал, было «до слёз тяжело обидно» [1, л. 121]. Он продолжал заниматься творческой деятельностью, постоянно писал, рисовал. 18 марта 1945 г., когда зрение стало восстанавливаться, художник радовался и писал, что глаза начинают видеть. Постепенно Виталий Сергеевич опять становится в ряды Красной Армии. С 6 по 9 апреля 1945 гг. проходила Кёнигсбергская операция. 9 апреля 1945 г. Виталий Сергеевич участвовал во взятие Кёнигсберга. О Кёнигсберге художник писал: «Сегодня я брожу по этим улицам и встречаю многие сотни пленных немцев, бредущих на восток. Кое-где раздаются выстрелы из засад. Нашёл под развалинами ценнейшие для себя репродукции работ художников Возрождения и модерна»[1, л. 171]. 25 апреля 1945 г. В.С. Рогаль дошёл до Балтийского моря.

9 мая 1945 г. Виталий Сергеевич встретил День Победы. Всех разбудили в 4 часа утра беспрерывными россыпями ракет, громкой торжествующей музыкой, криками и песнями «Мы кричали, как сумасшедшие, целовали друг друга и беспрерывно палили в воздух» [1, л. 175]. В.С. Рогаль готовился отправиться домой, затем на Восточный фронт. Последняя запись в дневнике сделана 12 июня 1945 г., когда художник был на пути к Восточному фронту.

Заключение. Таким образом, Виталий Сергеевич в своих работах «Маршевики» (1942), «Вперёд на Запад» (1942), «За родное село» (1943), отразил с одной стороны подвиг русского народа, мужество и храбрость солдата на фронте, а с другой трагедию войны, потери близких, разрушение городов, сёл и деревень. Художник в дневнике составлял летопись событий. Затем всё переносил на холст. В ходе фронтовой, творческой деятельности Виталий Сергеевич создал образ войны.

 

Список использованной литературы

1. МИГИ ОС-1890-1 Фронтовой дневник В.С. Рогаля: вперёд на запад! (1943-1946 гг.)                                                                                              2.Дубовцева Идея Алексеевна. Виталий Рогаль: биография отдельного лица / И. А. Дубовцева. – Иркутск: 1987 (Восточно-Сибирское книжное изд-во). – 120 с.: ил.                                                                                                   3.Ткачев В.В.История раскола Русской православной церкви в картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887) / В.В. Ткачев // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: материалы XVIII межрегиональной научно-практической конференции (Иркутск, 9 апреля 2017 г.). – Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2017. – 326 с.                                                  4.Маджаров А.С. История России в теории цивилизации: монография / А.С. Маджаров ; [под ред. Л.М. Дамешека]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. – 211 с.

 

Информация об авторе: Ткачев Виталий Викторович — бакалавр, кафедра истории России, Иркутский государственный университет, г. Иркутск; e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru.

 

Author: Tkachev Vitaliy Viktorovich– Bachelor's Degree, Department of Russian History, Faculty of History, Irkutsk State University, Irkutsk; e-mail: vitaliy.tkachev.96@mail.ru.

 

 

УДК 94(571.53)

ББК 63.3(253.5)

Р. Р. Тютрин


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!