Творческий и научный вклад Дольёна Мадасонав развитие бурятской культуры



Рассматривается биография известного бурятского деятеля науки и искусства Ильи Николаевича Мадасова, известного под творческим псевдонимом «Дольён Мадасон», чьи работы затрагивают разнообразные аспекты развития бурятской культуры. И. Н. Мадасов прославил свое имя как ученый, этнограф, фольклорист, поэт и писатель, а также – переводчик с бурятского языка на русский язык. Заслуги Дольёна Мадасона перед Отечеством и своим народом заключаются, в первую очередь, во вкладе в процесс популяризации научного знания и культурных достижений бурятского народа.

Ключевые слова: Дольён Мадасон, буряты, бурятская культура, этнография, фольклористика.

E. N. Danilova

CREATIVE AND SCIENTIFIC CONTRIBUTION OF DOLEN MADASON TO THE DEVELOPMENT OF BURYAT CULTURE

Annotation. Discusses the biography of a famous Buryat scientist and writer Ilya Nikolaevich Madasov, known under the pseudonym "Dolan Madason" whose work explores various aspects of development of Buryat culture. I. N. Madasov glorified his name as a scientist, ethnographer, folklorist, poet and writer and also a translator from the Buryat language into Russian language. Dolan Madason's merits to the Fatherland and his people are, first of all, to contribute to the process of popularization of scientific knowledge and cultural achievements of the Buryat people.

Key words: Dolan Madason, Buryats, Buryat culture, Ethnography, Study of folklore.

 

Илья Николаевич Мадасов родился 21 января 1911 г. в улусе Эрхэдэй Боханского аймака Иркутской губернии (ныне – село Ирхидей Осинского района Иркутской области) в многодетной крестьянской семье. В силу того, что в бурятских семьях традиционно ценилось образование как основа развития и гармонизации личности, Илья Николаевич начал свое обучение в сельской (улусной) начальной школев возрасте шести лет. Как и во многих небольших населенных пунктах той эпохи, школьное образование было несовершенным. Тем не менее, в 1927 г. будущий Дольён Мадасон получил неполное среднее образование, окончив Боханскую семилетнюю школу.

С раннего возраста Илья Николаевич Мадасов стремился к получению новых знаний, к самообразованию и саморазвитию. Такая целеустремленность позволила ему после окончания школы работать учителем бурятского языка и литературы в школах Боханского аймака, а в дальнейшем – Тункинского аймака Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики (далее – АССР).

Начало творческого и научно-исследовательского пути Дольёна Мадасона приходится еще на школьные годы, годы отрочества, плавно перетекающие в период юности. Будучи человеком, тонко чувствующим родную культуру, Илья Мадасов еще в 1925 г. оформил описание 23 загадок и трех пословиц – для того чтобы преуспеть в традиционной бурятской игре, связанной с загадыванием и разгадыванием загадок. Эти элементы народного фольклора послужили истоком его многолетней деятельности, связанной со сбором, хранением и распространением эпоса бурятского народа.Работа Ильи Николаевича получила свою реализацию посредством издания монументального с точки зрения этнографии и литературоведения сборника«Буряад арадай оньhон хошоо үгэнүүд». В состав данного сборника вошли более чем 6 тысяч бурятских пословиц и поговорок, обобщенных указателем, включающим в себя 97 предметно-тематических групп. (3).

М. П. Хамаганов, изучающий и описывающий биографический путь Дольёна Мадасона, выразил свое отношение к данному труду следующими словами: «Это золотые поэтические россыпи, в которых обобщен конкретный социально-исторический опыт трудового бурятского народа» (2, с. 180-196.). В сборнике отражен подход И. Н. Мадасова не только к конкретному (единичному) выражению результата своей научной и творческой деятельности, но и к собственной работе в целом – собирательное, неторопливое накопление знаний и точнейшая систематизация полученного опыта.

Интерес Д. Мадасона к произведениям, традиционно сосредоточенным в культуре бурятского народа, вызван уважением к народной мудрости, к не имеющим «срока давности» изречениям. При детальном рассмотрении можно оценить правоту этого ученого человека: актуальность пословиц и поговорок не подлежит воздействию времени, их актуальность бессрочна. «Например: «Гарай хүсэтэй хүн, ганса хү диилэхэ. Эрдэмэй хүсэтэй хүн, мянган хү диилэхэ» (Сильный человек – одолеет одного человека. Умный – одолеет тысячу); «Хубсаhан – бэеын шэмэг, эрдэм – ухаанай шэмэг» (Одежда – украше- ние тела, знание – украшение ума); «Муу засаг – түрын үбшэн, муу эзэн – гэрэй үбшэн» (Плохой правитель – болезнь государства, плохой хозяин – болезнь дома)» (1, с. 160-166.).

В процессе изучения элементов устного народного творчества своего народа Мадасон применил теоретико-эмпирический подход к изучению генеалогии ряда родовых поколений бурят, составив подробное описание основных представителей, событий и родственных связей в научно-повествовательной форме.

Деятельность Ильи Николаевича Мадасона не огранивается этнографией и фольклористикой, известность он прибрел также благодаря своему поэтическому таланту. «Первое стихотворение Дольёна Мадасона «Весна» было опубликовано на страницах газеты «Буряад Унэн» в 1927 г. В 1932 г. он выпустил свой первый сборник стихов «Habariin gerel» («Весеннее сияние»)» (1, с. 160-166.). Устремленность к поэзии возникла у автора еще в годы юности, в 1928 г., на тот момент, проживая в Бохане, он написал небольшие стихи «Весна», «Осень», «Лето».

Исполняя свой гражданский долг, в период Великой Отечественной войны И. Н. Мадасон вступил в ряды Красной Армии. В 1943 г. получил ранение, после которого проходил длительное лечение и был демобилизован. Трудовая деятельность Дольёна Мадасона разнообразна: сельскохозяйственная деятельность (трудился в колхозе), кино (работал в должности киномеханика), а также книговедение и литературоведение (являлся библиографом в Бурят-Монгольском облпрофсовете, литературным консультантом Союза писателей Бурятии). Большая часть профессиональной реализации И. Н. Мадасова приходится на должность сотрудника отдела фольклора и литературы Института общественных наук Бурятского филиала сибирского отделения академии наук СССР.

Илья Николаевич Мадасовза свои многочисленные заслуги в области науки и искусства удостоился следующих званий и наград:

- заслуженный работник культуры Бурятской АССР;

- Почетные грамоты Президиума Верховного Совета Российской Федерации;

- Почетные грамоты Бурятской АССР;

- медаль «Ветеран труда».

 

Список литературы:

1. Аюшеева М. В. Личный архив И. Н. Мадасона (1911-1984) / М. В. Аюшеева // Гуманитарный вектор. – 2016. – Т. 11. – № 3. – С. 160-166.

2. Хамаганов М. П. Бурятский фольклорист-собиратель И. Н. Мадасон / М. П. Хамаганов// Сов. лит. и фольклор Бурятии. – 1961. – Вып. 1. – С. 180-196.

3. Буряад арадай оньhон, хошоо үгэнүүд / Суглуулан хэблэлдэ бэлэдхэгшэ И. Н. Мадасон. Улан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1960. – 401 с.

 

Информация об авторе: Данилова Елена Николаевна – студентка Юридического института Иркутского государственного университета, Е-mail: danilova.92@mail.ru

Author: Danilova Elena Nikolaevna – Law Institute of Irkutsk State University student, E-mail: danilova.92@mail.ru

 

УДК 273.99

С. С. Кульпинов


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!