Определенные условия действия силы



 

Что касается Силы, о ней я напишу как-нибудь в другой раз. Я уже говорил вам, что она не всегда эффективна и что, как любая сила, действует при определенных условиях; одна только супраментальная Сила действует вне зависимости от них, поскольку создает собственные условия. Но той Силе, какую использую я, приходится действовать в условиях нынешнего мира. Она от этого не становится меньше. Я вылечил себя ею от всех болезней, кроме трех, да и те научился, когда они появились, держать под контролем; а тот факт, что я еще не сумел от них избавиться, отнюдь не перечеркивает факта излечения от всех остальных. Что касается Матери, раньше, когда она обращалась к той же Силе, она обычно вылечивала всё сразу – сейчас у нее нет времени думать о своём теле или концентрироваться на нём. Нынешнее широкое распространение болезней тоже стало фактом; это часть той борьбы, которая ведется в царстве Материи. Но и несмотря на это, в ашраме есть немало людей, которые избавились от своих болезней, доверившись Матери. Если излечиваются не все, то что это доказывает или не доказывает? Это лишь показывает нам, что эта Сила действует не всегда, не чудесным или невероятным образом, но через определенные средства и в определенных обстоятельствах. Я всегда это говорил, так что же тут нового или что тут такого, что перечёркивало бы истины йоги?

 

6.02.1935

 

 

Восприимчивость к силе при лечении болезней

 

Я имею в виду определенную восприимчивость в сознании – восприимчивость ума или витала или физического, такую, какая потребуется. Мать или я посылаем силу. Если открытости нет, сила может вернуться или отразиться (если мы не применим большую силу, что нежелательно) как от преграды или в результате сопротивления; если есть некоторая открытость, то и результат может быть частичным или нескорым; если есть полная открытость, результат может оказаться мгновенным. Разумеется, есть болезни, с которыми сразу не справиться, поскольку они укоренились давно, но при наличии у больного восприимчивости даже их можно вылечить относительно быстро и эффективно. Иногда люди бывают настолько открыты, что они выздоравливают в процессе написания просьбы или письма, еще даже их не отправив.

 

8.06.1933

 

 

* * *

 

Всё зависит от того, насколько пробудилось внутреннее «я», – в противном случае требуется физическая поддержка (avalambana) . Одни чувствуют облегчение лишь после того, как мы прочтем письмо; другим оно приходит сразу, в процессе написания письма или пока оно в пути, или когда уже дошло, но еще не прочитано. А кому-то становится легче, если они просто обратятся к нам мысленно. Реакции бывают разные.

 

Март, 1935

 

 

Необходимость точной информации

 

Вопрос: Если, когда Мать или вы уже начали вести духовную работу с кем-то из наших родственников или друзей, о котором стало известно, что он заболел, потом приходит неверная информация о ней или о нем, то не попадет ли посланная помощь мимо цели?

 

Ответ: Неверная информация, наталкиваясь на воздействие силы, создает путаницу, и потом предсказать результат невозможно. Разумеется, если информация неверна с самого начала, то это еще хуже. Очень важно, чтобы информация о больных была точной.

 

10.06.1935

 

 

Действие силы через аллопатов и гомеопатов

 

У Матери и меня нет предпочтения к аллопатии. Мать считает, что, как правило, доктора не исправляют, а портят дело, ломая природное сопротивление организма болезни чрезмерным или неправильным применением лекарств. Нам удавалось оказывать наиболее эффективное воздействие через гомеопатию Х., хотя, кажется, Сила, работая через гомеопатов, не осознающих ее, едва ли дает лучшие результаты, чем когда действует через аллопатов.

 

Помощь умирающим в ашраме

 

Вопрос: Какова разница между смертью в ашраме и вне его? Получает ли умирающий в ашраме преимущества для развития ума и других тонких тел, так что потом может получить лучшую реинкарнацию?

 

Ответ: Мне ничего не известно о «развитии ментала» и т. д. на их планах; развитие совершается на земле. Ментальный план и другие не эволюционируют.

Тому, кто умирает здесь, помогают совершить переход в психический мир и в его будущей эволюции к Божественному.

 

14.12.1936

 

 

Садхана и спорт

 

Конечно, Мать не хочет, чтобы в ашраме были одни спортсмены; тогда это будет не ашрам, а спортплощадка. Спорт и физические упражнения важны для школьников, но и те не только играют, а еще посещают уроки. Между прочим, у них существенно улучшилось здоровье, дисциплина и поведение, так что это очень ценный результат. Во-вторых, молодым садхакам разрешено, а не предписано или рекомендовано, заниматься спортом, но, разумеется, при этом никто не ждет, чтобы они ходили только туда; у них есть другие, более важные занятия. Чтобы стать спортсменом, требуется лишь добровольный выбор, который зависит от желания и склонностей. В окружении Матери есть немало людей, например Х., которые никогда не помышляли о частых визитах на спортплощадку или о том, чтобы заниматься спортом, а Мать не помышляла просить их об этом. Иначе говоря, ей не могла прийти мысль быть недовольной тем, что вы избегаете подобных развлечений. Кто-то, конечно, мог бы спросить, зачем вообще нужен спорт в ашраме, где следует заниматься только медитацией и внутренними переживаниями и думать об уходе от жизни, чтобы достичь Брахмана. Но такая точка зрения справедлива лишь по отношению к обычным ашрамам, к каким привыкли, а тут у нас не ортодоксальный ашрам. У нас жизнь включена в йогу, и поскольку мы признаем жизнь, то можем делать всё, что считаем полезным для ее дальних и ближних целей, если это не противоречит духовной работе. В конце концов, ортодоксальный ашрам возник, только когда Брахман стал удаляться от мира и тень буддизма окутала всю страну, а все ашрамы стали монастырями. В древности ашрамы были совсем другими; мальчиков и молодых людей, которые там воспитывались, учили многому, что могло понадобиться в жизни: сын Пурураваса[364] и Урваши учился в ашраме у Риши стрельбе из лука и стал отличным лучником, а Карна[365] стал учеником великого мудреца, чтобы добыть у него мощное оружие. Поэтому не существует каких-либо априорных оснований к тому, чтобы исключить спорт из жизни такого ашрама, как наш, где мы пытаемся поставить знак равенства между жизнью и Духом. Не нужно исключать даже настольный теннис или футбол. Но, если серьезно, то я считаю, что играть или не играть есть дело выбора и наклонностей, и со стороны Матери было бы нелепо быть недовольной вами за то, что вы, подобно Х., не желаете стать спортсменом. Так что выбросьте это из головы; то, что Мать может быть недовольна вами по этой причине, абсолютно исключено. Так что ваша идея, будто она хочет держаться от вас на расстоянии за то, что вы якобы совершили или не совершили, есть недоразумение, лишенное каких бы то ни было оснований, поскольку ни вы не давали повода, ни она об этом не помышляла. Сама она мне говорила, что всё как раз наоборот и что если она что-то раньше и думала, то как раз обратное, а если что-то чувствовала, то лишь доброту. Единственная перемена, которую она могла бы ждать от вас, это нарастание психических и духовных усилий и внутренний рост, и тут вы ее не обманули – напротив. Кроме того, мысль о том, что Мать, возможно, недовольна вами потому, что вы не меняетесь в соответствии с тем или иным шаблоном, – идея дикая; это было бы в высшей степени необоснованно и неразумно.

 

10.07.1948

 

 

* * *

 

Мать отнюдь не хочет, чтобы кто-нибудь занимался спортом, не имея к тому природной склонности или желания; заниматься или нет должно быть делом сугубо добровольным, и она отнюдь не относится холодно к тем, кто не ходит на спортплощадку, и не смотрит на них сверху вниз. Это было бы абсурдом: вокруг нее люди, кто преданно ей служат и она это ценит, к кому она относится с доверием и любовью, но кто никогда не ходили на спортплощадку, потому что у них не было для этого либо времени, либо желания – можете ли вы себе представить, что она из-за этого отвернется от них или начнет к ним холодно относиться? Мать никогда не считала, что спорт должен быть единственным или главным занятием жителей ашрама; даже у школьников, для физического развития которых эти спортивные игры и атлетические упражнения так важны и для которых они и предназначены, есть и другие занятия – работа, учеба – и другие развлечения, на которые они тратят время не меньше, чем на спорт. Есть другие, более важные вещи: есть йога, духовный прогресс, бхакти, преданность, служение…

Не понимаю, что вы имеете в виду под тем, что я «трачу время на спорт»: я не трачу на него нисколько времени, за исключением того, что по просьбе Матери написал одну статью для первого номера «Бюллетеня»[366] и вторую для следующего. Всю остальную работу по спортивной организации делает Мать, и ей придется ее делать, наверное, пока спортивные занятия не будут достаточно организованы, чтобы проходить при общем руководстве сверху, и от нее требовалось бы присутствовать там лишь раз в день. Я вложил туда свою силу, чтобы помочь ей, как и во всякой другой работе по ашраму, но больше я не тратил на спорт никакого времени.

 

4.03.1949

 

 

* * *

 

Нет никакой необходимости делать спорт обязательной частью йоги или начинать заниматься им, чтобы завоевать любовь и сердечность Матери. У йоги свои цели, средства и требования; спорт не имеет к ним отношения, как вам и дала понять Мать, когда сказала, что тот вид концентрации, который нужен на спортплощадке, это не медитация, и служит он для тренировки движений, а не для достижения целей йоги.

 

14.03.1949

 

 

* * *

 

Также неверно, будто Мать или я отошли от йоги и намерены сосредоточить всё внимание на спорте; у нас нет ни малейших намерений менять основные принципы ашрама и превращать его в спортивное общество. Если бы мы это сделали, это был бы в высшей степени глупый поступок, а если это вам кто-то сказал, то он, должно быть, сошел с ума или у него приступ временного безумия, если такое приходит в голову. Мать уже вам как-то раз ясно сказала, что то, что происходит на спортплощадке, не медитация и не концентрация, какая нужна для йоги, а обыкновенная сосредоточенность, необходимая исключительно для выполнения физических упражнений. Если Мать и занимается этим – неправда, что только этим, – то лишь по той причине, чтобы организовать это всё как можно быстрее и чтобы дальше всё это шло бы само собой, не требуя от нее внимания и особой заботы, как это всегда было с организацией всех прочих дел ашрама. Что до меня, то это полный абсурд – думать, будто я забросил медитации и йогу и теперь меня интересуют только бег, прыжки и маршировка! По-видимому, это – странное толкование моего второго сообщения в «Бюллетене». В первом я писал о спорте и его пользе – точно так же, как писал раньше о политике, социальном развитии и прочих видах деятельности. Во втором же я коснулся этой темы вскользь, поскольку люди выражают непонимание, почему ашрам вообще должен иметь отношение к спорту. Я объяснил, почему и зачем, рассматривая этот вопрос в основном в более широком смысле: каким образом спорт, равно как и другие виды деятельности, могут стать частью пути к полному совершенству всех граней человеческого существа, включая тело, и в особенности в том, что касается природы совершенствования тела. Я недвусмысленно дал понять, что высшее и полное совершенство всего инструментария Духа может быть достигнуто только через йогу и что поднять на другую ступень всё человеческое существо, достичь на земле божественной жизни в божественном теле можно только с ее помощью. Я совершенно ясно сказал, что с помощью человеческих и физических средств, таких как спорт, можно достичь лишь относительного совершенства в ограниченных пределах. В этом нет ничего, что оправдывало бы мысль о том, что спорт может быть средством, позволяющим мгновенно подняться в Сверхразум, или что Сверхразум может низойти на спортплощадку и никуда более, так что он достанется только тем, кто туда ходит; для меня это была бы неважная перспектива, так как в таком случае у меня не было бы шансов!

Я пишу всё это в надежде прояснить те странные недоразумения, которых обнаружилось столько, что они, похоже, носятся в воздухе и, вероятно, задели вас.

 

27.04.1949

 

 

* * *

 

Вам следует понять, что ваша идея, будто мы настаиваем на том, чтобы вы занялись спортом, полюбили его или так или иначе приняли, не имеет никаких оснований. Сам я в жизни не увлекался спортом – разве что как зритель, интересовался крикетом в Англии или был не играющим членом крикетного клуба в Бароде – не играл ни в какие игры и не занимался никаким его видом, кроме тех нескольких упражнений, таких как данд (da ṅḍ) или байтхак (bai ṭhak) [367] которым научился в Бароде у мадрасских борцов, чтобы немного развить физические и жизненные силы в своем тогда хрупком и слабом, хотя и здоровом теле, но я никогда не приписывал им какой-то особой значимости и важности и прекратил ими заниматься, как только они стали не нужны. Разумеется, с моей точки зрения ни занятия физкультурой и спортивными играми, ни отказ от таких занятий не имеют для йоги никакого значения. Ни ваша нелюбовь к спорту, ни любовь к нему у других не делают вас ни лучше, ни хуже для садханы. Поэтому у нас нет абсолютно никаких причин настаивать, чтобы вы занялись спортом, а у вас – чтобы терзаться мыслью, будто нам это нужно. Разумеется, вы, как и все, свободны выбирать тут свой собственный путь.

 

28.04.1949

 

 

* * *

 

Прежде чем подойти к основному пункту, я хочу прояснить вопрос, который так или иначе с ним связан, касающийся моих статей – или, как их называют, посланий – в «Бюллетене»; поскольку появление их там, а также содержание, кажется, вызвало в вашем уме волнение, путаницу и замешательство, в особенности мои размышления о Божественном Теле. Первую из этих статей я написал для того, чтобы объяснить, каким образом и почему спорт оказался включен в программу деятельности ашрама, и надеюсь, дал ясно понять, что спорт не входит в садхану, что он принадлежит к тому, что я назвал нижним полюсом существования, но что он мог бы принести пользу не только как развлечение, отдых или средство поддержания физического здоровья, но и для обучения тела, для развития определенных качеств и способностей, не только физических, но и касающихся морали и дисциплины, а также для стимуляции ментальной энергии; но я также говорил там, что всего этого можно достичь и другими средствами и что полезность спорта весьма ограниченна. Преодолеть эти ограничения, свойственные для средств материального существования (the lower end of things), можно только с помощью садханы. Полагаю, тут трудно чего-либо не понять, но Мать попросила написать еще одну статью на другую тему, о вещах, не связанных со спортом, например о возможности эволюции божественного тела; и я написал, продолжая разговор о Сверхразуме и Сознании-Истине, которые, безусловно, не имеют ни малейшего отношения к спорту. Эта тема была значительно шире и намного интереснее, чем отчет о спортивных соревнованиях, и тем не менее понятна не только узкому кругу читателей. Рассуждая о божественном теле, я вступил в область предположений, касающихся отдаленного будущего, когда станет возможной эволюция тела через влияние на него духовной силы, и, разумеется, это не может быть делом сегодняшнего дня или близкого будущего, к тому же я достаточно ясно объяснил, что тут нужно начинать от начала и не пытаться искать окольных путей. Вероятно, мне следовало сделать больший акцент на нынешних рамках, что я сейчас и делаю. Поскольку непосредственная задача всех моих начинаний состоит в том, чтобы утвердить на земле божественную жизнь, а для этого нужно в первую очередь достичь реализации Божественного; только тогда жизнь может исполниться духовности, или, как я это называю, стать Жизнью Божественной. Создание тела, какое можно было бы назвать божественным, будет следующим шагом в рамках единой трансформации, так как появление такого божественного тела, как следует из моих рассуждений, могло бы состояться лишь как итог тех отдаленных шагов эволюции и не должно сейчас кого-либо беспокоить или смущать. К нему можно было бы отнестись даже как к фантазиям о возможном отдаленном будущем, которые однако когда-нибудь смогут стать явью.

Теперь я перехожу к основному пункту, иначе говоря, к тому, что якобы имеющиеся у Матери намерения полностью сосредоточиться на спорте и отойти от тех дел, которые относятся к садхане и к нашей духовной работе, не более чем легенда и миф, не имеющий под собой никаких оснований. Кроме того времени, какое Мать уделяет собственным физическим упражнениям – как правило, вечером два, иногда три часа на спортивной площадке, – весь день, начиная с раннего утра, и большая часть ночи у Матери отдается садхане – не только собственной, но всех садхаков: Пранам, благословения, медитация, беседы с садхаками, на лестнице или где угодно, иногда часа по два кряду, когда нужно выслушать всё, что тем нужно сказать: вопросы о садхане, рассказы о результатах или проблемах, жалобы, обсуждения, споры, бесконечные собрания, где нужно что-то решать по тому или иному поводу, – этому перечню нет конца, а в оставшееся время ей приходится помогать им писать письма, сочинять отчеты о материальной работе ашрама и всех его многочисленных подразделений, заниматься корреспонденцией и всем тем, чего требуют контакты с внешним миром, в том числе нередко решая серьезные, важные и трудные вопросы. Разумеется, всё это не имеет никакого отношения к спорту, и у Матери очень мало возможностей вспоминать о нем, разве что пару часов по вечерам. Нет никаких оснований считать, будто Мать пренебрегает садхаками и садханой и подумывает, как бы ей заняться исключительно, или главным образом, спортом, и еще меньше оснований приписывать всё это мне. Лишь на подготовку к первому-второму декабря этого года Матери пришлось потратить массу времени и усилий, поскольку она задумала на эти два дня большую культурную программу: на первое декабря была запланирована ее пьеса «Поэзия будущего», танцы, декламация отрывков из «Савитри» и из «Молитв и медитаций», а на второе – большая и роскошная программа спортивных мероприятий. Подготовка к ним заняла много времени, но не за счет ее других обязанностей, кроме разве что одного-двух дней накануне. Тут нет никаких оснований делать вывод, что она теперь постоянно будет заниматься подобными мероприятиями, а также, что ашрам меняет направление работы и жизни, что это конец духовности и апофеоз Божества Спорта. Те, кто говорят об этом или заявляют, будто спорт станет обязателен для всех, предаются фантазиям, не заслуживающим доверия. Собственно говоря, напряженный период закончился, а после второго декабря всё вернулось в нормальное русло и на спортплощадке стало даже тише, чем раньше, а что касается будущего, то тут хочу вам напомнить пословицу: «один раз не считается».

Тем не менее, беспочвенная идея, что якобы теперь занятия спортом станут для всех обязательны и что, не занимаясь спортом, никак не снискать внимания или расположения Матери, продолжает витать в воздухе. Поэтому я считаю необходимым повторить как можно более недвусмысленно то, что уже говорил однажды, задолго до того, как пошли все эти слухи, будто Сверхразум снизойдет только на спортплощадку и только на тех, кто там будет и больше ни на кого – что означало бы, что лично мне его не обрести никогда! Необходимо повторить то, что сказал тогда – что Мать никогда ни на кого не возлагала подобных обязательств, и ей это не приходило в голову и не было причин для этого. Ей не нужно, чтобы вы, как и кто-либо другой, занимались спортом, если у вас нет к нему склонностей или способностей. В ее окружении есть немало людей, пользующихся самым высоким ее расположением, самые лучшие и ценные работники, в том числе и самые близкие ей, нежно любимые люди, которые в жизни не заглядывали на спортплощадку. Так что никак нельзя потерять ее дружбу и расположение за отказ заниматься спортом или за свою нелюбовь к нему: всё это лишь вопрос предпочтений и ничего более. Утверждение же – распространившееся благодаря кому-то, кто решил, будто имеет право рассуждать о намерениях Матери, – что спорт отныне станет для нее самым важным занятием и обязательным для садханы, в высшей степени нелепо.

 

6.12.1949

 

 

* * *

 

Реализация Божественного – это единственное, что нам нужно, остальное только желательно в той мере, в какой помогает нам или ведет нас к ней, или, если она уже осуществилась, расширяет реализацию и служит ее проявлению. Проявление или организация всей жизни ради Божественного труда: во-первых, для реализации необходима садхана, личная и коллективная, и, во-вторых, совместная жизнь реализовавших себя в Боге людей, направленная на то, чтобы помогать миру в движении к этому и для жизни в Свете – вот в чем состоит смысл и цель моей йоги. Но реализация – главная цель, вокруг которой вращается всё остальное, поскольку без нее всё остальное не имеет значения. Ни мне, ни Матери никогда не приходило в голову заменить ее чем-то иным или пренебречь ею ради чего-то иного. Собственно говоря, Мать тратит большую часть дня, так или иначе помогая садхакам двигаться к этой цели, а всё остальное время уходит у нее на дела ашрама, от которых нельзя отказаться, иначе ашрам развалится, и это также работа ради Божественного. Что касается спортивного зала, площадки и прочего, Мать с самого начала дала ясно понять, какое место она отводит всем этим занятиям; она никогда не сделала бы такой глупости, чтобы самое главное заменить чем-то второстепенным.

 

4.04.1950

 

 

Спокойствие и действие

 

Вопрос: Изучение языков делает ум активным. Разве йога не означает спокойствие ума и его постоянное обращение к Божественному?

 

Ответ: Вы хотите сказать, что для спокойствия ума человек должен ничего не делать? Тогда ни у Матери, ни у меня и ни у кого другого здесь нет спокойствия ума.

 

6.04.1937

 

 

Чтение газет

 

Вопрос: Очень ли важно для нашей садханы отказаться от чтения газет? Я вижу, что почти все садхаки, в том числе самые лучшие, их читают, и вы тоже. Более того, тот, кто не читает их, ничего не знает и с ним не о чем говорить.

 

Ответ: Это зависит от человека и от его обстоятельств – тут не может быть общего правила. Я действительно читаю газеты, а Мать никогда не читает, разве что ее привлечет какая-то конкретная тема. Позволю себе добавить, что если Х. забыл бы про газеты на год, то это пошло бы ему на пользу. Каждый сам должен понимать, что ему необходимо для садханы. Если газеты отвлекают или слишком приковывают внимание к внешнему, их лучше избегать. Но если кто-то склонен проявлять медлительность в садхане и у него нет особого внутреннего импульса, он может почитать газеты – это ничуть не хуже, чем любое другое занятие. С другой стороны, их можно читать, если чтение не влияет на сформированное или формирующееся внутреннее сознание (не отвлекает, не снижает уровень сознания, не уводит во внешнее и т. д.). Я читаю газеты в основном потому, что мне нужно знать, какие происходят события, от которых в любой день может зависеть моя работа. Я не читаю их просто так, ради интереса.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!