Характеристика сложных синтаксических целых с цепной, параллельной и смешанной связью.
Тема рематическая связь предложений в ссц. Ссц и абзац.
В сложном синтаксическом целом существуют два основных вида связи самостоятельных предложений:
1. Цепная (последовательная) связь.
2. Параллельная связь.
Разновидности цепной связи в сложном синтаксическом целом:
1. Наиболее широко распространена местоимённая цепная связь. (Местоимения - это специальные слова-заменители, «скорая помощь русского языка», по словам Л.Я.Маловицкого).
Н-р, На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая противника. Вскоре и он явился.
2. Цепная синонимичная связь. Для связи предложений в сложном синтаксическом целом используются текстовые синонимы, функциональные эквиваленты.
Н-р, Пушкин - солнце нашей литературы. Он является создателем русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи (текстовые синонимы).
3. Связь на основе лексического повтора.
Параллельная связь в сложном синтаксическом целом.
Этот вид связи встречается реже. Предложения при таком виде связи в сложном синтаксическом целом однородного состава, автосемантичны, то есть более структурно и семантически самостоятельны.
В зависимости от характера параллелизма выделяются определённые типы сложных синтаксических целых с параллельной связью:
1. Собственно параллельный тип.
Все предложения в составе сложного синтаксического целого строятся параллельно, то есть по одной и той же структурной схеме (пример выше).
|
|
2. Анафорическое сложные синтаксические целые (одинаковое начало - семантическое, звуковое, синтаксическое).
3. Эпифорическое сложные синтаксические целые (параллелизм выражается в эпифоре - концовке).
4. Кольцевые сложные синтаксические целые (параллелизм в одинаковом начале и концовке).
Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на композиционно-стилистической основе.
Виды тематического (классического) абзаца с точки зрения построения. Аналитико-синтетический абзац содержит аналитическую часть (пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую – во второй. Синтетико - аналитический абзац начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в
последующих сообщениях. Рамочный абзац имеет совмещенную структуру: зачин намечает тему, далее – поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и последнее высказывания лексически перекликаются, и, таким образом, происходит «замыкание» темы. Основные функции абзацного членения следующие: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев чаще зависит от манеры письма.
|
|
58. Из истории лингвистики текста. Краткий обзор различных трактовок текста.
Лингви́стика те́кста - направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам. Входит в состав филологических направлений, изучающих текст. Истоками Лингвистики также можно считать античную риторику, поэтику, изучавшие тексты, фигуры речи, герменевтику, семиотику, психологию и др. Однако текст в данных науках рассматривался лишь как объект исследования, в качестве одного из "побочных продуктов" коммуникации, представляющегося в виде статическойструктуры элементов и типов их связей. Из самого названия данной дисциплины становится ясно, что Лингвистика текста (ЛТ) – направление лингвистических исследований, в рамках которых формулируются и решаются проблемы текста.
|
|
Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения.
ПИСЬМО МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И КУЛЬТУРОЙ
Письменность является одной из существенных характеристик цивилизации. Ее существование является верным доказательством того, что некий народ вышел из предыстории и вступил в период своего исторического развития. Графическое сообщение определенной цивилизации, как правило, может быть прочитано и расшифровано, поскольку оно опирается на систему определенного языка. Языковой критерий, таким образом, является связующим звеном между письмом и цивилизацией.
|
|
О ТЕРМИНЕ «ПИСЬМО» В ГРАФИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ И СМЕЖНЫХ НАУКАХ
Изучение письма как объекта научного исследования началось сравнительно недавно: Т. А. Амирова подчеркивает, что выявление природы и специфики письма суть «продукт лингвистической мысли XX века» [1, с. 22]. Апофеозом изучения письма в XX веке стало формирование новой науки о письме - грамматологии, которая стремится охарактеризовать общие принципы, управляющие «употреблением и эволюцией письма»
Письмо служит альтернативой устному общению и фиксирует элементы языковой системы для осуществления коммуникации. В этом смысле письмо является предметом изучения особой отрасли научного знания -графической лингвистики, включающей в себя различные лингвистические дисциплины: «палеографию, графику, орфографию, графемику». Основные понятия, которые входят в рассмотрение графической лингвистики, - «письмо, письменный текст, письменность, письменный знак» Важным
вопросом в графической лингвистике является определение объема и дифференциация этих терминов.
ТЕРМИН «АЛФАВИТНЫЙ ДЕРИВАТ» В ПЕРСПЕКТИВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СТАТУСА РУССКОГО АЛФАВИТА Таким образом, термин «алфавитный дериват» можно определить следующим образом: это про -изводный от алфавитных имен и/или производный от самих алфавитных знаков знак, относящийся к алфавитной теме и включенный в ее знаковую область (денотативное множество). Автор дает определение нового термина (алфавитный дериват) для русской грамматологии и показывает некоторые возможности понимания алфавита и его знаков.Ключевые слова: алфавит, алфавитный дериват, алфавитная деривация, грамматология, дериваты, письмо, алфавитные знаки, письменность, термин. Очевидно, что термин «алфавитный дериват» относится к системе терминов, связанных с письменностью и письмом, потенциально содержит дефиницию, имеет тенденцию к моносемично-сти в пределах своего терминологического поля, у него отсутствует экспрессия, есть стилистическая нейтральность. НАДПИСИ ИЗ ВАДИ ЭЛЬ-ХОЛЬ: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
История возникновения алфавитной системы письма, казалось бы, описана вполне удовлетворительно на основе появления в Ханаане на рубеже ХУ-Х1У вв. до н. э. значительного числа документов, письменность которых представляет собой подлинную фонографию в ее консонантном варианте. Где-то на горизонте, как всегда, «виднелось облачко» так называемого синайского письма, однако вполне неясные грамматологический и лингвистический контексты надписей в Серабит эль-Хидим исключали их использование1 в построении общей исторической картины важнейшего коммуникативного ресурса современной цивилизации. И только «энтузиасты» АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ДРЕВНИХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТОРОННИКАМИ КИТАЙСКОЙ ГРАММАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ И.Т.Д
№ 59. Основные текстовые категории: целостность, связность, композиция, повтор
Связность (когезия) текста – категория, характеризующая лексико-грамматич особенности соединения в тексте его элементов: предложений, фрагментов… Понятие связности в самом общем плане м б определено через повтор: некоторая последовательность знаков на том расценивается как связная, что имеет место повторяемость различных знаков, их форм, а также смыслов. Связность языковых единиц текста в конечном счете служит для повтора некоторого содержания, которое может составлять тему отд абзаца, сверхфазового единства… а в предельном случае целого текста. Связь элементов текста, при кот интерпретация одних элементов текста зависит от других. Когерентность – связность, привносимая чем-то внешним по отношению к тексту, прежде всего знаниями его адресата. Формальная связность – связь, выраж на уровне поверхностной стр-ры текста при помощи языковых средств. Семантич связность – связь на основании общего содержания смежных фраз без внешне выраженных (собственно языковых) средств связности. Семантико-синтаксическая связность осуществляется уровне пресуппозиции (компоненты высказывания, кот отправитель текста считает истинными и уже известными адресату) и импликации (сообщ, кот выводятся получателем из содержания текста или его компонентов), что обеспечивается актуальным членением предложения.
Цельность текста – психолингвистическая категория, кот предполагает единство замысла, семантической программы; некое смысловое единство. Внешние признаки цельности – определенные речевые и языковые границы завершенности. Суть цельности в том, что текст как целое всегда больше суммы своих частей; содержание текста не равно простой сумме смыслов, из кот он состоит.
Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.
Типы композиции текста
линейная композиция представляет собой последовательное изложение фактов и событий и обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет);
ступенчатая — предполагает акцентированный переход от одного положения к другому ( лекция, доклад),
концентрическая композиция — дает автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип строения способствует хорошему усвоению текста;
параллельная — основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинений, темы которых —
«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»
дискретная — предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий. Этот сложный тип организации характерен для художественных текстов. (Например, такое решение часто лежит в основе детективов);
кольцевая композиция– содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип строение дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.
контрастная — основана на резком противопоставлении двух частей текста.
60. Функционально - смысловые типы текста
Тип текста: Описание.
1) Указание на его принадлежность к классу предметов.
2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
Содержание и форма текста:
1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Типичные грамматические средства оформления:
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование. Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.
Содержание и форма текста:
1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Типичные грамматические средства оформления:
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение. Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
Содержание и форма текста:
1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Типичные грамматические средства оформления:
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!