В поисках сверхъестественного



 

Жуткое, мрачное место. Голая бесплодная пустыня с острыми скалами из застывшей вулканической лавы, лунный пейзаж. Бурлящие серные источники, одни желтые, другие кроваво–красные, испускают запах разложения. То здесь, то там струйки пара вырываются из трещин в камнях, которые на ощупь могут быть как ледяными, так и горячими. В центре потухшего кратера в темноте мерцает зеркало озера Усори. Может быть, это плод воспаленного воображения, но когда стоишь на берегу (кто‑то назвал его, словно в насмешку, «берег рая»), то возникает чувство, что, если пуститься в путь к противоположному берегу озера, назад не вернешься. В темной воде водится какая‑то разновидность ельца, и только эта рыба смогла выжить в такой кислой среде. Все кругом голо и серо, лишь кое–где пробиваются кусты рододендрона — подходящая декорация к сцене ада, самое любимое место для всевозможных призраков.

Таков пейзаж на горе Осорэ (слово означает «страх»). Мрачная кальдера расположена на оконечности полуострова Симокита в префектуре Аомори, части северного региона Японии — Тохоку. Полуостров по форме напоминает топор. Эта местность долгое время считалась священной, утверждали, что здесь живые могут встречаться с ушедшими в мир иной. Местные поверья говорят, что умершие отправляются на гору Страха и в этом кратере люди могут встретить тех, кто давно покинул мир. В наши дни «сеанс» сверхъестественной связи с душами усопших происходит дважды в год во время особых фестивалей. Главным считается летний фестиваль Осорэдзан Дзидзо, проводящийся в городе Муцу с 20 по 24 июля; следующий праздник проходит 9–11 октября. Во время фестивалей озеро Осорэ освещают около сорока мощных прожекторов. Люди, жаждущие общения с душами умерших родственников, съезжаются сюда из всех уголков Японии, чтобы посоветоваться с местными итако — шаманами–медиумами, обычно слепыми старухами. Девочки, готовящиеся стать итако, проходят обучение с раннего возраста. В течение нескольких лет они учат песнопения, молитвы и способы предсказания судьбы. После этого проходит обряд камицукэ, в процессе которого девочка входит в транс и, как говорят, заключается священный брак, синкоп; только после всех этих процедур она становится медиумом. Особенно много итако собираются на горе Осорэ у главного входа во время июльского фестиваля; они демонстрируют посетителям искусство медиумов кутиёсэ — говорят голосами умерших.

Есть несколько причин, по которым люди приходят на эти встречи с медиумами: отметить годовщину смерти близкого человека, найти успокоение в печали, решить психо–логические проблемы или просто обратиться за советом или помощью. Медиуму сообщается какая‑нибудь эксклюзивная информация, например имя, и она начинает тонким поющим голосом инициировать собственный транс, который поможет ей переместиться в преддверие ада, где она будет искать указанную душу и, возможно, принесет от нее весточку. Иногда ее голос резко меняется, это изменение или особые движения тела показывают, что связь произошла и сообщение скоро будет передано. К сожалению, все ритуалы совершаются с использованием сложного северного диалекта, который с трудом понимают даже местные жители. Несмотря на это, многие люди покидают гору Страха удовлетворенными, будто они на самом деле пообщались с умершими супругами или детьми.

 

Какие тайны лежат на «берегу рая», на той стороне озера у горы Осорэ? (Фото любезно предоставлено правительством префектуры Аомори.)

 

Конечно, не все просьбы увенчиваются успехом. Некоторых в последний момент оставляет самообладание, и, вместо того чтобы призывать дух близкого человека, они начинают спрашивать об известном политике. Один мужчина вдруг спросил о Мэрилин Монро. Возможно, когда людям приоткрывается тайна существования после смерти, им становится спокойнее.

Когда фестиваль заканчивается, итако возвращаются в свои деревенские дома, где продолжают в течение года общаться с домовыми (в каждой семье в этом регионе есть свои личные домашние боги) и лечить больных крестьян. Если человек заболел, итако, как шаман, может попытаться опознать дух, который стал причиной болезни. Если дух опознан успешно, его можно изгнать, тело больного освобождается от незваного гостя, и пациент излечивается от болезни.

Но шаманские традиции и древние народные поверья — это еще не все религиозное наследие веками освященного места. На горе Осорэ расположен монастырь Энцудзи, построенный в 845 году. В наши дни здесь находится дзэн–буддийская секта Сото. Это одно из главных направлений дзэн–буддизма было основано в Японии в 1227 году Догэном (1200–1253) после его возвращения из Китая. Монастырские постройки разбросаны среди серных источников и скалистых выступов, там же имеются деревянные бани для всех желающих.

Многочисленные статуи Дзидзо (одного из бодхисаттв), встречающиеся в главных зданиях монастыря озера Усори, отражают влияние буддизма. Дзидзо — это божество–покровитель детей, так что, когда заканчивается сезон летних посещений, статуи этого божества обычно укрывают пожертвованной одеждой детского размера, рядом кладут еду, напитки и маленькие игрушки. Эти дары преподносятся Дзидзо для того, чтобы помочь ему заботиться об умерших детях, которые страдают на пути в другой мир. В его обязанности входят ночные обходы скалистого русла реки, которое является границей между нашим и загробным миром, полоски земли, называемой Саи–ио Кавара. Совершая ночной обход, он подбадривает пока еще бездомные души умерших, которые, для того чтобы попасть в рай, должны сложить небольшие возвышения из камней. Дзидзо отгоняет злых демонов, разбрасывающих камни, с таким трудом сложенные бездомными душами. Посетители горы Осорэ часто добавляют один или два камня к холмикам или сооружают новый, протягивая руку помощи невидимой душе. Среди пожертвований возле изваяний Дзидзо часто встречаются соломенные сандалии, поскольку обувь бодхисаттвы быстро снашивается во время продолжительных обходов.

В 1380 километрах к югу от мистической горы Осорэ находится место не менее сверхъестественное.

В городе Нагасаки, что расположен на Кюсю, третьем по величине острове Японии, на втором этаже здания рядом с автобусным терминалом станции Кавадана есть маленькое кафе «Андерсен», примерно в тридцати минутах езды от аэропорта. Управляет этим кафе Хисамура Тосихидэ, сорокалетний примерный гражданин, который проявляет свои сверхъестественные способности, демонстрируя психокинетическую силу — нэнгурафии по–японски. Репутация у Хисамуры такая, что люди едут к нему со всей страны. Кафе стало местом для психокинетических шоу Хисамуры, которые проходят три раза в день — в 10.00, 14.00 и 18.00. В кафе за семью столиками и длинным прилавком одновременно могут поместиться тридцать человек, и как только помещение заполнится, остальные посетители должны ждать следующего сеанса. Хотя само шоу бесплатное, посетители должны заказать себе что‑то из меню, которое предлагает стандартные для японского кафе блюда, такие как кофе, рис с карри и бутерброды. К посетителям предъявляется только одно необычное требование — чтобы они приходили с открытой душой. Скептиков и нигилистов здесь не любят и любого, кто выскажет хоть слово сомнения, попросят уйти, ведь Хисамура пускает всех на шоу бесплатно.

После того как гости поели, начинается демонстрация. В обычный день Хисамура надевает фартук, закатывает рукава и присоединяется к аудитории. Его любимый фокус — попросить у посетителя сигарету, которую он кладет на ладонь, и вдруг она сама подпрыгивает и взлетает. Хисамура кладет сигарету в стакан, она выпрыгивает из стакана. Взяв чьи‑то часы, останавливает минутную стрелку в то время, которое объявляет заранее. Без помощи рук может установить другие часы на то время, которое просит посетитель. Кого‑нибудь из аудитории просят пощупать пульс Хисамуры, который тем временем по собственной воле замедляет или останавливает его. Один из посетителей рисует картину, которую мастер копирует в точности, даже не глядя на нее. Научный сотрудник из правительственного учреждения насчитал двадцать восемь очевидных чудес. Ложка гнется или превращается в вилку, гнутся болты, монеты увеличиваются в размере. Хисамура заставляет двигаться кубик для игры в кости. Из салфетки появляется сырое яйцо, а бумажные деньги парят над рукой кудесника, отправляясь потом в стеклянный контейнер.

Сверхъестественны ли все эти способности? Некоторые критики обвиняют Хисамуру в обычной мистификации и даже мошенничестве. Другие, и среди них глава представительства корпорации «Сони», находятся под впечатлением его таланта и убеждены, что его психокинетическая сила — реальность. В книге о жизни Хисамуры подробно рассказывается история развития его необычных способностей и жизненной философии, но это пока не убеждает оппонентов. Тем временем посетители кафе продолжают восхищаться шоу, восторженно охая и ахая над каждым новым чудом. Просмотр все‑таки ограничен по времени. На стене висит объявление о том, что если кто‑то уже был на этом шоу, то он должен подождать не менее месяца, прежде чем посетить кафе еще раз. Тех, кто видел шоу уже дважды, просят возвращаться не раньше чем через три месяца. Хисамура объясняет эти требования желанием, чтобы каждый имел возможность увидеть бесплатную демонстрацию того, что он сам называет «проникновением разума сквозь материю».

При изучении сверхъестественного в Японии надо иметь в виду, что происходящее на горе Осорэ и в кафе «Андерсен» не то чтобы обычное явление, скорее редкое. Это лишь два примера неизменной для японцев привлекательности всего сверхъестественного, которое так характерно для японской культуры.

Элементы сверхъестественного пронизывают японский фольклор и традиции, ощущение загадочности бытия и сегодня является движущей силой. В таком суматошном мегаполисе, как Токио, где около двенадцати миллионов человек задействованы в разных сферах экономики огромной современной Японии, сверхъестественное скрыто от простого зрителя. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что интерес к сверхъестественному не только не угасает, но за последние годы даже возрос, так как японцы пытаются объединить свои экономические достижения и стремление к духовному равновесию. Изучение сверхъестественного действительно можно считать прогрессом в вечном поиске смысла жизни.

Возьмем, например, средства массовой информации. Сверхъестественные явления — одна из самых популярных тем в мире развлечений; медиумы и экстрасенсы часто появляются на телеэкране. Книги о паранормальных явлениях стали бестселлерами, в любом журнале можно найти статьи о разнообразных психических феноменах. Курсы изучения сверхъестественных явлений посещают и студенты, и пенсионеры. Появились учебные центры, где занятия направлены на повышение психической энергии. Некоторые из них связаны с религиозными группами и ассоциациями, которые давно известны своими школами медитации. В других школах занятия ведутся под руководством просветленных, у которых есть личный мистический опыт. Самоназначенных гуру сейчас изобилие, и литература для разработки личного психического потенциала продается очень успешно.

Каждую неделю появляется все больше объявлений о лекциях по психокинетике, телепатии, астральным путешествиям, ясновидению, чтению и передаче мыслей на расстоянии и даже по исследованию НЛО. Более того, растет количество обычных людей, которые становятся известными благодаря своим психическим способностям. Простой сарариман (служащий из разряда «белых воротничков») вдруг открывает в себе выдающийся дар целительства, и это приносит ему национальную славу. О нем даже снимают фильмы. А другой целитель — бывший ветеринар, он излечивает от множества болезней лишь с помощью рук и глаз. Нередко японское телевидение следует за каким‑нибудь известным медиумом, пока он или она шествуют по миру, пытаясь установить контакт с душами умерших людей.

Для нации, в которой медитирующие монахи существуют бок о бок со служащими в костюмах — «белыми воротничками», эзотерические практики никогда не потеряют своей притягательности. Закрытые секты, духовные группы монахов–отшельников существовали веками, и у каждой своя практика выявления и развития сверхъестественных возможностей. В этих общинах практикуются необычные культы, многие из которых основаны на получении психической силы от лидеров групп. Если взять любую религиозную секту, то в основе каждой из них найдется человек с паранормальными способностями, который и привлекает последователей. В Японии духовное и сверхъестественное часто являются синонимами.

Другими словами, феномен сверхъестественного никого не удивляет. Согласно японской мифологии, мир уже переполнен богами и богинями, и сейчас наступил критический для них момент — «час пик богов».

Говорят, что существует восемь миллионов божеств, которые обитают не только в раю, но и повсюду на земле. Эти божества, или коми, живут в горах, реках, озерах, лесах, в скалах и домах, как следует из синтоистских верований — японской национальной религии Синто (дословно — «путь богов»). Термин коми обозначает любого уважаемого, священного духа, а так как все существующее имеет таких духов, то и все может быть коми. Есть поверье, что коми могут воплощаться во всем — начиная от горы Фудзи до обычной кухонной плиты, их можно найти даже в туалете. В Японии все небесное и земное наделено божественной природой.

Но не все божества доброжелательны. Многочисленные демоны, или они, считаются злыми сверхъестественными силами, которые отражают темную сторону человеческого существа. Эта могучая сила вселенной разрушительна для мира людей и несет отрицательную энергию, от которой необходимо защищаться или очищаться. Миллионы японцев носят маленькие амулеты, отгоняющие демонов и неудачу, которую они могут принести. Многие японские домохозяйки совершают ритуал изгнания демонов, отмечая таким образом конец зимы в день, называемый сэцубун. Такие обычные явления природы, как ветер и гром, являются воплощением демонов — это духи бури и грозы, и гнев их разрушителен.

К древним суевериям здешних мест, тесно связанным с природными явлениями, добавились религиозные. Буддизм пришел в Японию, как считается, в 552 году, принеся с собой народные поверья из Индии, Китая и Корен.

Например, демон–разрушитель из фольклора времен китайской династии Тан (618–907) прижился в японской мифологии как Сёки. Позже в эру Камакура (1185–1392) буддистские летописцы изображали это существо как одного из «судей в аду», или Дзигоку–дзоси. Другим заимствованием из Китая стали сказки о восьми бессмертных героях даосизма.

Считается, что это были реально существовавшие личности, которые добились человеческой трансцендентности через суровый ритуал очищения тела и разума и приобрели божественный статус. И поскольку учение дзэн–буддизма развивалось в Японии, эти бессмертные стали символом интеллектуальной и духовной свободы.

 

Маска длинноносого тэнгу, или горного гоблина

 

Еще существуют домовые, или гоблины. В японских горных монастырях и храмах часто можно встретить маску длинноносого гоблина, или тэнгу. Этот тэнгу, внешне напоминающий злого японского Буратино, возможно, попал в Японию из Индии через Китай и может происходить от персонажа индийской ветви буддизма — стража Гаруда, мистической птицы–божества, имеющей разные обличья. Посланник и помощник богов, Гаруда является врагом демонов и предателей. В храме Тодайдзи в Нара есть деревянные маски предположительно VII‑VIII веков, изображающие головы сердитой птицы и длинноносого мужчины. Сейчас эти маски охраняются как национальное сокровище, и только однажды они участвовали в представлениях гигаку — религиозных танцах, зародившихся в Тибете и Индии и пришедших в Японию через Корею в 612 году. Сегодня гигаку уже не танцуют, обряд сохранился только как музыкальное сопровождение молитв в буддийских храмах Японии.

Магическая сила тэнгу упоминается в ранних японских народных сказках и легендах, они также тесно связаны с буддийскими традициями. В Японии тэнгу немного изменили свой пугающий образ, став просто проказливыми гоблинами, любимой шуткой которых было превратиться в буддийского монаха или монахиню или даже в Будду. В таком виде гоблины обычно обманывают ничего не подозревающих монахов или даже сбивают их с истинного пути. Японские тэнгу делятся на два вида: карасу–тэнгу, которые изображаются в виде фигурки с головой ворона, тело их покрыто перьями, а вместо пальцев ног и рук — когти; и коноха–тэнгу — длинноносые фигурки. В двенадцатом столетии эвфемизм «дорога тэнгу» среди буддийских священников означал телесное наказание за лицемерие или тщеславие. Говорят, что тэнгу на самом деле — заколдованные злые священники, наказанные так за гордыню и жадность.

Тэнгу также ассоциируются с японскими горными отшельниками, или ямабуси, которые известны своими магическими возможностями и аскетичным образом жизни в священных горах. Действительно, тэту часто надевают шестиугольные шляпы ямабуси, а веера из перьев используют для того, чтобы становиться невидимыми или творить какое‑нибудь другое волшебство. Поскольку эти гоблины живут высоко в горах, в лесу, деревенские жители все еще совершают обряд подношения тэту перед тем, как срубить дерево. Такой же обряд осуществляют перед тем, как устроить праздник в их честь. Считается, что в деревьях обитают обычно доброжелательные духи, но и они иногда бывают враждебны человеку, поэтому на всякий случай этих коми лучше задобрить.

Иногда тэту приносят несчастья. Говорят, что они охотились за Ходзё Такатоки (1303–1333), который был последним регентом военного правительства (бакуфу) периода Камакура и покончил жизнь самоубийством. Ходзё сильно критиковали за пьянство. В последние годы жизни его преследовали ночные кошмары с участием злых тэту. Минамото–но Ёсицунэ (1159–1189), напротив, говорил, что тэту ему очень помогли; легенда гласит, будто они научили его секретам военного искусства и стратегии. Ёсицунэ, возможно, один из самых популярных японских героев, прославляется в «Хэйкэмоногатари» («Повестьо доме Тайра »). Этот героический эпос начала XIII века, в котором много общего с европейской «Песней о Роланде», описывает битву между кланами Хэйкэ и Минамото, в которой Ёсицунэ сражался за победу Гэндзи над Тайра. Эпос «Хэйкэ–моногатари» идеализирует политику правящего воинского сословия, направленную против некоторых аспектов буддийской этики и мировоззрения буддистов.

В возрасте семи лет Минамото–но Ёсицунэ послали учиться в Киото, в монастырь на горе Курама, основанный в 770 году. По преданиям, здесь, в долине Содзё, жили тэту, которыми правил старый король с длинной седой бородой. Уроки, полученные Минамото в детстве от учителей–тэнгу, обусловили его дальнейшую прославленную военную карьеру, которая продолжалась до тридцати двух лет. Тогда, предвидя неизбежное поражение, он убил своих детей и жену, поджег замок в Такадати (современная префектура Иватэ) и покончил жизнь самоубийством.

Если тэту и демоны заимствованы из фольклора других стран, то каппа — это чисто японское уникальное божество. У этого любопытного существа клюв, чешуйчатое тело, покрытое черепашьим панцирем, корона на голове, заполненная волшебной жидкостью, из которой черпается его жизненная и сверхъестественная сила. У каппа бывают и злые намерения, например заманить детей и женщин–прачек в воду и утопить их. Чтобы предотвратить злодеяния каппа, достаточно просто всякий раз кланяться ему при встрече. Поскольку каппа–я понец, то он сразу поклонится в ответ и, пролив волшебную жидкость, превратится в беспомощное существо. А еще каппа можно задобрить, предложив ему его любимую еду — огурец.

Этот непредсказуемый японский водяной дух немного напоминает одно из самых известных волшебных существ Шотландии — келпи. Оно встречается возле рек, заманивает людей в воду и топит их. Келпи часто превращается в лошадь и как бы приглашает покататься, а затем стремительно уносит неосторожных ездоков в ближайший водоем.

Животные, как и все другие мифические существа, тоже играют важную роль в японском мире сверхъестественного. Прежде всего волшебной силой обладают лисы, похожие на барсуков енотовидные собаки тануки и змеи. В пантеон магических животных также входят лягушки, черепахи, кошки, собаки, обезьяны, птицы, мыши, волки, кабаны, олени, лошади, выдры, ласки, пауки, бабочки, светлячки и даже дождевые черви. Например, когда происходит землетрясение, говорят, что это гаргантуан — подземная полосатая рыба–сом — переворачивается во сне. В сказках и легендах животные наделяются человеческими качествами, и наоборот. Часто животные общаются с людьми, охраняют границы нашего мира от проникновения темных сил, учат мудрости или указывают дорогу.

Лисы, выдающиеся обманщицы, обычно расставляют свои сети, чтобы повеселиться, запугать или соблазнить человека. Лиса может появиться в виде прекрасной женщины, околдовать мужчину до сумасшествия или смерти, гораздо реже она проявляет благодарность за добрые деяния. Японское слово «лиса», кицунэ, может быть использовано для описания характера очаровательной, привлекательной женщины. В то же время у лис есть и положительная роль: они являются покровительницами богатых урожаев риса. Глиняные фигурки пары лисиц, а также аналогичные изваяния из камня или бронзы охраняют вход в храмы по всей Японии. Одна из лисиц всегда держит во рту талисман власти, или священный свиток, во рту у другой — ключ от клада с сокровищами. В известной сказке о лисе, написанной более тысячи лет назад, рассказывается о «Золотой девятихвостой лисе» — женщине–предводительнице лисьего племени, учинившей беспорядки в Индии и Китае. Она сбежала в Японию в XII веке и приняла облик леди Тамамо–но Маэ. Ее полюбил император Тоба (1103–1156), и однажды она околдовала его так, что он заболел и чуть не умер. Придворный астролог, Абэ–но Ясунари, в конце концов разгадал тайну Маэ и в отражении зеркала показал ее истинную лисью сущность. Преследуемая и загнанная в угол умелым лучником, перед смертью она превратилась в камень. Всякий, кто его случайно касался, сразу умирал. Камень назвали сэссё ежи — «камень смерти». Заклятие в конце концов уничтожил в XV веке святой монах Гэнно; как гласит предание, камень взорвался и исчез в огромном облаке ядовитого дыма.

Любопытно, что в одном из исследований есть данные, что на месте того камня, на территории, где теперь находится префектура Тотиги, зафиксировано повышенное содержание мышьяка.

 

Пара лисиц–близнецов охраняет святилище, посвященное этим животным

 

Другой коварный интриган — тануки. Легенда, зародившаяся в монастыре Сёдзёдзи в Татэбаяси, префектура Гумма, рассказывает о веселом чайнике, который на самом деле был тануки и изводил монахов игрой в догонялки. Когда тануки исполняется тысяча лет, он становится обладателем сверхъестественной силы и может трансформироваться в любое живое существо и любой предмет, но больше всего любит превращаться в буддийского священннка. В лунную ночь тануки может показывать дорогу путешественникам, стуча по свому необъятному живот); подражая успокаивающему ритму храмового барабана. Хотя эти существа скорее озорные, чем злые, поговаривают, что тануки может даже съесть жену дровосека или придавить охотника своей огромной мошонкой.

Особенно сильной мистической силой обладают змеи, которые во всем мире внушают людям уважение и почтительный благоговейный страх. В Японии ритуальный танец змеи, пришедший из Индии через Китай и Корею, исполнялся в знак поклонения перед священным животным. Белая змея считается посланницей богов; змеи–драконы, хранительницы воды и погоды, оберегают человечество от пожаров и чумы. Синтоистский обряд в Великом храме Идзумо в префектуре Симанэ символизирует появление японских божеств верхом на огромном белом змее. Рядом со старыми фермерскими домами часто можно найти изображение извивающейся большой белой змеи, или аодайсё, это считается добрым символом, который приносит безопасность и богатство в дом и семью. Но иногда змеи принимают человеческий облик, превращаясь в роковых женщин, чтобы соблазнить мужчин. Змеи являются символом плодородия, неудержимой страсти и стихийных природных явлений. В одном из широко известных мифов змея олицетворяет связь между миром смертных и вечной жизнью.

Пантеону божеств–животных в Японии приписываются разнообразные волшебные способности. Олень является священным животным, посланником богов, символом процветания и долголетия. Сегодня больше тысячи оленей обитает в парке города Нара, который был столицей Японии с 710 по 784 год. В японской версии одной известной китайской легенды волшебный король обезьян по имени Сон Гоку вместе с каппа и кабаном сопровождал буддийского священника Гэндзё Сандзо во время его путешествия в Индию за священным писанием. В пути им докучали демоны и духи, но паломники благополучно добрались до Индии, где в храме Наранда священник остался постигать основы буддизма. Спустя семнадцать лет Гендзё Сандзо вернулся в Китай и привез 657 томов сутр. Он основал две новые секты буддизма и провел остаток жизни за переводом этих священных текстов. Телезрители в Японии даже теперь восхищаются великолепными специальными эффектами, которыми часто сопровождаются постановки этой бессмертной истории.

Среди японских мифических животных много «выходцев» из Китая. Нуэ — волшебная птица, внешность которой описывают по–разному. По одной из версий, у нее голова обезьяны и тело тануки, лапы тигра, а вместо хвоста живая змея. Нуэ считали злым духом, виновным в болезни императора Коноэ в 1153 году, ее убил известный стрелок из лука Минамото–но Ёримаса, который впоследствии погиб от руки бывшего собственного слуги. Другой волшебный зверь — кирин, с головой дракона и телом оленя; у него чешуя вместо шерсти, странная остроконечная грудь, хвост быка и копыта козла. Бегает он быстрее всех остальных животных, шаги у него бесшумны и не оставляют никаких следов. На голове один маленький рожок. Кирин считается очень нежным и безвредным созданием.

Такая доброта присуща и фениксу, яркому разноцветному существу, помеси петуха и фазана, образ которого был выбран для фамильного герба японской императрицы. Восточный феникс, в отличие от своего египетского сородича, не возрождается из пепла, он появляется очень редко, один раз в тысячу лет. В1052 году Фудзивара–но Ёримити превратил свой второй дом (на месте современного городка Удзи, пригорода Киото) в храм Бёдоин, который сохранил свое название до наших дней и принадлежит двум буддийским сектам — Тэндай и Дзёдо. Одна из элегантных построек храма — павильон Феникса — сооружена в виде птицы феникс с двумя маленькими птенцами, украшающими крышу.

 

Свирепая сиси и ее детеныш на страже у входа в храм

 

У входов во многие храмы и святилища по всей Японии стоят сиси, китайские изображения льва, вводящие в некоторое заблуждение своим видом. В Корее большая кошка превратилась в «корейскую собаку», а в Японии приобрела одновременно черты китайского льва и корейской собаки; некоторые даже считают, что ее надо называть Буддийским львом. Сиси можно узнать по квадратной голове с плоским, широким носом, глазами навыкате и густыми кудрями надо лбом. По буддийским верованиям, прямой обязанностью сиси является охрана храмов, монастырей и дворцов, поэтому их ставят парами на входах в здания. Львица обычно кладет лапу на детеныша, в то время как у льва открыта пасть и часто он держит лапой мяч. Открытая или закрытая пасть соответствует буквам «а» и «ун», санскритскому эквиваленту альфы и омеги, и символизирует начало и конец существования.

 

Сиси мужского рода, также охраняющий храм, установлен на другой стороне от входа

 

Китайское мужское начало вселенной воплощается в драконе, который, как и божество дождя, ассоциируется с космическими силами и оказывает влияние на дождь и бурю. Драконы в японской живописи редко изображаются полностью, они обычно наполовину спрятаны за облаками или бушующими волнами. Такой канон изображения, вероятно, происходит от поверья, что смертные, увидев дракона целиком, не смогут после этого оставаться в живых. Драконы, ближайшие родственники змей, вокруг которых вырос культ поклонения, часто описываются в самых ранних японских легендах приносящими такие сокровища, как «драгоценность, управляющая течением», и «меч, успокаивающий траву».

Хотя мифологическим животным часто приписывают человеческие качества, периодически случается и обратное явление.

Люди, которые ведут себя, как звери, могут превратиться в животных, как в сказке про злого крестьянина в старом Киото. Он был преступником, совершившим много недобрых деяний, и в конце концов был превращен в собаку, не умеющую есть и обреченную на голодную смерть через сто дней. По другим преданиям, монах Райго, живший в X веке, превратился по собственному желанию в громадную крысу, которая незаметно пробралась в храм, чтобы разодрать драгоценные буддийские сутры своими острыми зубами. Люди могут родиться заново в образе змей, чтобы отомстить тем, кто их обидел в прошлой жизни. Элементы сверхъестественного присутствуют в традиционных пьесах театра Но. Существуют особые обрядовые божества, воинственные духи воинов, изящные демоны женского рода. Театр Кабуки, который так нравится простым людям, предлагает разнообразный репертуар, где действуют сверхъестественные существа, в первую очередь привидения мужского рода. Современные пьесы этого театра «разбавлены» и мстительными привидениями женского рода. В японской литературе собраны классические коллекции историй о духах и монстрах, и, конечно же, боги почти всегда принимают участие в происходящем действии. Периоды социальной и политической напряженности в Японии часто были отмечены возрождением интереса к сверхъестественным явлениям и привидениям, возможно, так в сознании людей отражается нестабильность жизни в смутные времена.

Разнообразные проявления сверхъестественного особенно часто отмечались в период Хэйан (794–1185), когда люди пытались выявить демонов болезней и голода и найти способ трансформировать в любые образы живые существа и души умерших. В последующие двести лет мир сверхъестественного сильно расширился, включив в себя привидения умерших людей, так же как и привидения животных, превращающихся в людей, и людей, превращающихся в животных. В период Муромати (1392–1573) неодушевленные предметы тоже наделялись способностями превращаться в живых существ. В течение периода Момояма (1568–1598) и последующего периода Эдо (1600–1867) интерес к сверхъестественному заметно возрос, истории о духах, привидениях и других паранормальных явлениях стали невероятно популярны у жителей Японии. Особенно полюбили тему сверхъестественного художники периода Эдо. Они создавали гравюры, настенные свитки, вырезали фигурки нэцкэ, изображали сцены из другого, потустороннего мира. Японская государственная политика в эпоху Мэйдзи (1867–1912), связанная с модернизацией страны по западному образцу, не повлияла на увлечение мистикой, которое особенно сконцентрировалось на изучении психических возможностей человека и взаимодействии между мирами живым и потусторонним.

Перенасыщение японской культуры и обычаев сверхъестественным проистекает из самого мифа о сотворении мира. Достаточно простая история возникновения Японии записана в двух самых ранних летописях страны — «Кодзики », или «Записи о деяниях древности », датируемых 712 годом, и «Нихон секи», или «Анналы Японии », составленных в 720 году.

Проследим эволюцию легенд, фактов и мифов в этих записях, чтобы понять, откуда идут японские мистические традиции.

Хроники мифологической эпохи Коми содержат синтоистские заповеди для повседневной жизни и регламентируют божественные объекты и явления и время для поклонения им. В «Кодзики» говорится о коми (боге) — Навечно Утвердившемся в Центре Небес, который появился первым, за ним последовал коми рождения и роста. Но настоящее сотворение начинается с дуэта брата и сестры Идзанаги–но Микото и Идзанами–но Микото, которые произошли от Равнины Высокого Неба и дали рождение всему, включая других многочисленных коми и Великие Восемь Островов, или Японию. Среди коми выделяют трех самых важных — это Аматэрасу, богиня солнца, ее несносный братец Сусаноо–но Микото, который правит землей, и Цукиёми, богиня луны, отвечающая за царство тьмы. Аматэрасу — воительница–шаман, обладающая невероятной магической силой, древний предок всех правящих японских семей. Именно она повелела своему внуку Ниниги–но Микото стать первым правителем Японии. В качестве символа божественной власти он получил три священных дара: зеркало, меч и ожерелье с драгоценными камнями.

Неудивительно, что японское общество, обладая таким историческим наследием, пропитанным мистикой, представляет собой оригинальное сочетание простого и сложного, древнего и современного, мистического и светского. Это, несомненно, является причиной раздвоения, двойственности самой японской культуры и создает то устойчивое впечатление дихотомии, которое пугает иностранцев, желающих понять, какое же из лиц Японии — истинное. В этом обществе контрастов и противоречий высокие технологии, похоже, перемешались со сверхъестественными возможностями. Глава компании, обсуждающий международные сделки по мобильному телефону, может показаться вам очень современным человеком, твердо стоящим на ногах в высокотехнологичной японской действительности. Однако в его внутреннем кармане может лежать магическое заклинание для отпугивания неудач и злых духов. Домохозяйка, жилище которой просто забито всевозможными электроприборами, может повесить у входной двери защищающий амулет, чтобы отогнать незваных гостей из мира демонов и привидений. Небоскребы из стали и стекла символизируют стремление Токио войти в современную эру, но из древних деревянных святилищ и храмов по соседству все еще приглашают буддистских и синтоистских священников для очищения домов и изгнания неприкаянных духов умерших.

Как и в других странах, изучение сверхъестественных явлений в Японии способствует желанию людей разгадать тонкую материю непознанного. Это и путь к объяснению необъяснимого, и одновременно способ более глубокого проникновения в новые области. Как духовная потребность для исследователей мистического, это дорожка к трансцендентности человеческой природы.

В народе существует поверье, что в освященных мощах могут обитать невидимые духи умерших. В современном облике человека продолжает существовать напоминание о том, что люди — это нечто большее, чем просто кости и плоть. Более того, пожалуй, человечество — это чувствующее, духовное существо, связанное с огромной Вселенной, которая все еще не раскрыла всех своих секретов. Волшебство и чудеса окружают нас на каждом шагу, а сверхъестественные явления могут поджидать нас прямо за углом.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Экстрасенсорные способности

 

В картине сверхъестественного мира Японии очень важной составляющей являются психические силы человека. Всегда существовали люди, способные проникать в другие измерения, где «сверхсила» становится действенной. Японские шаманы, мико, например, в течение долгого времени служили посредниками между обычным миром живых людей и царством мертвых и богов. По традиции незамужним женщинам, мико, передавались мудрость и приемы особого дара целительства.

Возможно, впервые их роль определилась в эру коми. Богиня солнца Аматэрасу, разгневанная многочисленными преступлениями, которые совершил ее брат Сусаноо, спряталась в Небесном гроте. И тогда небеса и землю покрыл мрак. Упрашивая ее выйти, один из коми устроил представление, и небесный шаман Амэ–но Удзумэ танцевал перед входом в пещеру. В конце концов Аматэрасу вышла из пещеры, и небеса и земля вновь осветились.

В длинной истории шаманских и медиумистических практик, особенно среди религиозных групп японцев, всегда большое внимание уделяли развитию экстрасенсорных способностей. Но лишь с середины XIX века паранормальные явления стали считать чем‑то само собой разумеющимся и их начали исследовать более объективно. Исследователи стали подвергать различным испытаниям японцев со сверхъестественными способностями, пытаясь понять, что и как происходит. В то же время интерес публики возбудили некоторые яркие личности, замеченные прессой. Демонстрировалось широкое разнообразие экстрасенсорных способностей: ясновидение, спиритизм, телекинез и целительство. Были сенсации и тайны, скептицизм и самоубийства.

Среди первых исследователей необычных явлений периода Эдо был ученый Хирата Ацутанэ, который специализировался на синтоизме, но также интересовался явлениями полтергейста и перевоплощения. Другого исследователя мистики, Хонда Тикаацу, изучение законов медитации привело к глубокому познанию секретов этого процесса, и он стал медиумом. Его техники психотренинга в дальнейшем совершенствовались в синтоистской секте Омото, которую основала Дэгути Нао в 1892 году. Впоследствии члены этой секты организовали различные школы по изучению экстрасенсорных возможностей и религиозные кружки. Период расцвета религиозных школ, в основе которых лежала вера людей в исцеление и которые приобрели большую популярность среди японских крестьян, начался в 1814 году и продолжался несколько десятилетий. Предшественницей этих школ была секта Куродзуми, поклонявшаяся богине солнца; секта была основана в 1814 году синтоистским священником Куродзуми Мунэтада. Куродзуми утверждал, что его посетило неземное видение после того, как он оправился от тяжелой болезни. Секта Тэнри была основана в 1838 году Накаямой Мики, знахаркой и женой одного фермера из префектуры Нара. Эта секта действует и сегодня, на ее базе создан крупный религиозный центр в городе Тэнри (префектура Нара). Фермер Кавадэ Бундзиро основал секту Конко в 1859 году. Дэгути Нао родилась в городе–крепости Фукутияма (префектура Киото) в 1836 году. Этот период вошел в японскую историю как Тэмпо–но Дайкикин, время бедствий и голода, когда погибли сотни тысяч людей по всей стране. Ее родная семья, Киримура, одно время процветала, но постепенно дошла до нищеты, и когда девочке было десять лет, ее послали работать прислугой. Нао вернулась домой спустя семь лет, и в 1853 году ее удочерила семья тети, Дэгути. В возрасте девятнадцати лет Нао вышла замуж, и этот брак длился тридцать два года, до смерти ее мужа в 1887 году. Через пять лет, в феврале 1892 года, ее посетило первое религиозномистическое видение, в котором явилось божество, и Нао заговорила мужским голосом.

После нескольких неудачных попыток изгнания нечистой силы Дэгути решила смириться с тем, что в нее вселился бог, которого она назвала Уситора–но Кондзин, или Золотой Бог Северо–Востока. После того как бог приказал ей освоить специальные упражнения с водой, ее экстрасенсорные способности стали быстро развиваться. Она стала говорящим и пишущим медиумом, ясновидящей и целителем. Предсказывала будущее, и, как потом выяснилось, абсолютно правильно. Даже предсказала войну Японии с Китаем, а потом и с Россией. Ее арестовали 21 апреля 1893 года, предъявив ложные обвинения, и после освобождения сорок дней держали под домашним арестом.

Дэгути Нао, не заинтересованная в создании собственной школы, сначала сотрудничала с сектой Конко, но потом ушла от них и основала небольшой храм у себя дома в Аябэ, в Киото. Власти города, которые ввели строгий контроль над любой религиозной деятельностью и людьми со сверхъестественными способностями, расценили это как правонарушение. В 1918 году она умерла в возрасте восьмидесяти одного года. Дэгути Нао, которая никогда не ходила в школу и не умела ни читать, ни писать, создала сто тысяч листов текста (каждый лист размером около двадцати пяти сантиметров в ширину и тридцати пяти в длину) путем бессознательного машинального письма. В послании в основном говорилось о том, что человечеству необходимо измениться и развивать три начала: созидательное, духовное и божественное. Ее зять Дэгути Онисабуро переписал эти листы более разборчиво; он сам тоже обладал даром экстрасенса и добился того, что Нао стала духовным лидером секты Омото.

Научный интерес к сверхъестественному проявил Иноуэ Энрё, который в 1888 году основал Исследовательское общество сверхъестественных явлений в Токийском императорском университете (теперь Токийский университет). Примерно в то же время ученые из университета Мэйдзи начали публиковать в Японии результаты исследований западных экстрасенсов.

Одним таким автором–энтузиастом и переводчиком был сын врача Асано Васабуро, родившийся в 1874 году. Асано изучал английскую литературу в Токийском императорском университете, где посещал занятия, проводимые Лафкадио Хёрном. После окончания университета Асано стал преподавать английский язык в военно–морском училище и одновременно сделал успешную карьеру в области литературной критики. В 1915 году под впечатлением идей Омото он решил оставить преподавание и полностью посвятил себя работе в этой секте. Убежденный в истинности дара ясновидения Дэгути, он в 1921 году издал две книги о секте Омото. Его вера в возможности спиритуализма росла, и в 1923 году Асано покинул Омото, чтобы создать Общество экстрасенсорных наук, которое насчитывало около двадцати членов. Асано был глубоко предан этому делу и принимал участие в работе Международной спиритической федерации, которая собиралась в Лондоне в 1928 году. Годом позже он основал Токийскую ассоциацию спиритуалистов, издавал информационный бюллетень, который назывался «Дух и Жизнь», и выпустил множество других книг по этой тематике.

Среди людей, которые присоединились в 1923 году к Асано, был Фукураи Томокити, считающийся, пожалуй, самым известным исследователем парапсихологических явлений в Японии. Он особенно прославился благодаря своей новаторской работе о нэнся (так называемом фотографировании мыслей) — способности передавать мысли через изображения. Фукураи родился в городе Такаяма, префектура Гифу, в 1871 году. Изучал психологию в Токийском императорском университете, в котором впоследствии и преподавал; там же получил докторскую степень за диссертацию по проблемам психологии и гипноза. Он женился на девушке из богатой семьи и благодаря финансовой под держке жены продолжал заниматься исследованиями парапсихологических явлений до конца своих дней.

В 1910 году Фукураи Томокити начал исследовать ясновидящую Мифунэ Тидзуко; подобное тестирование впервые проводилось в Японии. Мифунэ родилась в 1886 году в Кумамото, на острове Кюсю. В 1908 году в возрасте двадцати двух лет она вышла замуж за военного, которого спустя три недели после свадьбы послали в Маньчжурию. Ее зять, Киёхара Такэо, развивал способность Мифунэ к ясновидению, обучая ее правильному дыханию и концентрации внимания. Спустя некоторое время она уже могла видеть сквозь крупные препятствия и определять местонахождение пропавших предметов. Слухи распространились быстро, и уже вскоре люди стояли в очереди у ее дома, надеясь на помощь экстрасенса. Каждое утро Мифунэ и Киёхара вместе принимали грех пациентов. Мифунэ смотрела сквозь тело и прикасалась к больному месту. Когда она дотрагивалась до пациента, ее рука непроизвольно начинала дрожать. Фукураи, который проводил тестирование ее дара, считал Мифунэ одной из самый великих ясновидящих в мире.

Довольный результатами своих наблюдений, он организовал пятидневный научный эксперимент вместе с коллегами из университета Киото. Газеты написали о результатах эксперимента. Эти репортажи вдохновили другую ясновидящую, Нагао Икуко, считавшуюся одной из первых в мире женщин, продемонстрировавших способности нэнся — передачу мысли через изображения на фотопластинках. Нагао Икуко родилась в префектуре Ямагути в 1871 году, в семье, принадлежавшей к высшему обществу. В семнадцать лег она вышла замуж за Нагао Екити, судебного клерка, впоследствии ставшего судьей. После его выхода на пенсию семья оставила Токио и уехала на север, в префектуру Тотиги, где у Нагао и проявился талант ясновидения. В двадцатилетием возрасте Нагао пережила трагедию смерти первенца, очень страдала и совсем ушла в себя. Она стала набожной, почитала японскую богиню солнца Аматэрасу Омиками и молилась каждый день но тридцать минут. Прочитав в газетах о Мифунэ, Нагао поняла, что обладает схожими способностями; и это было подтверждено экспериментами Фукураи, который также зафиксировал ее дар нэнея.

В декабре 1910 года Нагао согласилась на серию экспериментов с нэнея. Несмотря на широкое освещение хода экспериментов в прессе, многие ученые, и особенно физики, подвергли проводимые опыты осмеянию. Фукураи обвинили в мошенничестве; последующая дискуссия о проблеме нэнея ввергла в состояние шока весь японский научный мир, и выдающийся физик тех дней Ямакава Кэндзиро (бывший ректор Токийского университета) решил провести самостоятельное научное расследование.

Эксперимент начался 8 января 1911 года, но потерпел неудачу, так как Ямакава забыл вовремя вставить фотоплас–тпнку, из‑за чего Нагао не смогла завершить процесс нэнся. Опыты перенесли на другое время, но публичный протест против этих действий помешал их проведению. Вдобавок общественное мнение, подогреваемое соответствующими репортажами, также было настроено негативно, Ямакава и Нагао стали везде принимать за мошенников. В последнем эксперименте Мифунэ по невнимательности перепутала набор основных трубок для передачи изображения. Хотя, когда она в другом опыте использовала свои трубки, опыт закончился успешно, газеты обвинили ее в умышленной подмене трубок и мошенничестве. Подобные обвинения также были выдвинуты против Нагао осакской газетой «Дзидзи симпо», которая проигнорировала требование Ямакавы дать опровержение. Ответом Мифунэ стало самоубийство в возрасте двадцати пяти лет 18 января 1911 года. Месяцем позже, 26 февраля, в возрасте сорока одного года покончила с собой доведенная до отчаяния Нагао. Но трагедия на этом не закончилась. Год спустя совершил самоубийство ее муж.

Эти печальные события не остановили Фукураи, начавшего исследовать способности ясновидящего Такахаси Садако. В 1913 году Фукураи опубликовал книгу о трех женщинах под названием «Ясновидение и фотографирование мыслей», в которой утверждал, что феномен нэнся является неоспоримым научным фактом. В результате обструкции со стороны коллег–ученых ему пришлось уйти из Токийского императорского университета.

Оставив научный мир, он решил пройти путь духовного обновления и отправился на священную гору Коя в префектуре Вакаяма. Впоследствии, в 1926 году, он стал профессором в буддийском университете Коясан (университет горы Коя. — Примеч. ред.).

Продолжая свои исследования, Фукураи начал проверять способности нэнся у Мита Коити, который успешно спроецировал несколько разных изображений. Экспери–менты убедили Фукураи в существовании мира духов, и в 1923 году он напечатал книгу «Дух и таинственный мир», в которой объяснял феномены нэнся и ясновидения наличием экстрасенсорных сил. Вместе с Асано он посещал собрания Международной спиритической федерации в Лондоне. Три года спустя (в 1931 году) его труд «Ясновидение и фотографирование мыслей» был издан на английском языке, что принесло Фукураи известность первооткрывателя нэнся. Эксперименты в Англии с физиком Вильямом Хоупом заставили Фукураи поверить, что нэнся и фотографирование духов были по существу одним и тем же явлением, различие их лишь в том, что нэнся — способность, присущая живым людям, а фотографии духов — свидетельство существования потустороннего мира.

 

Иногда на фотографиях, сделанных рядом с могилами, отображаются странные вещи

 

В 1940 году Фукураи ушел из университета Коясаи и полностью посвятил себя исследованиям. В 1945 году он и его семья были эвакуированы в Сендай, где его назначили консультантом в Общество экстрасенсорных исследований Тохоку. Умер Фукураи в Сендае в возрасте восьмидесяти двух лет.

Мита Конти родился в 1885 году в префектуре Мияги и был вторым сыном самурая. У него с детства проявлялись экстрасенсорные способности, особенно ясновидение. Семейный синтоистский священник охарактеризовал его как исключительно чистосердечного и счастливого человека. Мита основал новую религиозную секте' Сэйсин сюёдан («Группа Тренировки Духа»), это название впоследствии изменилось на «Тэйкоку Дзикакукай» («Имперское Общество Пробуждения»), Он много путешествовал, демонстрируя свои экстрасенсорные способности по всей Японии.

Когда Мита услышал о Нагао Икуко, он заинтересовался феноменом нэнея и с 1914 года начал проводить эксперименты. И вот 16 октября 1916 года в префектуре Гифу Мита продемонстрировал способности нэнея аудитории примерно из двух тысяч человек. Он выполнял различные задания, предлагаемые ему зрителями. На проявленных фотопластинках были изображения замка Огаки, расположенного неподалеку, и японских иероглифов. На следующий год состоялась первая встреча Миты и Фукураи, после чего Мита стал практикующим медиумом. Перед аудиторией в 3000–3600 человек демонстрировались впечатляющие опыты, в ходе которых Ми га проецировал известные здания, изображения общественных деятелей, например портрет бывшего премьер–министра Кацуры Таро.

Поскольку многие люди относились к подобным действиям с известной долей скепсиса, Фукураи решил, что Мита мысленно должен спроецировать незнакомые образы, и выбрал в качестве объекта изображение обратной стороны Луны. Эксперимент состоялся 24 июня 1931 года в 8.20 утра. Фукураи приготовил две фотопластинки и положил их в чемодан в своем доме в Осаке. В 8.30 утра из своего дома в префектуре Хиого Мита мысленно спроецировал изображения, о которых просил Фукураи. Похожие эксперименты проводились еще раз в 1933 году, но уже перед аудиторией. Проверить достоверность изображений Миты, проецируемых экстрасенсорно, в то время было невозможно. Но в 1959 году получили первые космические фотографии темной стороны Луны, а в 1969–1972 годах американский космический корабль «Аполлон» также сделал несколько снимков обратной стороны Луны. Сравнив этн фотографии, доктор Гото Мотоки, президент Агентства промышленной науки и технологии в 1960–1961 годах, подтвердил удивительную точность изображений Миты.

Мита демонстрировал нэнся несколько раз, даже будучи в Корее. Во время войны Японии с Китаем он ездил в Маньчжурию в 1931 году, чтобы найти воду экстрасенсорным путем. Его также привлекали к поиску затонувших кладов. Несмотря на то что, как Мифунэ и Нагао, его иногда называли мошенником, Мите жилось гораздо лучше, чем этим двум женщинам–медиумам. Став чрезвычайно религиозным, он построил специальный алтарь у себя в доме; казалось, это должно было принести ему удачу. В 1943 году его назначили в совет директоров текстильной компании в Осаке, где он неожиданно умер, разговаривая по телефону. Ему было пятьдесят девять лет.

В 1946 году ученые и медиумы основали Японскую экстрасенсорную научную ассоциацию, а в 1952 году был создан Институт психологии имени Фукураи. Примерно в то же время Мотояма Хироси основал Институт религиозной психологии для дальнейшего изучения паранормальных явлений.

У Мифунэ и Нагао была еще одна современница–медиум. Женщину звали Тёнан 'Госи, и, как рассказывают, она обладала удивительными сверхъестественными способностями. Она родилась в префектуре Ямагата в 1863 году в семье самурая и, после того как умер ее отец, работала домашней прислугой. Известно, что, когда ей был двадцать один год, ее постоянно рвало кровью и что после двадцати пяти лет она ела все меньше и меньше. Несмотря на это, Тёнан была невероятно сильной, гораздо сильнее, чем мужчины, которые прислуживали по хозяйству; она могла без особых усилий поднять бочку, в которую входило пятнадцать бутылок по 1,8 литра.

Необычные способности Тёнан проявились, когда ей исполнилось тридцать: она вдруг начала обнаруживать пропавшие предметы. В возрасте тридцати одного года Тёнан перестала мочиться и испражняться. После сорокадневного поста она впадала в божественную одержимость и обретала чудодейственную силу целителя. По мере того как росла слава Тёнан, правительство проявляло все большую подозрительность к ее деятельности, и, когда ей исполнилось тридцать два года, ее арестовали и посадили в тюрьму на шестьдесят дней. В октябре того же года Тёнан арестовали еще на семь дней, и в течение всех этих девяти недель она не мочилась и не испражнялась. К этому времени Тёнан почти совсем перестала есть, и ее кормили насильно, давая около семидесяти пяти граммов сырого сладкого картофеля ежедневно.

Запертая в тюремной камере, Тёнан могла вызывать материализацию различных предметов, включая святую воду, талисманы, лекарство и даже сутры. Стражники тюрьмы говорили, что слышали игру духовых инструментов, когда Тёнан молилась, и хотя она не могла мыться и принимать ванну, ее кожа оставалась чистой и приятно пахла. После освобождения из тюрьмы к Тёнан снова стали приходить люди, жаждущие получить материализованную ею святую воду. Посетители приносили пустые бутылки, Тёнан перед ними молилась, и бутылки наполнялись разноцветной жидкостью. Люди использовали эту жидкость как эффективное лекарство от самых разных болезней. Правда, святая вода доставалась не всем. Если бутылка принадлежала кому‑то, кто был близок к смерти (обречен на скорую смерть, как говорила Тёнан), она не наполнялась. Также бутылка оставалась пустой у тех, кто пришел просто проверить, является ли Тёнан настоящим медиумом или она мошенница. Ее удивительный дар пропадал, когда кто‑нибудь стоял прямо позади целительницы. До самой смерти в возрасте сорока четырех лет Тёнан выглядела вдвое моложе своего возраста. Предсказав собственную смерть, она умерла в 1907 году.

Аресты и надзор за экстрасенсами и целителями были обычным делом во времена Мэйдзи, тогда не приветствовалось все, что отклонялось от установленной нормы. Названная в честь императора Мэйдзи, эта эпоха в японской истории осталась как Реставрация 1868 года — время всесторонней модернизации японского общества, основанной на заимствовании западных технологий. До этого более двух веков Япония была официально закрыта для всего остального мира, долгое время правящий режим сёгунов клана Токугава разжигал в стране ксенофобию и активно противился всяким контактам Японии с другими странами. Страна жила в изоляции от западного мира и западных влияний, но Реставрация Мэйдзи попыталась исправить положение. Западные знания и науки, особенно медицина, естественные дисциплины, навигация и артиллерийское дело, быстро воспринимались в обществе, которое жаждало вхождения в новую эру.

Но такое рьяное обретение нового сопровождалось и отказом от многого старого. Деятельность, так или иначе связанная со сверхъестественными способностями человека, попадала под особое подозрение. Например, в 1873 году вышел закон, запрещающий практику медиумам и экстрасенсам. На следующий год очередной закон запретил деятельность знахарей и экстрасенсов–целителей как противоречащую традиционной медицине. В действительности же медицина сама переживала значительные изменения в то время. В течение 1500 лет канпо, или японская медицина лекарственных трав, основанная на традиционной китайской медицине, безраздельно господствовала в системе здравоохранения Японии. В угоду ориентации на все западное во времена Реставрации Мэйдзи канпо , несмотря на свою длинную историю и клинически доказанную эффективность, была отвергнута как наивная и ненаучная по сравнению с такими западными дисциплинами, как анатомия и хирургия. В 1875 году правительство Мэйдзи обязало всех врачей пройти официальную аттестацию по основам западной медицины для получения лицензии на право работы, что нанесло окончательный удар по народному целительству. С 1906 года только лицензированные врачи могли практиковать канпо. Еще с 1882 года действовало постановление, разрешающее обращение за помощью к экстрасенсам только для тех пациентов, которые уже находятся под наблюдением врача.

Религия тоже подверглась тщательной проверке. Реставрация 1868 года преследовала две главные цели — восстановить прямое императорское правление и создать общую духовную базу для простого народа и правящего класса. На протяжении веков синтоизм — вера, в основе которой лежал культ ками, — б ыл всеобщей формой поклонения божествам, глубоко проникшей в повседневную жизнь японцев. В этом религиозном течении нет рукописных сводов канонов наподобие Библии или Корана, но синтоистские храмы (по–японски дзиндзя — место обитания ками) были тем местом, куда можно было пригласить священных духов и где люди могли легко ощутить их присутствие. Еще в доисторические времена такие храмы были связаны с сельскими общинами по всей стране. Реформы Мэйдзи радикально изменили это положение.

Храмовый синтоизм, исконно японский способ духовного мышления, заменили на «государственный синтоизм», провозглашенный национальной религией, которая сделала храмы государственными институтами, а священников — государственными чиновниками. Число храмов во времена Мэйдзи сильно сократилось, к началу XX века их насчитывалось около двухсот тысяч. Оставленным святыням в 1871 году присвоили разряды в соответствии с их приближенностью к императорской семье; передача сана священника по наследству была отменена, и правительство стало распоряжаться всем имуществом храмов. Предпринималась и еще одна, правда, неудачная, официальная попытка подавить буддизм, который рассматривался как культ, отвлекающий от государственной религии — синтоизма.

 

Ощущение святости места присуще сверхъестественному миру Японии

 

Император Мэйдзи 25 апреля 1869 года провозгласил единство трона и синтоизма, а в 1875 году правительство даже выпустило стандартные молитвы, которые предписывалось использовать в синтоистских обрядах во всех храмах. До этого каждый священник сам составлял молитвы, которые он считал наиболее подходящими для своего храма. Во время Второй мировой войны националистический характер синтоизма был усилен в угоду милитаристам, но 15 декабря 1945 года, после поражения Японии, оккупационные власти потребовали отделения церкви от государства. С того времени храмы утратили статус государственных учреждений и снова перешли на содержание местных общин.

Создание государственной религии означало, конечно, что все остальные неофициальные конфессии и культы будут рассматриваться как угроза государственным устоям. Секта Омото, которая к тому времени выросла и стала весьма влиятельной, не избежала суровых гонений со стороны властей. В 1921 году арестовали Дэгути Онисабуро и разрушили храм Омото в Аябэ. После своего освобождения в 1927 году Омото построил новый храм в Камэока, префектура Киото. При этом он не делал никаких усилий, чтобы снять подозрения правительства. 8 декабря 1935 года в 4 часа утра приблизительно 430 полицейских окружили здания Омото в Аябэ и Камэока. Налет проходил под предлогом того, что сам Омото хранит оружие, а молодые члены его секты проходят боевую подготовку.

Дэгути Онисабуро, а ему было тогда шестьдесят четыре года, вновь арестовали и посадили в тюрьму вместе с сыном, подвергли пыткам. Полиция подготовила отчет для печати и средств массовой информации, в котором учение секты подавалось как дьявольское, таинственное и странное. Власти поклялись, что лидер будет казнен или получит пожизненное заключение. Полиция зашла так далеко, что подбросила в комнаты Дэгути Онисабуро компрометирующие материалы, и журналистов пригласили сфотографировать «свидетельства» того, что лидер подозрительной секты имел «проблемы с женщинами». Начальник полиции Карасава Тосики «озвучил» намерение правительства «избавить землю от секты Омото».

Уголовному преследованию впоследствии подвергся еще шестьдесят один влиятельный член секты Омото, все они были осуждены за нарушение общественного спокойствия. Затем власти инспирировали поджог имущества секты; огонь не могли потушить больше месяца. Кроме того, была раскопана могила Дэгути Нао, разрушено надгробие, повалены все деревья в округе, а останки перенесены в угол общественного кладбища и захоронены под дешевой деревянной табличкой. Могила семьи Дэгути тоже была осквернена, как и погребальный склеп последователей Омото, а все символы Омото стерты с надгробий.

В сентябре 1945 года Дэгути Онисабуро был оправдан и освобожден и в феврале следующего года возобновил деятельность секты Омото под именем Айдзэнэн. Он умер 19 января 1948 года в возрасте семидесяти шести лет. Секта Омото существует и поныне. Тёнан и Дэгути были лишь одними из череды загадочных сильных личностей Японии со сверхъестественными способностями. И о многих из них речь пойдет далее. Танака Морихэй (1882–1928), например, мог видеть сквозь тела и излечивать болезни. В 1911 году он демонстрировал свои экстрасенсорные возможности в Китае и Монголии, где его объявили божеством в человеческом облике. Харизматичный Танака, контролирующий сознание и дух методом рэйси , принимал активное участие в общественной жизни, баллотировался в палату представителей японского парламента, основал лечебную клинику и конфликтовал с последователями секты Омото.

Другой противоречивой фигурой был Хамагути Югаку (1878–1943), целитель, который лечил своих пациентов, рассекая руками воздух. Его терапия, наверное, была эффективна, так как даже журналисты, полицейские детективы и представители японской аристократии становились его пациентами. В 1926 году Хамагути съездил в Америку, чтобы продемонстрировать свои возможности и посоревноваться с другими волшебниками, которых он победил, и получил значительную сумму призовых денег. В детстве его считали странноватым и отстающим в развитии, в то время как Хамагути предсказывал судьбы и учился на монаха. Повзрослев, он четырежды женился и имел много любовниц. В своем огромном доме Хамагути почти каждую ночь устраивал вечеринки с сакэ якобы для того, чтобы рассеять грусть, которую он постоянно ощущал. По мере того как слава целителя росла, люди днем и ночью осаждали его дом, по полиция, направляемая властями, с неодобрением относившимися к деятельности экстрасенса, много раз арестовывала его. Обычно Хамагути отпускали, так как доказательств его запрещенной деятельности не было, а то, что он делал, всегда можно было выдать за обычное лечение.

Более спокойным по складу характера был Кувахара Тэннэн (1873–1906). Бывший учитель, Кувахара самостоятельно по книгам научился искусству гипноза и впоследствии написал ставшую популярной книгу'о мистических практиках. Родился он в префектуре Гифу, а в 1903 году переехал в Токио, где продолжил развивать свои умственные и духовные способности. Будучи целителем, Кувахара ртом высасывал слизь и гной у пациентов, даже у тех, кто болел туберкулезом. Свою деятельность он называл «благотворительностью» и умер от туберкулеза.

Эти и им подобные истории, неустанно повторяемые средствами массовой информации, подогревали интерес японцев ко всему сверхъестественному вопреки явному неодобрению правительства. В 1930 году, например, во всей Японии насчитывалось около тридцати тысяч из–пестных целителей–экстрасенсов. Понятно, что пациенты прежде всего искали простые пути излечения и их не особенно интересовали сверхъестественные или экстрасенсорные силы. Но в то же время имел место и настоящий бум увлечения паранормальными явлениями, загадочными историями; росло число людей, которые пытались сами исследовать необъяснимое. Буддизм издавна проповедовал особое значение «шестого чувства», или связи сознательного и бессознательного, а охотники за мистикой пытались проникнуть еще глубже, в «чувства седьмое и восьмое». Для них сверхъестественное перестало быть «сверх», а стало нормальным и приемлемым. Люди с очевидными экстрасенсорными способностями часто становились проводниками на пути к постижению мистического для тех, кто был достаточно подготовлен к собственному путешествию.

Исследования в области экстрасенсорных способностей, как индивидуальные, любительские, так и планомерные научные, продолжались и после Второй мировой войны. Было создано несколько организаций, включая Японское общество парапсихологов, Японскую ассоциацию по психотроническим исследованиям и Японскую ассоциацию нэнгурафии. Нэнгурафии,  или способность гнуть металлические предметы, была названа так подростком Киёта Масуаки, которого рекламировали как японского Ури Геллера. В 1977 году с ним проводились различные эксперименты. Некоторые из этих опытов были засняты для полуторачасовой программы американского телевидения «Исследуем неизвестное», показанной компанией Эн–Би–Си 30 октября 1977 года.

Таким образом, для исследований сверхъестественных явлений в наши дни солидная база уже имелась.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!