Организация поэтического слова



 

Поэзия – особый стиль организации речи. Каждый из коротких речевых отрезков выделяется при письме в отдельную строчку, измеряемую либо словами, либо слогами, либо группой слогов (стихотворной стопой).

 

В отечественном стихосложении всю систему организации поэтического слова делят на 3 основные системы:

  • тоническую
  • силлабическую
  • силлабо-тоническую

 

Тоника (греч.»напряжение, ударение) основывается на размеренном появлении ударного слога в стихотворной строке, количество безударных слогов во внимание не принимается.

 

Другое название тонического сложения – акцентный стих. Ярчайший пример – творчество В.Маяковского.

 

Силлабическая система – предполагает деление стиха на равные по количеству слогов ритмические единицы, т.е количество слогов в строке должно быть строго одинаковым.

 

Подобное построение удобно для стран, где ударение в слове фиксировано (во Франции – последний слог, в Польше первый и т.д.).

Силлабический стих отличает творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского, всех поэтов начала XVIII в.

 

Силлабо-тоника вошла в русское стихосложение после легендарной реформы М. Ломоносова. система чередования ударных и безударных слогов.

 

Для современной системы организации стиха наиболее характерными являются 2 системы: силлабо-тоника и тоника.


Системы стихосложения

 

Системы стихосложения - особый способ организации речи.

 

Стихотворные размеры делятся на 2 группы:

  • двусложные (ямб, хорей)
  • трехсложные (амфибрахий, дактиль, анапест)

 

«Двудольники»:

 

Хорей – размер силлабо-тонического стиха, двусложная стопа с ударением на первом слоге. (Мчатся тучи, вьются тучи…)

 

Ямб – силлабо-тоническая двусложная стопа. Ударный слог следует за безударным.

 

«Трехдольники»:

 

Дактиль – в данном случае ударение падает на первый слог трехсложногоразмера (Тучки небесные, вечные странники!).

 

Амфибрахий – силлабо-тонический стих с 3-сложной стопой, ударный слог находится в окружении безударных слогов (Не ветер бушует над бором…).

 

Анапест – 3-сложная стопа силлабо-тонического стихосложения: два первые слога — безударные, а последний — ударный (Что ты жадно глядишь на дорогу…).

 

Ритм – мерное повторение в тексте одинаковых слогов (безударных/ударных).

 

В русском языке ударность слога обозначается ударением.

 

Рифма – созвучие в конце стихотворной строки или полустишия.

 

Именно наличие рифмы определяет стихотворную речь, помогает на слух уловить разницу между прозой и поэзией.

 

Строфа – определенная организация поэтической строки, отделяющаяся интервалом, имеет чаще всего законченную синтаксическую и смысловую организацию.

 

Как определение, может иметь несколько значений:

  • группа стихов, связанных общим смыслом и упорядоченной рифмовкой
  • сочетание стихов, представляющее собой единое целое в ритмической и синтаксической организации, объединяющим началом является система рифмовки
  • ритмический элемент поэтического произведения, дополняющий основную ритмику

 

Дольник – один из видов тонической системы стиха, особенный размер с метрическим рядом из ударных слогов с находящимися внутри них 1-2 безударными слогами.

 

Таким образом, перед нами достаточно своеобразное построение стихотворной строки, при котором интервал между ударениями будет постоянно колебаться. Подобная форма часто использовалась акмеистами (примеры легко находятся в поэзии Блока, Ахматовой).

 

Акцентный стих – размер стиха, характерный для тонической системы сложения.

 

В акцентном стихе строки тождественны по количеству ударений, зато число безударных слогов, помещенных между ударными собратьями, может быть любым – до 5 – 7 слогов.

 

Белый стих приобрел особую популярность в XVIII в., также часто использовался в народном творчестве. Стихи не имели рифмы, для белого стиха характерна с одной стороны астрофичность, примитивная строфика, с другой – большая гибкость речи, более свободное изложение. Несмотря на отсутствие рифмы, в белом стихе всегда ощущается определенный размер, произведения написаны белым ямбом («…Вновь я посетил..», А.С. Пушкин), белым анапестом, и т.д.

 

Верлибр - система современного стихосложения, в которой отмечаются признаки и стиха и прозы одновременно:

Стихотворные особенности Признаки прозаического произведения
Традиционное деление на строки Нет рифмы
Акцентируется последнее слово в строке Ритмическая упорядоченность отсутствует
- Различное количество слогов и строк
- Не сохранено одинаковое количество акцентов

 

Литературная критика

 

Для оценки литературного произведения, разъяснения его смысла, раскрытия замысла автора существует особый отдел словесности – литературная критика.

 

Критик читает произведение, подробно разбирается в его композиции, изучает особенности авторского стиля, оценивает, насколько удачно воплощена в тексте основная мысль, как представлены персонажи, какую смысловую нагрузку несут детали романа, повести , поэмы или стихотворения, и т.д. Иными словами, разбирает текст на все возможные составляющие. Оценивая литературный текст, критик помогает читателю лучше понять произведение. Однако субъективное мнение критика может существенно повлиять на читателя, и оказать тому почти «медвежью услугу», настроив на восприятие текста под определенным углом зрения, мешая получить непредвзятое мнение о писателе и его произведении.

 

Другой целью критического знакомства с авторским текстом является оценка произведения с точки зрения его современности: критик решает, насколько правдиво и точно отображена автором действительность, как передано мироощущение. В результате на свет появляется профессиональный анализ произведения, с оценкой «хорошо» или «плохо» - критическая статья хвалебного или порицающего характера.

 

Литературная критика хороша тем, что помогает читателю вовремя обратить внимание на новинки литературного творчества, новую книгу популярного автора (литературная критика занимается только современными художественными текстами).

 

Анализируя какое-либо произведение, критик проводит сравнение его с другими опусами автора, сопоставляет с творчеством других писателей на аналогичную тему. Обобщая полученные результаты исследования, критик «прогнозирует» дальнейшее развитие литературы, определяя общее направление тем, проблематики, развитие какого – то одного или нескольких литературных жанров, стилей литературного творчества.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!