Четверостишие. Развитие экспозиции




Четверостишие. Экспозиция

 

 

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.

 

Комедия, трагедия, драма

 

Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?


Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

 

Комедии бывают нескольких видов:

  • «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.
  • Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.
  • Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.


Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры - героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр - трагикомедия.

 

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

 

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.

 

Трагедия Драма
Непримиримый конфликт Острый конфликт
Высокие темы Приземленные, обыденные темы
Гибель героя – обязательное условие Герой находит выход из конфликта
Показаны тяжелые жизненные ситуации, лейтмотив – обреченность, ситуация не имеет выхода Конфликт всегда разрешим, утверждается новый герой, сумевший победить обстоятельства

 

 

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза

 

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия.

Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза

 

Тема – комплекс событий, формирующих основу литературного произведения.

 

Другими словами, темой называется все то, о чем рассказывает автор своему читателю.

 

Идея художественного произведения – это основная мысль, эмоциональная составляющая, смысловое содержание произведения.

 

Чтобы понять идею, нужно тщательно проанализировать текст. Идея заключает в себе индивидуальный взгляд писателя на окружающий мир, его сугубо личное понимание происходящих процессов и явлений.

 

Комплекс проблем,поставленных автором в произведении,которые могут быть либо подчинены основной проблеме, либо иметь самостоятельный характер,называются проблематикой.


Проблема – главный вопрос, поставленный в произведении:


  • Национально-историческая
  • Философская
  • Социально-политическая
  • Нравственно-этическая

 

Когда интересуются каким-либо произведением, интересуются в первую очередь сюжетом. Это комплекс событий, из которых состоит произведение.

 

Сюжет представляет собой содержание литературного опуса, выявляет характеры персонажей, демонстрирует отношение автора к описанным им самим явлениям и жизненным ситуациям.

 

Кроме событий, происходящих в жизни действующих лиц, сюжет может содержать лирические отступления, раскрывающие события внутренней жизни автора.

 

Композиция – прием построения литературного произведения.

 

Организация композиция может быть сюжетной или несюжетной. Композиционное построение необходимо автору для наиболее полного воплощений своего замысла.

 

Составные части композиции:

 

  • композиция сюжета
  • способы повествования (от автора, от героя, в форме писем и др.)
  • группировка персонажей
  • расстановка других действующих лиц
  • речевые особенности
  • композиция элементов, не входящих в сюжет

 

Эпиграф. Часто перед произведением автор помещает некое краткое изречение, одну-две строчки, четверостишие.

 

Цель такого приема – помочь читателю лучше понять авторский замысел. Эпиграф служит ключом к пониманию замысла автора произведения.

 

Антитеза – стилистический прием в литературе, когда образы и понятия противопоставляются друг другу в диаметрально противоположном значении.

 

В основном для антитезы авторы используют антонимы: «горячий снег», «вода и камень», и т.д. Антитеза – противопоставление понятий и образов с помощью антонимов.

 

Стадии развития действия

 

Экспозиция. «Открывает» сюжет произведения экспозиция. В этой части читатель получает вводные данные о событиях, которые вскоре получат развитие.

 

Автор рассказывает читателю о том, что происходило до начала действия произведения. В основном в этой части характеризуются основные действующие лица. Экспозиция может быть прямой или задержанной. Если произведение начинается с экспозиции – это прямой вид, если место экспозиции автор определяет в середине или ближе к концу – налицо задержанная экспозиционная часть. Самый популярный пример такого расположения – описание жизни Чичикова.

 

Завязка – событие, определяющее начало действия.

 

Завязка либо сама организует конфликт, либо выявляет конфликтную ситуацию на момент начала произведения.

 

Кульминация – наивысшая, напряженнейшая точка в развитии действия, когда конфликт достигает вершины своего развития.

 

После кульминационной точки действие постепенно переходит к развязке.

 

Развязка – исход действия, некая смысловая точка произведения.

 

Конфликт состоялся, сюжет переходит в финальную стадию.

 

Эпилог завершает произведение. Как правило, в этой части автор рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев спустя определенное время после описанных в произведении событий.

 

Лирическое отступление – особый прием композиции, с помощью которого автор имеет возможность высказать свое субъективное мнение относительно героев произведения, каких – либо действий или явлений, прокомментировать развитие сюжета.

 

В лирическом отступлении могут содержаться отвлеченные авторские размышления, напрямую не связанные с сюжетом, но тематически сохраняющие единство с общей темой произведения («Мертвые души», «Евгений Онегин»).

 

Конфликт (лат. «столкновение») – противоборство, противоречия, определяющие развитие сюжета любого литературного произведения.

 

Между кем и кем возникает конфликт? Вся литература построена на нескольких типах конфликта:

 

  • между действующими лицами
  • между главным героем и другими персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой

Форма выражения конфликта – внешняя либо внутренняя.

 

Наиболее очевиден конфликт в драматических произведениях, эпосе.


Автор-повествователь

 

Нередко рассказ в произведении ведется от первого лица. В этом случае в роли рассказчика выступает сам сочинитель, именуемый автором – повествователем. Он лично наблюдал события, которые описывает в своем произведении. Автор-повествователь не переходит в состав персонажей, он только наблюдает происходящее, оценивает события и их участников. Так, Максим Максимович хорошо знаком с Печориным, может много рассказать о нем.

Иногда автор – повествователь волею автора превращается в Рассказчика (написание с заглавной буквы подчеркивает его равноправное положение в тексте). Рассказчик наделяется характером, снабжается определенными манерами, собственным характером.

 

Образ автора соединяет в себе все образы литературного произведения – и рассказчика и действующих лиц, воплощает саму суть произведения.

 

Но образ автора нужно всегда отделять от образа рассказчика или повествователя, к тому же автор и образ автора также необходимо четко разграничить:

 

Автор Образ автора
Создатель произведения Персонаж, является действующим лицом произведения

В тексте отражаются собственные, авторские представления о миропорядке и человеке в нем

Может либо максимально совпадать с автором, либо быть специально отдаленным от него
Имеет черты героя-рассказчика/лирического героя

 

Первый образ автора в отечественной литературе создан в «Евгении Онегине», он входит в общий круг персонажей на равных условиях, участвует в действии, поясняет происходящее, дает оценки, комментирует события. Читатель наблюдает его автором –повествователем, автором - персонажем, автором – лирическим героем.

 

Персонаж . Ни одно литературное произведение не может существовать без персонажей, с помощью которых развивается сюжет. Персонаж может быть главным или второстепенным. Кроме активного личного участия в действии, персонаж может быть представлен читателю другим действующим лицом или автором. Центром внимания может быть в некоторых произведениях один персонаж (Рудин, Печорин), в других – сразу несколько («Тихий Дон»).

 

Интерьер в произведении художественной литературы изображает внутреннюю обстановку (говоря современным языком – рисует дизайн помещения).

 

Авторы часто используют описание домашней обстановки для характеристики действующего лица, усиливая эмоциональное восприятие текста. К примеру домашняя обстановка в «Войне и мире» характеризует внутренний мир обитателей дома.

 

Характер литературный . Любое произведение складывается из нескольких составляющих, в том числе – из характеров, человеческих образов. Литературный характер несет в себе нечто единое, индивидуальное и неповторимое, относящееся только к конкретному образу произведения. Характер является одной из главных составных частей произведения в целом.

 

Тип – герой литературного произведения, некий собирательный образ, вобравший в себя явление времени, исторического момента, общественного события, и т.д.

 

Примером литературного героя, по которому можно судить о людях, не нашедших общего языка с обществом, отвергнутого, непонятого, могут служить Печорин или Онегин.

 

Герой лирический – лирический образ поэта, чей внутренний мир раскрывается через состояние души или переживание в какой-либо конкретной ситуации.

 

Если точнее – это одно из возможных проявлений авторского сознания. Лирический герой может иметь собственную биографию, иногда – обрисованный в общих чертах внешний облик.


Система образов

 

Представляет собой комплекс художественных образов произведения, вбирающий в себя не только образы действующих лиц, но и сопутствующие образы - детали, символы ит.д.

 

Портрет содержит описание внешности персонажа, то как он выглядит, чтобы читатель ярче мог представить себе действующее лицо произведения, воспроизвести его в своем воображении.

 

Портрет дает описание не только черт лица, но и то, как и во что персонаж одет, отмечает манеру разговора, мимические особенности, характерные жесты. Кроме этого, в литературе часто используется психологический портрет – когда автор через внешность хочет показать внутренний мир своего героя.

 

Пейзаж, изображающий в литературном произведении природу, может служить особенным приемом описания состояния персонажа в определенный момент, оригинальным средством его характеристики.

 

С помощью картин природы автору часто удается значительно усилить эмоциональное впечатление от произведения.

 

«Говорящая фамилия» . Очень часто для лучшей «узнаваемости» персонажа авторы прибегают к такому особенному приему как придание действующему лицу «говорящей» фамилии. Фамилия при этом отражает какую-либо черту его характера, поведения. Метод особенно часто использовался русскими писателями-классиками (Скотинин, Ляпкин-Тяпкин, Вральман и т.д.).


Ремарка чаще всего сопровождает драматические сочинения. Автор с помощью ремарки как бы «сопровождает» действие - поясняет происходящее, уточняет, объясняет. Ремарка предназначается для актеров, занятых в пьесе, облегчает работу режиссера при постановке действия на сцене.


«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Если заходит речь о «вечном» в литературе – разговор касается «вечных тем» и «вечных образов». Вечное подразумевает нечто, имеющее непреходящее значение для всего человечества на протяжении всего периода существования мироздания.


Вечные темы:


  • Любовь
  • Жизнь
  • Смерть
  • Верность
  • Красота
  • Война и т.д.


Вечные образы:


  • Персонажи, вышедшие за рамки своих произведений, обретшие нарицательные черты.

 

Действительно – нет таких произведений в литературе, где не рассказывалось бы о красоте природы, о любви, не затрагивались бы темы жизни и смерти.


Что касается «вечных образов», в литературе любой страны можно встретиться с Дон Кихотом, Гамлетом, Обломовым, Маниловым, и т.д. В данном случае черты персонажа настолько вобрали в себя признаки, имеющие общечеловеческое значение, что с легкостью могут кочевать из одного времени в другое, из одной национальной литературы в другую, и везде быть понятным читателю.

 

Пафос, фабула

 

Пафос (греч. «страсть, чувство») отражает момент наивысшего воодушевления героев литературного произведения, пик эмоционального подъема, страстной восторженности.

 

Придавая пафосность своему произведению, автор стремится вызвать у читателя чувство сопереживания, отклика души и сердца.

 

Фабула – событийный ряд, из которого складывается сюжет произведения, организованный в определенной последовательности.Фабула часто совпадает с сюжетной линией, но может расходиться с ней.

 

Несовпадение обуславливается потребностью более углубленного отображения характера героя или каких- либо событий. Самый яркий пример подобного несовпадения – роман «Герой нашего времени», где автор сознательно жертвует сохранением хронологии событий (фабулой) во имя исполнения основного замысла произведения.

 

Речевая характеристика героя

 

Диалог – способ речевого общения персонажей произведений с помощью сообщений, реплик.

 

Разговор в диалоговой форме мотивирует развитие действия, к тому же является средством создания речевой характеристики.

 

Монолог произносится персонажем произведения, в тексте имеет самостоятельное значение.

 

С монологом обращаются к себе, к окружающим, монологи персонажей драматического произведения звучат со сцены обращением к зрителям. Когда герой произведения произносит текст, отражающий его мысли, чувства, переживания, но при этом ведет разговор как бы сам с собой, не обращаясь к другим лицам, он произносит внутренний монолог.

 

Сказ – особый жанр литературы, когда повествование передает особенности и оттенки речи персонажа, являющегося рассказчиком, создавая тем самым эффект живого разговора.

 

Чтобы создать нужный колорит, авторы используют индивидуальную речевую манеру персонажа через особенности устной речи – фразеологизмы, диалектизмы, жаргон, неполные предложения (см. сказы П. Бажова, рассказы М. Зощенко, В. Шукшина). Другое значение термина - народное сказание, в котором рассказчик ведет повествование о прошлых или современных событиях.

 

 

Деталь. Символ. Подтекст

 

Деталь художественная конкретизирует, подчеркивает вещественную или событийную достоверность, сообщая произведению дополнительную выразительность.

 

В писательском арсенале существует несколько разновидностей деталей, каждая имеет свою функцию и смысловую нагрузку. Художественные детали бывают фактографические (характеризующие факт действительности), психологические (используется для раскрытия внутреннего мира действующего лица), символические (деталь – символ самостоятельного образа, имеющего иносказательный смысл), и др.

 

Символ обобщенно выражает идею или образ, отдельные события или явления.

 

В период развития модернистских направлений в искусстве символ использовался в качестве единственного обозначения идеи, мысли автора, перенесенных на какой- либо предмет, явление или персонаж.

 

Подтекст – само слово помогает понять его смысл: подтекст означает «под текстом», т.е. основное внимание читателя должно переместиться на скрытый текст, который автор не мог по каким – либо причинам выразить открыто.

 

На существование подтекста могут указывать реминисценция, намек в основном тексте. Читатель может сам легко обнаружить подтекст при внимательном чтении и сопоставлении отдельных фрагментов или целых частей с ранее созданными текстами или с предшествующим материалом в рамках одного произведения.

 

 

Психологизм, народность, историзм

 

Одним из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения является психологизм (греч. «душа»+ «слово»).

 

Автор может использовать психологизм в его явном виде, воспроизводя внутренние монологи действующего лица (вспомним героев Л.Н. Толстого, например), или же воспользоваться неявным, скрытым психологизмом (подтекстом) – в этом случае состояние души персонажа обретет выражение в различных проявлениях психического состояния – речевых особенностях, характерных жестах и мимике (персонажи И.С. Тургенева).

 

Народность в литературе можно рассматривать в двух проявлениях:

 

1. Выявление народности в самом духе поэзии или прозы, определением глубокой связи с народом, определением приоритетов, характерных для каждой национальной культуры. По мнению В.Белинского, произведение литературы можно считать народным только в случае полного отражения в нем эпохи.

 

2. Показ в литературном творчестве психологии народа, связь с народной символикой, а также изображение событий, их оценка с позиций народного мнения.

 

Народность – это способность литературного произведения выражать общенародные интересы, а также все, что связано с народным характером, народными интересами, и т.д.

 

 

Историзм способен придать достоверность литературному произведению, воссоздавая в подробностях элементы конкретной исторической эпохи, особенности колорита, жизненного уклада.

 

Для убедительности общей художественной картины автор пользуется дневниковыми записями, свидетельствами очевидцев, историческими хрониками, летописными источниками (если произведение повествует о далекой исторической эпохе). Мельчайшие детали, соответствующие конкретному историческому времени, помогают читателю полностью погрузиться в описываемые события.

 

 

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!