Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории: К.Флавицкий, Г.Семирадский, В.Смирнов, С.Бакалович



Ряд художников XIX века придерживались академических традиций и во второй половине XIX века.

Так, Константин Дмитриевич Флавицкий - русский исторический живописец, получил художественное образование в Императорской академии художеств и числился в ней учеником профессора Ф.А.Бруни. Получив от Академии установленные серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона». Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа», и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии. По возвращении своём в Россию в 1862 в следующем году был признан почётным вольным общником Академии за исполненную в Риме колоссальную картину «Христианские мученики в Колизее» (находится в Русском музее в Санкт-Петербурге). На академической выставке 1864 находилась картина Флавицкого «Смерть княжны Таракановой» (теперь в Третьяковской галерее), доставившая ему звание профессора и обратившая на него внимание знатоков искусства и массы публики как на первоклассного художника.

Другой представитель академизма второй половины XIX века – Генрих Ипполитович Семирадский. В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. В России его наиболее значимые работы - участие в росписи хоров придела северного крыла храма Христа Спасителя в Москве, «Светочи христианства», «Христос и самаритянка», «Суд Париса». Роспись хоров Храма Христа Спасителя, получившая название «Светочи Нерона», была выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление её на парижской всемирной выставке 1878 г. За неё Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона.

Василий Сергеевич Смирнов после прохождения курса обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1879) у самого В.Г.Перова художник поступает в Академию художеств (1879-1883). Выпускная картина В. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» приносит ему большую золотую медаль и право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. В.С. Смирнов посещает большинство городов Европы. В конце пребывания в Риме пишет свою самую значительную картину «Смерть Нерона». По возвращении в Россию художник получает звание академика.

Степан Владиславович Бакалович в 1876-1881 годах учился в петербургской Академии художеств. Писал на исторические, евангелические и античные темы в академической традиции.

Большую серебряную медаль получил за рисунок и Малую серебряную медаль за эскиз «Смерть Германика»; в 1880 году - Малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». В 1881 году за программу «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» он получил Большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и право на пенсионерскую поездку за границу на пять лет.

С 1883 года живет в Риме, с этого времени сосредоточившись целиком на античной теме. Художник активно интересуется историей Италии, участвует в раскопках, путешествует по полуострову. Отправляет в Россию картины на академические выставки: «Римлянка у восточного купца и колдуна», «Весна», «Вечерний разговор», «Соседки», «Послание» и «Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения». За них ему присудили звание академика исторической живописи. Последнюю работу покупает для своей галереи П. М. Третьяков. Картины Бакаловича пользуются успехом, он становится одним из столпов позднего академизма.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

 

 

Бытовой жанр в живописи передвижников и его ведущие мастера: Г.Г.Мясоедов, В.М.Максимов, Н.А.Ярошенко, В.Е. и К.Е. Маковские, К.А.Савицкий

Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX века

Василий Максимович Максимов уже в первой многофигурной композиции со сложными эффектами освещения – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» – приходит к основной своей теме – изображению бытовой крестьянской жизни, которую он сам, выходец из крестьян, знал прекрасно. Последующие картины лишены праздничного чувства. В них во всей обнаженности встает образ нищей пореформенной России.

Передвижники 70-х годов в рамках бытового жанра умели поднять самые важные, самые острые проблемы общественной жизни, как это сделал Григорий Григорьевич Мясоедов в картине «Земство обедает»: «обедающие» (луком и хлебом) у парадного крыльца крестьяне, а в окне над ними – половой, вытирающий серебряную посуду для тех, кто действительно имеет голос в земстве.

Искренность веры русских крестьян показал Константин Аполлонович Савицкий в большой картине «Встреча иконы». Савицкий вообще мастер многофигурных композиций, в которых Стасов справедливо усматривал «хоровое начало». Еще в 1874 г. он создал одно из первых в русском искусстве изображений труда – это «Ремонтные работы на железной дороге», перекликающееся по теме с «Камнедробилыциками» Курбе. Наиболее значительна картина Савицкого «На войну», задуманная художником еще в начале русско-турецкой войны и передающая всенародное горе. Много времени и сил Савицкий отдал педагогической деятельности, сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Пензенском художественном училище, в котором он был и директором.

Скорее портретом-типом, чем жанровой картиной, можно назвать произведения Николая Александровича Ярошенко: «Кочегар» и «Заключенный», из которых «Кочегар» – это первое изображение рабочего в русской живописи, а «Заключенный» – наиболее актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. Особенно знаменитым стал другой портрет-тип, созданный Ярошенко, – «Курсистка». По мокрой петербургской мостовой идет молодая девушка с книжками в руках. В этом собирательном образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни.

В жанре бытовой, режиссерски прекрасно разработанной картины работал Владимир Егорович Маковский. Он начал, как и Перов, с обычных наблюдений за жизнью «маленьких людей», не поднимаясь до социального обобщения, продолжал традиции бытописательской живописи 60-х годов («В приемной у доктора»). Но уже в середине и конце 70-х – в 80-е годы он пишет такие произведения, как «Посещение бедных», «Ожидание», «Осужденный», «Крах банка», «Свидание», каждое из которых ставило острые вопросы современной жизни. В такой незамысловатой с виду картине, как «На бульваре», им поднята, по сути, важнейшая проблема пореформенной России – разрушения деревни, пагубного влияния города на молодого деревенского парня.

Константин Егорович Маковский - известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты», демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.

Маковский присоединился к артели художников, создавая картины повседневной жизни («Вдова», «Продавец сельди» и т.д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 743; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!