Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы во второй половины XIX века



В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в ювелирном искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и т.д., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова.

Во второй половине XIX века в Москве зарождается самостоятельная ювелирная школа, основанная на своих древних традициях. Несмотря на общую направленность искусства этого времени различие московской и петербургской школ в золотом и серебряном деле весьма заметно: если петербургские ювелиры ориентировались в большей степени на Европу, московская ювелирная школа складывалась в русле национальной концепции.

Вторая половина XIX века в московской жизни время экономического и культурного подъема, насыщенной художественной жизни. Мастера-ювелиры в это время, откликаясь на потребность общества в национальных формах, воспроизводят старинные предметы, копируют орнаменты, используют национальные мотивы для создания оригинальных произведений, а также делают включения в свои работы гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок и проч.

Для московского ювелирного искусства характерно возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству. Яркими выразителями этого направления были крупные фирмы П.Овчинникова и И.Хлебникова, деятельность которых развернулась в XIX веке в Москве. В результате, в Москве сосредоточились основные творческие силы национальной ориентации, отличавшиеся своими художественными устремлениями от «западнической» позиции петербуржских ювелиров, группировавшихся, преимущественно, вокруг Карла Фаберже. Однако, различия в идейных и художественных воззрениях не мешали московским мастерам и фабрикам сотрудничать с петербужскими предпринимателями, от которых они часто получали заказы на некоторые виды работ, и более того, продавали через них свои произведения в магазины столицы.        

В отличие от Москвы, еще в XVIII-XIX вв. Петербург – законодатель мод и стилистических направлений, на которые ориентируются мастера других ювелирных центров России. Ориентация Петербурга в золотом и серебряном деле на западноевропейскую культуру и моду, характерная для ювелирного искусства XVIII века, сохранилась и во второй половине XIX века – во многом это связано с традицией совместной работы русских мастеров с иностранными, возникшей еще при Петре I. Во второй половине XIX – начале XX века в Петербурге работали прекрасные мастера: Р. и А.Тилеманы, Ж.Вальян, Ф.Кехли, К.Ган и др. Ведущей в петербургской школе была фирма К.Фаберже. Крупное отделение фирмы открылось в Москве в 1892 году. Среди петербургских ювелирных фирм XIX века славились своими украшениями фирмы К.Болина, Х.Кеммерера, Л.Зефтингена.

Как бы промежуточное положение между предприятием братьев Грачевых и фирмой Фаберже занимали мастерские Сазиковых, основанные в Москве еще в конце XVIII века и имеющие также филиал в Петербурге.

Во второй половине XIX века развиваются и художественные промыслы. В этот период появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел и др. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народные вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производства оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

В 80-е годы XIX века в подмосковном имении миллионера С.И.Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мастерская с целью внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции.

Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах.

Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства.

1. Петракова А. Русский антиквариат. – М.: Дело, 2003.

2. Савельева Е.Б. Русские художественные промыслы. – М.: Книга, 1993.

 

 

XIX - XX ВЕКА:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!