Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. П.А.Федотов и становление критического реализма в русском искусстве



Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т.д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета.

Так или иначе, к графике, наряду с занятиями живописью, прибегали многие художники первой половины XIX века (Тропинин, Венецианов и др.). Однако художественное значение графика имела в жанре карикатуры. В борьбе с наполеоновскими захватчиками грозным оружием стали листы политической сатиры. В них высмеивались планы Наполеона, прославлялся народный героизм. Авторами карикатур были известные русские художники И.И.Теребенев, И.А.Иванов, А.Г.Венецианов. Эти сатирические листы и карикатуры отличал выразительный рисунок, свободная раскраска, образный литературный текст.

Графика печаталась преимущественно в журналах («Сын отечества», «Колокол» и др.), поэтому ее развитие связано с печатным делом и периодической печатью.

Глубокой жизненной правдивостью и остротой критической мысли отмечено творчество Павла Андреевича Федотова, замечательного живописца, прямого предшественника и родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX века. Жанровые картины и графические рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, «маленького» человека. Созданные им образы были близки современникам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. Достаточно вспомнить «Сватовство майора», «Разборчивую невесту», «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», «Вдовушку», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по всей справедливости прозванный «Гоголем русской живописи». Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры. Графические произведения Федотова («Смерть Фидельки», «Старость худождника…» и др.) представляют новую эпоху в изобразительном искусстве, поскольку до этого графика воспринималась в целом как вспомогательный вид (например, книжная графика), у Федотова же графика выступает как самостоятельное произведение искусства.

Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

 

 

Скульптура высокого классицизма первой половины XIX века

В начале XIX века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение.

К высшим достижением русской скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.

Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому в Москве, надгробие Кожуховой).

Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. В середине XIX века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов.

1. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 890; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!