Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и их современники



Культурная жизнь России в первой половине XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство.

В изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Художники-романтики ратовали за эмоциональную приподнятость образа, старались показать силу чувств человека и возвышенность его стремлений. В творчестве А. Орловского, прекрасного рисовальщика, бывшего очень популярным у современников, наглядно проявились черты романтизма. В серии работ он изобразил воинов 1812 года, а также представителей различных национальностей, населявших Россию.

Художником, наиболее полно и глубоко выразившим это направление, был Орест Кипренский, один из крупнейших живописцев первой половины XIX века. Галерея портретов, созданная им, является гордостью русского изобразительного искусства.

Сразу же после окончания Академии художеств Кипренский целиком отдается портретной живописи. Одной из лучших работ тогда еще молодого художника явился портрет Давыдова. Кипренский создал характерный для эпохи образ русского офицера - участника борьбы за независимость родины. В эмоциональной приподнятости портрета и его цветовом богатстве проявилось высокое живописное мастерство Кипренского. В других портретных работах и в целой серии карандашных рисунков запечатлел художник образы участников войны, офицеров, ополченцев, с которыми лично был хорошо знаком. Во всем портретном творчестве Кипренского, наряду с чертами романтической приподнятости, явственно сказывается стремление к реалистическому раскрытию психологии человека. Исключительный интерес представляет портрет А. С. Пушкина, написанный в 1827 году и правдиво запечатлевший для будущих поколений образ великого поэта. Значение Кипренского, тонкого рисовальщика и колориста, в русском искусстве первой половины XIX века огромно.

Значительным явлением в истории русской живописи было творчество В.Тропинина, замечательного художника-реалиста, значительную часть своей жизни бывшего крепостным.

Тропинин широко обратился к жанровым мотивам, посвятив изображению простого трудящегося человека ряд произведений. В своих работах он большое внимание уделяет изучению натуры - все его портреты правдиво воспроизводят окружающую художника жизнь, в них нет ничего нарочитого, надуманного. Тропинин явился создателем портрета-картины - таковы его работы «Девушка со свечой», «Кружевница», «Швея» и другие.

Некоторым из этих работ, несмотря на их вполне очевидный реалистический характер, присущи черты сентиментализма, но в портретах Пушкина, Булахова, Уткина и многих других Тропинин предстает перед нами как зрелый художник-реалист.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

 

Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта: С.Ф.Щедрин, И.К.Айвазовский и другие пейзажисты, А.Г.Венецианов и «венецианцы», И.Ф.Хруцкий

В первой четверти XIX столетия важные процессы происходят и в области пейзажной живописи. Если пейзажи художников предыдущего времени были в значительной степени условны и нарочито построены, причем, как правило, писались в мастерской, без натуры или очень мало были с ней связаны, то теперь пейзажисты вносят в свои работы гораздо больше жизненной правды, живой наблюдательности и эмоционального начала.

Наиболее значительное место здесь принадлежит, безусловно, Сильвестру Щедрину. В его произведениях отчетливо сказывается упорная работа с натуры. Все его пейзажи точно передают характер природы. Щедрин вводит в свои пейзажи и человека, однако уже не в виде безликих фигурок для масштаба, как это было прежде, а живых людей, реально связанных с природой. В своих лучших работах он успешно преодолевал условный, «музейный» колорит и правдиво передавал естественное состояние природы - нюансы солнечного света, легкую голубую дымку дали, нежные переливы голубого неба. Ему было свойственно тонкое лирическое чувство природы. Одновременно со Щедриным в области пейзажа плодотворно работали М.Воробьев, М.Лебедев и другие.

Почетное место в русском искусстве занимает творчество А.Венецианова. Широкое обращение «отца русского жанра» к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества. В этом также сказался возросший интерес к жизни простого народа, победителя в Отечественной войне.

Первые значительные жанровые произведения художника «Гумно» и «Утро помещицы» отчетливо и полно выражают главные принципы его искусства. Новаторство Венецианова проявилось не только в том, что он обратился к кругу образов, новых в русской живописи, но и в том, что для их воплощения он выработал новые реалистические изобразительные средства. Венецианов открыто порывал со старым условным искусством Академии и призывал учиться у жизни, у натуры, изучать ее и ей подражать. В своих произведениях, изображающих крестьян, художник стремился раскрыть духовную и физическую красоту простого русского человека. В его работах нашли выражение любовь и уважение художника к трудовому деревенскому люду. Правда, в произведениях Венецианова еще не отражено рабское положение русского крестьянина - это станет возможным только для следующего поколения художников-реалистов.

Больших успехов достиг Венецианов и в своих портретных работах, а также и в пейзажной живописи.

Велико значение Венецианова как педагога. В своем имении Сафонкове он создал художественную школу, в которой получила образование целая плеяда живописцев, так называемых «венецианцев». Эти художники, следуя заветам своего учителя, работали преимущественно в области жанра, изображая домашний быт, уличные сцены, труд крестьян и ремесленников, деревенский пейзаж. В числе наиболее выдающихся представителей этой школы были художники Г. Сорока, А. Тыранов, Л. Плахов и другие.

В первой половине XIX века писал Иван Константинович Айвазовский. Он писал в основном морские пейзажи («Шторм на море», «Девятый вал» «Шторм» и др.); создал серии портретов крымских побережных городов («Одесская гавань. Чёрное море», «Акрополь в Афинах в лунную ночь» и др.).

Интересным художником первой половины XIX века был Иван Фомич Хруцкий, который известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами. Главное направление творчества Хруцкого обозначается как работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов».

Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. - «Портрете жены с цветами и фруктами» (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!