Декоративно-прикладное искусство в интерьерах классицизма.



Процессы сложения сословного строя и упрочения светской культуры в значительной степени повлияли на развитие декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство эпохи классицизма отличалось многослойностью, неравномерность развития его отдельных сфер.

Развитию декоративно-прикладного искусства способствовали совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства, зарождение художественной промышленности (изготовление шпалер, художественного стекла, фаянса, гранение камня, производство шелка и сукна), мануфактурное производство модных вещей, предметов роскоши, открытие и разработка месторождений меди, олова, серебра, цветного камня, высококачественных глин.

Значительна роль Академии наук в «процветании вольных художеств и мануфактур», отражающих новые естественнонаучные и технические интересы в декоративно-прикладном искусстве. В первой половине XVIII века появляются новые формы обучения и подготовки мастеров на художественных мануфактурах; возникают цеховые организации ремесленников в России, что не отменяет широкого распространения иностранных мастеров в разных областях декоративно-прикладного искусства.

В декоративно-прикладном искусстве (предметах интерьера, мебели, декора) активно диктует стиль мода. В результате появляются новые типы предметов, обновляются эстетические представления в декоративно-прикладном искусстве. В декоративно-прикладном искусстве середины XVIII века намечается тенденция синтеза искусств, где архитектура, скульптура, живопись, прикладные ремесла оказываются слиты воедино в декоративном ансамбле.

В результате искусство оформления интерьера становится особым видом художественной деятельности в творчестве архитекторов XVIII века. Этот вид художественной деятельности обуславливает появление новых типов помещений (кабинеты, парадные, спальни, гостиные, «картинные залы») и их предметное наполнение (Летний дворец, дворец А.Д.Меншикова, Большой Петергофский дворец, Монплезир).

Все это способствует развитию мебельного дела, появляются новые типы и формы мебели, материалы и способы ее украшения. Здесь очень сильно влияние английской и голландской мебели. Под влиянием Европы в России складывается даже стиль барокко и рококо в мебели.

Мебель классицизма имеет характерные характер и формы. В значительной степени в формах и отделке мебели прослеживаются античные мотивы. В середине XVIII века в разработке новых видов мебели участвуют архитекторы, появляется мебельное искусство в России и авторская мебель (Бренна, Львов, Камерон, Воронихин). Во второй половине XVIII века появляются первые мебельные мастерские (мастерская Г.Гамбса и И.Отта). Для этого периода в мебельном искусстве характерен стиль «жакоб». Ко второй половине XVIII века меняются материалы в мебельном искусстве: здесь появляются красное дерево, золоченое дерево, тополь, карельская береза; все чаще в изготовлении мебели используются ткань и вышивка.

Особое место в декоративно-прикладном искусстве занимают керамика и фаянс. Это происходит вначале ввиду расширения импорта фаянсовых изделий из Англии и Голландии. Однако вскоре появляется первая частная мануфактура А. Гребенщикова в Москве, изготавливающая русский тонкий фаянс. Позднее формируется стиль парадной дворцовой посуды с матовой гравировкой и распространяется мода на хрусталь как предмет интерьера. Это влечет за собою открытие первой частной стекольной и хрустальной фабрики Мальцова в Можайском уезде.

В XVIII веке значительно в связи с ростом популярности декоративно-прикладного искусства, декора помещений, увеличивается потребление стекла, которое идет на создание разнообразных зеркал и осветительных приборов. 

1. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.

 

 

Ювелирное дело и другие художественные ремесла эпохи классицизма в России второй половины XVIII века.

XVIII век в ювелирном искусстве дал много ценного и интересного. XVIII век – время начала расцвета портрета в России; это новое явление сразу же нашло отражение в ювелирном искусстве – уже в самом начале века появились первые миниатюрные портреты на эмали. Это были портреты Петра I и членов царской семьи, портреты Меншикова и других придворных. Эмалевые портреты царя в золотой оправе с алмазами служили почетной наградой за заслуги, которую носили на груди, как орден. Первые русские живописцы, писавшие эмали – Г.Мусикийский и А.Овсов.

В XVIII веке значительных размеров достигла гравировка на медных досках – с ростом интереса к точным наукам появляется спрос на книги по арифметике, архитектуре, военному делу, которые печатаются на Московском печатном дворе. Успехи в искусстве гравирования и расширение этого дела нашли отражение и в гравюре на серебре

Общий подъем русской художественной культуры во второй половине XVIII века повлек за собой подъем серебряного дела. Многочисленные серебряные предметы 1770-х, 80-х, 90-х гг. показывают большое разнообразие форм, сюжетов, и орнамента. Растительный орнамент, занимавший основное место в декоре конца XVII – начала XVIII вв. почти исчезает, вместо него вводятся сюжетные сцены и совсем новые мотивы: гербы, монограммы, картуши из завитков, крылатые гении, которые мастера вырезают и иногда покрывают чернью. Во второй половине XVIII века зарождается новый стиль – стиль русского классицизма. На серебряных чарках, стопах, кубках появляются изображения, отражающие эстетические идеалы и образы античной классики: архитектурные мотивы, руины, боги, амуры, фигуры в античных одеждах, чаши, вазы урны, которые изображались то в обрамлении завитков рококо, то среди тонких гирлянд из листьев и цветов, перевязанных бантами.

Развитие золотого и серебряного дела в Петербурге было, прежде всего, связано с новыми явлениями в архитектуре, игравшей ведущую роль в развитии как изобразительного, так и декоративного искусства того времени. Иное понимание объема, иное чувство пропорций, соотношения частей и предмета и распределения орнамента на нем говорило о рождении нового искусства, качественно отличного от средневекового. В связи с закрытием Золотой и Серебряной палат в Московском кремле, лучшие мастера были переведены в Петербург.

В начале XVIII века в серебряном, и особенно в золотом деле Петербурга заметен некоторый застой. Огромные расходы на военные нужды и строительство новой столицы оттеснили на задний план проблемы развития декоративно-прикладного искусства; к тому же не хватало материалов – непосредственно золота и серебра. В первой четверти XVIII века старые формы и орнаменты еще существовали наряду с новыми, но к середине века они понемногу исчезли, уступая место новым течениям.

Значительное число иностранных мастеров, вызванных для работы в Петербург, а также многочисленные петровские «пенсионеры», т.е. даровитые молодые люди, которых отправляли заграницу на обучение, привозили новые навыки и моду. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в русское декоративное искусство. Резьба и чернь, плоскостной графический орнамент, игравший большую роль в XVI-XVII вв. уступил теперь место пышному растительному чеканному орнаменту, придававшему всей поверхности предмета живописный характер.

Интерес к эмалевой живописи не угасал на протяжении всего XVIII века. В Академии художеств был учрежден специальный «живописный на финифти миниатюрный класс»

В середине и второй половине века увлечение эмалевой живописью достигло больших размеров: живописные изображения стали помещать на самых разнообразных бытовых предметах – медальонах, кольцах, браслетах, табакерках, коробочках, шкатулках; они также продолжали бытовать в виде самостоятельных портретных изображений.

1. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.

 

XIX В.:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1070; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!