Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.



В середине XVIII в. стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные национальные особенности благодаря преемственности композиционных декоративных приемов русского зодчества XVII - начала XVIII в. Нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных образов и вместе с тем простота планировочной и объемно-пространственной композиций сооружения, свойственные лучшим произведениям московского барокко XVII в., нашли также воплощение в русской архитектуре середины XVIII в. Именно в середине XVIII в. соборам и церквам повелением императрицы было возвращено традиционное для русского культового зодчества пятиглавие, вновь ставшее господствующей особенностью русского храмостроения.

Несмотря на использование архитекторами ряда приемов и форм, вошедших в русскую архитектуру из общеевропейского стиля барокко (в Италии - Ф.Барромини; в Германии - М.Д.Пеппельман; во Франции - Ж.А.Мансар), все сооружения стиля барокко в России носят специфически национальный характер, что дает основание говорить об архитектуре русского барокко середины XVIII в.

 Истинный расцвет русского барокко связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли, 1700–1771). Им было построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).

В XVIII веке в России был перенят и популярный в Европе стиль рококо. Рококо - оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии. В отделке стен преобладали многочисленные панно, в том числе деревянные резные, украшенные позолотой; картины с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты. Вычурность и пышность отделки дополнялась богато декорированными элементами мебели, напольными вазами, гардинами, каминами.

1. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХVII в. - Л.: Наука, 1987.

2. Солдатов А.П. Культура России XVIII-XIX вв. – М.: Логос, 2002.

 

 

Архитектура русского классицизма: причины перехода от барокко к новому стилю, основные принципы классицизма в архитектуре и его периодизация. Ранний классицизм.

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления - зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.

В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а следовательно большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса.

Всё более проявляющаяся «имперскость» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность.

Качественную архитектуру получают теперь не только столицы (Петербург и Москва), но и провинциальные города, которые до этого периода жили по весьма феодальным канонам, с применением феодальной же архитектуры.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль, в частности в архитектуре, развивавшийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Зародившись во Франции в XVII в. в условиях абсолютной монархии, классицизм нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, отличаясь в каждой из них своеобразными особенностями и путями развития.

В пришедшем на смену ему классицизме также прослеживаются подпериоды: ранний (1760-70-е гг.), строгий (1770-90-е гг.) и высокий (1800-30-е гг.) классицизм или ампир.

Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Определяющие качества раннего классицизма (1760-1770 гг.) - чёткость объёмной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощённость фасадов, сдержанность убранства.

Величайший из мастеров русского классицизма – Василий Иванович Баженов. Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектурной теории и практики второй половины XVIII в., роль в признании отечественного искусства за рубежом огромны.

Самое замечательное детище Баженова – проект Кремлевского дворца в Москве. Ныне он известен лишь по чертежам и двум вариантам модели. По идейно-образному и строительному размаху, по новизне и смелости задач это начинание не имеет себе равных.

Крупнейшее псевдоготическое произведение мастера – подмосковная усадьба Царицыно – представляет собой ансамбль дворца и павильонов, живописно расположенных на обрывистом берегу пруда.

Среди жилых зданий, созданных Баженовым, наиболее знаменит дом Пашкова (ныне одно из зданий, входящих в комплекс Библиотеки им. В.И. Ленина), построенный в 1784–1786 гг.

М.Ф. Казаков, как и Баженов, является одним из основоположников классицизма в России, Выросший в среде московских архитекторов, прекрасно знакомый с их методами проектирования, организации строительства и конструктивными приемами, Казаков стал наиболее ярким выразителем этой школы.

Уже в первых крупных сооружениях Казаков уверенно работает в формах раннего классицизма, давая ему свое толкование. Геометрическая выраженность треугольного плана и компактность объема характерны для здания Сената, построенного в Московском Кремле. Огромный купол, перекрывающий его главный зал, играет важную роль в ансамбле Красной площади. К тому же периоду относится церковь Филиппа Митрополита.

1. Самохвалов К.Л. Архитектура Петербурга. – СПб.: Питер, 2002.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1048; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!