Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве



Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с населениями разных эпох. Даже пожар 1812 года не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. В палитру этого разностилья классицизм внёс свои яркие краски.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр (архитектор О.И. Бове), Манеж (тот же архитектор), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На красной площади был воздвигнут памятник Манину и Пожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды.

В целом московский классицизм не отличался такой величавой монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля – дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого). Строил его архитектор А.Г. Григорьев, выходец из крепостных крестьян.

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.

2. История русской культуры. - М.: Юрайт, 1998.

 

 

Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции

Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина - М.П.Коринфский, уроженец Арзамаса строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своём родном городе.

В Сибири в начале 19 века всё ещё возводились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришёл и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников – «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми и в последствии ставший генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова был возведён Никольский казачий собор. В нём хранилось знамя Ермака.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.

4. История русской культуры. - М.: Юрайт, 1998.

 

 

Архитектура середины XIX века: переход к эклектике в Петербурге, Москве, провинциальных городах

В 30-е года 19 века классицизм вступил в пору кризиса. Современников стало угнетать однообразие зданий с колоннами.

В то время в Петербурге развернулось строительство доходных (многоквартирных) домов. В них требовалось несколько подъездов, но по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход – в центре здания. В нижних этажах доходных домов стали размещаться магазины, но их широкие витрины никак не сочетались с нормами классицизма. И он ушёл, сметённый критикой современников и настоятельными требованиями жизни.

Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание должно быть построено в том стиле, который более отвечает его назначению. В конечном итоге всё определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). Наступил новый период эклектики (смешения стилей).

В 1839-1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге  было построено здание Нового Эрмитаж. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – всё это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевром мирового искусства.

Для одного из сыновей Николая 1 в 1853-1861 году в Петербурге был возведён дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда). архитектор А.И. Штакеншнейдер использовал мотивы итальянского Ренессанса. К.А.Тон в своём творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными окнами, использовал декор русского и византийского происхождения. Всё это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, с которыми Тон не мог расстаться. Работы Тона понравились Николаю I. архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя.

1. Самохвалов К.Л. Архитектура Петербурга. – СПб.: Питер, 2002.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!