Театр и музыка второй половины XIX века



Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» (М. А.Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М.П.Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60-70-х годах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского. Он один из величайших композиторов эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Развитие русского театра середины – второй половины XIX столетия неразрывно связано с А.Н. Островским, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые актеры – П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова. В конце XIX в. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской.

 Конец XIX в. стал свидетелем «театральной революции» К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью «революции» был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

С развитием театра и литературы связаны достижения драматургии этого времени, которые неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н.Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е.Салтыков-Щедрин и А.В.Сухово-Кобылин и др.

Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьеса «Тени». Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В.Сухово-Кобылина: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Солдатов А.П. Культура России XVIII-XIX вв. – М.: Логос, 2002.

 

 

Архитектура второй половины XIX века. Смешение «исторических» стилей. «Русский» (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики

С конца 30-х годов XIX века классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречили тем новым задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в. Ее обычно называли ретроспективным стилизаторством или эклектикой (от греческого слова «эклегейн» – выбирать, избирать), но теперь чаще именуют историзмом, ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и пр. Новые типы зданий, появившиеся в период роста капитализма, требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого. Исследователи справедливо замечают, что историзм был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля. Период его длился почти 70 лет, с конца 1830-х годов до рубежа следующего столетия.

Историзм прошел несколько этапов. На первом этапе (с 30-х по 60-е годы) в нем замечается увлечение готикой: самое начало, первые «отзвуки готики» – Коттедж А. Менеласа в Петергофе, затем настоящая «неоготика» – А.П. Брюллов, церковь в Парголове, оформление некоторых интерьеров Зимнего дворца (в интерьере, в меблировке, в произведениях прикладного искусства это увлечение готикой сказалось особенно ярко); Н.Л. Бенуа – царские конюшни и вокзал в Новом Петергофе. Антикизирующее направление ориентировано на греко-эллинистическую и «помпейскую» архитектуру: А. Штакеншнейдер – Царицын павильон в Петергофе; Л. Кленце – Новый Эрмитаж в Петербурге.

С 40-х годов начинается увлечение итальянским Ренессансом, затем барокко и рококо. В духе необарокко и неоренессанса исполнены некоторые интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 г. (арх. А. Брюллов). В необарокко А. Штакеншнейдером построен дворец кн. Белосельских-Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста, им же в неоренессансе – Николаевский дворец. Египетские мотивы (Египетские ворота А. Менеласа в Царском Селе) или «мавританские» (дом кн. Мурузи арх. А. Серебрякова на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы в Петербурге) рождены экзотикой Востока. Стилизации на темы русского зодчества свойственны творчеству К. Тона (Большой Кремлевский дворец). О.Монферран, А.Брюллов, А.Штакеншнейдер, А.Кавос, Н.Бенуа, К.Тон – каждый по-своему выражали архитектурные образы эклектизма.

Затем в 70–80-е годы, на втором этапе, классицистические традиции в архитектуре исчезают вовсе. Введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни так называемую рациональную архитектуру с ее новыми функциональными и конструктивными концепциями, с новым соотношением конструкции и художественного образа. Главной стала техническая и функциональная целесообразность – в связи с появлением новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений, выставочных залов и пр.

Распространенным становится «русский стиль». Его первый этап называется «русско-византийским стилем», наиболее ярко выраженным в творчестве К. Тона (храм Христа Спасителя в Москве, 1839–1883, разрушен в 1931, восстановлен в 1998 г.). Его второй этап именуют по псевдониму архитектора И.П. Петрова – Ропет – «ропетовским», хотя еще до него этот стиль разрабатывал профессор Академии художеств А.М. Горностаев. На этом этапе вновь входят в моду шатровые завершения, узорочье декора, «мраморные полотенца и кирпичная вышивка», как назвал эти мотивы современник. Храм Воскресения на крови А.А. Парланда в Петербурге, Исторический музей (А.А. Семенов и В.О. Шервуд), здание Городской думы (Д.Н. Чичагов), здание Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев, все –в Москве) –типичные образцы этого стиля. В зданиях подобного типа нарушено соотношение между вполне современной планировкой интерьеров и подражательной, под старину (усеянной башенками, шатрами, фигурными наличниками – атрибутами древнерусской архитектуры), фасадной «оболочкой». И. Ропет и В. Гартман, собственно, брали за образец русское деревянное зодчество, распространяя его принципы на архитектуру дач, коттеджей и пр. Третий этап «русского стиля» – «неорусский».

1. Заичкин И.А., Почков И.Н. Русская история от Екатерины великой до Александра II. – М., 2002.

2. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.

 

 

Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание.

Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма. В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером «протестантов», создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Для художников-передвижников, принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизни современного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотна Перова), русской природе (Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов), историческим полотнам (Суриков, Ге).

Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н.А. Ярошенко - «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан). Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность.

П.М.Третьяков еще в конце пятидесятых годов начал он собирание картин русской школы. Это дело стало смыслом всей его жизни. Но он был не просто коллекционером-собирателем. Настойчиво и целеустремленно осуществлял он заветную мысль - превратить свою частную коллекцию в народный музей русского искусства. Передовые художники ценили деятельность Третьякова; честью для себя считали они, когда их лучшие произведения поступали в его собрание. Кто знает, сколько прекрасных художественных замыслов не было бы осуществлено, если бы Третьяков материально не поддержал их. В отношениях с художниками он выступал не только как покупатель, но и как тонкий и вдумчивый критик, нередко -советчик. Великолепным итогом самоотверженной деятельности Третьякова является основанная им галерея - краса и гордость русской национальной культуры.

Когда говорят: Третьяковская галерея, в памяти возникает другое близкое и дорогое слово: передвижники. И это вполне естественно. С деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок неразрывно связана целая полоса в истории русского искусства, особенно семидесятые и восьмидесятые годы — период наивысшего расцвета и подлинного торжества передовых идей в нашем искусстве, время создания замечательных шедевров национальной живописи.

В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И.П.Трутнева, А.К.Саврасова, К.А.Трутовского, Ф.А.Бруни, Л.Ф.Лагорио и других мастеров.

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 984; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!