О КН. ЛИСТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТЭКОНОМИИ» 233



единственные предметы богатства. показавтего производительную силу
Если бы они прочитали дальше» промышленности... Мой упрек на-
и т. д. (стр. 456). правлен в адрес г-на Мак-Куллоха...

Если бы г-н Мак-Куллох прочи­ тал немного больше, чем заголовок* и т. д. (стр. 76, 77).

Видите, как г-н Лист преднамеренно искажает Пеккьо, у которого он списывает, чтобы опорочить г-на Сэя. Не менее ложны и те биографические сведения, которые он сообщает о Сэе.

Г-н Лист говорит о нем:

«Сперва купец, потом фабрикант, затем неудавшийся политик, Сэй прибегнул к политической экономии, как прибегают к некоему новому предприятию, когда старое больше но ладится... Ненависть к континен­тальной системе, которая разорила его фабрику, и к творцу этой системы, который удалил его из Трибуната, побудила его стать сторонником абсо­лютной свободы торговли» (стр. 488, 489).

Итак, Сэй сделался сторонником системы свободы торговли, потому что его фабрика была разорена континентальной си­стемой! А что если он написал свой «Трактат по политической экономии» до того, как стал владельцем фабрики? Сэй сделался сторонником системы свободы торговли, потому что Наполеон удалил его из Трибуната! 129 А что если он написал эту книгу, будучи членом Трибуната? Что если Сэй, который, согласно г-ну Листу, был неудавшимся коммерсантом, усмотревшим в литературе лишь одну из отраслей предпринимательской дея­тельности, уже с ранней молодости играл некоторую роль во .французском литературном мире?

Откуда взял г-н Лист свои новости? — Из предпосланной «Полному курсу политической экономии» «Исторической справки о жизни и произведениях Ж. Б. Сэя», написанной Шарлем Контом. Что же сообщает эта справка? Она содержит нечто противоположное всему тому, что сообщает Лист. Послушайте:

«Ж. Б. Сэй определен своим отцом, который был купцом, [4] к тор­говой деятельности. Однако склонности Сэя влекли его к литературе. В 1789 г. он опубликовал брошюру в защиту свободы печати. С начала революции он сотрудничал в газете «Courrier de Provence», которую издавал Мирабо. Он работал также в канцелярии министра Клавьера. Его склонность «к гуманитарным и политическим наукам», а также бан­кротство его отца побудили его полностью оставить торговлю и сделать научную деятельность своим единственным занятием. В 1794 г. он стал главным редактором журнала «Décade philosophique, littéraire et poli­tique». Наполеон назначил его в 1799 г. членом Трибуната. Тот досуг, который ему оставляла служба в качестве члена Трибуната, он исполь­зовал для разработки своего «Трактата по политической экономии», который оп опубликовал в 1803 году. Он был уволен из Трибуната за то, что принадлежал к числу тех немногих, которые отваживались вступать

■ 9 M. и Э., т. 42


234


К. МАРКС


в оппозицию к политике Наполеона. Ему предложили занять доходную должность в ведомстве финансов, но он отказался, хотя и был обременен содержанием шестерых детей и не имел почти никакого состояния.., так как не мог бы исполнять обязанности по предложенной ему долж­ ности, не содействуя осуществлению такой системы, которую он считал пагубной для Франции. Затем он завел хлопкопрядильную фабрику» и т. д.

Если та хула, которую г-н Лист возводит здесь на Ж. Б. Сэя, возникла с помощью фальсификации, то совершенно так же возникла та хвала, которую он воздает его брату, Луи Сэю. Чтобы доказать, что Луи Сэй разделяет листовское мнение, Лист фальсифицирует одно место из сочинения этого автора.

Г-н Лист говорит на стр. 484 своей книги:

«По его» (Луи Сэя) «мнению, богатство народов состоит не в мате­риальных благах и их меновой стоимости, а в способности непрерывно производить эти блага».

Согласно г-ну Листу, собственные слова Луи Сэя суть сле­дующие:

Луи Сэй г-на Листа: Действительный Луи Сэй:

«Богатство заключается не в ве- «Хотя богатство заключает-

щах, которые удовлетворяют наши ся не в вещах, которые удовле-

потребности или наши вкусы, а в творяют наши потребности или

возможности пользоваться ими еже- наши вкусы, а в доходе или

годно» («Études sur la richesse des в возможности пользоваться ими

nations etc.» [Paris, 1836], p. 10). ежегодно ...» [стр. 9—10].

Сэй говорит, таким образом, не о возможности производить, а о возможности пользоваться, о возможности, которую нации дает «доход». Из отсутствия пропорциональности между произ­водительной силой и доходом как нации в целом, так и всех ее классов в особенности, как раз и возникли такие наиболее враж­дебные г-ну Листу теории, как, например, теории Сисмонди и Шербюлье.

Приведем теперь пример невежества, проявляемого г-ном Листом в его суждениях о «школе». Он говорит о Рикардо (Лист к вопросу о производительных силах):

«Вообще школа со времен Адама Смита была несчастлива в своих исследованиях природы земельной ренты. Рикардо, а за ним Милль, Мак-Куллох и другие полагают, что ренту платят за естественную про­изводительность, присущую участкам земли. Рикардо построил на этом мнении целую систему... Так как он видел перед собой только английские условия, то он впал в заблуждение, будто эти английские пашни и луга, за мнимо естественную производительность которых в настоящее время платят такую прекрасную ренту, были точно такими же пашнями и лугами во всякое время» (стр. 360).


О КН. ЛИСТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТЭКОНОМИИ» 235

Рикардо же говорит:

«Если тот прибавочный продукт, который образует земельную ренту, является преимуществом, то было бы желательно, чтобы с каждым годом вновь создаваемые машины оказывались менее производительными, чем старые; ведь это сообщало бы большую стоимость товарам, производимым по всей стране, и всем владельцам наиболее производительных машин платилась бы рента». «Земельная рента растет тем быстрее, чем сильнее уменьшаются производительные силы земель, которыми можно располагать. Богатство возрастает в тех странах, где благодаря усовершенствованиям в земледелии можно увеличить количество продуктов без соответствующего увеличения количества труда и где, следовательно, земельная рента растет очень медленно» (Рикардо. «Начала политической экономии». Париж, 1835. Т. 1, [стр. 77 и 80-82]) [Русский перевод, стр. 71 и 72—73].

Согласно учению Рикардо, земельная рейта далеко не яв­ляется следствием естественной производительности, присущей земле, напротив, она является следствием все усиливающейся непродуктивности земли, следствием цивилизации и увели­чивающегося народонаселения. Согласно Рикардо, пока в рас­поряжении еще имеются неограниченные количества самой плодородной земли, никакой земельной ренты не существует. Таким образом, земельная рента определяется отношением численности населения к количеству земель, которыми можно располагать.

Что касается учения Рикардо, которое служит теоретиче­ской основой для всей Лиги против хлебных законов в Англии и для движения против ренты в североамериканских свободных штатах, то если предположить, что г-н Лист знаком с этим уче­нием больше, чем понаслышке, он должен был фальсифицировать его уже потому, что оно доказывает, насколько «свободные, могущественные и богатые буржуа» далеки от склонности «усердно» работать над увеличением «земельной ренты» и при­носить им [земельным собственникам] мед из улья. Учение Ри­кардо о земельной ренте есть не что иное, как экономическое выражение той борьбы не на жизнь, а на смерть, которую про­мышленные буржуа ведут против земельных собственников.

Г-Н'Лист поучает нас далее относительно Рикардо следующим образом:

«В настоящее время теория меновых стоимостей стала настолько бес­сильной.., что Рикардо... имел право сказать: «определение законов, со­ гласно которым продукт земли распределяется ;между землевладельцами, арендаторами и рабочими, является главной задачей политической эко­номии»» (стр. 493). Сделать необходимые замечания по этому поводу в надлежащем месте.

[5] Г-н Лист достигает вершины гнусности в своем сужде­нии о Сисмонди.

9*


236


К. МАРКС


Лист: Сисмонди:

«Он» (Сисмонди) «хо- «Я возражаю не против машин, не против

чет, например, чтобы дух изобретений, не против цивилизации, я воз-изобретательства обуз- ражаю лишь против современной организации дывался» (стр. XXIX ). общества, которая лишает человека труда

всякой иной собственности, кроме его рабочих рук, и в то же время не дает ему никакой гарантии против конкуренции, жертвой кото­рой он неизбежно должен пасть. Предположи­те, что все люди будут делить между собой поровну продукты труда, в котором они участвовали, и тогда каждое техническое изобретение будет во всех случаях благодея­нием для них всех» («Nouveaux principes d'éco­nomie politique». Paris, 1827. T. II [p. 4331) [Русский перевод, стр. 208].

Если Смита и Сэя г-н Лист ставит под подозрение в мораль­ ном отношении, то теорию г-иа Сисмонди он может себе объяс­ нить только из его физических недостатков. Он говорит:

«Г-п Сисмонди видит своими глазами все краевое черным; кажется, что его духовный взгляд в вопросах политической экономии страдает таким же недостатком» (стр. XXIX ).

Чтобы по достоинству оценить всю низкопробность этого излияния, надо зиать то место, откуда г-н Лист взял свое за­мечание. Сисмонди в своих «Очерках политической экономии», там, где он говорит о разорении Римской Кампании, за­мечает:

«Роскошные краски Римской Кампании... даже полностью ускользают от наших глаз, для которых не существует красный луч» (стр. 6 в брюс­сельской перепечатке 1838 года [т. II ]).

Он объясняет это тем, что для него разрушено «то очарование, которое манит к Риму всех других путешественников», и у него «поэтому тем более открыты глаза, чтобы видеть действительное печальное положение жителей Кампании».

Если Сисмонди не видел багряных красок неба, которые в глазах г-на Листа магически освещают всю (фабричную) про­мышленность, то оп видел красного петуха на крышах (фронто­нах) этих фабрик. Позднее нам представится случай [рассмот­реть] суждение Листа о том, что

«сочинения г-на Сисмонди в том, что касается международной торговли и торговой политики, не имеют никакой ценности» [стр. XXIX ].

Если г-н Лист объясняет систему Смита, исходя из его лич­ного честолюбия (стр. 476) и скрытого духа английского ла­вочника, систему Сэя — из его мстительности и как некое



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!