ОПИСАНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ КОЛОНИЙ




217


членов общины, если бы к ним явились подходящие люди. Их религия основывается на Новом завете, но они не придерживаются особого веро­исповедания и разрешают каждому иметь свои собственные взгляды, лишь бы он не мешал другим и не заводил споров о вере. Они называют себя гармонистами. У них нет оплачиваемых священников; г-н Рапп, кото­рому больше восьмидесяти лет, не только священник, но и управитель и судья. Они охотно занимаются музыкой, устраивают иногда концерты и музыкальные вечера. За день до моего приезда, начало жатвы было отме­чено большим концертом в поле. В их школах обучают чтению, письму, счету и языку, но но обучают наукам, совсем как у шейкеров. Они ра­ботают гораздо больше, чем это им необходимо: зимой и летом от восхода до захода солнца; работают псе, а тот, кто зимой не работает на фабриках, находит работу на молотьбе, по уходу за скотом и т. д. У них 75 молочных коров, большие стада опец, много лошадей, свиной и птицы; из своих сбережений они ссудили большие суммы купцам и менялам, и хотя вслед­ствие банкротств они потеряли значительную часть этих вкладов, все же количество свободных денег у них увеличивается с каждым годом.

С самого начала у них было стремление производить самим все, в чем они нуждаются, чтобы как можно меньше покупать у других и в конечном счете производить больше, чем им потребуется; позднее они приобрели стадо в сто испанских овец для улучшения овцеводства, упла­тив за это пятнадцать тысяч талеров. Они были в числе первых, кто на­чал в Америке изготовлять шерстяные товары. Затем они начали раз­водить виноградники, возделывать лен, построили хлопчатобумажную фабрику и стали заниматься разведением и обработкой шелка. Но во всех случаях они в первую очередь заботятся о том, чтобы полностью обеспечить самих себя, прежде чем продавать что-нибудь.

Они живут семьями в двадцать — сорок человек, причем каждая семья имеет отдельный дом и отдельное хозяйство. Все необходи­мое семья получает с общественных складов. Они имеют всего в изобилии для всех и получают все бесплатно и столько, сколько пожелают. Когда им требуется одежда или обувь, они отправляются к портному, порт­нихе или сапожнику и им изготовляются вещи по их вкусу. Мясо и дру­гие пищевые продуктывыдаются каждой семье по числу ее членов, у них всего вдоволь и в избытке» 1ао.

Другая община, созданная на основе общности имущества, поселилась в Зоаре, в штате Огайо. Эти люди также являются сепаратистами из Вюртемберга, отошедшими от лютеранской церкви одновременно с Раппом; после десятилетних пресле­дований со стороны церковных властей и правительства они тоже эмигрировали. Они были очень бедны и смогли достиг­нуть своей цели только благодаря поддержке со стороны фи­лантропов-квакеров в Лондоне и Америке. Они прибыли в Фи­ладельфию осенью 1817 г. во главе со своим священником Бойм-лером и купили у одного квакера земельный участок в семь тысяч моргенов, которым владеют и поныне. Покупную цену, около шести тысяч талеров, надо было выплачивать по частям. Когда они прибыли на место и подсчитали свои деньги, то ока­залось, что на каждого человека приходилось ровно по шести талеров. Это было все, что они имели; за землю еще не было


218


Ф. ЭНГЕЛЬС


уплачено ни гроша, й на эти несколько талеров они должны были приобрести семена, земледельческие орудия и припасы до ближайшего урожая. Они нашли лес с несколькими срубами, и этот лес им предстояло сделать пригодным для обработки; но они энергично принялись за работу, вскоре привели свои поля в пригодное для возделывания состояние и уже на сле­дующий год построили зерновую мельницу. Вначале они раз­делили свою землю на небольшие участки, каждый из которых обрабатывался отдельной семьей за ее собственный счет и как ее частная собственность. Но они вскоре увидели, что это не годится: так как каждый работал только для себя, то они не могли с достаточной быстротой вырубить лес и сделать землю пригод­ной для обработки; они вообще не могли как следует помогать друг другу, благодаря чему многие впали в долги и им грозило полное обнищание. Поэтому через полтора года, в апреле 1819 г., они объединились в общину на основе общности имущества, набросали устав и единогласно избрали директором своего пастора Боймлера. Теперь они выплатили все долги членов общины, получили двухгодичную отсрочку для уплаты денег за землю и стали работать с удвоенным рвением и объединен­ными силами. При этой новой организации дела пошли на­столько хорошо, что они уже за четыре года до назначенного срока смогли Выплатить за землю всю покупную сумму вместе с процентами; впрочем, о том, как им живется, может дать представление следующее описание, принадлежащее двум очевидцам.

Один американский купец, очень часто наезжающий в Зоар, описывает это место как совершенный образец чистоты, порядка и красоты; в нем имеется прекрасная гостиница, дворец, в ко­тором живет старый Боймлер, великолепный общественный сад в два моргена величиной, с большой оранжереей, и краси­вые благоустроенные дома и сады. Он изображает этих людей как очень счастливых и довольных, трудолюбивых и честных. Его описание было помещено в газете города Питтсбург (Огайо) (« Pittsburg Daily Advocate and Advertiser», 17 июля 1843) m .

Неоднократно упоминаемый Финч заявляет, что эта община самая совершенная из всех общин, созданных в Америке на основе общности имущества. Он приводит длинный список ее богатств, рассказывает, что они имеют льнопрядильню и шерстяную фабрику, кожевенный и чугунолитейный заводы, две зерновые мельницы, две лесопильни, две молотилки и множество всевозможных ремесленных мастерских. К этому он прибавляет, что их поля обработаны лучше, чем все те, которые он видел в Америке. — «Pfennig-Magasin» оценивает


описание Коммунистических колоний


Ы


имущество сепаратистов в 170 000—180 000 талеров; эти деньги они заработали за 25 лет, а начали с того, что имели только по 6 талеров на душу. Их насчитывается около двухсот чело­век. Они также одно время воздерживались от брака, но, подобно раппистам, отказались от этого и теперь вступают в брак.

Финч приводит текст конституции этих сепаратистов, ко­торая в существенных чертах сводится к следующему.

Все должностные лица общины выборные; выбирают их все члены общины старше двадцати одного года из собственной среды. Эти должностные лица следующие:

1) Три попечителя, из которых один ежегодно переизби­ рается и которые в любое время могут быть смещены общиной. Они ведают всем имуществом общины и обеспечивают ее чле­ нов необходимыми для жизни припасами, жилищем, одеждой, питанием в той мере, в какой это позволяют обстоятельства, и не взирая на лица. Они назначают себе помощников по раз­личным отраслям работы, разрешают мелкие споры и могут, совместно с общинным советом, издавать новые правила, ко­торые, однако, не должны противоречить конституции.

2) Директор, который остается на своем посту до тех пор, пока пользуется доверием общины, и который ведет все дела ее в качестве высшего должностного лица; он имеет право по­купать и продавать, заключать контракты, но во всех важных вопросах может действовать только с согласия троих попечи­телей.

3) Общинный совет, состоящий из пяти членов, из которых ежегодно выбывает один, и представляющий высшую власть общины; вместе с попечителями и директором он издает за­коны, контролирует прочих должностных лиц и разрешает споры, если стороны недовольны решением попечителей;

4) Наконец, казначей, избираемый на четыре года; из всех членов и должностных лиц лишь он один имеет право хранить деньги.

Кроме того, конституция предусматривает устройство учебно-воспитательного заведения, обязывает всех членов об­щины передавать всю свою собственность общине навечно и без права возврата; новые члены принимаются лишь после того, как они прожили год в общине и по единогласному реше­нию всех членов; конституция может быть изменена только в том случае, если за это выскажется две трети членов.

Не трудно было бы продолжить эти описания, ибо почти все путешественники, направляющиеся в глубь Америки, посещают ту или другую из упомянутых колоний и почти во


220


Ф. ЭНГЕЛЬС


всех описаниях путешествий говорится о них. Но ни один из этих путешественников не смог сказать об этих людях ни­чего дурного; напротив, все только хвалят их, и единственное, за что их можно порицать, в особенности шейкеров, это за религиозные предрассудки, не имеющие, однако, ничего об­щего с учением об общности имущества. Так, я мог бы привести еще труды г-жи Мартино, гг. Мелиша и Бакингэма и многих других, но так как выше сказано уже достаточно и все авторы сообщают то же самое, то в этом нет необходимости.

Успех шейкеров, гармонистов и сепаратистов, а также все­общая потребность в новом устройстве человеческого общества и вытекающие отсюда усилия социалистов и коммунистов по­ будили за последнее время многих других в Америке предпри­нять подобные же попытки. Так, г-н Гиналъ, немецкий проповед­ник в Филадельфии, образовал общество, которое закупило 37 000 моргенов леса в штате Филадельфия, построило там свыше восьмидесяти домов и уже насчитывает свыше пяти­ сот человек, по большей части немцев. У них имеется большой кожевенный завод и гончарное производство, много мастер­ских, и складов, и дела идут у них очень хорошо. Само собой разумеется, они живут на основе общности имущества равно как и все общины, о которых речь пойдет ниже. — Некий г-н Хизби, железозаводчик из Питтсбурга (Огайо), основал в своем родном городе подобную же общину, которая закупила в прошлом году около 4 000 моргенов земли вблизи Питтсбурга и намерена создать колонию на основе общности имущества. — Далее, в штате Нью-Йорк, в Скенительсе, существует такая же. колония, основанная весной 1843 г. * английским социалистом Дж. А. Коллинзом вместе с тридцатью единомышленниками; кроме того, в Миндене, в штате Массачусетс, • где со времени 1842 г. поселилось около ста человек; далее две общины в Пайк-Каунти, в штате Пенсильвания, которые также были основаны недавно; затем одна в Брук-Фарме, в Массачусетсе, где на 200 моргенах земли живут пятьдесят членов общины и тридцать школьников, построивших отличную школу под руководством унитарианского священника 122 Дж. Рипли; далее, в Норт-гэмптоне, в том же штате, с 1842 г. существует община, насчи­ тывающая 120 членов, которые на своих 500 моргенах земли занимаются земледелием, скотоводством и имеют лесопильни, шелковые фабрики и красильни, и, наконец, колония англий­ских эмигрантов-социалистов в Экволити, близ Милуоки, в штате Висконсин, которая была основана в прошлом году

• В оригинале опечатка: 1813 г. Ред.


описание коммунистических колоний


221


Томасом Хаитом и быстро развивается. Помимо этих коло­ ний за последнее время как будто было основано еще несколько общин, но об этом пока нет сведений. — Во всяком случае, ясно одно, что американцы и особенно бедные рабочие боль­ших городов Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона и т. д. при­няли это дело близко к сердцу и основали много обществ для устройства подобных колоний и что новые общины возникают все время. Американцам надоело оставаться и дальше рабами кучки богачей, живущих трудом народа, а при энергии и упорстве этой нации очевидно, что общность имущества скоро будет введена в значительной части страны.

Однако не только в Америке, но и в Англии сделаны попытки осуществить общность имущества. Здесь это учение проповедовал в течение тридцати лет гуманист Роберт Оуэн, который пожертвовал все свое большое состояние без остатка на основание ныне существующей колонии «Гармония» в Гэмп-шире. Созданное им для этой цели общество купило участок земли в 1 200 моргенов и основало там общину согласно предло­жениям Оуэна. Она насчитывает теперь свыше ста членов, живущих вместе в большом здании и занимающихся пока что главным образом земледелием. Так как предполагалось с са­мого начала сделать из этой общины образец нового обществен­ного строя, то потребовался значительный капитал, и до на­стоящего времени в дело уже вложено около двухсот тысяч талеров. Часть этой суммы была взята взаймы и должна была время от времени выплачиваться; это вызвало ряд затруднений, и из-за недостатка денег многие сооружения не могли быть завершены и стать доходными. А так как члены общины были не единственными собственниками предприятия, а во главе его стояла дирекция общества социалистов, которому оно при­надлежит, то вследствие этого тоже возникали иногда недо­разумения и недовольство. По, несмотря на все это, дело идет своим чередом; члены общины, по свидетельству всех по­сетителей, относятся друг к другу как нельзя лучше, оказы­ вают взаимную помощь, и, вопреки всем затруднениям, су­ ществование предприятия теперь все же обеспечено. Главное состоит в том, что все затруднения проистекают не из общ­ ности, а из того, что эта общность еще не проведена полностью. Будь это сделано, члены общины не должны были бы упо­треблять весь свой заработок на выплату взятой взаймы ссуды и процентов по ней, а могли бы использовать его для завершения и усовершенствования этого предприятия; кроме того, они могли бы сами выбирать свое управление, а не зависеть по­стоянно от дирекции общества.


222


Ф, ЭНГЕЛЬС


О самом предприятии один экономист-практик, объехав­ ший всю Англию с целью ознакомления с состоянием земледе­лия и описавший свои впечатления в лондонской газете « Morning Chronicle » под псевдонимом: «Один из тех, кто сам ходил за плугом» *, сообщает следующее (« Morning Chronicle », 13 де­кабря 1842 г.)123:

Проехав плохо возделанную, поросшую скорее сорняком, чем злаками, местность, он впервые в своей жизни услышал в одной близлежащей деревне кое-что о социалистах из «Гар­монии». Один состоятельный человек рассказал ему там, что они возделывают, и притом очень хорошо, большой участок земли, что все распространяемые о них ложные слухи — не­ верны, что священник мог бы только гордиться, если бы хотя половина жителей его прихода вела себя так достойно, как эти социалисты, и что было бы также очень желательно, чтобы землевладельцы окружающей местности давали беднякам столь­ко же работы и на таких же выгодных условиях, как это делают эти люди. У них свои особые взгляды на собственность, но, при всем том, они ведут себя очень хорошо и показывают хороший пример всей округе. Он добавил, что их религиозные взгляды различны: одни ходят в одну церковь, другие — в дру­гую, и они никогда не говорят о религии или политике с жи­телями деревни. На его вопрос двое из них ответили, что у них нет каких-либо определенных религиозных взглядов и каждый может верить во что он хочет. Мы все были очень озадачены, когда услыхали, что они прибыли сюда, но теперь находим, что они очень хорошие соседи, подают нашим односельчанам хороший пример нравственности, предоставляют работу мно­гим нашим беднякам, и так как они никогда не стараются на­вязать нам своих взглядов, то у нас нет никаких оснований быть недовольными ими. Они все отличаются приличным по­ведением и благовоспитанностью, и никто здесь, в окрестностях, не может ничего сказать дурного об их образе жизни.

Услышав и от других то же самое, наш автор отправился затем в «Гармонию». Проехав снова мимо плохо возделанных полей, он натолкнулся на очень хорошо обработанное свекло­ вичное поле с прекрасным богатым урожаем и сказал своему приятелю, местному арендатору: если это социалистическая свекла, то выглядит она неплохо. Вскоре затем он встретил социалистическое стадо в семьсот овец, которые тоже были прекрасны, а потом пришли к большому, со вкусом построен­ному солидному жилому дому. Однако в нем все было еще не

* Псевдоним Александра Сомервилла, Рев,



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!