Напечатано в газет» « The New Moral World» M IS , 5 октября 1844 г. Подпись: Англо-германец



* По-видимому, Вильгельм Мюллер. Ред.


)вложка ежегодника «DEUTSCHES BÜRGERBUCH FÜR 1845»,

в котором опубликована статья Ф. Энгельса «Описание

Возникших в новейшее время и еще существующих

Коммунистических колоний»


t ail

1 ......... ' ' ——»—««**— >»^—— .................................................... " ........ m m ii —я— i ———

Ф, ЭНГЕЛЬС

ОПИСАНИЕ ВОЗНИКШИХ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

И ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ

КОММУНИСТИЧЕСКИХ КОЛОНИЙ117

Когда беседуешь с людьми о социализме или коммунизме, то нередко обнаруживаешь, что твои собеседники по существу дела совершенно согласны с тобой и признают коммунизм прекрасной вещью; «но, — говорят они, — невозможно когда-либо осуществить что-нибудь подобное». Это возражение повто­ряется так часто, что автору этих строк кажется полезным и необходимым ответить на него описанием некоторых фактов, еще очень мало известных в Германии и полностью опровер­ гающих подобное возражение. Коммунизм, общественная жизнь и деятельность на основе общности имущества, не только воз­можен, но уже фактически осуществляется во многих общинах в Америке и в одной местности в Англии и осуществляется, как увидим, с полным успехом.

Впрочем, если ближе рассмотреть это возражение, то ока­жется, что оно распадается на два других. Во-первых, говорят, что не найдется рабочих, которые согласились бы выполнять унизительные и неприятные физические работы; во-вторых, что при наличии равного права на общую собственность, об­щинники станут спорить из-за нее и община, таким образом, снова распадется. — На первое возражение ответить нетрудно: эти работы, раз они носят общественный характер, перестают быть унизительными; кроме того, от них можно будет почти "совсем избавиться посредством усовершенствованных приспо­соблений, машин и т. п. Так, вапример, в Нью-Йорке, в одной большой гостинице обувь чистится силой пара, а в комму» нистической колонии «Гармония» в Англии (о ней речь пой-дет ниже) отхожие места, удобно устроенные на английский


212


Ф. ЭНГЕЛЬС


манер ( water - closets ), не только очищаются сами, но и снабжены трубами, отводящими нечистоты прямо в большую выгреб­ную яму. — Что касается второго возражения, то заметим, что за последние 10—15 лет все коммунистические колонии так сильно разбогатели, что они имеют все, чего можно желать и в большем количестве, чем могут потребить, следовательно, у них нет никакого повода для спора.

Читатель увидит, что большинство из описанных ниже ко­лоний ведет свое начало от различных религиозных сект, имею­ щих чаще всего весьма вздорные и нелепые представления о разных вещах. На это автор лишь кратко заметит, что эти представления не имеют никакого отношения к коммунизму. И также совершенно безразлично верят ли те, кто доказывает на'деле осуществимость общности, в одного бога, в двадцать богов или же совсем не верят в бога; если вера их неразумна, то это является препятствием па пути общности, если же, тем не менее, общность здесь претворяется в жизнь, то насколько она была бы более возможна среди людей, свободных от подоб­ных предрассудков. Почти все недавно созданные колонии совершенно свободны от религиозных надувательств, и ан­глийские социалисты, хотя и очень веротерпимы, почти все не признают никакой религии, за что их и осыпают всяческой клеветой и бранью в ханжеской Англии. Но даже сами их противники, как только дело доходит до доказательств, вы­нуждены признать, что все эти наветы не имеют под собой никакой почвы.

Первыми, кто создал в Америке и вообще в мире общество на основе общности имущества, были так называемые шей-керы. Это особая секта, с очень своеобразными религиозны­ми взглядами, не признающая брака и вообще не допускаю­щая половых отношений и тому подобного. Но этого мы здесь не касаемся. Секта шейкеров возникла приблизительно лет семь­десят тому назад. Основателями ее были бедняки, которые объединились, чтобы жить вместе в братской любви и общ­ности имущества и почитать своего бога по-своему. Несмотря на то, что их религиозные воззрения и особенно запрещение брака многих отпугивали, у них нашлись приверженцы, и теперь они образуют десять больших общин, каждая из которых насчитывает от трехсот до восьмисот членов. Каждая из этих общин представляет собой красивый, правильно расплани­рованный город, с жилыми домами, фабриками, мастерскими, зданиями для собраний, амбарами; у них имеются в изоби­лии цветники, огороды, фруктовые сады, леса, виноградники, луга в пахотная земля; кроме того, есть всякого рода скот:



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!