Erste Abteilung, Bd. S, 193 S




Печатается по рукописи Перевод с немецкого


[ 227

К. МАРКС

* НАБРОСОК ПЛАНА РАБОТЫ О СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ 125


1) История происхождения современного государства или
французская революция.

Самопревознесение политической сферы — смешение с антич­ ным государством. Отношение революционеров к гражданскому обществу. Удвоение всех элементов на гражданские и государ­ственные.

2) Провозглашение прав человека и конституция государства.
Индивидуальная свобода и публичная власть.

Свобода, равенство и единство. Суверенитет народа.

3) Государство и гражданское общество.

4) Представительное государство и хартия.
Конституционное представительное государство, демократи­
ческое представительное государство.

5) Разделение властей. Законодательная и исполнительная власть.

6) Законодательная власть и законодательные палаты. По­литические клубы.

7) Исполнительная власть. Централизация и иерархия. Централизация и политическая цивилизация. Федеративная система и индустриализм. Государственное управление и ком­мунальное управление.

8') Судебная власть и право. 8") Национальность и народ. 9') Политические партии. '9") Избирательное право, борьба за уничтожение [Aufhebung] государства и гражданского общества.

Печатается по рукописиПеревод с немецкого

Написано К. Марксом, вероятно, в ноябре 1844 г.

Впервые опубликовано

в Marx Engels Gesamtausgabe.

Erste Abteilung, Bd. S, 193$


228 ]

К . МАРКС

*0 КНИГЕ ФРИДРИХА ЛИСТА

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЭКОНОМИИ» ш

II . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИСТА]

...[2] так как предчувствие гибели буржуазии уже про­никло даже в сознание немецкого буржуа, то немецкий буржуа настолько наивен, что он сам признает наличие у себя этого «пе­чального обстоятельства»:

«Поэтому-то столь печально, что те беды, которыми в наши дни со­ провождается развитие промышленности, выдвигаются иногда в качестве доводов против самой промышленности. Есть гораздо большие беды, чем сословие пролетариев: пустая казна — национальноз бессилие — национальное рабство — национальная смерть» (стр. LXVII).

Поистине печально то обстоятельство, что пролетариат уже существует и уже предъявляет требования, и уже внушает страх, еще до того как немецкий бюргер достиг стадии промышленного развития. Что касается самого пролетария, то он, конечно, най­дет свое положение радостным, когда господствующая бур­жуазия будет располагать полной казной и национальным мо­гуществом. Г-н Лист говорит только о том, что печальнее для бур­жуа. И мы признаем, что для него очень печально то, что он хочет установить господство промышленности как раз в тот неподходящий момент, когда порожденное господством про­мышленности рабство большинства сделалось общеизвестным фактом. Немецкий буржуа является рыцарем печального об­ раза, который захотел ввести странствующее рыцарство как раз тогда, когда получили распространение полиция и деньги.

3) Большим затруднением (препятствием), стесняющим не­мецкого буржуа в его стремлении к промышленному богатству, является его прежний идеализм. Как этот народ «духа» вдруг пришел к тому, чтобы в ситцах, вязальной пряже, сельфакторах,


О КН. ЛИСТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТЭКОНОМИИ» 229

в толпе фабричных рабов, в материализме машинной тех­ники, в набитых мошнах господ фабрикантов найти высшие блага человечества? Пустой, поверхностный, сентиментальный идеализм немецкого бюргера, за которым скрывается самый мелочный, самый грязный торгашеский дух, прячется самая трусливая душа, пришел к такой эпохе, когда он неизбежно вы­нужден выдать свою тайну. Но он выдает ее опять-таки истинно немецким, экзальтированным образом. Он ее выдает с идеали­стически-христианской стыдливостью. Он отрицает богатство, добиваясь его. Он облачает для себя в идеалистические одежды бездушный материализм и лишь тогда отваживается гнаться за ним.

Вся [...] * теоретическая часть системы Листа представляет собой не что иное, как облачение промышленного материализма откровенной экономии в идеальные фразы. Он повсюду остав­ляет положение вещей таким, какое оно есть, но идеализирует его выражение. Мы проследим это в отдельных случаях. Именно эта пустая идеалистическая фразеология и дает ему здесь спо­собность игнорировать те реальные преграды, которые проти­востоят его благочестивым пожеланиям, и предаваться самым нелепым фантазиям (что сталось бы с английской и француз­ской буржуазией, если бы она сперва испрашивала у высокого дворянства, досточтимой бюрократии и родовых правящих династий разрешение ввести «промышленность в силу закона»?).

Немецкий бюргер религиозен, даже когда он выступает как промышленник. Он не решается говорить о скверных ме­новых стоимостях, о которых он воздыхает, и говорит о произ­водительных силах; он не решается говорить о конкуренции и говорит о некоей национальной конфедерации национальных производительных сил; он не решается говорить о своих ча­стных интересах и говорит .о национальных интересах. Когда в противовес откровенному, классическому цинизму, с кото­рым английская и французская буржуазия, по крайней мере в начале своего господства, в лице своих первых, науч­ных глашатаев в политической экономии, сделала богат­ство богом и беспощадно приносила ему, этому Молоху, также и в науке в жертву все, рассматриваешь идеализирующую, фра­зерствующую, напыщенную манеру г-на Листа, который, в рам­ках самой политической экономии, презирает богатство «пра­ведных мужей» и ведает более высокие цели, то приходится признать «поистине печальным», что нынешний день — уже не время для богатства.

• Здесь три слова в рукописи написаны неразборчиво. Ред.


230


К. МАРКС


Г-н Лист говорит всегда в стихотворном размере мол осе 127. Важничая, он постоянно впадает в неуклюжий и многословный пафос, мутные воды которого неизменно гонят его в конце концов на отмель и лейтмотив которого сводится, при по­стоянном повторении, к покровительственным пошлинам и «истинно немецким» фабрикам. Он все время чувственно сверх­чувствен.

Немецкий идеализирующий филистер, который хочет стать богатым, должен, разумеется, предварительно создать себе новую теорию богатства, которая сделает последнее достойным того, чтобы он его домогался. Буржуа во Франции и в Англии видят, как приближается гроза, которая практически уничто­жит действительную жизнь того, что до сих пор называли бо­гатством, а немецкий буржуа, который еще не пришел к этому скверному богатству, пытается создать новую, «спиритуалисти­ ческую» интерпретацию такового. Он создает себе некую «идеа­лизирующую» политическую экономию, не имеющую ничего об­щего с нечестивой французской и английской политической экономией, чтобы оправдать себя перед самим собой и перед миром в том, что он тоже хочет стать богатым. Немецкий буржуа начинает свое созидание богатства с сотворения некоей сенти­ментально напыщенной, лицемерно идеализирующей политиче­ской экономии.

3. Как г-н Лист толкует историю и как он относится к Смиту и его школе.

Насколько почтительно г-н Лист ведет себя по отношению к дворянству, к родовым правящим династиям, к бюрократии, настолько «дерзко» он выступает против той французской и английской политической экономии, главой которой является' Смит, которая цинично выдала тайну «богатства» и сделала невозможными все иллюзии относительно его природы, тенден­ ции и движения. Г-н Лист обозначает всех представителей этой политэкономии именем «школа». Так как для немецкого бур­жуа речь идет прежде всего о покровительственных пошлинах, то для него, разумеется, не имеет никакого смысла все развитие политической экономии со времени Смита, потому что для всех ее самых выдающихся представителей предпосылкой является нынешнее буржуазное общество конкуренции и свободы тор­говли.

Немецкий филистер многосторонним образом показывает здесь свой «национальный» характер.

1) Он видит во всей политической экономии не более как си­стемы, придуманные в кабинетах ученых. О том, что развитие такой науки, как политическая экономия, связано с действа-


Ô КН. ЛИСТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТЭКОНОМИИ» 231

тельным движением общества, или является лишь его теорети­ческим [3] выражением, г-н Лист, конечно, не подозревает. Немецкий теоретик.

2) Так как его собственное сочинение (его собственная тео­рия) скрывает в себе некую тайную цель, он повсюду подозре­вает тайные цели.

Как истинно немецкий филистер, г-н Лист, вместо того чтобы изучать действительную историю, ищет тайные скверные цели индивидов и благодаря своей пронырливости весьма пре­успевает в выискивании (в вымучивании) таковых. Он делает великие открытия, вроде того, что якобы Адам Смит своей тео­рией хотел обмануть мир и что весь мир позволял ему обманы­вать себя до тех пор, пока великий г-н Лист не вывел мир из состояния грез, — примерно таким же способом, как один дюссельдорфский судебный советник выдавал историю Рима за выдумку средневековых монахов с целью обосновать господ­ство Рима.

Но подобно тому как немецкий буржуа вообще не умеет выступать против своего противника, иначе как приписывая ему моральные пороки, подвергая сомнению его взгляды, вы­искивая дурные мотивы для его поступков, короче, делая его объектом злобной молвы и бросая тень подозрения на его лич­ность, так и г-н Лист наводит подозрение на английских и фран­цузских экономистов, распускает о них сплетни, и, подобно тому как немецкий филистер в торговле не брезгует самой мелкой прибылишкой и жульничеством, так и г-н Лист не брезгует жульническим утаиваньем слов из приводимых им цитат, чтобы извлечь для себя барыши из этих цитат; не брез­гует тем, что наклеивает на свои собственные плохие фабри­ каты этикетку своего соперника, чтобы опорочить его, фальси­фицируя эти фабрикаты; не брезгует даже тем, что измышляет явную ложь о своем конкуренте, чтобы подорвать доверие к нему.

Приведем несколько образцов применяемых г-ном Листом методов:

Известно, что немецкие попы полагали, что легче всего на­ нести Просвещению основательный смертельный удар, распро­ страняя нелепый анекдот и ложь о том, что-де Вольтер на смертном одре отрекся от своего учения. Г-н Лист тоще подво­дит нас к смертному одру Смита и сообщает нам, что тут обнаружилось, что-де Смит не был искренен в своем учении. Однако послушайте самого г-на Листа и его дальнейшее суждение о Смите. Мы приводим рядом с ним источник его премудрости.


232


К. МАРКС


 


Лист:

«Я напомнил факт биогра­фии [Смита], написанной Дагал-дом Стюартом о том, как этот ве­ликий ум не мог спокойно уме­реть, пока не были сожжены все его рукописи, — этим я хотел дать попять, насколько серьезным является подозрение в том, что эти бумаги содержали доказатель­ства против его искренности» (стр. LVIII). «Я показал, как анг­лийские министры использовали его теорию, чтобы пускать пыль в глаза другим нациям к выго­де Англии* (стр. LVIII—LIX). «Учение Адама Смита, в том, что касается национальных и международных отношений, есть лишь продолжение физиократи­ческой системы. Подобно этой системе, оно игнорирует природу национальностей и предполагает, как уже существующие, вечный мир и всеобщий союз» (стр. 475).


F. L. А . Ferrler. «Du gouvernement considéré dans ses rapports avec le commerce». Paris, 1805:

«Возможно ли, чтобы Смит был искренен, когда он нагромоздил так много ложных рассуждений в поль­зу свободы торговли?.. У Смита была тайная цель: распространить в Европе такие принципы, о кото­рых он очень хорошо знал, что их принятие обеспечит его стране мировой рынок» (стр. 385, 386). «Мы даже имеем полное право по­лагать, что Смит не всегда пропо­ведовал одну и ту же доктрину; да и как же иначе объяснить те муки, которые причинил ему на смертном одре страх перед тем, что рукописи его лекций переживут его» (стр. 386). Он [Ферье] [там же, стр. 388] упрекает Смита в том, что тот был таможенным комиссаром. «Смит почти всегда рассуждал, как экономисты» (физиократы), «не при­нимая во внимание различия интере­сов различных наций и исходя из предположения, что в мире будет су­ществовать только одно общество» (стр. 381). «Оставим все эти проекты союза» (стр. 15).

(Г-н Ферье был таможенным ин­спектором при Наполеоне и любил свое ремесло.)


Политическую экономию Ж. В. Сэя г-н Лист трактует как неудавшуюся спекуляцию. Мы сейчас полностью приведем его окончательное суждение о жизни Сэя. Но перед этим еще один пример того, как он списывает у других авторов и при списы­вании фальсифицирует их, чтобы сразить своих противников.


Лист:

«Сэй и Мак-Куллох, кажется, видели или читали не больше, чем заголовок этой книги» (книги Антонио Серра из Неаполя) 128; «оба высокомерно отбрасывают ее в сторону с замечанием: в ней речь идет-де только о деньгах, и уже ее заголовок доказывает, что автор заблуждается, рассма­тривая благородные металлы как


Граф Пеккъо. «История политиче­ской экономии в Италии» и т. Д. Париж, 1830:

«Иностранцы пытались отрицать заслугу Серра в том, что он пер­вым изложил начала этой науки» (политической экономии). «То, что я только что сказал, вовсе не отно­сится к г-ну Сэю, который, упрекая Серра в том, что тот рассматривал как богатство только материю зо­лота и серебра, тем не менее призна­вал за ним славу человека, впервые



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!