О КН. ЛИСТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТЭКОНОМИИ» 247



далеки от того, чтобы ставить на одну доску сен-симонистов с такими людьми, как Лист или немецкий филистер. Первый шаг к тому, чтобы порвать оковы промышленности, заключался в том, чтобы абстрагироваться от тех условий, от тех денежных цепей, в которых действуют ныне ее силы, и рассматривать последние сами по себе. Это был первый призыв к людям: эман­сипировать их промышленность от торгашества и понять ны­нешнюю промышленность как некую переходную эпоху. Сен­симонисты к тому же не остановились на этом толковании. Они пошли дальше — к нападениям на меновую стоимость, на орга­низацию нынешнего общества, на частную собственность. На место конкуренции они поставили ассоциацию. Но их первона­чальная ошибка отомстила им за себя. Указанное выше смеше­ние не только ввергло их в дальнейшую иллюзию, состоявшую в том, что они стали усматривать в грязном буржуа некоего жреца, но и привело к тому, что [9] после первого этапа внеш­ней борьбы они снова впали в старую иллюзию (в старое смеше­ние) — однако теперь уже лицемерно, ибо как раз в ходе этой борьбы обнаружилась противоположность обеих этих сил, ко­торые они раньше смешали. Прославление сен-симонистами промышленности (производительных сил промышленности) сде­лалось славословием в адрес буржуазии, и г-н Мишель Ше­валье, г-н Дювейрье, г-н Дюнуайе перед всей Европой при­гвоздили самих себя и буржуазию к позорному столбу, — после чего те тухлые яйца, которые бросает им в лицо история, пре­вращаются с помощью волшебства буржуазии в золотые яйца, — поскольку первый сохранил старые фразы, но придал им со­держание нынешнего буржуазного режима, второй сам зани­мается торгашеством в крупном масштабе и возглавляет рас­продажу французских газет, а третий сделался самым ярым апологетом нынешних условий и превосходит в бесстыдстве (бесчеловечности) всех прежних английских и французских экономистов. — Немецкие буржуа и г-н Лист начинают с того, на чем кончилась сен-симонистская школа, — с лицемерия, обмана и фраз.

3) Промышленная тирания Англии над миром есть господ­ство промышленности над миром. Англия господствует над нами потому, что над нами господствует промышленность. Мы сможем освободиться во внешних делах от Англии только в том случае, если освободимся от промышленности внутри своей страны. Мы сможем ликвидировать господство Англии в об­ласти конкуренции только в том случае, если преодолеем кон­куренцию в пределах своей страны. Англия имеет власть над нами потому, что мы сделали промышленность властью над нами.


248


К. M A F К С


То, что промышленный общественный строй есть самый луч­ ший мир для буржуа, строй, наиболее пригодный для того, чтобы развивать его «способности» как буржуа и способность эксплуа­ тировать как людей, так и природу, — кто будет оспаривать эту тавтологию? Кто оспаривает, что все, именуемое ныне «добродетелью», индивидуальной или общественной доброде­телью, идет на пользу буржуа? Кто оспаривает, что политиче­ская власть есть средство его богатства, что даже наука и ду­ховные блага суть его рабы? Кто оспаривает это? Кто оспари­вает, что для него все превосходно..? Кто оспаривает, что для него все сделалось средством богатства, «производительной си­лой богатства»?

4) Нынешняя политическая экономия исходит из обществен­ного строя конкуренции. Свободный труд, то есть косвенное, само себя выносящее на продажу рабство, есть ее принцип. Ее первые положения посвящены разделению труда и машине. А это разделение, как признает сама нынешняя политическая экономия, может быть доведено до своего наивысшего развития только на фабриках. Таким образом, нынешняя политическая экономия исходит из фабрик как из своего творческого прин­ципа. Она предполагает нынешние общественные отношения. Поэтому она не нуждается в пространных разглагольствованиях о промышленной силе.

Если «школа» не дала никакой «научной разработки» уче­ нию о производительных силах наряду с учением о меновых сто­имостях и в отрыве от него, то это потому, что такого рода отрыв представляет собой произвольную абстракцию, потому, что он невозможен и неизбежно свелся бы к общим фразам.

5) «Причины богатства суть нечто совсем иное, чем само богатство. Сила, способная создавать богатства, бесконечно важнее, чем само богат­ство» [Лист. Цит. соч., стр. 20].

Производительная сила выступает как сущность, бесконечно более возвышенная, чем меновая стоимость. Сила претендует на положение внутренней сущности, а меновая стоимость за­нимает положение преходящего явления. Сила выступает как бесконечная, а меновая стоимость как конечная, первая как нематериальная, а вторая как материальная — и все эти про­тивоположности мы находим у г-на Листа. Поэтому на место материального мира меновых стоимостей у него ставится сверх­чувственный мир сил. Если низость того обстоятельства, что нация жертвует собой ради меновых стоимостей, низость чело­веческой жертвы ради вещей, является самоочевидной, то силы, в противоположность этому, представляются самостоятельными



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!