Общая политическая организация.



Каталония, будучи государством преимущественно феодальным, не имела единой политической власти, как Кастилия.

Графы Барселонские были не более как сюзерены прочих феодальных сеньоров древней Испанской Марки, причем их вассалы были связаны с ними лишь ленной присягой, которая, согласно «Обычаям», приносилась в письменном виде.

Со временем, однако, барселонские графы приобрели преобладающее положение, благодаря захватам, совершенным в ходе войны с маврами, и расширению территории графства за счет фамильных связей.

В результате барселонские графы стали наибом влиятельными и могущественными сеньорами в Испанской Марке.

Их могущество со временем все более и более усиливалось.

Уже в «Обычаях» графы Барселонские упоминаются как суверены, и с их именами связываются титулы «принцепсов» и «властителей».

Граф Барселонский имел следующие прерогативы:

 право владения всеми зем­лями территории графства, права издания законов, командования войсками, заклю­чения перемирий, возведения в дворянское звание, чеканки монеты, сбора налогов, надзора за отправлением правосудия прочими сеньорами.

Он разбирал также апелляции на приговоры судов первой инстанции по делам (уголовным) дворян.

Судебное разбирательство до XII в. производилось аудиенциями ( audiencias ) ,

 а в XII в. — куриями.

 В их состав, как и в предыдущем периоде, входили

миряне и духовные лица (гласные — vocales ).

 Во главе курий стояли iudices , выносив­шие приговоры, которые приводились в исполнение особыми должностными лица­ми.

 Процессуальные нормы соответствовали установлениям «Фуэро Хузго».

Практиковались испытания водой и каленым железом.

Споры между дворянами решали особые трибуналы.

В более поздний период территория, по-видимому, была разделена на округа, называвшиеся вегериями или вергериями.

Во главе такого округа стоял намест­ник — вегер ( veguer ), назначаемый графом Барселонским.

Вегеры имели в под­чинении управителей — байли.

В качестве меры наказания применялись денежные штрафы, была в ходу кров­ная месть.

Женщин могли наказывать отрезанием носа, губ, ушей, грудей и сожже­нием на костре.

После объединения Арагона и Каталонии в политической организации Ка­талонии не произошло существенных изменений.

Короли Арагона одновременно были и графами Барселонскими и, следовательно, феодальными сеньорами про­чих каталонских графов.

Однако уния позволила арагонским королям с течением времени осуществить в Каталонии ряд мероприятий, соответствовавших их аб­солютистским идеалам, что благоприятствовало унификации политического строя обеих стран.

Города.

Как в Кастилии и Арагоне, так и в Каталонии завоевание новых мусульманских территорий приводило к возникновению городов и селений, сво­бодных от феодальной зависимости и только формально подчиненных графу Барселонскому (а впоследствии — королю Арагона).

Города искали иногда защиты (етрагап c а) у графа Берселонского, чтобы избавиться от власти феодала,

а иногда граф сам, по своей инициативе предоставлял фуэрос городам, способствуя заселе­нию пустующих территорий и росту городских центров.

В результате в городах собирались

свободные люди,

вассалы, порвавшие узы зависимости от своих сеньо­ров,

купцы,

искатели приключений или

бедняки, пришедшие из других стран,

евреи, мосарабы и мудехары и т. д.

Естественно, что вольные города создаются главным образом начиная с XII в.

в так называемой Новой Каталонии, т. е.

на южных, равнинных территориях, которые отвоевывались у мавров.

Так происходило потому, что,

во-первых, в горных местностях севера почти вся земля принадлежала сеньо­рам и, во-вторых, для заселения вновь покоренных земель необходимо было предоставлять льготы и привилегии, чтобы привлечь в эти области колонистов.

 

Таким образом, при Рамоне-Беренгере III и Рамоне-Беренгере IV

статус вольных горо­дов получили Аграмунт, Тортоса, Лерида, а позже и многие другие города.


В этих городах образовался деятельный средний класс, который в конечном счете разде­лился на три группы (эти сословные группы носили название manos — буквально «руки»):

1. Старших — 1а та major 1 крупные собственники,

врачи, юристы и про­чие представители свободных профессий,

которые именовали себя «достойными» — honrats .

2. Средних — 1а та mitjana — купцы и цеховая аристократия.

3. Младших — 1а та тепо r — ремесленники, мелкие торговцы и т. д.

 

Политическая организация городов была, как и всюду, не единой и определя­лась во многом местными условиями.

Хартия заселения Аграмунта (1113 г.), кото­рая может быть приведена в качестве образца, давала жителям города

право само­управления и

освобождала их от всякого сеньориального законодательства,

с пре­доставлением права свободного наследования и других привилегий.

 

Как общее правило, в каждой муниципии имелась многочисленная хунта,

в состав которой входили

влиятельные и богатые граждане — probi homines или pahers и

совет, ими назначаемый,

члены которого назывались либо советниками ( concellers ), как в Сарагосе,

либо пациариями, консулами, присяжными и т. д.

 

Хайме I укрепил и в значительной мере развил муниципальную систему, завершив организацию городского управления Барселоны, которая, будучи столицей, имела чрезвычайно большое значение и обеспечила себе преобладание над остальным городами графства, благодаря притоку большого количества иностранцев и своей торговой деятельности.

В результате реформы в Барселоне начиная с 1274 г.,                                         помимо одного вегера и одного байли,                                                           было 5 советников — cancellers , назначавшихся собранием probi homines .                              

Эти советники в свою очередь назначали орган, в который входили 100 граждан всех состояний, называвшийся Советом Ста ( Conceit а Cent );                                 члены его ежегодно переизбирались так же, как и сами советники.

Советники собирались по вторникам и субботам с вегером и байли «для обсуждения всего, что может в наибольшей степени способствовать общим интересам».                                                                                                           Представители Совета Ста присутствовали на этих собраниях в том случае, если их приглашали.                                                                                                  Барселонский муниципий имел право чеканить монету и назначать должностных лиц,| которые назывались консулами;                                                                    им поручалось представлять город и заботиться об интересах барселонской торговли в иностранных государствах.                                                                                   Совет Ста имел также торговую юрисдикцию, которую он делегировал двум морским консулам.

Общее налогообложение.                                                                                                            Как и во всех странах, в Каталонии в этот период существовало много различных податей и сборов.                                                                                               Налоги на недвижимую coбственность назывались цензом ( censo );                         к их числу принадлежала таска ( tasca ) - специальный налог на земледельцев, который платили пшеницей и вином.                                                                    За транзит товаров взималась леуда или лесда ( leuda , lezda ), за провоз животных и мусульман — пассатикум ( passaticum ) или дорожный сбор;                                         за право ночлега — альберга ( alberga ), уплачивавшийся главным образом натурой.                                                                                                                                     В портах, на границе и у входа в города собирались таможенные пошлины (телонио — telonio ).

Рамон-Беренгер III установил новые подати на продажу товаров на рынке Васса­лы также платили своему сеньору подать за пользование печью и кузницей и т. д.                                                                                                                       Сбор податей обычно отдавался на откуп графам и сеньорам.                 Мусульманские князьки и эмиры, признававшие себя данниками графов Барселонских, платили так называемые париас ( parias ).                                         Рамону-Беренгеру I париас платили, помимо графов Урхельского и Серданьского, двенадцать эмиров.

Кортесы.                                                                                                                 Каталонские кортесы состояли только из трех сословий:

духов­ного,

военного или дворянского и

королевского.

В королевское сословие входили города, посылавшие своих синдиков.

В 1218 г. города присутствовали на кортесах в Вилафранке, где председательствовал Хайме I.

Права городов были полностью подтверждены конституцией 1282 г., которая была дана Педро III на кортесах в Барселоне.

Точно так же как Сарагоса в Арагоне, Барселона имела 5 голосов.

Благодаря этому Барселона пользовалась большим влиянием, чем остальные города, которые нередко приносили жалобы по этому поводу.

После унии с Арагоном каталонцы продолжали самостоятельно созывать сессии своих кортесов.                                                                                                     Заседа­ния проходили так же, как и в прочих испанских землях.               Перед обсуждением вопроса о субсидиях королю

разбирались жалобы частных лиц и городов на коронных должностных лиц ( greuges или agravis — дела об учиненных обидах).                                                                  Если хотя бы один депутат кортесов возражал и оспаривал их решение, сессия не могла уже более продолжаться.                                                                                 На кортесах обычно употреблялся каталонский или латинский язык. Законы, принятые на кортесах по предложению короля, назы­вались конституциями ( constituciones ) ,                                                                                          законы же, принятые по предложению одного или нескольких сословий и одобренные королем, назывались капитулами ( capitulos ) и актами кортесов.

Законодательство.                                                                                                          Законодательство в этот период состояло из двух главных элементов:     фуэрос, предоставленных королями, о которых мы уже говорили,                          и, начи­ная с середины XIII в., конституций и капитулов кортесов.                        Однако наиболее важным сводом были «Обычаи» — кодекс, утвержденный Рамоном-Беренгером I с одобрения дворян (с. 198).                                                                    В «Обычаях» содержались распоряжения граждан­ского, уголовного, политического и процедурного характера.                                                                             В политическом отно­шении они подтверждают феодальную организацию, хотя в них в известной степе­ни проявляется стремление к единству.                «Обычаи» признают сословное деление,                                                      подтверждают обязанности вассалов, фиксируя определенные санкции за наруше­ние вассалами ленной присяги,                                                                                                        и устанавливают весьма тяжелые условия для ра­бов-мавров.                                           В сфере гражданского права «Обычаи» устанавливают                              принцип сво­боды завещания,                                                                                        право наследства и                                                                                                             ряд привилегий для сеньора.                                                                                 «Обычаи» со­держат специальные пункты, которыми обеспечивается защита путешественников, к какому бы сословию они ни принадлежали            и какую бы религию они ни исповедо­вали.                                                       Еще сохраняется различие в наказаниях и штрафах за одинаковое преступ­ление в зависимости от социального положения преступника (общий и характер­ный принцип эпохи),                                                                                                                                        кровная месть,                                                                                                       судебные поединки,                                                                                             испытания кипятком и т. д.                                                                                                     В сущности, в «Обычаях» были в письменном виде зафиксированы нормы

каталонского обычного права.                                                                                                            Не на всей территории Испанской Марки oни имели действенную силу,            а там, где этот свод был принят, он существовал наряду «Фуэро Хузго» и местными обычаями.

 

В вольных городах составлялись особые своды распоряжений или обычаев, отличных от фуэрос;                                                                                                                                    порой они являлись местными кодексами.                                                                   К этой категории принадлежат записи обычаев Лериды и Тортосы, собранные в 1229 г. Гильер Ботетом и содержащие                                                                                                политические, гражданские, уголовные и морские законы.

 В них находят отражение нормы римского права, которое в ту эпоху стало возрождаться и сделалось объектом изучения.                                                                                      Эти записи представляют любопытнейший пример муниципальной независимости.                                                                                                                                          Тортоса не только располагала подобным местным сводом законов,                           но для решения вопросов, им не предусмотренных,                      пользовалась нормами римского, а не каталонского права.

Уже в 1173 г. римское право применяется на всей территории Каталонии,           и в дальнейшем влияние его концепций и норм продолжает возрастать.

Каноник Педро Альберт в период правлен Хайме I составил сборник общих обычаев Каталонии.

 

 

История Испании с древнейших времен

 до конца XVII  века. Том. 1.

М. «Инарик», 2012. С. 235-240.

 

XII век был эпохой, наверное, самого динамичного развития средне­вековых леоно-кастильских городов:

происходили не столько изменения архитектурного и пространственного облика, сколько перемены в жизни горожан.

Об этих процессах мы знаем не очень много: есть лишь свидетель­ства об их результатах.

Когда составлялись королевские грамоты, адресо­ванные городам, — фуэро, где фиксировался статус горожан, картина соци­альной жизни города зачастую уже обладала некоторой определенностью.

Самые ранние городские фуэро относятся к X в., а в XII в. их количество значительно выросло, постепенно начинают складываться так называемые семьи фуэро:

когда текст привилегии одного города брался за основу при составлении фуэро другого.

Они жаловались от имени не только короля, но и других сеньоров — светских или церковных.

Города получали право избирать членов городского совета (консехо), долж­ностных лиц и судей.

Каждая городская община имела по отношению к своей сельской округе некоторые права господства, напоминающие власть сеньора.

Христианская часть жителей городов между Дуэро и Тахо состояла из нескольких групп — местных мосарабов, выходцев из леоно-кастильских земель и «франков» — переселенцев из запиренейских стран.

 Какое-то время каждая из этих групп проживала в городе компактно.

Так, в Толедо мосарабы, франки и кастильцы обладали отдельными фуэро.

Горожане — представители благородного сословия — кабальеро и идальго, обычно отличались наибольшей активностью в получении привилегий и их фиксации.

Речь шла о праве представителей благородного сословия пользоваться своим особым фуэро, а не городским, о наследственных привилегиях, связанных с податными послаблениями.

Члены городской общины назывались весино (vecino) — житель или сосед.

Именно весино был центральной фигурой фуэро, ради блага и мирной жизни которого составлялся этот документ.

Чтобы стать полноправным жителем города и членом консехо, нужно было владеть недвижимостью в черте города - участком и домом.

Кроме того, весино обязаны были проводить в городе две трети года.

Прежде всего, это было необходимо для поддержания обороноспособности города и позволяло быстро собирать ополчение в случае надобности.

 Городское ополчение состояло из конницы и пехоты.

Кабальеро городов, из которых состоял конный отряд — основная ударная сила городских ополчений, получили особое название — кабальеро вилъяно (caballero villano).

Они сыграли особую роль в развитии Реконкисты, поскольку, помимо участия в крупных военных походах королей осваивали и отстаивали в нередких стычках с соседями-мусульманами земли обширной пограничной территории.

Весило были участниками собраний консехо, могли исполнять городские должности и быть полноценными свидетелями на судебном процессе

Их статус наследовался вместе с имуществом.

Картина городской жизни, безусловно, останется неполной, если мы не коснемея занятий горожан.

Основой экономической жизни большинства средне вековых леоно-кастильских городов было сельское хозяйство, и большинство их жителей так или иначе были заняты именно сельскохозяйственным трудом — либо земледелием, включая виноградарство и садоводство, либо скотоводством.                                   Обрабатываемые земли находились не только за пределами города но и внутри городских стен.

Владельцы чаще всего сами трудились на них вместе с наемными работниками, но была распространена и сдача в аренду.

               Очень многие горожане по роду своих занятий почти не отличались от

жителей деревни.

И среди ремесленников самыми многочисленными были связанные с сельским хозяйством, в первую очередь с производством и продажей продуктов питания — мясники, мельники, булочники, виноделы, рыбаки.

 Именно они находились под особым наблюдением городских властей, поскольку производили и продавали важные для жизнеобеспечения продукты.

В зависимости от месторасположения и величины города важную роль играло также производство керамики, которая, наряду с деревом, была основным строительным материалом, ткачество, кожевенное дело, металолообработка, ювелирное дело.

Первым серьезным успехом Альфонсо VIII в войнах с альмохадамп было взятие Куэнки в 1177 г., в котором ему оказал большую помощь Альфонс II Арагонский.

В дальнейшем политическая ситуация на севере и юге полуострова благоприятствовала развитию кастильской экспансии.

Во время экспедиции 1182 г. была атакована Кордова и совершен рейд по побережью от Малаги до Альхесираса.                                                                 В 1185 г. после смерти Фернандо Родригеса де Кастро его сын передал под власть Альфонсо VIII город Трухильо с округой, который его предшественник держал как вассал халифа Иусуфа.

Смерть короля Леона Фернандо II позволила Альфонсо VIII утвердиться качестве самого могущественного правителя полуострова.

Чтобы противостоять его влиянию короли Португалии, Леона и Арагона заключили в 1191 г. соглашение в Уэске (так называемая Уэскская лига), приняв на себя обязательство помогать тому, кто будет вести войну с королем Кастилии. Вскоре к этому соглашению присоединился и король Наварры.


 

 

 

Альфонсо IX, новый король Леона, принял участие в Уэскской лиге, движимый горячим желанием отомстить за унижение, которое он пережил в первый же год своего правления.

На собрании королевской курии Кастилии 1188 года в  Каррионе он был посвящен в рыцари своим кузеном, королем Альфонсо VIII, и вынужден был поцеловать ему руку как своему сеньору.

Альфонсо IX не только не выполнял своих вассальных обязательств, но постоянно выступал против короля Кастилии.

После распада Уэскской лиги и крупнейшего поражения Кастилии при Аларкосе в 1195 году он заключил союз против кузена с альмохадским халифом.

При Альфонсо IX в Леоне возникли два учреждения, которым было суж­дено сыграть не последнюю роль в истории всей Испании.

В Саламанке поя­вился университет, впервые упомянутый в королевской грамоте в 1218 г. под названием «studium salamantinum», который в конце века получил от короля и от папы подтверждение своего статуса и привилегий.

Другое важное собы­тие произошло в 1188 г.: в Леоне состоялось первое известное по документам собрание кортесов — совещательного совета с участием представителей го­родов.

В Кастилии впервые участие представителей городов в королевском совете зафиксировано в том же году, на собрании курии в Каррионе.

С 1250 г. кортесы становятся общими для объединенных королевств Кастилии и Лео­на.

Эти сословно-представительные собрания превратились в один из спо­собов взаимодействия короля с местными властями.

Периодом становления института кортесов стал XIII век.

 Только к концу этого столетия складывает­ся некоторый устойчивый порядок созыва кортесов, определяется состав со­брания и круг обсуждаемых проблем, процедура обсуждения.

Однако завер­шается этот процесс становления в XIV в.

Поэтому между историками идет давняя дискуссия относительно природы некоторых собраний, созывавших­ся королями в XIII в.:

могут ли они именоваться кортесами.

А про некоторые из них сообщения в источниках настолько противоречивы, что возникают сомнения в их созыве.

Кроме того, далеко не от всех подобных собраний оста­лись документально зафиксированные постановления.

Кортесы с их главной функцией — предоставлять советы королю — превращаются в важнейший элемент политического устройства.

Испанский политический мыслитель и историк XVI в. Хуан де Мариана утверждал, что у королей было желание иметь просвещенных подданных, поэтому их и привлекали и кортесы.

Король являлся главой того единого организма, который он образовывал вместе со всеми жителями королевства.

Последних он был обязан любить, чтить и защищать — «каждого в своем сословии, также как и они его».

Король считал, что в кортесах собирались представители всех его подданных.

Кроме периодов регентства право созыва кортесов было исключительной прерогативой короля: он решал, где и с какой целью они будут собираться.

Однако на его суждение оказывали влияние и внешние обстоятельства, и ближайшее окружение.

Кортесы созывались примерно за две недели, устно или особыми письменными грамотами.

Отказ от участия должен был иметь серьезную причину — болезнь, тюремное заключение, путешествие или природные ката клизмы.

Существовала практика замены депутатов на других представителей.

 За факт пренебрежения участием можно было поплатиться всем, что предоставлял в держание король, или — для более низкого слоя — уплатить штраф в 500 мараведи, крупные города могли платить до 1000 мараведи.

Подробной повестки дня не было, и у городов не существовало реальной возможности заранее оценить ситуацию и подготовиться к предстоящим заседаниям.

Чаще всего кортесы заседали в Вальядолиде, особенно начиная с XIII века (14 раз), но были собрания и в других городах — в Бургосе (11 раз), в Севилье и Медина дель Кампо (трижды), в Толедо и Мадриде — по два раза.

Обычно они проходили во дворце, кафедральном соборе или монастыре.

В 1272 г. из-за конфликта со знатью было решено провести кортесы в госпитале при монастыре за стенами Бургоса.

Обычно созывы приурочивали к праздникам — чаще всего они приходились на время Пасхи.

Главные вопросы решались примерно за неделю, после чего отдельные депутаты могли оставаться, чтобы решать частные проблемы.

Король, вероятно, присутствовал на кортесах лично, как и члены королевской семьи и королевского совета, хотя это не было прописано.

Из духовного сословия присутствовали архиепископы и епископы, главы военных орденов, реже — аббаты.

Взаимодействие представителей духовенства с королевской властью предполагало поиск компромисса:

король пытался получить больше субсидий от церкви, которая, в свою очередь нуждалась в защите.

А духовные лица, хотя и лояльные обычно по отношению к монарху, стремились свести свои выплаты короне к минимуму.

До середины XIV в. на заседаниях кортесов регистрировалось присутствие  высшей знати — ricos bombres .

Их было не менее двух десятков человек, включая представителей известных семей.

Неясно, считали ли представители знати свое участие в кортесах привилегией и личным правом или они следовали указам короля.

Городское представительство — численно самый большой элемент кортесов — касалось далеко не всех городов.

С самого начала существования этого учреждения появилось своеобразное ядро городских советов, представители которых постоянно приглашались в кортесы.

К ним относились Самора, Торо, Сория, Вальядолид, Саламанка, Сеговия, Авила, Гвадалахара, Куэнка.

Другая подобная группа городов — это были центры королевств (reino), входивших в состав кастильской короны: Бургос, Леон, Толедо, затем - Севилья, Кордова, Хаэн, Мурсия.

Обычно депутатов бывало по двое (реже — три-четыре) от города.

Это должны были быть честные, богобоязненные, законопослушные и компетентные люди, озабоченные судьбой королевства.

До конца XIII в. их называли добрые люди» (omes bonos, omes valiosos), позже —personeros и procuradores .

Они появлялись в кортесах с депутатскими письмами и обладали полными депутатскими полномочиями —plena potestas .

Города должны были выплачивать компенсацию своим депутатам за путешествие до Толедо в размере половины мараведи в день.

Каждый мог привезти трех животных, а в случае их гибели депутаты могли получить возмещение.

Судя по частым петициям о предоставлении гарантий безопасности, депутаты запрашивали защиты короля на период их присутствия на заседании, а также дороги туда и обратно.

Начиная с XIII в. за убийство депутата следовало жесточайшее наказание, этому же был посвящен закон Альфонса XI 1328 г.

Городам строго рекомендовалось не отказывать депутатам в размещении, а те в свою очередь были обязаны платить за постой и воздерживаться от воровства.

 Пленарные заседания заканчивались выражением согласия с принятыми решениями, которые записывались в cuadernos .

Их получали города, монастыри, епископы.

По окончании заседаний мог состояться торжественный пир.

Горожане, поначалу робкие в присутствии короля, постепенно набира­ли силу, что видно по их общим и частным петициям, составлявшимся с учетом постановлений предшествующих кортесов.

В них содержались по­пытки снизить чрезвычайное налогообложение или просьбы ограничить пребывание короля или представителей государственной власти в селениях десятью днями, чтобы в последующие дни они сами платили за продукты.

Но едва ли применительно к ХII-ХIII вв. можно говорить собственно об ограничении королевской власти или о народном голосовании по бюджету.

Привлечение горожан — административное «удобство», признак парла­ментаризма, хотя вовсе не сущностный элемент кортесов как парламента в современном смысле.

 Это скорее лавирование королевской власти ради оптимального — с точки зрения короны — налогообложения и создания буфера в конфликтах со знатью.

Сословия не контактировали между собой, каждое из них использовало кортесы для непосредственного ознакомления короля со своими заботами и для выражения возможного несогласия с королевской политикой.

Если петиции горожан рассматривались публично, то петиции духовенства и знати, возможно, обсуждались позже или кулуарно.

Кортесы сыграли важную роль в Кастилии и Арагоне второй поло вины ХIII в. с точки зрения трансформации королевской власти — ухода от старых представлений, основанных на личном характере феодальных связей к новой трактовке: король как гарант порядка для народа.

Проис­ходило осознание новой абстракции — государства, чему способствовало обращение короля к прелатам, знати и горожанам с призывом к сотрудничеству в целях общего блага.

Кортесы позволяли королю соединить все главные политические элементы страны и испрашивать их поддержки для проведения той политики (в обороне против мавров, законодательной деятельности, экономике, дипломатических вопросах, финансовом обеспечении), которую он считал важной и которая представлялась как

служение Богу и всему королевству.

Кортесы Арагона и Каталонии

Организация кортесов в других областях Испании была однотипна с кастильской (с учетом гораздо меньшего размера Каталонии, Валенсии и Арагона, не говоря уже о Наварре), хотя существовали региональные отличия/

 В Арагоне бароны и рыцари были выделены в отдельное сословие, а на  ассамблее 1214 г. в Льейде, провозгласившей Жауме королем, была приглашена небывало большая депутация горожан — «по 10 человек от каждого города».

 В 1283 г. в Сарагосе была подписана «Privilegio General» (Генеральная привилегия), в которой был оформлен политический и правовой статус сословной ассамблеи и заложен принцип регулярного (раз в год) созыва кортесов, подтверждены обычаи и фуэро, было обеспечено главенство обычного права в судопроизводстве.

 


[I] Соларьегос ( solariegos ) в XI—XII вв. — крепостные со статусом хуньорес де эредад.

ак[II] Должность, равнозначная мирабам или арычным старостам в Средней Азии.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!