Податное обложение в вольных городах.
Муниципии не только пользовались политическими и административными свободами, но также преимуществами и привилегиями экономического порядка.
Ранее отмечалось, что плебеи были почти единственной категорией, платившей подати королю, поскольку дворяне были уже освобождены, а духовенство, как черное, так и белое, освобождалось от налоговых обязательств.
В то время в Леоне и Кастилии существовали разнообразнейшие подати, причем одни из них носили характер чистых налогов, другие — возмещения за услуги, которые перестали оказываться, а третьи являлись штрафами или денежной компенсацией.
К податям первого рода относились:
гойоса ( goyosa ) — налог, уплачиваемым супругами при рождении ребенка;
луктуоса или нунсьо ( luctuosa или nuncio) передача королю лучшей головы скота или драгоценности, принадлежавшей умершему человеку (этот налог платили также кавальеро — своей лошадью, доспехами или определенным количеством денег и клирики — мулом или серебряным сосудом);
мовисьо ( mooicio ) — единовременная подать за перемену местожительства; янтар ( yantar ) — определенное количество съестных припасов, которые предоставлялись королю и его свите при посещении им какого-либо селения; кондучо, колеча или колъейта ( conducho , colecha или colleita ) — подать, подобная янтару, с той разницей, что гостю (королю или сеньору) предоставлялись, помимо сьестных припасов, жилище, одежда, фураж, отопление и т. д.;
|
|
сенсо или капитасьон (сепсо или capitation ) — подушная подать, которую выплачивали вольноотпущенники и их дети; петитум ( petitum ) — чрезвычайный налог, который короли устанавливали в связи с каким-либо важным событием (женитьба или рождение принца и т. п.); с начала XII в. этот налог превратился в ежегодный и назывался монеда ( moneda ), так как платился металлическими деньгами; сервисьос ( servicios ) — чрезвычайные подати или подарки, которые кортесы или города преподносили королям; маньерия ( maheria ) — передача королю имущества лиц, умиравших без наследника в определенном колене; энлисия ( enlizia ) — десятин часть стоимости проданного дома или имущества; монтатико и эрбатико ( montatico и herbatico ), платившиеся соответственно за пользование дровами и пастбищами в лесах или за пользование травой на лугах; понтатико или понтадго ( pontatico или pontadgo ) — провозные пошлины; морская десятина ( diezmas de mar ) — таможенные пошлины в портах; портазго ( portazgo ) — пошлины за погрузку и разгрузку и др.
|
|
К податям второго рода принадлежали:
фонсадо или фонсадера ( fon c ado или fonc adera ) — возмещение, платившееся королю теми, кто не мог лично участвовать и войне; пектум или печо ( pectum или pecho ) — сбор в размере 4 сольдо, введенный в XI в., который платил каждый житель королевской земли, когда король набирал войска; анубда или кастельярия ( anubda или castellaria ) — денежная повинность, которой откупались от привлечения к работам по возведению, строительству или починке замков и укреплений как плебеи (которых привлекали в качестве чернорабочих), так и кавальеро (привлекаемые в качестве надсмотрщиков); фасендера или серна ( facendera или serna ) — вместо отработки — денежное возмещение сельскохозяйственных повинностей, которые должны были выполняться в некоторых случаях для короля и др.
К третьей группе относилась колонья ( colona ) — штраф, который платили все жители местности, где было совершено преступление, если виновный не был найден (в таком случае все живущие в данной округе рассматривались как коллектив ответчиков).
|
|
Размер этих штрафов устанавливался в зависимости от характера преступления и положения потерпевшего.
Как общее правило, сумма штрафа делилась на три части и поступала королю, муниципалитету и истцу.
Таким образом, свободные плебеи были не менее задавлены податями и барщиной, чем патронируемые крепостные (с. 145), зависевшие от сеньорий.
Естественно, что короли в тех случаях, когда являлась необходимость в заселении вновь завоеванных территорий, привлекали колонистов привилегиями, которые избавляли их от этих тягот.
Так, во многих муниципальных фуэрос предусматривалось освобождение от некоторых податей или же эти подати сокращались: например, фонсадо взимался только один раз в год.
Проявлялась явная тенденция заменять все подати единым денежным сбором (монеда форера — moneda forera ) или натуральным налогом, порой весьма незначительным (2 сольдо в Лограньо), который взимался ежегодно. Но фонсадо и янтар не отменялись никогда1.
1.Размер этих податей определялся местными фуэрос, но выплачивались они королю.
|
|
Муниципальные финансы.
Для удовлетворения своих насущных нужд муниципалии располагали,
во-первых, податями, платившимися жителями, и штрафами, поступавшими непосредственно в кассу городского совета;
во-вторых, обязательными, трудовыми повинностями на сельскохозяйственных (муниципальные поля), дорожных, мостовых, строительных, фортификационных и других работах и,
в-третьих, собственными землями, принадлежащими городу с давних (иногда римских и вестготских) времен или пожалованными королем при основании поселения или при даровании городу фуэро.
Эти земли делились на две категории.
Одни из них возделывали все жители, отбывая муниципальную барщину, причем урожай сдавался в муниципальные хранилища, и суммы, вырученные от его продажи, использовались для расходов на общеполезные дела: сооружение и ремонт дорог, стен, замков, мостов и т. д. Урожай со второй категории земель непосредственно использовался жителями, причем иногда он оставался неделимым, иногда же подразделялся на части или доли; такие переделы происходили либо ежегодно, либо через каждые три года или, наконец, раз в пятилетие. Земли первой категории назывались собственными ( propios ), а второй — общинными или землями общего пользования ( comunales , de aprovechamiento сотип).
К этой последней категории относились преимущественно луга и леса, различные виды пользования которыми — выпас скота, заготовка дров и лесоматериалов — регулировались определенными правилами, хотя нередко в общинном пользовании были и пахотные земли.
Ни собственные, ни общинные земли не могли продаваться; любая сделка по купле-продаже таких земель признавалась юридически недействительной; однако собственные земли город мог сдавать в аренду, не возделывая их непосредственно своими силами.
Границы и межевые знаки оберегались тщательнейшим образом; не допускались какие бы то ни было изменения рубежей городских земельных угодий, ибо эти земли были основой благосостояния горожан и являлись первейшими и наиболее важными источниками богатств.
Организация сеньорий.
Демократическая организация системы местного управления свойственна была не только вольным городам. Отчасти их пример и их влияние, отчасти рост свободного населения и смешение различных и крайне разнородных социальных групп, вызванное притоком чужеземцев, способствовали тому, что в сеньориальных и особенно в церковных городах и селениях наряду с восстаниями крепостных началось мощное движение, целью которого было завоевание прав на участие в политическом и административном управлении.
Немало восстаний, о которых мы говорили в одном из предыдущих параграфов, было направлено к этой цели.
«Образование населенных центров, — пишет один автор, — состоящих из лиц, тесно связанных общностью интересов; все большее и большее сознание этой солидарности; рост благосостояния благодаря развитию ремесла и торговли и организации муниципальных ополчений, обладающих мощными контингентами для отражения нападения норманнов и мавров, — все пробуждало в жителях духовных сеньорий законное стремление к независимости и свободе, желание управлять своими делами, как это имело место в селениях, непосредственно зависевших от короны.
Они обладали независимостью в экономическом отношении и хотели быть независимыми в политическом отношении».
В таких городах духовных сеньорий, как Сантьяго, Луго, Оренсе, Туй, Паленсия, Самора и Саагун, горожане борются вначале за ограничение права сеньора назначать по своему усмотрению муниципальных магистратов; позже — за право исключительного пользования этой столь драгоценной прерогативой.
Они приложили немало усилий, чтобы расширить сферу действия муниципальных должностных лиц на весь круг лиц, зависимых от сеньора.
Как и в Овьедо, Леоне и других ранее упомянутых городах, в этих муниципиях постоянно возникали конфликты между городскими и церковными судьями.
Короли часто вмешивались в эту борьбу, но их политика не отличалась постоянством, и, сообразуясь с обстоятельствами, они покровительствовали иногда сеньорам, а иногда их подданным.
Однако города шли своим путем.
До конца XII в. в Сантьяго, например, были только судьи, назначенные епископом, но в 1131 г. появляются народные судьи или магистраты, которых, как полагают, начали избирать примерно с 1130 г.
Кроме того, с 1020 г. народ участвует в отправлении некоторых административных функций, как например в ежегодном установлении цен на продовольствие и ставок заработной платы.
Для этой цели жители собирались на совет (сопс illi ит) в первый день великого поста.
Однако эти советы нельзя смешивать с советами ( concejo ) вольных городов.
Компостельский консилиум, о котором мы уже упоминали, имел весьма специфические и ограниченные функции, которые не обеспечивали возможности управления городской общиной.
Этот совет фактически представлял собой комитет, состоявший из optimates populi , т. е. из видных лиц, назначенных епископом.
Так продолжалось до конца XII в.
Во всех движениях и восстаниях горожан (например, во время восстания в Сантьяго 1136 г.) создавались революционные советы, избираемые народом, что было отражением стремлений горожан.
Наконец жителям Сантьяго окончательно удалось добиться прав на самоуправление в период между 1173—1206 гг.
Таким образом, к началу XIII в. они завоевали автономную организацию, подобную организации вольных городов.
В сельских местностях на сеньориальной территории Сантьяго существовал старинный обычай, подтверждаемый и санкционируемый в фуэрос (фуэро Диего Хельмиреса, 1113 г.), в соответствии с которым ежемесячно в каждом архипресвитерстве, образующем диоцез, пресвитеры, кавальеро и крестьяне собирались для того, чтобы «жалобы и обиды каждого были рассмотрены и удовлетворены архипресвитером и прочими разумными мужами».
Подобные собрания, которые сначала созывались от случая к случаю, в конце концов стали постоянными и приобрели характер цеховых братств ( cofradias ).
Они собирались не только по округам (архипресвитерствам), но и в приходах (например, в приходах Табоадело, Рио Кальдо и др.).
Мы привели Сантьяго в качестве примера. Аналогичный процесс имел место и в прочих городах церковных и светских сеньорий. Обитатели их мало-помалу добились предоставления им фуэрос и улучшения своего положения, что приблизило эти поселения к вольным городам.
Судебная организация. Отправление правосудия, как известно, было прерогативой короля. На Леонском соборе 1020 г. Альфонс V подтвердил эту коронную привилегию, отдав распоряжение, чтобы во всех городах королевства имелись судьи, назначенные короной для рассмотрения тяжб всего населения. Фактически гражданская юрисдикция находилась в руках алькальдов муниципалитетов, уголовная — в ведении судей высшего ранга (мэринов или аделантадо) или муниципиев. Но королю принадлежало право надзора над действиями таких судей и наказания их в случае, если они выносили несправедливые приговоры, и даже право назначения судей из другого города, которые назывались судьями на жалованье ( jueces de salario ). Должностные лица королевской юстиции, как общее правило, нуждались в эти смутные времена не в меньшем надзоре, чем все прочие лица, несущие административные обязанности.
Судебные исполнители ( sayones ), должностные лица судебного ведомства ( ministros ) и альгвасилы совершали множество злоупотреблений, взимая калонью или денежные штрафы, и также вели себя коронные мэрины при сборе подушных податей и других налогов.
На эти злоупотребления не раз обращали внимание короли, в частности Фернандо I и Альфонс VI.
Последний вынужден был распорядиться, чтобы на перевале Монтевалькарсель не взимали подорожный сбор ( portazgo ) , так как должностные лица чинили при этом множество несправедливостей и злоупотреблений, досаждая путникам и обирая их.
Главным мотивом, побудившим короля принять решение, обеспечивающее интересы французских, итальянских и немецких путников, проезжавших через этот перевал, была забота о поддержании международных связей Кастилии.
Королю принадлежало право принимать апелляции на решения судей.
Он мог затребовать любое дело.
При этом некоторые дела подлежали только его суду (убийство из-за угла, насилие над женщиной, разрушение церкви, дворца или дороги, нарушение перемирия, гражданская война между дворянами, вызовы и поединки и т. п.).
Для разбора этих дел король устраивал публичную аудиенцию в своем суде, который назывался кортом ( cort ) и в состав которого входили члены королевской фамилии, епископы, графы, дворцовые должностные лица, начальники округов, а иногда также и инфансоны.
На аудиенциях король выслушивал также представителей или посланников от вольных городов и вассалов, являющихся с жалобами, претензиями или с просьбами о справедливом решении дел, относящихся к порядку управления.
До конца XII в. функции этого корта были, по-видимому, чисто консультативными, без права инициативы и решающего голоса.
Приговор зависел исключительно от воли короля и приводился в исполнение портеро ( portero ), которых в XII в. сменяют сайоны ( sayones ).
В графствах имелись судебные хунты или собрания, созывавшиеся периодически, на которых должны были присутствовать кавальеро.
Наказания.
Грубость нравов и всеобщая анархия требовали в соответствии с общим уровнем культуры той эпохи применения энергичных мер воздействия и свирепых наказаний за совершение преступления.
Преступники подвергались отсечению конечностей, побиванию камнями, сбрасыванию со скалы, погребению заживо, сожжению; их карали голодной смертью, сажали в котлы с кипящей водой, сдирали кожу, душили, топили в море; некоторые из этих кар изобретались как чрезвычайные меры для пресечения разбоя, который принимал порой характер общественного бедствия вследствие усобиц и гражданских войн, как это имело место во времена Альфонса IX.
Для доказательства виновности по-прежнему применялся кипяток, раскаленное железо и судебный поединок, разрешенный Леонским собором 1020 г.
Однако в конце IX в. подобные приемы не встречали уже одобрения, и короли старались искоренить этот обычай.
Пытка, санкционированная уже в кодексе «Фуэро Хузго», широко применилась, но только при расследовании тяжелых преступлений и при соблюдении определенных процессуальных формальностей; при этом заботились, чтобы пытка не привела к смертельному исходу или чтобы в результате ее применения преступник не потерял какого-либо важного органа.
Но вместе с тем ко многим преступлениям иногда относились чрезвычайно снисходительно.
Так, например, хотя в различных фуэрос человекоубийство каралось смертной казнью, но наряду с этим некоторыми фуэрос по-прежнему была узаконена денежная компенсация за убийство в соответствии с вестготскими правовыми нормами (композиция, энмьенда, калонья);
эту компенсацию семья убийцы должна была платить семье убитого;
порой просто назначалась цена откупа за совершенное преступление.
Замена телесного наказания штрафом весьма характерна для законодательства этой эпохи.
Например, в фуэро Леона за убийство в качестве откупа была установлена определенная сумма;
в фуэрос Логроньо и Миранды эта сумма составляла 500 сольдо — подобная цифра повторяется и в других фуэрос.
В фуэро Саламанки отмечается, что убийца должен заплатить 100 мараведи;
в фуэро Саагуиа фиксируется цифра в 100 сольдо,
в фуэро Куэнки — 300 и
в фуэро Алькала — 108 сольдо;
при этом указывалось, что в случае, если убийца не сможет уплатить эту сумму, надлежит его удавить.
Обычно суммы откупа были не одинаковыми, а менялись в соответствии с социальным положением убитого;
например, за убийство дворянина платился больший выкуп, чем за убийство плебея;
однако городские привилегии уничтожали эти различия.
Весьма любопытно предписание фуэро Леона, в котором для наказания за убийство давался незначительный срок в 9 дней.
Если преступника не удавалось задержать в течение этого срока, он освобождался от наказания, хотя и не всегда мог избежать мести со стороны родственников своей жертвы, так как в ту эпоху по-прежнему существовал обычай кровной мести, свойственный германцам.
В некоторых фуэрос истцам предоставлялось право личного возмездия.
Церковь и короли настойчиво стремились ограничить применение обычаев кровной мести (об этом свидетельствуют решения соборов в Коянсе и Леоне и некоторые фуэрос, как например фуэро Сепульведы) или смягчить их.
С этой целью церковные соборы в Сантьяго 1113 г. и в Овьедо в 1115 г. запрещали пролитие крови в определенные дни (правило «Божьего мира») и требовали, чтобы уважались личные и имущественные права граждан и подвергались наказаниям злоумышленники.
Эти предложения соборов были утверждены королями и дали начало ряду мероприятий общегосударственного значения.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!