Глава 15. Разговоры об интервью
288
Интервью антропологические сосредоточены на культуре респондента и используются при записи устных преданий (Tow, 1994). Некоторые примеры исследовательских интервью, которые включали материальные и социальные ситуации респондентов, уже упоминались ранее (например, описание условий жизни мексиканских крестьян О. Льюиса — Lewis , 1964; анализ противоречий в интервью с женщинами, занятыми в промышленности, о конфликте между их работой и домашней жизнью Р. Беккера-Шмидта — Becker - Schmidt , 1982; анализ ситуации матерей — клиентов службы социального обеспечения Т. Хаган — Hagan , 1986 и мои собственные попытки связать воздействие обучения за оценки с требованиями работы за жалованье). Использование терапевтического интервью для исследований показывает возможности применения эмпатии и эмоционального взаимодействия для получения важнейших знаний о человеческой ситуации. В современных феминистских исследованиях сделан акцент на том потенциале знания, которым обладают в человеческих взаимоотношениях, включая исследовательское интервью, чувства и эмпатия.
Хотя большинство исследователей сегодня ограничиваются беседой в кабинете, они могли бы поучиться у теле- и радиорепортеров, которые проводят интервью в естественной для собеседников среде — на работе или дома. Разговоры, включенные в естественную деятельность повседневной жизни собеседника, дают более целостную картину их обычной ситуации, чем интервью в кабинете. Сегодня существует тенденция возвращать знания, полученные в интервью, участникам — обратно в ту самую социальную ситуацию, где они родились. Это относится и к использованию интервью в оценке систем, и, особенно, к исследованиям действий и феминистским исследованиям, где знания, полученные в интервью, используются для изменения исследуемой ситуации.
|
|
Вербальная фиксация исследовательского интервью до определенной степени заменяется видеозаписями, и, таким образом, мы получаем доступ к телесной экспрессии и межличностной динамике взаимодействия. Появление и развитие компьютерных программ для непосредственного анализа аудио- и видеозаписей позволяет перейти от механических расшифровок к прослушиванию самих разговоров. Параллельно с тенденцией задействовать нелингвистические аспекты беседы в интервью существует тенденция выходить за рамки наивного использования языка в общественных науках и проводить интервью с ориентацией на социолингвистику. Это предполагает еще большее осознание различий между устной речью в интервью и письменной речью анализируемого текста. Постмодернистский анализ лингвистических конструкций социального мира способствовал повыше* нию внимания к центральной роли языка в исследовательских интервью-
|
|
Вклад основательной теории Б.Дж. Глазера и Э.М. Страусса ( Strauss , Corbin , 1990) в современные качественные исследования показал, что можно сформулировать теории, основанные на эмпирических интервью. В психоаналитической традиции создание новых теорий на базе интервью с пациентами не ограничилось первоначальным вкладом 3. Фрейда на рубеже веков; его продолжили теории, бравшие начало в терапевтических интервью с авторитарной личностью в 1930—1940 годах и с нарциссичес-кой личностью в 1970—1980 годах. Проблема передачи результатов качественных исследований вышла на первый план в последние несколько лет, вырастая из нарративного подхода, традиций риторики и экспериментов с художественной формой отчета об исследовательском интервью.
Остается рассмотреть вопрос о том, дает ли использование результатов исследовательского интервью существенные знания об условиях человеческого существования. Возможно, одним из препятствий к получению всеобъемлющих широких знаний является то, что во многих исследовательских интервью часто используется индивидуалистичный и жестко ориентированный на практическую тему подход, а само интервью не используются в более широких общенаучных исследовательских проектах, имеющих теоретическую основу.
|
|
Перечисленные выше критические замечания «изнутри», с моей точки зрения, приложимы к множеству современных исследовательских интервью. Однако следует хотя бы кратко показать, что упомянутые недостатки не являются неизбежно присущими методике исследовательского интервью. Качественное исследовательское интервью — это специфическая форма беседы, и существуют другие, более подходящие для некоторых упомянутых выше проблем подходы. Целостное понимание культурной ситуации лучше всего удается получить в полевых исследованиях и при включенном наблюдении, а не при использовании интервью. Для получения практических знаний об изменении поведения более адекватно действенное исследование. Знания о глубинных фантазиях и чувствах человека методически и этически доступны только в интенсивном терапевтическом интервью. Необходимо подчеркнуть, что эта книга дает «чистый» образ интервью как метода, используемого изолированно. Для получения многогранной картины исследуемого явления часто используется комбинация интервью с другими исследовательскими методами.
В настоящее время наметилась тенденция, которая может сделать устаревшей большую часть приведенной «внутренней» критики, — это растущая методологическая изощренность и способность по-новому понимать исследовательское интервью. На протяжении всей книги мы упоминали философские взгляды, близкие способу понимания в качественном иссле-
280
Часть IV . Заключение
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!