Часть II . Осмысление исследовательского интервью



I

его вкладе в повышение потребления, которое в свою очередь, увеличивает продажи и прибыль. Парадоксально, что качественное интервью, которое вплоть до последнего времени третировалось как ненаучное в бихевиорис­тской психологии, явная цель которой — предсказывать и контролировать поведение, нашло широкое применение в маркетинговых исследованиях, чье существование зависит от их способности предсказывать и контроли­ровать поведение потребителей на практике.

Само по себе качественное интервью не является ни прогрессивным, ни реакционным; ценность получаемых знаний зависит от контекста и при­менения этих знаний. Например, качественное интервью может быть ис­пользовано для исследования отношения подростков к курению, а получен­ные знания — для того, чтобы заставить подростков начать курить либо отказаться от курения. Интервью — могущественный инструмент получе­ния знаний о переживаниях людей и их поведении, а знания эти находятся на службе у властей и денег.

В противоположность более откровенному технологическому предска­занию и контролю, отстаиваемому психологией, ориентированной на есте­ственные науки, более мягкие гуманные формы контроля над чувствами и переживаниями обнаружить гораздо труднее. В своей основанной на взгля­дах М. Фуко (М. Foucault) деконструкции психотерапии и гуманистической психологии П. Ричер указывает на эти скрытые формы контроля как более эффективные, чем техники формирования поведения в бихевиоризме, зак­лючая: «Психология — вся психология — это департамент полиции; пси­ходинамика и гуманистическая психология — это тайная полиция» ( Richer , 1992. Р. 118).

Феминизм и качественные исследования

Качественный подход к взаимодействию людей занял очень сильные позиции в феминистских исследованиях. В противоположность множеству эклектических качественных исследований, феминистский подход, как пра­вило, сосредоточен на обыденной жизни женщин, работает с методами, подходящими для понимания конкретных жизненных ситуаций женщин, причем понимание является средством для изменения изучаемых жизнен­ных обстоятельств. Центральным моментом феминистских исследовании являются различные ситуации, в которых оказываются женщины, и обстоя­тельства, влияющие на эти ситуации. Исследования основаны на мнении, согласно которому фокусом исследования может быть интерпретация по-

ГлоВо 4. Качественные исследований в науке и практике

79

ступков людей ( Olesen , 1994). Феминистские исследования — это «женские исследования женщин», направленные на то, чтобы понять жизнь и пере­живания женщин; они «...должны иметь в качестве одного из базовых по­нятий угнетение женщины»; это исследования, которые на каждом этапе подкрепляются взятыми на себя политическими обязательствами ( Scottm , 1989. Р. 69—70).

В постмодернистском феминистском подходе, в противоположность взглядам Просвещения, мораль и политика имеют приоритет перед науч­ными и эпистемологическими теориями. Для исследовательниц-феминис­ток пол является базовым организующим принципом, который глубоко вли­яет на конкретные условия нашей жизни.

«Все очень просто: провести феминистское исследование — значит поста­вить в центр опроса социальное конструирование пола... Очевидная идеологи­ческая цель феминистского исследования в гуманитарных науках состоит в том, чтобы бороться как с невидимостью, так и с искажениями переживаний женщин и использовать способы, которые вели бы к прекращению социально­го неравенства женщин» ( Lather , 1991. Р. 71).

Женская сторона науки в целом была подчеркнута Л. Шепхед ( She ­ pherd , 1993), при этом акцент был сделан на чувстве и исследованиях, мотивированных любовью, восприимчивостью и слушанием, субъектив­ностью, множественностью и взаимопереплетением отношений, длитель­ными отношениями доверия, кооперацией и гармоничной работой, ин­туицией, ощущением связи и целостным видением, а также социальной ответственностью науки. Специфическое сходство феминистского подхо­да и качественных исследований обсуждались В. Олесен ( Olesen , 1994) применительно к субъективности и переживаниям, взаимоотношениям и личностным взаимодействиям, межличностным отношениям исследовате­ля и участников исследования. Более того, некоторые феминистки верят, что нестрогие качественные данные исследований более приемлемы для феминистского подхода, так как количественные методы усиливают нездо­ровое разделение на тех, кто знает, и тех, кто не знает. В то время как пря­молинейные мужские взгляды могут быть зафиксированы опросником, способ, которым женщины хотят устанавливать связи между сферами сво­ей жизни, лучше изучать с помощью качественного глубинного интервью (см. Scott , 1985).

Феминистская концепция отношений исследователя и исследуемого соответствует способу понимания в качественном исследовательском ин­тервью, описанному ранее (глава 2, «Способ понимания в качественном Исследовательском интервью»). Кроме того, для постмодернизма характер-

80      Части II . Осмысление исследовательского интервью

на открытость любым способам планирования исследований, в том числе возможен конфликт между частью движения феминизма, увлеченной тек­стуальным релятивизмом, и политической программой феминизма, ориен­тированной на изменения.

Феминистские исследования направлены на изучение общественных движений, организаций и формирование политики, которая продуцирует напряжение в отношении постмодернистски ориентированных исследова­тельниц-феминисток, полагающих «истину» разрушительной иллюзией. Бесконечная игра знаков и рассказов, зыбучие пески интерпретаций зату­манивают существующие формы угнетения. Реальная жизнь женщины те­ряется в текстах, ведущих к релятивистскому поражению, которое подтвер­ждает status quo в мире неравенства (см. критику Olesen , 1994). В то же время О'Хара следующим образом выражает освободительный и мораль­ный потенциал постмодернистского феминизма:

«В постструктуралистских работах феминисток я почерпнул огромное облегчение, увидел надежду и большое чувство ответственности. Идея, утвер­ждающая, что каждый из нас восстанавливает реальность с каждой встречей, наполняет меня дивной надеждой, мощью и чувством общности. Если при­знать, что абсолютной истины "где-то там" не существует и стало быть нельзя создать безупречные "экспертные системы", которые могли бы как-то решить наши проблемы математически; ...если мы принимаем, что когда мы вступаем в диалог, мы оба меняемся; если правда то, что мы являемся со-творцами ре­альности, которая, в свою очередь, творит нас, — тогда мы призваны в новое общество. Если я могу формировать культуру, я должен действовать ответ­ственно» (О'Нага, 1995. Р. 155).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!