Реклама Ренессанса и эпохи просвещения



Революционным периодом в развитии общества является изобретение в году книгопечатного станка Иоганном Гуттенбергом. Тексты, написание которых было трудоемким, теперь могли готовиться очень быстро, да и такая технология печатания привела печатные листки к единому формату.

Бурное развитие книгопечатания повлекло за собой распространение типографских сообщений об имеющихся книжных новинках. Такие сообщения в Риме дополнялись данными о ценах и тираже, тем самым, введя в оборот жанр прейскуранта[41].

Далее способом тиражирования появляются и так называемые летучие листки и афиши, которые готовились по заказам владельцев гостиниц, трактиров, организаторов театральных зрелищ.

В начале XVII в. происходит упорядочение массовой информации посредством образования периодической печати и информационных бюро. Информационные бюро, как правило, представляли небольшие группы людей, которые занимались сбором и распространением оперативной информации. Упоминание о таких бюро встречается в Европе и относится к Венеции 1530 г. Осведомительное бюро занималось сбором политических и торговых известий, информации о ценах на товары, сведений о каких-либо событиях[42]. В Англии первый королевский патент на организацию информационного агентства датируется 1611 г. А во Франции в 1629 г. появилось объявление: «С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т.д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место…просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра и до шести вечера…»[43]. Событие создания этого бюро Попов Ю.В. комментирует так: «Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений»[44].

К одним из первых рекламных текстов во французской прессе относится объявление 1631 г. в «Gazett» следующего содержания: «Все еще продолжается печатание большой великолепной Библии в 9 томах на восьми языках, хотя она подготовлена к изданию уже более года тому назад. Мы приглашаем все нации принять участие в этом издании и вполне добросовестно можем уверить их, что они останутся, не менее довольны изданием, чем сибариты прекраснейшим пиршеством, обещанным за год вперед»[45].

Среди рекламных обращений лондонских газет можно отметить объявление 1650 г., в котором говорилось о награде за указание местонахождения 12 украденных лошадей[46]. Немного позже в газетах стали появляться объявления частного характера, в основном оптово-розничной продажи продуктов питания.

В США расцвет рекламы исследователи связывают с именем Бенджамина Франклина, который основал в 1729 г. издание «Gazett», в котором разграничил рекламные столбцы гравюрными изображениями и окружил заголовки чистым пространством, тем самым реклама стала восприниматься эффективнее.

Подводя итог данному периоду можно отметить, что появление книгопечатания стало новым этапом в развитии рекламного процесса. Появились новые жанры – печатные объявления, каталоги, прейскуранты, печатные летучие листки и печатные афиши. В разных странах Западной Европы появляются информационные бюро, и реклама интенсивно размещается на страницах периодической печати.

2.5. Реклама в период развития индустриального производства
и капиталистической экономики

Середину XIX в. историки связывают с формированием индустриального производства и капиталистической экономики. Это период изобилия товаров, соответственно и жесткой конкуренции в её сбыте. В таких условиях развития общества реклама становится неотъемлемой частью производственного процесса.

Рекламная деятельность получает своеобразное развитие в различных государствах, в зависимости от экономического и политического состояния у культурных особенностей.

В начале XIX в. Англия занимает ведущие позиции в экономическом развитии, это влечет за собой активное использование периодической печати, появляются рекламные иллюстрации. Английский «Penny Magazine» стал журналом, ориентированным на массового читателя. Как отмечают специалисты, размещение рекламы в журнале стоило дорого, однако существенно увеличивались и доходы рекламодателей.

Появляющиеся на наших улицах подвижные рекламные приспособления, так называемые люди-сэндвичи, наблюдались еще в Англии в самом начале XIX в. Помимо этого щиты с изображением товаров крепились на конных повозках, однако эти процессии мешали уличному движению и в 1853 г. были запрещены английским парламентом.

Большую популярность во второй половине XIX в. получают настенные щиты, плакаты, афиши, а также развитие витринного жанра рекламы, связанное с искусством размещения товаров в магазинных витринах и их оформление. Появляются афишные тумбы, характеристика которых звучит так: «это устройство для различных заметок, объявлений, прокламаций и других текстов, обеспечивающих гласность днем и вечером, предохранит стены близлежащих строений в больших городах от искажения их облика надписями, нанесенными посредством краски или мела»[47].

Такой способ размещения текстов активно использовался во Франции, с целью облагородить облик парижских улиц. Именно Франции специалисты причисляют лидерство по созданию многоцветных художественных плакатов. Их отличие от афиш заключалось в том, что плакат – это изобразительное произведение на общественно значимую тему, в то время как афиша дает сообщение о каком-либо событии или зрелище. Среди мастеров техники многокрасочного тиражирования называют имена Жюля Шере, Анри Тулуз-Лотрека, Теофиля Стейнлена и др.

Политические и экономические причины тормозили в Германии развитие рекламного дела вплоть до франко-прусской войны 1870–1871 гг. Несмотря на это опыт информационных листов периодического типа был подхвачен в 1727–1728 гг., а в 1802 г. в Веймаре вышло учебное пособие «Как писать рекламные объявления»[48]. В данной книге представлены образцы объявлений с комментариями, а также предлагался список информационных агентств, которые могут оказать содействие в публикации объявлений.

Еще одним важным направлением развития рекламной деятельности стало развитие выставок, истоки которых найдены во Франции середины XVII в. Это были события, когда с целью привлечения покупателей в одном месте собирались лучшие работы мастеров и ремесленников и демонстрировались всем желающим. В различных странах активно используется данный вид деятельности, проводятся экспозиции национальных достижений государств. Как отмечают специалисты[49], преимущества выставочного жанра заключаются в возможности наглядного представления продукции, непосредственного контакта производителей и потенциальных потребителей и соответственно заключение контрактов на сотрудничество. К началу XX в. в организации выставок наблюдается стремление к более узкой специализации экспозиций и одновременной продажи предлагаемых товаров.

В последней трети XIX в. общепризнанным мировым лидером в области рекламы стали США, в этом не маловажную роль сыграла творческая изобретательность в новых видах рекламной подачи. К числу таких новшеств можно отнести деятельность Финиса Барнума, который предложил разместить рекламные призывы на оборотной стороне концертных билетов, на салфетках и скатертях ресторанов, обслуживающих гастроли. Помимо этого художники-профессионалы национальных еженедельников ищут все новые формы многоцветных рекламных объявлений, например, повтор более десятка раз одной и той же фразы или шрифтовые эксперименты. Активное развитие творческой изобретательности можно подтвердить следующим отрывком: «Появились сапоги с приспособлением для рекламы. На подошве помещена небольшая металлическая рама с набором любого короткого рекламного текста. Когда вы шествуете в этих сапогах по улице, особый механизм смазывает наборные литеры краской и реклама отчетливо отпечатывается на тротуаре…»[50].

Активное развитие рекламной деятельности в США стимулировало и научные исследования в данной области. В конце 80-х гг. выходит труд Натаниэля Фаулера «Реклама и пресса», следующая работа «Осуществление бизнеса» (1982 г.), а в 1896 г. появляется «Искусная реклама» Чарльза Бейтса.

Таким образом, в связи с индустриальной революцией в середине XIX в. рекламная деятельность переживает переломный процесс
и становится неотъемлемой частью производства. В каждом государстве закономерности в области рекламы преломляются в зависимости от экономических и политических особенностей. Появляется потребность в поиске новых способов подачи рекламной информации. Также возникает необходимость в теоретических научных исследованиях рекламной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите периоды, условно выделяемые исследователями, в развитие рекламной деятельности.

2. Дайте определение «проторекламы».

3. Назовите направления проторекламы.

4. Раскройте понятие «альбум».

5. Что характерно для рекламной деятельности в период античности?

6. Назовите специфические черты рекламной деятельности в средние века.

7. Что включает в себя понятие «геральдика»?

8. В чем особенность рекламы Ренессанса и эпохи просвещения?

9. В чем заключалось направление деятельности информационных бюро в Англии?

10. Как развивается рекламная деятельность в период развития индустриального производства и капиталистической экономики?

Практикум

1. Найдите дополнительную информацию и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

· Когда и где впервые появились так называемые «люди-сэндвичи»?

· Когда и где впервые стали размещать рекламную информацию на салфетках и скатертях ресторана?

· Когда и где впервые стали использовать в качестве рекламного средства отпечатки на асфальте?

2. В данной теме рассказывалось об активном развитии творческой изобретательности художников-профессионалов национальных еженедельников. В частности, повторы более десятка раз одной и той же фразы (слова) или шрифтовые эксперименты (выстраивание мелкого шрифта в крупные фигуры и т.д.). Найдите современные рекламные сообщения с использованием данных приемов. Почему, несмотря на появление массы новых инструментов, данные способы сохранились?

3. Постарайтесь узнать – какое первое рекламное агентство появилось в Вашем городе (какие специалисты в него входили, какие были первые заказы, действует ли оно сейчас).

 

Тема 3
Рекламная индустрия

Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:

· выделить общемировые тенденции, оказывающие влияние на развитие рекламной индустрии;

· привести структуру рекламной индустрии;

· охарактеризовать каждый уровень структуры рекламной индустрии;

· выделить типы рекламодателей;

· рассказать о различных видах рекламных агентств;

· указать функции специалистов рекламных агентств;

· пояснить задачи внешних помощников;

· дать определение целевой аудитории.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!