А. Говорит ли Новый Завет о предопределении?



Многие части Нового Завета довольно определенно говорят о том, что Бог заблаговременно избрал тех, кто будет спасен. Лука пишет о проповеди Пав­ла и Варнавы язычникам в Антиохии и Писидии: «Язычники, слыша это, ра­довались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были преду- ставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). Немаловажно, что Лука упоминает об избрании как бы вскользь. Создается впечатление, что это было чем-то впол­не естественным во время проповеди Евангелия. Сколько людей уверовало? «Все, которые были предуставлены к вечной жизни».

В Послании к Римлянам (8:28—30) читаем:

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многи­ми братиями; а кого он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил3. (Курсив мой. — У. Г.)

3 Кларк Пиннок говорит, что в этом тексте речь идет не о предопределении к спа­сению, а скорее о некоем предпочтении, привилегии быть подобными Иисусу Христу: «В Библии не говорится ни о предопределении к спасению, ни о предопределении к проклятию. Речь идет лишь о предопределении для тех, кто уже стал чадом Божьим, и об определенных привилегиях, которыми они обладают». Однако подобная точка зрения никак не согласуется с Рим. 8:29,30, поскольку те, о ком здесь говорится, что они пре­допределены к спасению, еще не являются чадами Божьими, ведь Павел говорит здесь о предопределении прежде, чем об оправдании. Более того, привилегия быть подобным Христу дана не только избранным христианам, а вообще всем людям.


Глава 31. Избрание и осуждение_____________________ 755

В следующей главе, рассуждая о том, почему Бог избрал Иакова, а не Иса­ва, Павел пишет, что выбор был обусловлен не тем, что сделали Иаков и Исав.

Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненави­дел» (Рим. 9:11-13, курсив мой. — У. Г.).

Относительно того факта, что часть израильского народа была спасена, а часть нет, Павел говорит: «Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:7, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел вновь упоминает о двух различных группах внутри израильского на­рода. Те, кто был «избранным», получили спасение, которого искали, а те, кто не был избран, просто «ожесточились».

В начале Послания к Ефесянам Павел с полной определенностью гово­рит о том, что Бог избрал верующих еще до того, как был сотворен мир.

...Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей (Еф. 1:4-6, курсив мой. — У. Г.).

Павел обращается к верующим и говорит, что Бог «избрал нас» во Хрис­те, имея в виду всех верующих. О том же речь идет и несколькими стихами ниже: «В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послу­жить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:11,12, курсив мой. — У. Г.)4.

Кфессалоникийцам он пишет: «Зная избрание ваше, возлюбленные Бо­гом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес. 1:4,5, кур­сив мой. — У. Г.)

Павел говорит, что, так как фессалоникийцыуверовали в Евангелие в ре­зультате его проповеди («потому что наше благовествование у вас было... в силе... и со многим удостоверением»), он уверен, что Бог избрал их. Когда они стали верующими, Павел пришел к выводу, что Бог уже давно избрал их и что

4 Русский синодальный перевод менее последовательно, чем английские версии, дает русские параллели к терминам, касающимся предопределения. Так, формы глагола лроорЦсо («предопределять»; лат. praedestino, откуда англ. predestination) в разных местах переводятся по-разному, тогда как греческий текст убедительно свидетельствует о том, что приводи­мые автором отрывки действительно говорят об одном и том же — а именно о предопреде­лении. В Еф. 1:11 употреблено причастие аориста страдательного залога проор\.авк\пес„ «мы были предопределены», т. е. форма того же самого глагола, что и в Еф. 1:5 —

k   «предопределив», и в Рим. 8:30 — npowpiaev, «предопределил». — Примеч. пер.


756 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

именно поэтому они уверовали, услышав его проповедь. Позже он пишет той же церкви: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, из­ брал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13, курсив мой. — У. Г.).

Хотя текст, который будет приведен следующим, не говорит об избрании человеческих существ, он представляет большой интерес в связи с тем, что Павел говорит об ангелах. Давая наставления Тимофею, он пишет: «Пред Бо­гом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения» (1 Тим. 5:21). Павел отдает себе отчет в том, что добрые ангелы являются свидетелями его наставления и ответственности, которую оно налагает на Тимофея; он абсолютно уверен, что эти добрые анге­лы были избраны Богом, и поэтому называет их «избранными Ангелами».

Когда Павел рассуждает о причинах, по которым Бог избрал нас и при­звал к Себе, он отвергает мысль о том, что причиной этого были наши дела. Он указывает на изволение Самого Бога, на Его благодать, незаслуженную нами, которая излилась на нас в прошлой вечности. Павел говорит, что Бог спас и призвал нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9).

Петр пишет сотням христиан малоазийских церквей: «...Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца...» (1 Пет 1:1,2). Позже он называет их «родом избран­ным» (1 Пет. 2:9).

В Откровении Иоанна те, кто поклонится зверю, — это люди, чьи имена не были записаны в книгу жизни еще до создания мира: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от со­здания мира» (Отк. 13:7,8)5.

5 В греческом тексте слова «от создания мира» могут относиться как к словам «кото­рых имена не написаны в книге жизни», так и к словам «агнца закланного». Однако решающим аргументом является параллельный текст Отк. 17:8: «...И удивятся те из жи­вущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира». Здесь двух толкований быть не может, кроме того, в греческом тексте бросается в глаза явный струк­турный параллелизм: в обоих отрывках, повествующих о людях, чьи имена записаны в книге жизни, встречается одиннадцать одинаковых слов. Более того, первое утвержде­ние более логично в свете Писания в целом, ведь в Библии часто говорится о том, что Бог избрал нас прежде создания мира, но нигде больше не сказано, что Христос был заклан прежде создания мира. Это утверждение просто абсолютно неверно, поскольку Христос не был заклан до того момента, как умер на кресте. Таким образом, этот отрывок сле­довало бы интерпретировать примерно в таком духе: «От начала мира Бог планировал, что Христос будет заклан», но текст имеет в виду совершенно не это, к каким бы сло­вам не было отнесено выражение «от создания мира».


______________________ Глава 31. Избрание и осуждение______________________ 757

В гл. 17 Откровения мы читаем о бездне: «...И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Отк. 17:8, курсив мой. — У. Г.).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!