Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях



1. Традиционные

1955          Ott (особый раздел отсутствует)

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980          McBrien (особый раздел отсутствует)

Другие работы

Bruner, Frederick Dale. A Theology of the Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1970.

Carson, D. A. Showing the Spirit: A Theological Exposition of 1 Corinthians 12—14. Grand Rapids: Baker, 1987.

Carter, Charles. The Person and Ministry of the Holy Spirit. Grand Rapids: Baker, 1974.

Caulley, T. S. "Holy Spirit". In EDT, pp. 521-527.

Gaffin, Richard В., Jr. "The Holy Spirit". WTJ 43Л (Fall 1980), pp. 58-78.

Green, Michael. / Believe in the Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

Hawthorne, Gerald. The Presence and the Power: The Significance of the Holy Spir­ it in the Life and Ministry of Jesus. Dallas: Word, 1991.

Hoekema, Anthony A. "The Role of the Holy Spirit". In Saved By Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 28-53.

Horton, S. M. What the Bible Says About the Holy Spirit. Springfield, Mo.: Gospel Publishing House, 1976.

Ladd, George E. The Presence of the Future: The Eschatology of Biblical Realism. Grand Rapids: Eerdmans, 1974.

Moule, C. F. D. The Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1978.


736_______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

Pache, Rene. The Person and Work of the Holy Spirit. Chicago: Moody, 1954.

Packer, J. I. "Holy Spirit". In NDT, pp. 316-319.

Packer, J. I. Keep in Step with the Spirit. Old Tappan, N.J.: Revell, 1984.

Palmer, Edwin H. The Person and Ministry of the Holy Spirit. Grand Rapids: Baker, 1958.

Ryrie, С. С The Holy Spirit. Chicago: Moody, 1965.

Smeaton, G. The Doctrine of the Holy Spirit. 2d ed. Edinburgh: T. and T. Clark, 1889.

Sproul, R. С The Mystery of the Holy Spirit. Wheaton, 111.: Tyndale, 1990.

Stott, John R. W. Baptism and Fullness: The Work of the Holy Spirit Today. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1964.

Swete, Henry B. The Holy Spirit in the New Testament. 2d ed. London: Macmillan, 1910.

White, John. When the Spirit Comes with Power. Downes Grove, 111.: InterVarsity Press, 1988.

Wood, Leon J. The Holy Spirit in the Old Testament. Grand Rapids: Zondervan, 1976.

Отрывок для запоминания

Рим. 8:12-14:

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий.


f


ЧАСТЬ V

Учение об искуплении


 


ГЛАВА 30

Общая благодать

Незаслуженные благословения ,

Которые Бог дарует всем людям ,

Как верующим , так и неверующим

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

А. Введение и определение понятия

Когда Адам и Ева согрешили, они заслужили вечное наказание и отделе­ние от Бога (Быт. 2:17). Точно так же люди, которые грешат в наши дни, под­вергаются гневу Божьему и вечному наказанию: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Это означает, что если люди однажды согрешили, то спра­ведливость Божья требует только одного — навечно отделить их от Бога, ли­шить их любой надежды на получение Его благ и навсегда приговорить их к аду, чтобы они вечно видели только Божий гнев. Именно так произошло с со­грешившими ангелами, и то же самое могло бы случиться и с нами: «Боганге­ лов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4, курсив мой. — У. Г.).

Однако Адам и Ева не умерли сразу же (хотя смертный приговор начал приводиться в исполнение с того дня, как они согрешили). Окончательное исполнение этого приговора было отложено на многие годы. Более того, мил­лионы их потомков, вплоть до нашего времени, не умирали сразу, а продолжа­ли жить еще годы и годы, пользуясь бесчисленными благословениями этого мира. Как это может быть? Почему Бог продолжает даровать благословения грешникам, которые заслуживают только смерти, — не только тем людям, которые в конце концов будут спасены, но также и миллионам людей, кото­рые не будут спасены никогда, чьи грехи никогда не будут прощены?

Ответ на эти вопросы заключается в следующем: Бог дарует миру общую благодать. Понятие «общая благодать» мы можем определить следующим об­разом: общая благодать это благодать Божья, через которую Бог дарует людям неисчислимые благословения, не являющиеся частью спасения. Слово «об­ щая» означает здесь нечто, что является общим для всех людей и принадлежит не только верующим или избранным.

В отличие от общей благодати, ту благодать, через которую Бог приводит людей к спасению, часто называют «спасительной благодатью». Безуслов­но, когда мы говорим об «общей благодати» и «спасительной благодати», мы не предполагаем существования в Боге двух разных видов благодати. Дело


740 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

в том, что благодать Божья проявляет себя в мире двумя разными способами. Общая благодать отличается от спасительной благодати по результатам ее действия (она не приводит к спасению), по тем, к кому она направлена (она дарована равным образом как верующим, так и неверующим), и по ее источ­ нику (она не исходит непосредственно из искупительной работы Бога, посколь­ку смерть Христа не принесла прощения неверующим, а потому не даровала им непосредственно и благословений общей благодати). По поводу последне­го следует отметить, что общая благодать исходит из искупительной работы Христа, но не непосредственно. То, что Бог не стал судить мир сразу же после того, как в него вошел грех, объясняется (в качестве главной или даже исклю­чительной причины) тем, что Бог собирался впоследствии спасти некоторых грешников через смерть Своего Сына1.

Б. Примеры общей благодати

Если мы посмотрим на окружающий нас мир и представим себе адское пламя, которого он заслуживает, мы сразу же поймем, что обилие примеров общей благодати Бога очевидно. Мы можем выделить несколько особых ка­тегорий, в которых проявляется общая благодать.

/. Физический аспект. Неверующие продолжают жить исключительно благодаря общей благодати Бога. Каждый вдох каждого человека — вдох благодати, ибо возмездие за грех — смерть, а не жизнь. Более того, земля про­изводит не одно лишь терние (Быт. 3:18), и она не выжженная пустыня. По Божьей общей благодати земля производит пищу и все необходимое для одеж­ды и крова, иногда в великом изобилии и разнообразии. Иисус сказал: «Лю­бите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите нена­видящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злы­ми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45, курсив мой. — У. Г.). В этом месте Иисус приводит в пример общую благодать Бога, призывая Своих учеников к любви к их врагам и молитве о благослове­нии неверующих (ср.: Лк. 6:35,36). Также и Павел говорил жителям Листры, что Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17, курсив мой. — У. Г.).

1 Следует отметить, что я разместил главу об общей благодати в пятой части этой кни­ги, озаглавленной «Учение об искуплении», не потому, что общая благодать исходит не­посредственно из искупительной работы Христа (ибо это не так), а потому, что общая бла­годать играет определенную роль в подготовке работы Бога по оправданию верующих.


Глава 30. Общая благодать                          ______ 741

В Ветхом Завете также говорится об общей благодати Бога, которая дару­ется как верующим, так и неверующим. Один из примеров — египтянин По-тифар, начальниктелохранителей, который купил Иосифа-раба: «Господъбла- гословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт. 39:5, курсив мой. — У. Г.). Давид говорит гораздо более обобщенно обо всех существах, которых сотворил Господь: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. <...> Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою и насы­щаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:9,15,16).

Эти стихи также напоминают нам, что добро — часть всего творения. Мы обязаны им доброте и состраданию Бога.

Общая благодать Бога очевидна даже из красоты мира природы. Хотя природа и пребывает «в рабстве тлению» и «покорилась суете» (Рим. 8:21,20) из-за проклятия, последовавшего за грехопадением (Быт. 3:17-19), все же в естественной природе остается еще очень много прекрасного. Красота цве­тов, травы и леса, рек, озер, гор и океанских побережий остается ежедневным свидетельством общей благодати Бога. Неверующие недостойны наслаждать­ся этой красотой, и все же по благодати Божьей они наслаждаются ею в тече­ние всей их жизни.

2. Интеллектуальный аспект. Сатана «лжец и отец лжи» и «нет в нем ис­тины» (Ин. 8:44), ибо он полностью отдался злу, а также иррациональности и ложности, которые сопутствуют безусловному злу. Однако люди в совре­менном мире, даже неверующие, не полностью отданы во власть лжи, ирра­циональности и невежества. Все люди способны познать хотя бы крупицу истины; многие обладают и выдающимися умственными способностями, а это также следует понимать, как результат благодати Божьей. Иоанн гово­рит об Иисусе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого челове­ ка» (Ин. 1:9), ибо в качестве Создателя и верховного Властителя мира (в дан­ном случае не в качестве Искупителя) Сын Божий допускает просвещение и познание истины всеми людьми в этом мире2.

2 Поскольку в Ин. 1 говорится о Христе, пришедшем в мир, ст. 9 следует понимать так, что Свет истинный, «придя в мир», просвещает всякого человека (как в переводах RSV, NASB, N1V), а не в смысле «всякого человека, приходящего в мир» (как в KJV, NASBmg., NIVmg. [Также и в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.]), хотя и то и другое толкование грамматически равноправны. (Речь идет о греческом тексте: прича­стие 'epxb\ievov в выражении 'ep%6nevov e'ig xbv кбоцои можно понять как именитель­ный падеж среднего рода, и тогда оно относится к xb феод тЬ ddTjOiudv [«Свет истинный»]. А это причастие следует переводить «при[хо]дя в мир [Свет]», либо как винительный падеж мужского рода, относящийся к пбапа bvQpamov [«всякого человека»]. В послед­нем случае переводить следует так: «Который просвещает всякого человека, приходя­щего в мир» [такое понимание предпочли и переводчики русского синодального тек­ста. — Примеч. пер.]. Оба понимания действительно абсолютно равноправны, поскольку


742 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Общая благодать Бога видна также в том, что все люди обладают зна­нием о Боге: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возбла­годарили» (Рим. 1:21). Это означает, что Бог поселил в человеческом сердце знание о Его существовании и жажду Бога. Однако часто итогом этого ста­новится появление многочисленных выдуманных человеком религий. По­этому Павел сумел найти точку соприкосновения даже с теми, кто придер­живался ложных религий, и этой точкой стало знание о Боге. Афинским философам Павел сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как-бы осо­бенно набожны... Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22,23).

Общая благодать Бога в плане интеллекта проявляется также в том, что люди могут распознать истину и отличить ее от заблуждения, а также накап­ливать знания, которые помогают в открытии мира и в освоении земли. Это означает, что все научные и технические достижения, которых добились нехри­ стиане, являются результатом общей благодати. Благодаря этим достижени­ям были сделаны поразительные открытия в области переработки ресурсов земли в материальные блага, в области производства и распределения этих ресурсов и в области рационального их использования. В практическом пла­не это означает, что всякий раз, как мы идем в продуктовый магазин, едем в автомобиле или заходим в дом, нам следует помнить о том, что мы в данный момент пользуемся результатами обильной общей благодати Божьей, которая столь щедро изливается на человеческий род.

3. Моральный аспект. Через общую благодать Бог также удерживает лю­дей от окончательного осквернения. Вновь сфера демонического, полностью преданная злу и разрушению, ярко контрастирует с человеческим обществом, где зло явно ограничено. Если люди в жестокосердии своем будут вновь и вновь упорно предаваться греху в течение определенного времени, Бог «предаст» их

формы именительного падежа среднего рода и винительного падежа мужского рода при­частия презенса-имперфекта от глагола kpxcqiai омонимичны.) В любом случае этот стих говорит о том, что Христос просвещает каждого человека. Некоторые считают, что это просвещение связано с сияющим присутствием воплотившегося Христа в мире (см., напр.: D. A. Carson, The Gospel According to John, pp. 123, 124), но более вероятно, что подобное про­свещение человека связано со светом общего откровения, которое получают все люди, — это способность наблюдать и осознавать множество истинных фактов, которые касаются Бога и мира (см., напр.: Morris Leon, The Gospel According to John, pp. 94,95). Это подтверж­дается тем фактом, что Иоанн, говоря о «всяком человеке» (а не о «всех людях» или «мире»), подразумевает, что просвещение касается каждого индивидуума, что справедливо для об­щего знания, а не для познания Христа. Такое понимание позволяет трактовать слово «про­свещает» как действительный акт просвещения, а не лишь возможное действие. Христос здесь воистину просвещает, а не дает лишь возможность просвещения. Такое понимание усугубляет горькую иронию ст. 9 и 10. Хотя Христос дает просвещение всем людям и хотя Он сотворил всех людей, тем не менее они не познали Его и не приняли.


Глава 30. Общая благодать_________________        743

ещебольшим грехам (ср.: Пс. 80:13; Рим. 1:24,26,28), но большинство людей не опускаются в такие глубины, в которые их мог бы увлечь грех: Бог вмеши­вается и налагает ограничения на поведение человека. Одним из самых силь­ных ограничителей является совесть. Павел говорит: «Когда язычники, не име­ющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свиде­ тельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14,15, курсив мой. — У. Г.).

Это внутреннее чувство различения добра и зла, которое Бог дает всем людям, помогает им часто следовать моральным нормам, соответствующим нормам Писания. Даже о тех, кто предался самым отвратительным грехам, Павел пишет: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32). Во многих других случаях это внутреннее чувст­во совести заставляет людей устанавливать законы и общественные нормы, которые весьма схожи с моральными законами Писания, например, охраня­ющие святость брака и семьи; защищающие человеческую жизнь и запре­щающие воровство и лжесвидетельство3. По этой причине люди часто живут по верным моральным законам, внешне согласующимся с моральными нор­мами Писания. Хотя своим правильным поведением они не могут получить преимущества в глазах Бога (поскольку Писание ясно говорит, что «законом никто не оправдывается пред Богом» [Гал. 3:11 ] и что «все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного»; Рим. 3:12), все же в определенном смысле, не заслуживая вечного Божьего одобрения или преиму­щества в Его глазах, неверующие «делают добро». Это следует из слов Иису­са: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то бла­годарность? ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33, курсив мой. — У. Г.; срав­ните эти места из Писания: 4 Цар. 12:2; 2 Пар. 24:2, где об Иоасе говорится, что он сделал угодное в очах Господних, со 2 Пар. 24:17—25, где он совершил такое зло, которое показывает, что в его жизни не было спасительной веры). Конечно, в тех местах, где Евангелие имеет большой авторитет, а церковь силь­на, они будут оказывать большее моральное влияние на общество, чем в тех местах, где Евангелие никогда не проповедовалось или имело лишь слабое влияние на сознание людей (напр., в диких племенах и в современном запад­ном обществе, где вера в Евангелие подавлена доминирующей культурой).

Бог показывает общую благодать также и в том, что Он предостерегает людей о грядущем суде самим устройством видимого мира. Бог так устроил мир,

3 Конечно же, действие совести никогда не бывает совершенным в грешных людях в этой жизни (как это осознает и Павел, см.: Рим. 2:15), поэтому различные человечес­кие сообщества различаются в зависимости от того, какие аспекты моральных законов Бога они принимают. Тем не менее сходство законов любого человеческого сообщества с моральными законами Писания весьма значительно.


744 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

что если человекживет в нем по Божьим моральным законам, он очень часто бывает вознагражден природными благами, а нарушение законов Бога при­водит к разрушению людей. Но в обоих случаях всех ждет один конец — по­следний суд. Честность, трудолюбие, любовь и доброта к ближним, верность в браке (речь не идет о наиболее развращенных обществах) может лишь дать гораздо большие материальные и эмоциональные блага, чем непорядочность, лень, жестокость, супружеская неверность и другие пороки, такие, как пьян­ство, наркомания, воровство и т. д. Эти закономерные последствия греха и праведности призваны служить предостережением о грядущем суде и, таким образом, также являются примерами общей благодати Бога.

4. Творческий аспект. Бог сделал так, что человек может достичь значи­
тельных высот в области музыки и изобразительного искусства, равно как и
в других сферах, в которых проявляется творчество: в спорте, кулинарии, ли­
тературе и т. д. Более того, Богдан нам способность видеть красоту во многих
сферах жизни. И в этой сфере, так же как и в сфере физического и интеллек­
туального, благодать порой изливается на неверующих даже более обильно,
чем на верующих. Однако в любом случае это результат Божьей благодати.

5. Социальный аспект. Благодать Бога проявляется также в существова­
нии разнообразных организационных структур в человеческом обществе.
Прежде всего мы видим это в семье, засвидетельствованной тем, что после
падения Адам и Ева остались мужем и женой и у них были дети, как сыновья,
так и дочери (Быт. 5:4). Дети Адама и Евы вступали в брак и образовывали
собственные семьи (Быт. 4:17,19,26). Семья существует в человеческом обще­
стве вплоть до настоящего времени, как установление не только для верую­
щих, но для всех людей.

Человеческие власти — также результат общей благодати Бога. Власть была установлена Богом после потопа (см.: Быт. 9:6), а в Рим. 13:1 четко гово­рится, что она установлена Богом: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Очевидно, что власть — дар Бога всему челове­честву, ибо Павел говорит: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро», «он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Одно из главных средств, которое Бог использует для ограничения зла в мире, — это человеческая власть. Человеческие законы, охранительная и судебная систе­мы — мощная преграда злу, и они необходимы, ибо в мире много зла. Этот мир иррационален, и его можно остановить только силой, поскольку совладать с ним убеждением или с помощью образования невозможно. Конечно, грехов­ная природа людей может также затронуть и власть, которая коррумпируется и начинает способствовать скорее злу, нежели добру. Это лишь подтверждает ту истину, что человеческая власть, как и другие благословения общей благо-


Глава 30. Общая благодать____________________   745

дати, которые дает нам Бог, может быть использована как для благих, так и для дурных целей.

Другими установлениями человеческого общества являются образова­тельные учреждения, коммерческие и финансовые структуры, добровольные ассоциации (такие, как многочисленные благотворительные организации) и бесчисленные примеры обычной человеческой дружбы. Все это направлено на то, чтобы сделать человека немного добрее, и все это является выражением общей благодати Божьей.

6. Религиозный аспект. В сфере религии общая благодать Бога приносит некоторые благословения даже неверующим. Иисус говорит нам: «Любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44, курсив мой. — У. Г.). В данном контексте не говорится, что мы должны молиться толь­ко о спасении врагов; здесь, кроме того, есть указание любить их. Разумным было бы сделать вывод, что Бог хочет отвечать на наши молитвы за тех, кто гонит нас, даже если речь идет о самых разных сферах их жизни. Павел осо­бенно подчеркивает необходимость молитвы «за царей и за всех начальству­ющих» (1 Тим. 2:1,2). Когда мы желаем добра неверующим, это стремление совпадает с принципом Самого Бога, солнце Которого «восходит над злыми и добрыми» (Мф. 5:45), и с принципом Иисуса, который во время своего земно­го служения исцелял всех, кого к Нему приводили (Лк. 4:40). Ничто не ука­зывает на то, что Иисус от каждого из них требовал поверить в Него или при­знать Его Мессией, прежде чем даровать ему физическое исцеление.

Отвечает ли Бог на молитвы неверующих людей? Бог и не давал обетова­ния отвечать на молитвы неверующих так, как он обещал отвечать на молитвы тех, кто молится во имя Иисуса; и Он не брал на Себя обязательств отвечать на молитвы неверующих, тем не менее по Своей общей благодати Бог может слы­шать молитвы неверующих и отвечать на них, демонстрируя таким образом Свое милосердие и доброту также и в этом (ср.: Пс. 144:9,15; Мф. 7:22; Лк. 6:35,36). Таков смысл и 1 Тим. 4:10, где говорится, что Бог «есть Спаситель всех челове-ков, а наипаче верных». Здесь слово «Спаситель» означает не просто «Тот, Кто прощает грехи и дает вечную жизнь», ибо это даруется только верующим; «Спа­ситель» обладает здесь более широким смыслом, а именно «Тот, Кто спасает от беды,Тот, Кто выручает людей». Внесчастье Бог часто слышит молитвы неве-рующихлюдей и выручает их из беды. Более того, даже неверующие люди иног­да испытывают чувство благодарности к Богу за благое творение, за избавле­ние от опасности, а также за благословение семьи, дома, друзей и страны. Бо­лее того, неверующие, которые по какой-либо причине связаны с церковью, даже в течение небольшого времени, часто имеют определенный религиозный опыт, очень близкий копыту спасенных (см.: Евр. 4:4—6; Мф. 7:22,23)4.

4 Подробное обсуждение Евр. 6:4—6 см. в гл. 39.


746 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Наконец, даже возвещение Евангелия тем, кто не принимает его оконча­тельно, есть явное проявление милосердия Божьего, которое ярко свидетель­ствует о том, что Богу не доставляет удовольствия смерть или осуждение лю­бого из Его творений (ср.: Иез. 33:11; 1 Тим. 2:4).

7. Общая благодать и частная благодать взаимосвязаны. Обшая благо­
дать, безусловно, влияет на церковь и обогащает ее, поскольку, если бы не об­
щая благодать, даруемая Богом плотникам и другим ремесленникам, не было
бы даже самих церковных зданий; если бы не общая благодать, даруемая Бо­
гом печатникам, наборщикам и переплетчикам (и даже тем, кто работает на
бумажных мельницах и рубит деревья в лесу), Библия не была бы доступна
людям. Церковь пользуется плодами общей благодати в своей повседневной
жизни в самых разнообразных видах деятельности.

С другой стороны, частная благодать, которую Бог дарует спасенным, при­носит больше благословений общей благодати неверующим, которые живут в тех местах, где активна церковь. Неверующие получают пользу от того, что ви­дят в обществе примеры христианской жизни, наблюдают молитвы и дела ми­лосердия, которые совершают члены общины. Неверующие получают пользу от того, что узнают, о чем учит П исание, а его мудрость приводит к интеллекту­альному и моральному прогрессу. Социальная и политическая активность хри­стиан оказывает влияние на законы, обычаи и верования общества. В истори­ческом плане, деятельность тех людей, чья жизнь была изменена Евангелием, повлекла за собой отмену рабства (в британских колониях и в Соединенных Штатах), дала права и свободы женщинам, послужила распространению все­общего образования, развитию технического и научного прогресса, эффектив­ности экономики; благодаря христианам честность, бережливость и трудолю­бие стали очень высоко цениться — все перечислить просто невозможно.

8. Общая благодать не спасает людей. Несмотря на все это, мы должны
отдавать себе отчет в том, что общая благодать не является спасительной бла­
годатью. Общая благодать не изменяет человеческого сердца и не приводит
людей к подлинному раскаянию и вере — она не может и не должна спасать
людей (хотя в интеллектуальном и моральном плане обшая благодать может
подготовить человека к принятию Евангелия). Общая благодать ограничива­
ет грех, но не отменяет фундаментальной предрасположенности к греху и ни в
какой мере не очищает падшую человеческую природу5.

5 Представленный в этой главе взгляд на общую благодать согласуется с общей ре­форматской (кальвинистской) направленностью книги, которая наиболее четко видна в рассуждении о верховной власти Бога (см. гл. 12), Божьем провидении (гл. 15), о грехе (гл. 23), избрании, призыве Евангелия и рождении свыше (гл. 31—33). Однако следует отметить, что арминианское понимание общей благодати несколько иное; с их позиции, общая благодать дает каждому человеку способность обратиться к Богу в вере и раская-


Глава 30. Общая благодать___________________   747

Нам также следует осознавать, что действия неверующих, совершенные по общей благодати, сами по себе не заслуживают одобрения Бога. Эти дейст­вия основаны не на вере («Все, что не по вере, грех», Рим. 14:23) и не на любви к Богу (Мф. 22:37), а скорее на любви к самому себе, в той или иной форме. Следовательно, мы можем утверждать, что поступки неверующих людей мо­гут внешне согласовываться с законом Бога и быть «благими» в определен­ном смысле, но тем не менее они не являются благими в том смысле, что они не способны заслужить одобрения Бога и никоим образом не обязывают Бога изменить Свое отношение к грешникам.

Наконец, мы должны помнить, что неверующие люди часто получают больше общей благодати, чем верующие, — они могут обладать большими та­лантами, быть более трудолюбивыми, более умными, обладать большими спо­собностями к творчеству или же большими материальными благами. Это со­вершенно говорит не о том, что Бог благосклонен к этим людям в большей степени или что они будут спасены, а лишь о том, что Бог распределяет благо­словения общей благодати разными путями, часто даруя значительные благо­словения неверующим людям. Все это, конечно, должно привести их к осо­знанию доброты Бога (Деян. 14:17) и признанию открытой нам воли Бога, ко­торая заключается в том, что «благость Божия» должна в конечном счете привести их «к покаянию» (Рим. 2:4).

В. Основания общей благодати

Почему Бог дарует общую благодать не заслуживающим этого грешни­кам, которые никогда не будут спасены? У этого факта есть, по нашему мне­нию, как минимум четыре основания.

1. Возрождение тех, кто будет спасен. Петр говорит, что день суда и по­следнего наказания отложен по той причине, что есть еще люди, которые долж­ны быть спасены: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некото­рые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:9,10, курсив мой. — У. Г.). Фактически, это основание было дейст­вительно с самого начала человеческой истории, ибо если Бог хотел спасти некоторыхлюдей, не принадлежащих к общей массе греховного человечества,

нии и фактически влияет на грешника, чтобы он поступил именно так, если только он не старается сопротивляться этому воздействию. Таким образом, арминианская точка зрения предполагает гораздо большую связь общей благодати со спасительной благода­тью — общая благодать практически является первым выражением общей спаситель­ной благодати. Эта точка зрения (отом, что способность раскаяться и уверовать дарована всем людям) обсуждается в гл. 31, в которой идет речь об избрании, и в гл. 32 и 33, в которых говорится о Евангелии и рождении свыше.


748 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Он не мог уничтожить всех фешников сразу же (в этом случае человечество вообще бы не существовало, так как не осталось бы ни одного человека). Он решил позволить фешным людям пожить еще некоторое время, чтобы они имели возможность раскаяться, а также чтобы они могли родить детей и дать жизнь следующим поколениям, которые могли бы услышать Благую весть и прийти к покаянию.

2. Демонстрация благости и милосердия Бога. Благость и милосердие Бога
видны не только в спасении верующих, но также и в благословениях, которые
Он дарует фешникам. Когда Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35),
Его благость открывается миру к Его славе. Давид говорит: «Благ Господь ко
всем,
и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9, курсив мой. — У. Г.). В
истории об Иисусе, беседующем с богатым юношей, мы читаем: «Иисус, взгля­
нув на него, полюбил его» (Мк. 10:21, курсив мой. — У. Г.), несмотря на то что
юноша был неверующим и тут же смог отказаться от Иисуса из-за своих бо­
гатств. Беркхоф говорит, что Бог, «посылая несказанные благословения всем
людям, явно показывает, что эти благословения являются выражением благо­
расположения Бога, которое не зависит от воли к прощению их фехов, сня­
тия с них осуждения и дарования им спасения»6.

Откладывая наказание за фех и даруя временные благословения людям, Бог не становится несправедливым, поскольку наказание не забыто, а лишь отложено. Откладывая наказание, Бог показывает, что осуществление окон­чательного наказания не приносит Ему никакой радости, напротив, Он ра­дуется спасению мужчин и женщин. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания ис­тины» (1 Тим. 2:4). Все это говорит о том, что, откладывая наказание, Бог про­являет Свое милосердие, благость и любовь.

3. Демонстрация справедливости Бога. Бог многократно призывает феш­
ников прийти к вере, а те многократно отказываются, и это отчетливо пока­
зывает, насколько справедлив был Бог, прокляв фешников. Павел предосте­
регает тех, кто упорствуют в неверии, говоря, что они навлекают на себя все
больший и больший гнев: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу,
ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от
Бога» (Рим. 2:5). В день суда «зафаждаются всякие уста» (Рим. 3:19), и никто
не сможет сказать, что Бог несправедлив.

4. Демонстрация славы Бога. Слава Бога проявляется самыми различны­
ми путями, во всем, что связано с человеческими делами, в которых действует

6 Berkhof, Systematic Theology, p. 445.


Глава 30. Общая благодать____________________   749

общая благодать. Развивая и осуществляя власть над землей, мужчины и жен­щины отражают мудрость своего Творца, демонстрируя качества, в которых они подобны Богу, — мастерство, добродетель, власть над миром и т. д. Хотя все дела человека заражены греховными побуждениями, тем не менее они от­ражают совершенство нашего Творца, а потому славят Бога — в неполном и несовершенном виде, однако это прославление весьма значимо.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!