Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях



1. Традиционные

1955          Ott, 179-191

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980           McBrien (особый раздел отсутствует)

Другие работы

Baker, J. P. "Offices of Christ". In NDT, pp. 467-477.

Letham, Robert. The Work of Christ. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1993.

Reymond, R. L. "Offices of Christ". In EDT, p. 793.

Отрывок для запоминания

1 Пет. 2:9,Ю:

Но вы —род избранный, царственное священство, народ святый, люди взя­ тые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.


ГЛАВА 29

Работа Святого Духа

В чем заключаются

Особенности деятельности Святого Духа на протяжении библейской истории ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предыдущих главах мы подробно рассмотрели личность и работу Бога-Отца, а теперь завершили обсуждение личности и работы Бога-Сына, Иисуса Христа. Кроме того, мы изучили библейские свидетельства божественности и отличительных свойств личности Святого Духа (в связи с учением о Троице). Полагаю, в этой главе будет уместно сосредоточить внимание на особеннос­тях работы Святого Духа. Какие виды деятельности из всего многообразия действий, совершаемых членами Троицы, находятся в исключительном веде­нии Святого Духа?

В самом начале необходимо отметить, что определенные аспекты работы Святого Духа получают более или менее подробное освещение и в других гла­вах этой книги. Главы о крещении и исполнении Святым Духом (38) и о дарах Святого Духа (51,52) почти целиком посвящены конкретным деяниям Свя­того Духа. Помимо того, в главах об авторитете Писания (3), молитве (17), евангельском призыве (32), новом рождении (33), освящении (37), неотступ­ности (39), прославлении (41), церковной дисциплине (47), путях достижения благодати в церкви (47) и о богослужении (50) рассматриваются различные аспекты работы Святого Духа в мире, и особенно в жизни верующих. И все же в этой главе мы попытаемся сделать полный обзор библейского учения о работе Святого Духа, чтобы лучше понять, какие виды деятельности поруче­ны Святому Духу Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Мы можем определить работу Святого Духа следующим образом: работа Святого Духа демонстрирует активное присутствие Бога в мире, и особенно в церкви. Это определение показывает, что Святой Дух является членом Трои­цы, Которого Писание наиболее часто представляет как готового к исполне­нию Божьей работы в мире. Хотя в определенной мере это справедливо по от­ношению ко всей Библии, наиболее полно эта истина раскрылась в новоза­ветную эпоху. В Ветхом Завете присутствие Бога многократно проявлялось в Божественной славе и в теофаниях, а в Евангелиях Иисус Сам явил присут­ствие Бога среди людей. Но после того, как Иисус вознесся на небо, на протя-


______________________ Глава 29. Работа Святого Духа_________________     717

жении всей истории церкви Святой Дух является основным проявлением при­сутствия Троицы среди нас. Он Тот, Кто наиболее зримо присутствует среди нас1.

Мы имеем ясное указание, что с самого начала творения работа Святого Духа заключалась в завершении и поддержке того, что задумал Бог-Отец, ибо в Быт. 1:2 сказано: «Дух Божий носился над водою». На Пятидесятницу, с началом нового творения во Христе, именно Святой Дух пришел, чтобы даро­вать силу церкви (Деян. 1:8; 2:4,17,18). Вследствие того что Святой Дух явля­ется лицом Троицы, с Чьей помощью Бог являет Свое присутствие в новоза­ветную эпоху, Павел с полным правом называет Святого Духа «начатком» (Рим. 8:23) и «залогом» (2 Кор. 1:22; 5:5) полного явления Божьего присутствия, свидетелями которого мы станем на новом небе и новой земле (ср.: Отк. 21:3,4).

Уже в Ветхом Завете было предсказано, что Святой Дух принесет от Бога неисчислимые благословения: Исайя предсказал время, когда Дух совершит великое возрождение.

Ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут... доко­ ле не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных (Ис. 32:14-18).

Сходным образом, Бог возвещал Иакову через Исайю: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и бла­гословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3).

Отступление Святого Духа, напротив, лишает народ Божьего благосло­вения: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обра­тился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Ис. 63:10). Тем не менее в нескольких ветхозаветных пророчествах предсказано время, когда Святой Дух будет изливаться более полной мерой, время, когда Бог заключит со Своим народом Новый Завет (Иез. 36:26,27; 37:14; 39:29; Иоил. 2:28,29).

Какими же путями Святой Дух приносит Божье благословение? Мы мо­жем различить четыре аспекта работы Святого Духа, с помощью которых Он свидетельствует о Божьем присутствии и благословляет: 1) Святой Дух на­ деляет силой; 2) Святой Дух очищает; 3) Святой Дух открывает; 4) Святой Дух объединяет. Мы рассмотрим каждый их этих видов деятельности ниже.

1 Используя в этом обсуждении слово «присутствует», я имею в виду «присутствует, чтобы благословлять», как показано в разделе о Божьем всемогуществе в гл. 10. Разуме­ется, поскольку Он полностью Бог, Святой Дух всегда присутствует повсюду (будучи вездесущим), но Он не всегда являет Свое присутствие в действиях, приносящих благо­словение (см. гл. 10).


718 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

И наконец, мы должны признать, что эти деяния Святого Духа нельзя прини­мать как нечто само собой разумеющееся и что они не совершаются в Божьем народе автоматически. Скорее Святой Дух отражает довольство или недоволь­ство Бога верой и повиновением (или неверием и непокорностью) Божьего народа. По этой причине нам необходимо рассмотреть пятый аспект деятель­ности Святого Духа: 5) Святой Дух дает более сильное или более слабое под­тверждение присутствия и благословения Бога в соответствии с нашим от­кликом на Него.

А. Святой Дух наделяет силой

/. Он дает жизнь. В царстве природы именно Святой Дух исполняет роль подателя жизни всем существам на земле, в небе и в море, ибо «пошлешь дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30). И наоборот, если бы Бог «обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее [вселенной] и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15). Здесь мы ви­дим роль Духа в даровании и поддержании жизни человека и животных.

Аналогичную роль Святой Дух исполняет, давая нам жизнь в новом рожде­нии2. Иисус сказал Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6,7; ср.: ст. 5, 8; 6:63; 2 Кор. 3:6). Он сказал также: «Дух жи­ вотворит, плоть не пользует ни мало» (Ин. 6:63; ср.: 2 Кор. 3:6; Деян. 10:44—47; Тит. 3:5)3. С этой животворной функцией Святого Духа согласуется тот факт, что именно Святой Дух зачал Иисуса во чреве Его матери, Марии (Мф. 1:18,20; Лк. 1:35). А в тот день, когда Иисус возвратится, не кто иной, как Святой Дух, совершит живительную работу возрождения наших смертных тел: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

2. Он дает силы для служения. 1) Ветхий Завет. В Ветхом Завете Святой Дух часто наделял людей возможностью для особого служения. Он наделил Иисуса Навина способностями вождя и мудростью (Чис. 27:18; Втор. 34:9), а судей Израиля — силами, необходимыми для освобождения народа от при-

2 См. обсуждение нового рождения в гл. 33. Кроме того, как мы утверждаем в гл. 38,
выражение «крещение Святым Духом» используется в Новом Завете (напр., в 1 Кор. 12:13)
для обозначения работы Святого Духа в то время, когда мы становимся христианами
(хотя в наши дни многие приверженцы евангелических церквей, особенно харизмати­
ческой и пятидесятнической, считают, что выражение «крещение Святым Духом» отно­
сится к тому, что совершает Святой Дух после обращения.

3 С живительной работой Святого Духа связан и тот факт, что Он «запечатлевает» нас,
чтобы не дать истинным верующим отпасть от Бога и утратить свое спасение (Еф. 1:13).


______________________ Глава 29. Работа Святого Духа___________________ 719

теснителей (обратите внимание, как «Дух Господень сходит» на Гофониила в Суд. 3:10, на Гедеона в 6:34, наИеффаяв 11:29 и на Самсона в 13:25; 14:6,19; 15:14). Дух Божий сошел на Саула, чтобы поднять его на борьбу с врагами Израиля (1 Цар. 11:6), а когда Давид был помазан на царство, «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13), давая Давиду все необ­ходимое для исполнения миссии царствования, к которой призвал его Бог4. Несколько по-другому одарил Святой Дух Веселиила, которого Он исполнил «разумением, ведением и всяким искусством» для строительства и изготовле­ния внутреннего убранства скинии (Исх. 31:3; 35:31),а также вложил в его серд­це способность обучать этому мастерству других (Исх. 35:34)5.

Кроме того, Святой Дух защищал Божий народ и давал ему силы для по­беды над врагами. Например, Бог поместил Свой Дух в самую гущу народа во времена исхода (Ис. 63:11,12), а много лет спустя, после возвращения из пле­на, Его Дух пребывал в народе, защищая и спасая его от страха (Агг. 2:5). Когда Саул пытался захватить Давида силой, Святой Дух сошел сначала на слуг Саула (1 Цар. 19:20), а затем и на самого Саула (ст. 23), вынудив их упасть на землю и пророчествовать часами, сорвав тем самым достижение цели Саула и подвергнув его унижению в ответ на коварство по отношению к Давиду и Са­муилу. Когда Иезекииль произносил силой Святого Духа суд на некоторых вождей Израиля (Иез. 11:5), один из них, по имени Фалтия, действительно умер (Иез. 11:13). Таким путем Святой Дух незамедлительно привел приговор в исполнение.

И наконец, Ветхий Завет предсказывает, что наступит время, когда вся полнота и сила Святого Духа почиет на Рабе-Мессии:

И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух со­вета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним ис­полнится (Ис. 11:2,3).

Исайя пророчествовал, что Бог скажет об этом грядущем Рабе: «Положу дух Мой на Него» (Ис. 42:1), а Сам Он скажет: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18).

Прежде чем завершить обсуждение наделения Святым Духом в Ветхом Завете, следует отметить, что иногда говорится, что в Ветхом Завете в народе не совершалась работа Святого Духа. Это представление основывается главным

4 Очевидно, обращаясь к Богу с просьбой не отнимать у него Святого Духа, Давид
имеет в виду способности, необходимые для царствования: «Не отвергни меня от лица
Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Помня, какую роль сыграл
Святой Дух при помазании Саула на царство и как Он оставил Саула, почив на Давиде
(ср.: 1 Цар. 16:13ист. 14), Давид, совершив грех с Вирсавией (см.: Пс. 50:2), молит о том,
чтобы Бог не поступил с ним, как с Саулом.

5 В Ветхом Завете Святой Дух изливается и на пророков, давая им откровения, но я
рассматриваю эту функцию ниже («Святой Дух открывает»).


720 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

образом на словах Иисуса ученикам в Ин. 14:17: «Он с вами пребывает не вас будет». Но мы не должны делать отсюда вывод, что работа Святого Духа не со­вершалась до Пятидесятницы. Хотя в Ветхом Завете не так часто говорится о людях, имевших в себе Святого Духа, несколько примеров можно привести: Святым Духом был исполнен Иисус Навин (Чис. 27:18; Втор. 34:9), Иезеки-иль (Иез. 2:2; 3:24), Даниил (Дан. 4:8,9,18; 5:11) и Михей (Мих. 3:8)6. Это озна­чает, что, говоря ученикам, что Святой Дух «с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17), Иисус не подразумевает, что существует абсолютное различие между ветхозаветной и новозаветной работой Святого Духа. Точно так же Ин. 7:39 («еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прослав­лен») не означает, что до Пятидесятницы в жизни людей не совершалась рабо­та Святого Духа. Очевидно, в обоих этих отрывках по-разному выражена одна и та же мысль: работа Святого Духа, открывшаяся во всей полноте после Пятидесятницы, в то время еще не проявилась в жизни учеников. Святой Дух не изливался на них таким образом, каким Бог обещал наделять людей с на­ступлением новозаветной эпохи (см.: Иез. 36:26,27; 37:14; Иоил. 2:28,29). В том смысле, который придается работе Святого Духа в этих пророчествах, в учениках Дух еще не действовал7.

2) Новый Завет. Работа Святого Духа в Новом Завете впервые и наиболее полно проявляется в Его излиянии на Иисуса как Мессию. Святой Дух со­шел на Иисуса при крещении (Мф. 3:16; Мк. 1:11; Лк. 3:22). Иоанн Крести­тель сказал: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем» (Ин. 1:32). Следовательно, Иисус подвергся искушению в пустыне, «ис­полненный Духа Святого» (Лк. 4:1), а после искушения, в начале Своего слу­жения, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). Проповедуя в синагоге в Назарете, Иисус возвестил, что пророчество Исайи исполнилось в Нем: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным осво­бождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19). Сила Святого Духа проявилась за­тем в жизни Иисуса в ряде чудес, когда Он изгонял бесов словом и исцелял тех, кто приходил к Нему (Лк. 4:36,40,41). Святому Духу было угодно пребывать в Иисусе и наделять Его силой, ибо абсолютная нравственная чистота жизни Иисуса доставляла Ему огромную радость. В контексте беседы о Своем служе­нии и об Отцовском благословении этого служения Иисус говорит: «Не ме­рою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3:34,35).

6 Мы знаем, что до Пятидесятницы в Новом Завете Святым Духом были исполнены
Иоанн Креститель (Лк. 1:15), Елисавета (Лк. 1:41) и Захария (Лк. 1:67).

7 Более подробное обсуждение различий в работе Святого Духа в Ветхом Завете и в
Новом Завете см. в гл. 38.


____________ Глава 29. Работа Святого Духа____________________ 721

Святой Дух наделил учеников Иисуса способностями для различных ви­дов служения. Иисус пообещал им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8)8. Известно несколько примеров того, как Свя­той Дух наделял первых христиан, распространявших Евангелие, способнос­тью творить чудеса (Стефан в Деян. 6:5 и Павел в Рим. 15:19; 1 Кор. 2:4). Но Святой Дух также наделял великой силой проповедь ранней церкви, так что ученики, исполнившись Святого Духа, провозглашали Слово в силе и с дерз­новением (Деян. 4:8,31; 6:10; 1 Фес. 1:5; 1 Пет. 1:12). В общем, можно сказать, что Святой Дух доносит Благую весть так, что она действенно запечатлевает­ся в человеческих сердцах. Новый Завет завершается словами Святого Духа и церкви, в один голос призывающих людей к спасению: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!» (Отк. 22:17). По суще­ству, Святой Дух продолжает ежедневно обращаться к сердцам людей не только в провозглашении Евангелия, но и в чтении Писания (см.: Евр. 3:7 и 10:15, где автор цитирует отрывок из Ветхого Завета и говорит, что эти слова произ­носит его читателям Святой Дух).

Еще одним аспектом подготовки христиан к служению является деятель­ность Святого Духа по наделению христиан духовными дарами. Перечислив разнообразные духовные дары, Павел говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). По­скольку Святой Дух — это Тот, Кто показывает присутствие Бога в мире, неуди­вительно, что Павел называет духовные дары «проявлением» Духа (1 Кор. 12:7)9.

8 Слово, переведенное здесь как «сила» (Svvanig), встречается в Книге Деяний еще
девять раз. В одном случае (4:33) неясно, относится ли эта «сила» к проповеди, убеждаю­
щей слушателей, или к чудесным знамениям, сопровождающим проповедь. Но в других
восьми случаях (2:22; 3:12; 4:7; 6:8; 8:10 [в этом стихе — по отношению к волхвованию],
13; 10:38; 19:11) этим словом обозначается способность творить чудеса. Данное значение
понятия Svvaiiit; получает дополнительное подтверждение его частым использованием
в Евангелии от Луки по отношению к способности творить чудеса. Поэтому, когда Иисус
обещает ученикам в Деян. 1:8, что они примут «силу», когда на них сойдет Святой Дух,
по-видимому, они должны были истолковать Его слова в том смысле, что истинность
Благой вести будет доказана, по меньшей мере, способностью Святого Духа творить чу­
деса. Учитывая, что ближайший контекст этого высказывания говорит о том, что они
будут свидетелями Иисусу, ученики могли понять Его слова в том смысле, что они при­
мут силу Святого Духа, чтобы проповедовать, обличать грехи и пробуждать веру в люд­
ских сердцах. Сила их проповеди проявилась в последующих событиях, напр., когда
слушатели Петра «умилились сердцем» (Деян. 2:37) или когда «многие... из слушавших
слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян. 4:4).

9 Греч, слово фса/ёрсоспд, переведенное как «проявление», означает то, что раскры­
вает, делает людям явным или понятным. Родственное прилагательное фажрбс; озна­
чает «видимый, ясный, легко различимый, открытый, очевидный, известный» (BAGD,
р. 852).


722 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

Когда духовные дары проявляются в действии, это служит еще одним указа­нием на присутствие Бога Святого Духа в церкви10.

В молитвенной жизни верующих Святой Дух придает молитвам силу и действенность. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух хода­тайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26)". И Павел гово­рит, что мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Один из видов молитвы определяется в Новом Завете как внушенный Святым Духом дар молитвы на языках (1 Кор. 12:10,11; 14:2,14-17)12.

И еще одним аспектом наделения христиан Святым Духом для служения является дарованная Им способность преодолевать духовное сопротивление проповеди Евангелия и работе Бога в жизни людей. Эта способность побеж­дать в духовной войне проявилась впервые в жизни Иисуса, Который сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Цар­ствие Божие» (Мф. 12:28). Прибыв на Кипр, Павел столкнулся с сопротивле­нием Елимы волхва, но, «исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диаво-ла, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Гос­подних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13:9—11). Дар «различения духов» (1 Кор. 12:10), дарованный Святым Духом, также является оружием в войне с силами зла, равно как и Слово Божье, каковое является «мечом духовным» (Еф. 6:17) в духовной борьбе.

Б. Святой Дух очищает

Поскольку этот член Троицы именуется Святым Духом, неудивительно, что одним из основных видов Его деятельности является очищение и «освя­щение». Или придание нам большей святости в повседневной жизни. Опре­деленное сдерживающее влияние Святого Духа ощущается даже в жизни не­верующих, когда Он обличает мир о грехе (Ин. 16:8—11; Деян. 7:51). Но когда люди становятся христианами, Святой Дух производит в них первоначаль­ную очистительную работу, решительно избавляя их от греховных моделей поведения, которым они следовали прежде13. Павел говорит коринфянам: «...Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иису­са Христа и Духом Бога нашего(\ Кор. 6:11; см. также: Тит. 3:5). По-видимому,

10 Кроме того, Святой Дух наделяет способностью повиноваться Богу на протяже­
нии христианской жизни (см. ниже обсуждение работы Святого Духа по очищению).

11 См. обсуждение Рим. 26 в гл. 17 и в гл. 52.

12 Обсуждение говорения на языках см. в гл. 52.

13 См. обсуждение этой темы: John Murray, "Definitive Sanctification", in Collected
Writings of John
Murray (Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977), pp. 277-284.


______________ Глава 29. Работа Святого Духа_____________________ 723

именно эту очистительную работу Святого Духа символизирует метафора огня, использованная Иоанном Крестителем, который сказал, что Иисус будет кре­стить людей «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Лк. 3:16).

После первоначального избавления от грехов, совершаемого в нашей жиз­ни Святым Духом при обращении, Он производит в нас возрастание святости. Он наделяет нас «дарами Духа» («любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием»; Гал. 5:22,23) — свойствами, отражающими характер Бога. Если мы постоянно «преобража­емся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18), то поймем, что приходит от Господа, Который есть Дух. Освящение совершается силой Святого Духа (2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2; ср.: Рим. 8:4,15,16), поэтому именно «Духом» мы полу­чаем возможность «умерщвлять тела плотские» и возрастать в личной святос­ти (Рим. 8:13; см.: 7:6; Флп. 1:19)14.

Некоторые люди говорят в наши дни, что очистительная (или исцеляю­щая) работа Святого Духа совершается, когда они «поражаются в духе», — явление, характеризующееся падением на землю и пребыванием в полубес­сознательном состоянии в течение нескольких минут или часов. Хотя слова «поражение в Духе» не встречаются в Писании, известны случаи, когда люди падали на землю или впадали в транс в присутствии Бога15. Современные при­меры следует оценивать по результатам («плодам»), которые они приносят в жизнь (см.: Мф. 7:15-20; 1 Кор. 14:12,26в).

В. Святой Дух открывает

1. Откровение пророкам и апостолам. В гл. 4 мы подробно обсудили ра­боту Святого Духа в откровении слов Бога ветхозаветным пророкам и ново­заветным апостолам, причем во многих случаях эти слова были зафиксиро­ваны в Писании (см., напр.:Чис. 24:2; Иез. 11:5; Зах. 7:12 и др.). Все ветхо­заветные Писания возникли благодаря тому, что «святые Божий человеки» изрекали их, «будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). В других от­рывках упоминается эта работа Святого Духа в ветхозаветных пророках (см.: Мф. 22:43;Деян. 1:16; 4:25; 28:25; 1 Пет. 1:21). Новозаветные апостолы и те, кто записал слова новозаветного Писания, также были наставлены «на вся­кую истину» Святым Духом (Ин. 16:13), Который говорил апостолам то, что Он слышал от Отца и Сына, и объявлял им о том, что будет, «когда придет то время» (Ин. 16:3; ср.: Еф. 3:5). Другие из тех, кто исполнялся Святого Духа, также произносили или распевали слова, вошедшие в Писание, например, Елисавета (Лк. 1:41), Захария (Лк. 1:67) и Симеон (Лк. 2:25).

14 Более подробное обсуждение освящения см. в гл. 37.

15 См.: Быт. 15:12; Исх. 40:35; 1 Цар. 19:24; 3 Цар. 8:11; Иез. 1:28; 3:23; Дан. 8:27; Ин.
18:6; Деян. 9:4; 10:10; Отк. 1:17; 4:10 (ср. встречу с ангелом в Дан. 8:17,18; 10:7-17).


724 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

2. Ом свидетельствует о Божьем присутствии. Иногда говорят, что рабо­та Святого Духа заключается не в том, чтобы привлекать внимание к Себе, а в том, чтобы прославлять Иисуса и Бога-Отца. Но это неверное противопо­ставление, не подтверждаемое Писанием. Разумеется, Святой Дух действи­тельно прославляет Иисуса (Ин. 16:14) и свидетельствует о Нем (Ин. 15:26; Деян. 5:32; 1 Ин. 2:3; 1 Ин. 4:2). Но это не означает, что Он не делает явными Свои собственные действия и слова! Сотни стихов в Библии рассказывают о работе Святого Духа, делая Его работу явной, да и сама Библия вдохновлена Святым Духом!

Более того, и в ветхозаветный, и в новозаветный периоды Святой Дух ча­сто давал о себе знать в явлениях, указывающих на его деятельность. Так было, когда Святой Дух сошел на семьдесят старейшин, собранных Моисеем, и они пророчествовали (Чис. 11:25,26), и когда Святой Дух сходил на судей, наде­ляя их способностью совершать подвиги (Суд. 14:6,19; 15:14идр.). В этих слу­чаях люди могли видеть результаты сошествия Святого Духа на слуг Господ­них. Так было, когда Святой Дух сошел на Саула, и тот пророчествовал с сон­мом пророков (1 Цар. 10:6,10), и это происходило многократно, когда Он сходил на ветхозаветных пророков, наделяя их способностью произносить перед народом пророчества.

Святой Дух сделал свое присутствие видимым, когда сошел в виде голубя на Иисуса (Ин.1:32) или явился ученикам в виде шума сильного ветра и ог­ненных языков на Пятидесятницу (Деян. 2:2,3). Кроме того, когда люди ис­полнялись Духа Святого и начинали удивительным образом говорить на язы­ках или величать Бога (см.: Деян. 2:4; 10:44—46; 19:6), Святой Дух, несомнен­но, также давал знать о Своем присутствии. А Иисус обещал, что Святой Дух внутри нас будет столь могущественным, что уподобится рекам воды живой, текущей из нашего чрева (см.: Ин.7:39), — сравнение, указывающее на то, что люди будут знать о Его присутствии, ибо оно будет каким-то образом ощутимо.

В жизни отдельных верующих Святой Дух не скрывает свою работу, но дает о Себе знать разнообразными путями. Он свидетельствует нашему духу, что мы дети Божьи (Рим. 8:16), и взывает: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Он является залогом нашего будущего общения с Ним на небе (2 Кор. 1:22; 5:5) и открыва­ет нам Свои желания, чтобы мы могли быть ведомы этими желаниями и сле­довать им (Рим. 8:4—16; Гал. 5:16—25). Он дает дары, которые являют Его при­сутствие (1 Кор. 12:7—11). А время от времени Он совершает удивительные знамения и чудеса, которые убедительно подтверждают присутствие Бога в проповедовании Евангелия (Евр. 2:4; ср.: 1 Кор. 2:4; Рим. 15:19).

Поэтому, вероятно, правильнее говорить, что хотя Святой Дух и прослав­ляет Иисуса, в то же время Он часто привлекает внимание к Своей работе и дает очевидные свидетельства, оповещающие о Его присутствии. По существу, в новозаветную эпоху Его основной целью стало проявление присутствия Бога и дача указаний, дающих знать о присутствии Бога. И когда Святой Дух со-


______________________ Глава 29. Работа Святого Духа_________________    725

вершает Свою работу различными путями, которые могут восприниматься верующими и неверующими, это укрепляет веру людей в то, что Бог близок, и что Он осуществляет Свои цели в церкви и приносит благословение Своему народу.

3. Он ведет и направляет Божий народ. В Писании можно найти множе­ство примеров непосредственного водительства различных людей Святым Духом. Фактически, в Ветхом Завете Бог говорит, что люди совершают грех, заключая союзы «не по духу Моему» (Ис. 30:1). Очевидно, люди принимали решения, опираясь на собственную мудрость и здравый смысл, вместо того чтобы искать водительства Божьего Святого Духа перед тем, как заключать такие союзы. В Новом Завете Святой Дух привел Иисуса в пустыню на пери­од искушения (Мф. 4:1; Л к. 4:1); водительство Святого Духа было столь пове­лительным, что Марк говорит: «Немедленно после того Дух ведет Его в пус­тыню» (Мк. 1:12)16.

В других ситуациях Святой Дух давал людям непосредственные ука­зания, например, Филиппу Он сказал: «Подойди и пристань к сей колес­нице» (Деян. 8:29), Петру повелел идти с людьми, присланными от Корнилия (Деян. 10:19,20; 11:12), а христианам Антиохии сказал: «Отделите Мне Вар­наву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2).

Иногда действия Святого Духа, оставаясь в категории «водительства», имеют значительно более обязательный характер, и в некоторых примерах Он даже переносит человека из одного места в другое. Так было, когда «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его... А Филипп оказался в Азоте» (Деян. 8:39,40) — едва ли возможен более очевидный пример водитель­ства! Но подобное происходило и с некоторыми ветхозаветными пророками, ибо те, кто знал Илию, по-видимому, не находили ничего необычного в том, что Дух Господень может унести Илию в неизвестном направлении (3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:16: «Может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин»). По словам Иезекииля, Дух Господень несколько раз «поднимал» его и переносил из одного места в другое (Иез. 11:1; 37:1; 43:5), что, как явствует из Книги Откровение, происходило позднее и с Иоанном (Отк. 17:3;21:10)17.

Но в подавляющем большинстве случаев водительство Святого Духа осуществляется менее эффектным способом, чем в этих примерах. В Писа­нии говорится, скорее, о ежедневном водительстве Святого Духа — о тех, кто

16 Греч, глагол кк/Х&Лсо, переведенный здесь как «ведет», означает «гнать, изгонять»,
и в дословном переводе может означать «бросил Его в пустыню».

17 Возможно, Иезекииль и Иоанн говорят о перенесении в видении (как к Иез. 8:3 и
11:24), а не о перемещении в буквальном смысле этого слова. Слова Павла во 2 Кор. 12:2,3
допускают оба толкования.


726 _________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

«водится» Святым Духом (Рим. 8:14; Гал. 5:18) и поступает «по духу» (Рим. 8:4; Гал. 5:16). Казалось бы, Павел говорит здесь только о повиновении нравствен­ным заповедям Писания, но подобное толкование представляется весьма ма­ловероятным, особенно если учесть, что весь отрывок посвящен нашим субъек­тивным чувствам и желаниям, а также потому, что здесь Павел противопо­ставляет водительство Духа и следование желаниям плоти, или греховной природы:

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного пло­ти... <...> Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечис­тота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. <...> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раз­дражать, друг другу завидовать (Гал. 5:16-26).

Противопоставление «вожделений плоти» «желаниям Духа» подразуме­вает, что мы в своей жизни должны каждое мгновение откликаться на жела­ния Святого Духа, а не на вожделения плоти. Возможно, соответствие этим желаниям в значительной мере представляет собой интеллектуальный про­цесс постижения природы любви, радости, мира (и т. д.), а затем совершение поступков, в которых проявляются любовь, радость и мир. Но это едва ли полностью охватывает подобное водительство Духа, поскольку эти чувства не просто вещи, о которых мы думаем, а то, что мы испытываем и ощущаем на более глубоком уровне. Надо сказать, что слово, переведенное как «вожделе­ния» (греч. ктвьцш), — это слово, обозначающее сильные человеческие же­лания, а не просто интеллектуальные предпочтения. Павел подразумевает, что мы должны следовать желаниям, пробуждаемым в нас Святым Духом. Более того, образ тех, кто «водится» Святым Духом (Гал. 5:18), указывает на активное личное участие Святого Духа в управлении нами. Это нечто большее, чем со­блюдение нами библейских моральных норм, и включает привлечение Святого Духа в отношения с нами, как с личностями, ведомыми и направляемыми Им.

В Книге Деяний имеется несколько конкретных примеров непосредствен­ного водительства людей Святым Духом. После принятого на собрании в Иеру­салиме решения апостолы и пресвитеры написали в своем послании церквам: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Из этого стиха явствует, что присутство­вавшие на собрании понимали, что доставит радость Святому Духу в этих об­ластях: они знали, что «угодно Святому Духу». Рассказывая о втором миссио­нерском путешествии Павла, Лука отмечает, что «они не были допущены Ду­хом Святым проповедывать слово в Асии», а когда предприняли идти в Вифинию, «Дух не допустил их» (Деян. 16:6,7). Разумеется, никакое записан­ное в ветхозаветных Писаниях правило не могло привести их к заключению,


______________________ Глава 29. Работа Святого Духа______________           727

что им не следует проповедовать в Азии или в Вифинии. Вероятно, Святой Дух осуществлял Свое непосредственное водительство каким-то особым спосо­бом, либо через слово, произносимое вслух или внедряемое в сознание, либо с помощью сильного субъективного ощущения отсутствия Святого Духа и бла­гословения, возникающего при попытке направиться в эти места. Позднее, находясь на пути в Иерусалим, Павел говорил: «И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Свя-тый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22,23). Павел не считал, что у него есть выбор — Святой Дух являл ему Свое присутствие и желание так ясно, что Павел мог говорить о том, что шел «по влечению Духа»18.

В других случаях Святой Дух осуществлял водительство, утверждая лю­дей на церковных постах или направляя их на различное служение. Так, Свя­той Дух сказал членам церкви Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). И Павел, напутствуя пресвите­ров эфесской церкви, мог сказать, что их утвердил на посту Святой Дух: «Вни­майте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28). И наконец, Святой Дух осуществлял водительство с помощью таких духовных даров, как пророчество (1 Кор. 14:29—ЗЗ)19.

4. Являя присутствие Бога, Он создает Богоподобную атмосферу. По­скольку Святой Дух полностью является Богом и разделяет с Богом все атри­буты, Его влияние сказывается в привнесении Божественного характера в ситуацию, в которой Он действует. Поскольку Он Святой Дух, иногда Он обличает мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:8—11). Поскольку Бог — это любовь, Святой Дух изливает любовь Божью в наши сердца (Рим. 5:5; 15:30; Кол. 1:8), и часто бывает, что ярко выраженное присутствие Святого Духа со­здает атмосферу любви. Поскольку Бог «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), Святой Дух создает атмосферу мира: «Царствие Божие не пища

18 Слово, переведенное выражением «по влечению», представляет собой пассивное
причастие совершенного вида от 8ёа> и указывает на совершенное ранее событие (воз­
можно, настоятельное требование Святого Духа, заставившее Павла раз и навсегда от­
правиться в Иерусалим), последствия которого ощущаются в настоящем, так что Павел
по-прежнему подчинялся «влечению» (это событие подействовало на Павла так сильно,
что ему не оставалось ничего другого, кроме как продолжать путь в Иерусалим).

19 Тем не менее в нашу церковную эпоху опасно руководствоваться только спонтан­
ными пророчествами, поскольку в наши дни мы не можем считать какие-либо пророче­
ства непогрешимыми или на сто процентов точными. Особенно часто заблуждения воз­
никают в сфере личного водительства. Но все это не позволяет нам говорить, что води­
тельство не может осуществляться через пророчествование. См. дополнительное
обсуждение субъективного водительства в целом и дара пророчества в частности в гл. 7 и
в гл. 52.


728_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17; ср.: Гал. 5:22). Этот последний стих учит, что Святой Дух создает атмосферу радости (см. также: Деян. 13:52; 1 Фес. 1:6). Хотя это не исчерпывающий перечень, Павел упоминает многие из Божественных свойств, порождаемых Святым Духом, когда перечисляет различные элементы плодов Духа в Гал. 5:22,23.

Кдругим элементам атмосферы, создаваемой Святым Духом, относятся: истина(Ин. 14:17; 15:26; 16:13; 1 Ин. 5:7), премудрость (Втор. 34:9; Ис. 11:2), утешение (Деян. 9:31), свобода (2 Кор. 3:17), праведность (Рим. 14:17), на­дежда (Рим. 15:13; ср.: Гал. 5:5), уверенность в усыновлении (Рим. 8:15,16; Гал. 4:5,6) и даже слава (2 Кор. 3:8). Святой Дух также приносит единство (Еф. 4:3) и силу (Деян. 1:8; 1 Кор. 2:4; 2 Тим. 1:7). Все эти элементы деятельно­сти Святого Духа указывают на различные аспекты атмосферы, с помощью которой Он дает людям знать о Своем присутствии и, тем самым, — о Своем характере.

5. Он дает нам уверенность. Святой Дух «свидетельствует духу нашему,
что мы — дети Божий» (Рим. 8:16), и дает свидетельство о работе Бога внутри
нас: «Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24).
«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа
Своего»
(1 Ин. 4:13). Святой Дух свидетельствует не только о том, что мы Божьи
дети, но и о том, что Бог пребывает в нас, а мы пребываем в Нем. И снова в
этом участвует не только наш интеллект: Дух работает, чтобы дать нам уве­
ренность не только на субъективном духовном уровне, но и на уровне чувствен­
ного восприятия.

6. Он учит и просвещает. Еще одним аспектом работы Святого Духа явля­
ется научение и просвещение верующих, чтобы они могли все понять. Иисус
обещал Своим ученикам, что эту функцию исполнит Святой Дух, Который
«научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26), а так­
же «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Более того, Он обещал, что,
когда Его ученики подвергнутся преследованиям, Святой Дух научит их в
тот час, что надо говорить (Лк. 12:12; ср.: Мф. 10:20; Мк. 13:11). В других
случаях Святой Дух сообщал людям конкретную информацию, например,
предсказав Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Христа (Лк. 2:26), или
открыв Агаву, что будет голод (Деян. 11:28) и что Павел будет схвачен в Иеру­
салиме (Деян. 21:11). Павлу Святой Дух открыл, что ему предстоит постра­
дать в Иерусалиме (Деян. 20:23; 21:4), а также подробно рассказал, что про­
изойдет в последние дни (1 Тим. 4:1) и что Бог приготовил тем, кто любит Его
(1 Кор. 2:9,10).

О просвещающей работе Святого Духа говорит тот факт, что Он наделя­ет нас способностью понимать: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Поэтому «душев-


______________________ Глава 29. Работа Святого Духа_________________ 729

ный человек не принимает того, что от Духа Божия», а «духовный судит о всем» (1 Кор. 2:14,15). Мы должны молиться, чтобы Святой Дух давал нам разъяснения и тем самым помогал правильно понимать Писание или решать наши жизненные проблемы. Хотя псалмопевец не упоминает Святого Духа, он молится о подобном просвещении, когда просит Бога: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Сходным образом Павел молится за христиан Эфеса:

Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и ка­кое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно вели­чие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:17-19).

Г. Святой Дух объединяет

На Пятидесятницу, когда Святой Дух излился на церковь, Петр провоз­гласил, что сбылось пророчество Иоиля (2:28-32):

Но это есть предреченное пророком Иоилем:

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на вся­кую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юно­ши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразум­ляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:16—18).

Здесь подчеркивается, что Святой Дух изольется на всех верующих — не только на вождей, подобных Моисею или Иисусу Навину, но на сыновей и дочерей, старцев и юношей, рабов и рабынь — все примут в то время излитие Святого Духа20.

На Пятидесятницу Святой Дух создал новое человеческое сообщество — церковь. Это сообщество отличалось небывалым единством, о чем нам напо­минает Лука:

Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали име­ния и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждо­го; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по до­мам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. 2:44-47).

20 Кроме того, это было исполнением пожелания Моисея о том, чтобы Господь по­слал Духа Своего на весь народ (Чис. 11:29), и видения о поле, полном сухих костей, оживляемых Духом, в Иез. 37. См. также: Donald Guthrie, New Testament Theology, pp. 512, 513, 540, 562.


730_______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе__________________

Благословляя коринфскую церковь, Павел высказывает пожелание, что­бы все ее члены стремились к объединяющему общению Святого Духа: «Бла­годать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Свя­ того Духа2] со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Знаменательно, что в этом трини-тарном стихе он приписывает углубление общения между верующими не Отцу или Сыну, а именно Святому Духу, что вполне соответствует объединяющей работе Духа в церкви в целом.

Эта объединяющая функция Святого Духа проявляется и тогда, когда Павел говорит филиппинцам: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа... то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и еди-номысленны» (Флп. 2:1,2)22.

Сходным образом, подчеркивая новое единство между иудеями и языч­никами, он говорит, что «чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18), и что в Господе они устраиваются в жилище Божьем «Духом» (Еф. 2:22). Желая напомнить им о единстве, которым они должны обладать как христиане, Павел призывает их стараться «сохранять единство духа в со­юзе мира» (Еф. 4:3).

В рассуждении Павла о духовных дарах снова повторяется тема объеди­няющей работы Святого Духа. Если мы можем считать, что люди, имеющие различные дары, будут неохотно взаимодействовать друг с другом, то Павел делает прямо противоположный вывод: различные дары сближают нас, пото­му что делают зависимыми друг от друга. «Не может глаз сказать руке: „ты мне не надобна"; или также голова ногам: „вы мне не нужны"» (1 Кор. 12:21). Эти различные дары, говорит нам Павел, «производит один и тот же Дух, раз­деляя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11), так что в церкви «каж­дому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7). По существу, «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод­ные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12:13)23.

Представление о том, что Святой Дух объединяет церковь, подтверждает­ся также тем фактом, что «вражда, ссоры... распри, разногласия» (Гал. 5:20) являются делами плоти, которые противопоставляются «вождению Духом» (Гал. 5:18; ср.: ст. 25). Святой Дух — это Тот, Кто производит любовь в наших сердцах (Рим. 5:5; Гал. 5:22; Кол. 1:8), а эта любовь «есть совокупность совер-

21 Слово Koivavia, «общение», может также означать «причастность к Святому Духу»,
но едва ли Павел видел смысл в том, чтобы желать им того, чем они уже обладали как
верующие (причастности к Святому Духу). Правильнее переводить этот стих «общение
Святого Духа», подчеркивая тем самым благословение от Святого Духа, каковое, как
надеялся Павел, должно было возрастать в коринфской церкви.

22 Здесь греч. слово Kowcovia также лучше переводить как «общение», поскольку
целью Павла в Флп. 2:1—11 было побуждение к единству в филиппийской церкви. (См.
также предыдущее примеч.)

23 Подробное обсуждение этого стиха см. в гл. 38.


____________________ Глава 29. Работа Святого Духа____________________ 731

шенства» (Кол. 3:14). Поэтому если Святой Дух действенно проявляет в церк­ви Божье присутствие, об этом свидетельствуют царящие в церковной общи­не гармония и любовь друг к другу.

Д. Святой Дух дает более сильное

или более слабое подтверждение присутствия

и благословения Бога в соответствии с нашим откликом Ему

Множество примеров в Ветхом и Новом Заветах указывают на то, что Святой Дух благословляет или лишает благословения в зависимости от того, как Он оценивает представшую Его взору ситуацию. Примечательно, что Иисус был совершенно без греха, и Святой Дух «пребывал на Нем» (Ин. 1:32), и был дан Ему без меры (Ин. 3:34). В Ветхом Завете Святой Дух несколько раз сходил на Самсона (Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14), но в конце концов отступил от него, так как Самсон упорствовал в грехе (Суд. 16:20). Точно так же Святой Дух отступил от Саула, когда тот упорствовал в неповиновении (1 Цар. 16:14). А когда израильтяне возмутились и огорчили Святого Духа, Он обратился против них (Ис. 63:10).

В Новом Завете Святой Дух также мог лишить благословения, когда Его огорчали. Стефан упрекал иудейских лидеров, говоря: «Вы всегда противи­тесь Духу Святому» (Деян. 7:51). Павел предупреждает эфесских христиан: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день ис­купления» (Еф. 4:30), и призывает фессалоникскую церковь: «Духа не уга­шайте» (1 Фес. 5:19; ср. метафору не открытой вовремя двери, вызвавшей разо­чарование возлюбленного в Песн. 5:3,6). В таком же ключе Павел настоя­тельно призывает христиан не оскверняться совокуплением с блудницами: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которо­го имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших...» (1 Кор. 6:19,20).

Но еще более серьезным прегрешением, чем огорчение и подавление Свя­того Духа, является ожесточенное противление Ему, и это чревато суровым на­казанием. Когда Петр отчитал Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить всердцетвое мысль солгать Духу Святому и утаить от цены земли?» (Деян. 5:3), тот пал бездыханным. Точно так же, когда Петр сказал жене Анании, Сапфи­ре: «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян. 5:9), она тут же упала и умерла. Автор Послания к Евреям предупреждает о суровом наказа­нии, ожидающем тех, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29). Таким людям остается только «страшное ожидание суда» (Евр. 10:27)24.

24 Этот отрывок можно также поместить в другую категорию, обсуждаемую в следу­ющей главе.


732_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

И наконец, остается еще один вид преступлений против Святого Духа. Этот вид преступлений даже более опасен, чем огорчение Духа или ожесто­ченное противление Ему, чреватое наказанием. Существует возможность оскор­бить Святой Дух таким образом, что Его обличительная работа больше не бу­дет совершаться в жизни человека.

Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простит­ся человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32; ср.: Мк. 3:29; Лк. 12:10).

Эти слова были произнесены в ситуации, когда фарисеи злонамеренно приписывали работу Святого Духа, явленную в служении Иисуса, сатане. Поскольку Святой Дух проявляет присутствие Бога, Иисус сказал, что те, кто злонамеренно говорит против Него и приписывает Его действия сатане, «под­лежат вечному осуждению» (Мк. 3:29)25.

Все эти тексты указывают на то, что мы должны быть очень осмотритель­ны, чтобы не нанести оскорбление Святому Духу. Он не ополчится на нас про­тив нашей воли (см.: 1 Кор. 14:32), но если мы сопротивляемся Ему или по­давляем Его, то Его благотворная сила покинет нас, и Он лишит нас большей части Божьего благословения.

С другой стороны, в жизни христиан, чье поведение угодно Богу, присут­ствие Святого Духа будет приносить великое благословение. Святой Дух был в изобилии «излит» на Пятидесятницу (Деян. 2:17,18), а ныне Он пребывает во всех истинных верующих, делая их храмами Бога живого (1 Кор. 3:16; 6:19,20). Нам доступно тесное общение и сотрудничество со Святым Духом в нашей жизни (2 Кор. 3:14; Флп. 2:1). Он наделяет нас дарами (1 Кор. 12:11), открывает истину (2 Тим. 1:14) и ставит на служение (Деян. 20:28). Его при­сутствие будет настолько изобильно, что Иисус мог обещать, что Дух будет изливаться из нашего чрева подобно «рекам воды живой»(Ин. 7:38,39). Петр утверждает, что присутствие Духа особенно велико в тех, кто страдает во имя Христа: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух сла­вы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14).

Поэтому важно, чтобы все наше служение совершалось в Святом Духе, т. е. чтобы мы сознательно пребывали в богоподобной атмосфере, творимой Свя­тым Духом, — атмосфере силы, любви, истины, святости, праведности и мира. Но превыше всех этих свойств атмосферы, творимой Святым Духом, стоит ощу­щение присутствия Самого Святого Духа: жить в Святом Духе — это поисти­ не жить в атмосфере явленного Божьего присутствия. Вот почему люди Но­вого Завета могут жить, имея утешение Святого Духа (Деян. 9:31), и почему возможно просто быть «в Духе», как это было с Иоанном в день Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2).

25 Более подробное обсуждение неискупаемого греха см. в гл. 23.


____________________ Глава 29. Работа Святого Духа_____________________ 733

Разнообразие видов деятельности, о которых в Новом Завете говорится как о совершаемых «в» Святом Духе, вызывает удивление: в Святом Духе мож-но радоваться (Лк. 10:21), принимать решения (Деян. 19:21), иметь свидетель­ ство совести (Рим. 9':1), иметь доступ к Отцу (Еф. 2:18), молиться (Еф. 6:18; Иуд 20) и любить (Кол. 1:8). В свете этих текстов нам следовало бы задаться вопросом: во скольких из этих видов деятельности на протяжении каждого дня мы уверены в присутствии и благословении Святого Духа?

Кроме того, возможно исполняться Святого Духа (Еф. 5:18; ср.: Лк. 1:15, 41,67; 4:1; Деян. 2:4; 4:8; 6:3,5; 7:55; 9:17; 11:24; 13:9). Исполняться Святого Духа — значит исполняться непосредственным присутствием Самого Бога, в результате чего человек начинает чувствовать то, что чувствует Бог, желать того, чего желает Бог, делать то, что угодно Богу, говорить по воле Бога, молиться и служить в Божьей силе и постигать знание, даруемое Богом26. Во времена, ког­да церковь переживает возрождение, Святой Дух приводит к этим результа­там в жизни людей особенно впечатляющим образом.

Поэтому необходимо, чтобы в нашей христианской жизни мы полагались на силу Святого Духа, помня о том, что любое важное дело делается «не воин­ством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Павел неопровержимо убедителен, когда говорит галатам, что Святой Дух был полу­чен ими через веру в начале их христианской жизни (Гал. 3:2), и будет дейст­вовать в соответствии с верой в их жизни после обращения: «...Начавши ду­хом, теперь оканчиваете плотию? <...> Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:3,5).

Поэтому мы должны жить под водительством Святого Духа (Рим. 8:12-16; Гал. 5:16-26) и помышлять о делах Духа (Рим. 8:4-6). И все наше служение, какую бы форму оно ни принимало, должно совершаться силой Святого Духа.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Испытывали ли вы в прошлом затруднения, пытаясь представить Святого
Духа как личность, а не просто как присутствие некоей силы? Какие пункты в
этой главе помогли вам более живо представить Святого Духа как личность? Счи­
таете ли вы, что у вас есть сознательное отношение к Святому Духу как к личнос­
ти, отличной от Бога-Отца и Бога-Сына? Что могло бы вам помочь лучше осо­
знать различие между членами Троицы в их отношениях с вами?

2. Ощущаете ли вы различие в том, как Отец, Сын и Святой Дух относятся к
вам в вашей христианской жизни? Если да, то можете ли вы объяснить, в чем
состоит это различие и как вы его осознаете?

26 Более подробное обсуждение исполнения Святым Духом см. в гл. 38.


734_______________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

3. Возникала ли у вас когда-либо особая уверенность в содействии Святого
Духа в конкретной ситуации служения? Как вы почувствовали в тот момент при­
сутствие Святого Духа или что убедило вас в Его присутствии?

4. Какими путями осуществляется водительство Святого Духа в вашей жиз­
ни? Происходит ли это главным образом (или исключительно) с помощью слов
Писания? Если да, то бывают ли случаи, когда определенные отрывки из Писа­
ния представляются вам ожившими или говорящими особенно важные и убеди­
тельные в данный момент вещи? Каким образом вы узнаете, когда это происхо­
дит? Если водительство Святого Духа осуществляется в вашей жизни не только
через слова Писания, но и другими путями, то каковы эти пути?

5. Испытываете ли вы время от времени ощущение, что Святой Дух доволен
(или недоволен) вашим поведением? Есть ли в вашей жизни в данный момент что-
то такое, что огорчает Святого Духа? Как вы собираетесь решать эту проблему?

6. Отступил ли Святой Дух от Самсона, как только тот начал грешить (см.:
Суд. 13:25; 14:6,19; 15:14)? Почему (или почему нет)? Является ли присутствие
духовной силы в чьем-либо служении гарантией того, что Святой Дух доволен
всей жизнью этого человека?

Специальные термины

в Святом Духе                                                                  проявление Бога

исполненный Святого Духа                                         Святой Дух

присутствие                                                                      хула на Святого Духа

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 242-247
1930          Thomas, 90-99

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 2:321-336
1940         Wiley, 2:303-333

1960          Purkiser, 183-203

1983          Carter, 1:415-472

3. Баптистские

1917          Mullins, 359-365

1976-1983 Henry, 4:476-493; 6:370-401 1983-1985 Erickson, 845-883


_____________________ Глава 29. Работа Святого Духа____________________ 735

4. Диспенсационалистские

1947          Chafer, 1:397-414; 6:26-298

1949          Thiessen, 251-256

1986          Ryrie, 341-390

5. Лютеранские

1917—1924 Piper (особый раздел отсутствует, но см. подробные статьи в
указателе: 4:391-399)
1934           Mueller, 443

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559          Calvin, 2:537-542 (3.1)

1887-1921 Warfield, SSW, 1:203-222; BD, 101-132
1937-1966 Murray, CW, 1:138-142; 186-192; CW, 3:210-214
1938          Berkhof, 423-431

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 2:137-207, 237-270


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!