Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 1:242-248
1892-1894 Miley, 1:137-158
1983 Cottrell, 1:1-47, 306-387
1987-1990 Oden, 1:317-374
3. Баптистские
1767 Gill, 2:352-364
1887 Boyce, 8-54
1917 Mullins, 35-48
1976-1983 Henry, 2:17-167, 247-334; 5:375-409
1983-1985 Erickson, 137-140, 177-181, 268-271
4. Диспенсационалистские
1947 Chafer, 1:179-186
1986 Ryrie, 25-34
5. Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:375-381
6. Реформатские (или пресвитерианские)
1559 Calvin, 1:33-43 (1.1-2)
1871-1873 Hodge, 1:191-202, 335-365
1909 Bavinck, DG, 13-110
1938 Berkhof, 29-40
1962 Buswell, 1:29-30
7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:29-46
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия
1955 Ott, 17-24
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)
Глава 9. Познаваемость Бога 157
Другие работы
Bray, Gerald L. The Doctrine of God. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1993.
Charnock, Stephen. The Knowledge of God. The Complete Works of Stephen Charnock. Vol. 4. Edinburgh: James Nichol, 1865. Repr. ed.: Edinburgh: Banner of Truth, 1985, esp. pp. 3-164.
Frame, John M. The Doctrine of the Knowledge of God. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1987.
France, R. T. The Living God. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1970.
Packer, J. I. "God". In NDT, pp. 274-277.
Packer, J. I. Knowing God. London: InterVarsity Press, 1973, pp. 13-37.
Piper, John. Desiring God. Portland, Ore.: Multnomah, 1986.
Tozer, A. W. The Knowledge of the Holy. New York: Harper and Row, 1961.
|
|
Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology, n. p.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 159-199.
Отрывок для запоминания
(В ст. 3 этого отрывка говорится о том, что Бога нельзя познать до конца, однако тот факт, что Давид славит Бога и говорит с Ним, показывает, что он знает о Боге истину и имеет с Ним личные взаимоотношения.)
Пс. 144:1-3:
Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
ГЛАВА 10
Свойства Бога : «непередаваемые» атрибуты
Чем Бог отличается от нас ?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Введение в изучение свойств Бога
/. Классификация Божьих атрибутов. Безусловно, мы не можем сразу изложить все, чему учит Библия об атрибутах Бога. Нам необходим какой-то принцип, который позволит определить, какие качества Бога рассматривать в первую очередь, какие во вторую и т. д. Иными словами, нам необходимо как-то классифицировать атрибуты Бога. Этот вопрос не так маловажен, как может показаться на первый взгляд. Существует вероятность применить неверный подход и одним атрибутам уделить больше внимание, чем другим, и тогда не все атрибуты будут освещены должным образом.
|
|
Применяются различные методы классификации атрибутов Бога. В этой главе мы будем исходить, возможно, из наиболее распространенной классификации и разделим все атрибуты на непередаваемые (т. е. такие, которые Бог не передает нам) и передаваемые (те, которые Бог передает нам).
Примерами непередаваемых атрибутов Бога будут: вечность (Бог существовал вечно, а мы нет), неизменность (Бог не изменяется, а мы изменяемся) или вездесущность (Бог присутствует всюду, а мы присутствуем только в одном месте в одно время). Примерами передаваемых атрибутов могут быть: любовь (Бог есть любовь, и мы также способны любить), знание (Бог обладает знанием, и мы также способны обладать знанием), милость (Бог милосерден, и мы также способны быть милосердными) или справедливость (Бог справедлив, и мы также способны быть справедливыми). Такая классификация атрибутов Бога, разделяющая их на две большие категории, весьма эффективна, так как все люди интуитивно знают, какие атрибуты следует назвать непередаваемыми, а какие — передаваемыми.
Однако, поразмыслив, мы поймем, что такое разделение нельзя назвать совершенным. Это обусловлено тем, что ни один из атрибутов Бога не является полностью передаваемым и ни один из Его атрибутов не является полностью непередаваемым! Это станет очевидным, если мы на минуту задумаемся о том, что мы уже знаем о Боге.
|
|
_____________ Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты____________ 1_59
Например, мудрость Бога обычно называют передаваемым атрибутом, поскольку мы также можем быть мудрыми. Однако мы никогда не будем так бесконечно мудры, как Бог. Его мудрость передается нам до определенной сте пени, но никогда не передается нам полностью. Точно так же мы можем частично получить знание Бога, но мы никогда не получим его полностью, ибо мысли Бога выше наших мыслей, «как небо выше земли» (Ис. 55:9). Мы можем подражать любви Бога и до определенной степени разделять ее, но мы никогда не будем столь бесконечно любящими существами, каким является Бог. И так дело обстоит со всеми атрибутами Бога, которые нормативно называются «передаваемыми атрибутами»: Бог действительно передает их нам до определенной степени, однако ни один из этих атрибутов не является полностью передаваемым. Правильнее говорить, что те атрибуты, которые мы называем «передаваемыми», передаются нам в большей степени.
|
|
Те атрибуты, которые мы называем «непередаваемыми», лучше определить как атрибуты, которые передаются нам в меньшей степени. Ни один из непередаваемых атрибутов Бога не является совершенно чуждым природе человеческих существ. Например, Бог неизменен, тогда как мы подвержены изменениям. Однако мы не изменяемся полностью, так как существуют такие аспекты нашей природы, которые остаются практически неизменными. Например, наша личность, многие из наших качеств характера, многие из наших целей, достижение которых требует длительного времени, также остаются по существу неизменными в течение многих лет (и останутся неизменными, когда мы освободимся от греха и войдем в вечную жизнь в присутствии Божьем).
Или, например, Бог вечен, а мы ограничены временем. Однако мы видим некоторое отражение вечности Бога в том факте, что мы будем жить с Ним вечно и наслаждаться вечной жизнью, равно как и в том, что мы способны помнить прошлое и осознавать будущее (что не свойственно большей части творения Божьего; ср.: Еккл. 3:11). Божьи атрибуты независимости и вездесущности — это, вероятно, те атрибуты, которые сложнее всего различить в нашей природе, однако их слабое отражение также можно увидеть в нас, если сравнить себя с прочим творением Божьим. Например, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем определенной степени независимости от других людей; и, хотя мы не можем быть более чем в одном месте в одно и то же время, мы способны совершать действия, которые оказывают влияние на множество событий или людей в различных местах одновременно (это также отличает нас от большей части прочего творения).
Итак, мы будем использовать понятия «передаваемые» и «непередаваемые» атрибуты, сознавая, что данная классификация не вполне точна и что в реальности эти категории накладываются одна на другую.
2. Имена Бога в Писании. В Библии имя человека — это описание его качеств. Точно так же и имена Бога в Писании являются разнообразными
160 Часть П. Учение о Боге
описаниями Его качеств. Таким образом, в широком смысле, «имя» Бога эквивалентно всему тому, что Библия и творение говорят нам о Боге. Когда мы молимся: «Да святится имя Твое» в молитве Господней (Мф. 6:9), мы молимся о том, чтобы люди говорили о Боге так, чтобы прославить Его и верно отразить Его качества. Прославить имя Божье можно как словами, так и делами, так как наши действия отражают качества Творца, Которому мы служим (Мф. 5:16). Таким образом, прославить имя Божье — значит прославить Его Самого. Заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7) — это заповедь, запрещающая нам бесчестить Бога ни сбивающими с толку или безумными словами, ни делами, которые не отражают Его истинных качеств.
Итак, Библия дает Богу много конкретных имен, каждое из которых отражает какой-либо истинный аспект Его качеств. Некоторые из этих имен, призванных описать ту или иную часть качеств Бога, позаимствованы из человеческого опыта или из эмоциональной сферы, тогда как другие имена взяты из природного творения. В каком-то смысле все эти выражения качеств Бога, сформулированные в терминах явлений мира, являются «именами» Божьими постольку, поскольку они говорят нам что-либо истинное о Нем.
Герман Бавинк в книге «Учение о Боге»1 приводит длинный список подобных описаний Бога, основанных на творении: Бог сравнивается со львом (Ис. 31:4), с орлом (Втор. 32:11), с агнцем (Ис. 53:7), с птицей (Мф. 23:37), с солнцем (Пс. 83:12), с утренней звездой (Отк. 22:16), со светом (Пс. 26:1), со светильником (Отк. 21:23), с огнем (Евр. 12:29), с потоком (Пс. 35:9), с твердыней (Втор. 32:4), с покровом (Пс. 118:114), с башней (Прит. 18:10), с сенью (Пс. 90:1), со щитом (Пс. 83:12), с храмом (Отк. 21:22) и т. д.
Мы приведем здесь только часть сравнений, позаимствованных из человеческого опыта (Бавинк находит еще большее количество): Бог называется женихом (Ис. 61:10), супругом (Ис. 54:5), отцом (Втор. 32:6), судией и царем (Ис. 33:22), мужем брани (Исх. 15:3), художником и строителем (Евр. 11:10), пастырем (Пс. 22:1), целителем (Исх. 15:26) и т. д. Кроме того, о Боге говорится, что Он узнает (Быт. 18:21), вспоминает (Быт. 8:1; Исх. 2:24), видит (Быт. 1:10), слышит (Исх. 2:24), обоняет (Быт. 8:21), испытывает (Пс. 10:5), сидит (Пс. 9:8; глагол 22Г, который в синодальной версии переведен «пребывает», может означать также «сидеть». — Примеч. пер.), восстает (Пс. 67:2), ходит (Лев. 26:12), отирает слезы (Ис. 25:8) и т. д. Богу приписываются такие человеческие эмоции, как рад ость (Ис. 62:5), огорчение (Иер. 7:18,19; Ис. 63:10), гнев(Пс. 77:40), любовь (Ин. 3:16), ненависть (Втор. 16:22), ярость (Пс. 2:5) и т.д.
1 Herman Bavinck, The Doctrine of God, trans, and ed. by William Hendriksen (Grand Rapids: Eerdmans, 1951), pp. 86-89.
Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты
Хотя у Бога и нет физического тела2, в Писании используются слова, обозначающие части человеческого тела для метафорического описания действий Бога. В Писании говорится о лице Бога (Исх. 33:20,23; Ис. 63:9; Пс. 15:11; Отк. 22:4), Его очах (Пс. 10:4; Евр. 4:13), веждах (Пс. 10:4), ушах (Пс. 54:2 [в данном стихе в евр. тексте употребляется только глагол «слышать», од-нокоренной евр. слову «ухо». — Примеч. пер.]; Ис. 59:1), носе (Втор. 33:10) (в синодальном тексте — «лицо», так как евр. *]Х может означать как «нос», так и «лицо». — Примеч. пер.), устах (Втор. 8:3), губах (Иов. 11:5; в синодальном переводе — «уста». — Примеч. пер.), языке (Ис. 30:27), шее (Иер. 18:17; в синодальном переводе — «спина», так как евр. ^"jl? может означать как «шею», так и «спину». — Примеч. пер.), руке (Исх. 15:16; в синодальном переводе — «мышца». — Примеч. пер.; Чис. 11:23), персте (Исх. 8:19), сердце (Быт. 6:6), ногах (Ис. 66:1) и т. д. Даже слова, которые являются описанием личностных качеств, таких, какдоброта, милосердие, сострадание, праведность, святость, справедливость и многие другие, — это слова, значение которых известно нам из опыта общения с другими людьми. И даже такие слова, как «вечность» или «неизменность», которые кажутся наименее связанными с творением, мы понимаем не интуитивно, а через отрицание тех понятий, которые известны нам из опыта (вечность — это неограниченность во времени, а неизменность — это отсутствие изменчивости).
Цель всех этих отрывков — показать, во-первых, что так или иначе все творение открывает нам что-либо о Боге и что высшее творение, особенно человек, который сотворен по образу Божьему, открывает Его наиболее полно.
Вторая причина цитирования этого длинного списка заключается в том, чтобы показать, что все, что мы знаем о Боге из Писания, выражено такими словами, которые понятны нам постольку, поскольку они описывают явления или предметы, знакомые нам из человеческого опыта. Используя более специальный термин, мы можем сказать, что все, что Писание говорит о Боге, оно говорит с использованием антропоморфного языка описания, такого языка, который описывает Бога в терминах, связанных с человеком2. Иногда людей тревожит тот факт, что в Писании используется антропоморфный язык. Однако это не должно нас тревожить, поскольку, если Бог желает научить нас тому, чего мы не можем узнать из непосредственного опыта (как, напр., из Его атрибутов), Ему следует учить нас в тех терминах, которые нам знакомы.
2 Хотя сейчас Иисус обладает физическим телом, как Богочеловек, Отец и Святой
Дух не обладают телом, как не обладал и Сын до того, как был зачат во чреве Марии. (В
Ветхом Завете во время «теофаний», когда Бог являлся в человеческом облике, челове
ческие тела были лишь временными образами и не относились к личности Бога.)
3 Слово «антропоморфизм» происходит от двух греческих слов: 6а>гропод, «человек»,
и цорфг), «форма». Антропоморфное описание повествует о Боге в формах или понятиях,
связанных с человеком
6 Зак 3605
162 Часть И. Учение о Боге
Поэтому все, что Писание говорит о Боге, — «антропоморфно» в широком смысле (т. е. о Боге говорится в терминах, связанных либо с человеком, либо с известным нам творением). Этот факт не означает, что Писание дает нам ложные или неточные представления о Боге, ибо в этом заключается тот путь, который Бог избрал для того, чтобы открыть Себя нам, причем открыть подлинно и точно. Тем не менее мы должны воздерживаться оттого, чтобы принимать то или иное описание само по себе, вне связи с непосредственным контекстом или с остальными текстами, повествующими о Боге4. Если мы будем поступать таким образом, то рискуем впасть в заблуждение или получить неадекватное представление о том, Каков Бог на самом деле. Каждое описание атрибутов Бога следует рассматривать в свете всех прочих текстов Писания, повествующих о Боге. Если мы не будем об этом помнить, то неизбежно составим себе ложное представление о качествах Бога.
Например, из человеческого опыта мы имеем представление о том, что такое любовь. Это помогает нам понять, что Писание имеет в виду, когда говорит, что Бог есть любовь, однако наше понимание значения слова «любовь» в применении к Богу не соответствует нашему опыту любви, который мы приобретаем в человеческих взаимоотношениях. Таким образом, исследовав то, как действует Бог во всем Писании, и все прочие свойства Бога, данные в Писании, а также ориентируясь на наш собственный опыт любви Бога, нам необходимо выяснить, следует ли скорректировать наше представление о любви Бога, чтобы избежать неверного понимания. Таким образом, антропоморфный язык истинен в Писании, однако правильно его можно понять лишь через постоянное чтение Писания в течение всей нашей жизни, чтобы приобрести тем самым способность понимать этот язык в контексте всего Писания.
Есть и третья причина, объясняющая такое разнообразие описаний Бога, взятое из человеческого опыта и из мира природы. Подобный язык должен напоминать нам, что Бог сотворил мир для того, чтобы показать совершен ство Своих качеств, т. е. для того, чтобы показать Свою славу. Бог достоин славы, поскольку Он сотворил все (Отк. 4:11); поэтому все творение должно прославить Его.
Псалом 148 — это призыв прославить Бога, и обращен этот призыв ко всему творению:
Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. <...> Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и
4 Эту ошибку могут допустить, напр., люди, которые считают, что у Бога есть человеческое тело, поскольку Писание говорит о Его очах, ушах, устах и т. д. Следуя этой логике, им пришлось бы также сказать, что Бог выглядит подобно льву, агнцу, орлу, огню, твердыне, птице, потоку, солнцу, щиту, сени и храму — одновременно! В таком случае люди не понимают, что все это — метафоры, которые повествуют о качествах Бога, но при этом Сам Бог — это «дух» (Ин. 4:24), и у Него нет материального тела.
______________ Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты____________ 163
туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры... цари земные и все народы... Да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесенно, слава Его — на земле и на небесах (Пс. 148:3, 7-11,13).
Когда мы узнаем о свойствах Бога из Писания, это открывает нам глаза и помогает правильно истолковывать творение. Это дает нам возможность видеть отражение свойств Бога во всем творении: «Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
И хотя все, что Писание говорит нам о Боге, — истинно, следует помнить, что это не исчерпывающее описание. Писание не говорит нам все о свойствах Бога. Так, мы никогда не узнаем полного «имени» Бога, в том смысле, что мы никогда не получим исчерпывающего знания о свойствах Бога. Мы никогда не узнаем о Боге всего, что можно о Нем узнать. Поэтому в богословиях иногда говорится: «У Бога много имен, и все же у Него нет имени». У Бога много имен, поскольку мы имеем много истинных описаний Его свойств в Библии, но у Него нет имени, поскольку мы никогда не сможем описать или постигнуть все Его свойства.
3. Уравновешенность в определениях непередаваемых атрибутов Бога.
Непередаваемые атрибуты Бога чаще всего осмысляются неверно, вероятно, потому, что они представляют собой такие свойства Бога, которые в наименьшей степени известны нам из опыта. Поэтому в данной главе каждый из непередаваемых атрибутов Бога определяется предложением, состоящим из двух частей. В первой части определяется рассматриваемый атрибут, а во второй части дается предостережение против неверного понимания этого атрибута, которое заключается в изложении уравновешивающего (противоположного) аспекта этого атрибута. Например, понятие «неизменность Бога» определяется следующим образом: «Бог неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях и обетованиях, и все же Бог действует, и действует по-разному в разных обстоятельствах». Вторая часть этого утверждения предостерегает против представления о том, что неизменность подразумевает неспособность действовать. Некоторые люди действительно понимают неизменность именно так, однако подобное представление не соответствует библейской концепции неизменности Бога.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!