Эволюция источников феодального французского права. Кутюмы Бовези (13 в.) и другие свободы обычного французского права



Протограф (первоначальный текст) Салической правды (Lex Salica) не сохранился, по-видимому, он восходит к 60-70-м гг. V в. Древнейшие дошедшие до нас списки Салической правды датированы началом VIIIв., они восходят к редакции начала VI в., написаны на варварской латыни, штрафы измеряются в римских монетах, а текст разбит на титулы (главы) по римскому образцу. Вместе с тем Салическая правда – систематизированный сборник оригинальных франкских обычаев, а не рецепиированного и извращенного варварами римского законодательства.

Салическая правда – прежде всего судебник.содержащий нормы процессуального характера. За убийство рядового франка-общинника взимается вергельд, т. е. штраф(200 солидов), за убийство графа – тройной вергельд (600 солидов). Низко оценивалась жизнь римлян, например римлянина – крупного землевладельца – всего в 100 солидов. Таким образом проявилась этническая ограниченность франкского права. Также в Салической правде упоминаются литы (полусвободные люди) и рабы.

Достаточно высоки были штрафы за покушение на честь человека. Наказания (в основном штрафы) были чрезвычайно высоки. Суд по Салической правде в значительной степени был основан на пережитках родоплеменного прошлого (суд общины),но уже существовало и государственное правосудие (суд графа).

Среди судебных доказательств упоминаются ордалия(существовала до XIII в.), клятва(соприсяжничество).

В целом, судебный процесс носил обвинительный характер.

Главным источником богатства в условиях становящегося феодализма была земля, поэтому большое количество норм в Салической правде было посвящено земельным отношениям.

Салическая правда поощряет крепкие общинные отношения.Общины жили в виллах, т. е. маленьких деревеньках. Поселиться в общину можно было либо при согласии всех членов общины, либо при их молчаливом одобрении в течение года (по давности) либо даже без согласия общинников, по королевскому приказу. Регулирование семейно-брачных отношенийв Салической правде практически отсутствует.

Салическая правда ценна своей первозданностью, неподверженностью (в основном) римскому влиянию, она наглядно иллюстрирует исконное право франков. Салическая правда стала одним из источников западноевропейского права.

В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права.Племенные обычаи заменяются местными –кугюмами.В период феодальной раздробленности государства кутюмы являлись основным источником права. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части «страна писаного права» и «страна обычного права»

В XIV–XV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий (землевладений). Наиболее известен сборник «Кутюмы Бовези»(сборник обычного права провинции Бовези), а также Парижские кутюмы.Сборники кутюмов. составленных как по королевскому повелению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикулярный характер, обусловленный феодальной раздробленностью государства.

Источником права было также рецепиированное римское частное право.Интерес к римскому праву объяснялся прежде всего потребностями средневекового города в нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, денежные отношения, охраняли бы собственность горожан В университетах с XI в. появляются глоссаторы– комментаторы и толкователи римского права. Римское право нашло поддержку и у королевской власти, которая широко использовала универсальный принцип постклассического римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона».

Своеобразным источником права во Франции служили решения городских судов и муниципалитетов.Новообразованные города нередко заимствовали готовые своды норм, созданные юристами других городов. Источниками городского права были также хартии вольностей городов,выдаваемые феодалами или королем и устанавливавшие их особый правовой статус.

Нормы, выработанные Вселенскими соборами христианской церкви (каноны), акты папства (энциклики, буллы)составляли основу канонического (церковного) права. Возникшее изначально на основе изъятия из-под юрисдикции общих судов оно затем распространилось на все казусы, связанные с «грехом», – от ереси до брака, наследования и клятвенных обязательств. Наиболее известная кодификация канонического права – Свод канонического права [Corpus juris canonici) – была осуществлена в 1582 г.

Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере централизации государственной власти их общеобязательное значение распространяется на всю территорию страны. Особенно возросла роль королевских актов в период абсолютной монархии В XVII–XVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс 1670 г.) гражданского права (ордонанс 1731 г. – о дарениях).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!