Римско-католическая церковь и ее роль в средневековом обществе в Западной Европе



Церковь сыграла особую роль в истории средневекового обще­ства. К моменту возникновения варварских королевств христиан­ство около двух веков являлось официальной религией Римской империи. Из духовной общины церковь превратилась в социаль­но-политическую организацию со своей иерархией. Теократичес­кая доктрина рассматривала церковь как единственную организа­цию, которой принадлежит право быть посредником между Богом и людьми.

«Варварские» короли принимали ортодоксальное христианство ради поддержки церкви. Так, Карл Великий опирался на церковь для идеологической консолидации Франкской империи. В 800 г. папа Лев III провозгласил Карла императором Римской империи. В лице императора франков церковь получила защитника своих обширных земельных владений и иммунных прав. Император уза­конил церковную десятину.

Христианская церковь стала крупным земельным собственни­ком. Ей принадлежало около 1/3 обрабатываемых земель. В VII в. оформляется церковная юрисдикция: устанавливается церковный иммунитет священнослужителей (запрет светского влияния в дела церкви). Позднее церковь приобретает права сеньориального суда в отношении подвластного населения, зависимых сословий, вас­салов. Одновременно христианская церковь превращается в независимую, автономно управляющуюся централизованную полити­ческую и духовную организацию. Государственные дела стали рас­сматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви.

В X—XI вв. христианская церковь переживает упадок. Во-пер­вых, притязания Западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и восточного духовенства. В 1054 г. единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (греко-кафолическую, или православную) церкви. Во-вторых, с распадом империи Каролингов католическая церковь попадает в зависимость от светской власти. Так, германский император Оттон I, стремившийся восстановить Римскую империю, добивает­ся права инвеституры — назначения и утверждения в сане иерар­хов церкви (епископов, а фактически и пап).

В XI—XII вв. происходит «папская революция». Начиная с Гри­гория VII, римские папы активно претендуют на руководство всем христианским миром. Католическая церковь превращается в надтерриториальную, общеевропейскую монархию со своими поли­тическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органа­ми. В условиях феодальной раздробленности католическая церковь являлась самым стабильным институтом феодального общества, что способствовало укреплению ее авторитета.

В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиции — специальных церковных трибуналов для борьбы с еретиками, вра­гами церкви и религии, а также для защиты устоев христианства. В основном инквизиция была отдана в руки нищенствующих ор­денов (преимущественно доминиканцев). Инквизиторы наделя­лись неограниченными полномочиями и подчинялись непосред­ственно папе. В случае неповиновения инквизиторам местные епископы и светские власти могли быть преданы проклятию.

Таким образом, католическая церковь превратилась в основной институт, санкционировавший социально-политическую систему феодализма.

Особенности становления исламской теократической монархии. Арабский халифат и его распад

Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»), обладавших всей полнотой духовной и светской власти. Первые четыре халифа («праведные халифы») подавили недовольство исламом в обществе и завершили политическое объединение Аравии. В VII – первой половине VIII вв. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. В истории Арабского халифата два периода: дамасский период правления Омейядов (661–750); багдадский период правления Аббасидов (750-1258).

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал великий визирь (первый министр). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа.

заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами. Центральные органы государственного управления: правительственные канцелярии – диваны военных дел, внутренних дел (финансовый и налоговый контроль), почтовой службы (почта, а также тайная полиция) и др.

Местное управление: сначала существовала старая система самоуправления, сохранившаяся с доисламских времен. Позднее халифат был разделен на провинции, управляемые военно-административными наместниками халифа – эмирами.

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Верховным судьей считался халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) с обширными полномочиями.

Со временем светская власть халифа стала ограничиваться великим визирем и главным кади. Стали усиливаться сепаратистские тенденции в провинциях. Распад халифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!