Характерологические особенности



Черты характера, которые затрудняют психотерапевтическую работу, – это чрезмерная закрытость, низкая переносимость фрустрации, неразвитость функции эго.

Если, тем не менее, пациент желает получить помощь, можно сначала предложить ему какой-либо заместительный метод, например, посещать группу саморегуляции или пройти курс медикаментозной терапии под наблюдением психотерапевта. По мере того, как складываются доверительные отношения, можно вновь предложить ему поработать с психологическими проблемами.

Низкая толерантность к фрустрации, проявляющая себя в процессе работы по осознаванию, требует более постепенного темпа этой работы, большей эмоциональной поддержки врача. Возможна также комбинация работы по осознаванию с заместительными методами (например, тренингом релаксации), которые играют роль меда, подслащивающего горькую пилюлю.

Слабость функции эго требует от психотерапевта директивной позиции и использования группы технических приемов, по крайней мере, на первых этапах лечения.

Тяжесть симптоматики и клинический диагноз

Трудно переносимая для пациента интенсивность симптоматики требует применения заместительных методов (прежде всего медикаментозных), приводящих к ее ослаблению до переносимого уровня. На фоне ослабляющей симптомы заместительной терапии можно проводить работу по осознаванию. Более того, по современным взглядам, большое количество соматических и психических расстройств заболеваний вызвано сочетанием биологических и психосоциальных факторов и поэтому требует комбинированной биологической и психологической терапии.

Эмпирически психотерапевт может ориентироваться на клиническую динамику симптомов. Если исключительно психотерапевтическое лечение не дает улучшения состояния, это является показанием к проведению биологической терапии.

Жизненные условия

Если работа по осознанию идет успешно, то, тем не менее, следует учитывать то, насколько быстро пациент может изменить образ жизни, который привел его к болезни, насколько эти изменения позволяет осуществить социальное поле, в котором он находится. Если эти изменения не могут произойти достаточно быстро, а симптоматика дезадаптирует пациента, то на определенный период времени ему необходима заместительная поддержка.

Таким образом, мы набросали канву того, что касается особенностей пациентов и связанных с ними подходов к терапии. Мы полагаем, что систематические исследования результатов терапии и их связи не только с использованными методами, но и с личностными и клиническими особенностями пациентов позволит разработать четкие показания к тому или иному типу лечения.

Литература

Бурно М. Е. К вопросу о клинической (медицинской) психотерапии. // МПЖ. – 1993. – №2.

Долгополов Н. Б., Хломов Д. Фигура гештальта в России. // МПЖ. Специальный гештальт выпуск. – 1994.

Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. В 2-х т. – М., 1994.

Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. – М., 1997.

Кори Дж. Гештальт-терапия. //Гештальт-94. Сборник материалов Московского Гештальт института за 1994 г. – Минск, 1995.

Наранхо К. Гештальттерапия. – Воронеж, 1995.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М., 1996.

Райх В. Функция оргазма. – СПб, Москва, 1997.

Резник Р. Гештальттерапия: принципы, точки зрения и перспективы. // Гештальт-95. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 1995 г. – М., 1996.

Резник Р. Яд в курином бульоне. / Хрестоматия по гуманистической психотерапии. – М., 1995.

Робин Ж.-М. Гештальттерапия. – М., 1996.

Савенко Ю. С. «Психиатрическая» и «психологическая» психотерапия – путь к единству. //МПЖ. – 1993. – №4.

Энрайт Дж. Гештальт ведущий к просветлению. – СПб., 1994.


Практика

Коррекция представлений при работе с внутренним имиджем женщин

Наталья Шухова, Алла Рекунова

Современное общество характеризуется быстрым изменением ценностей и стереотипов и, как следствие, увеличением количества индивидуальных вариаций жизненного пути женщины. Наблюдаются также большие различия в нормах и требованиях, предъявляемых обществом к женщине, что вызывает ряд внешних и внутренних конфликтов и затрудняет процесс самоопределения и самореализации. В связи с этим проблема формирования женской идентичности и внутреннего имиджа в настоящее время становится все более актуальной. Каждая женщина решает ее по-своему.

Сегодня средства массовой информации пропагандируют образ современной женщины «идеального типа», который далеко не однозначен. В этой неоднозначности отражено обострение противоречий между традиционными и современными представлениями о женщине и «женском». Более чем на 80% (3) женские журналы состоят из различного рода рекомендаций по моделированию поведения в отношениях с мужчиной, умении понравиться, удержать и манипулировать им посредством своих «чар». Таким образом, акцент делается на внешних данных. Сферы жизни, находящиеся вне семейных интересов (образование, профессиональное развитие, личная реализация и т. п.), рассматриваются как второстепенные. Совершенно естественно, что такие взгляды вынуждают женщину фиксироваться на «внешней качественности», переоценивать любовь мужчины, ожидая от нее больше, чем она может дать, и жить в постоянном страхе потерять привлекательность, а вместе с ней и свою ценность. Стремление следовать стереотипным представлениям, с одной стороны, лишает женщин уверенности, с другой – мешает им ценить в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, целеустремленность. В результате складывается представление о том, что проявление какой-либо социальной активности дискредитирует женщину, лишает ее женственности, делает непривлекательной.

Авторы статьи проводят тренинги делового общения, женские группы, курсы для деловых женщин, где часто поднимаются вопросы внутреннего имиджа женщины, самоопределения и самореализации. Как правило, эти тренинги посещают женщины, ориентированные на успех, желающие научиться продвигать себя в мире мужчин, не используя мужские стратегии поведения. Но их запросы на тренинге звучат именно так редко. Чаще используется косвенная форма: «чувствую себя неуверенно, когда приходится общаться с деловыми людьми»; «испытываю страх с мужчинами старше меня или с положением в обществе»; «на работе ко мне относятся, как к заботливой маме, а я хочу быть бизнес-леди»; «мне трудно отказывать, когда мой начальник или старший коллега заставляют меня делать не мою работу»; «обидно, когда на работе не признают как профессионала, а видят в тебе только женщину»; «меня используют как рабочую лошадь и не замечают, что я женщина».

Эти и подобные им заявки побудили авторов разработать и провести специальные имиджевые тренинги для женщин, желающих стать успешными, но до конца не определивших для себя, в чем будет состоять их личный успех.

Разрабатывая свой тренинг, мы опирались на гипотезу, что основной причиной, затрудняющей определение своего внутреннего имиджа и выбор эффективных женских стратегий поведения, являются противоречия в представлениях женщин о себе и своем полоролевом поведении, что приводит к формированию либо ложной, либо размытой идентичности. Поэтому современная женщина не может идентифицировать себя ни с традиционным представлением о том, что есть женщина, ни с современным (активной, успешной), так как это вызывает сопротивление со стороны культуры как в профессиональной, так и в личной сферах. Эти противоречия женщинами не осознаются, следовательно, могут приводить к внутренним или внешним конфликтам, зависимому или агрессивному поведению.

Основной целью тренинга является осознание внутренних противоречий и создание каждой женщиной своего собственного образа Я, внутреннего имиджа, представления о своем личном успехе, а также апробирование его на тренинге. Для нас как тренеров одинаковую ценность представляют любые выборы участниц: как осознание и сохранение представлений, так и их осознанные изменения. Свою задачу мы видим в создании соответствующего группового контекста, который позволяет пройти этот процесс.

Первое занятие посвящено выявлению представлений членов группы о том, что такое женщина, и том, какая женщина, с их точки зрения, считается успешной. С этой целью мы используем методику, которая позволяет погрузиться в тему, поразмышлять над следующими вопросами и письменно закончить предложения:

Женщина в моем представлении – это…

Быть успешной женщиной – это означает для меня…

Успех женщины определяется главным образом…

Я испытываю беспокойство и тревогу в ситуациях, когда

1. мужчина…

2. мой руководитель…

3. коллеги…

Эта методика позволяет диагностировать противоречия между «идеальными» и «реальными» образами «Я-женщина», а также ситуации, в которых эти противоречия вызывают конфликты. Далее совместно с группой проводится анализ письменных ответов по следующей схеме. Тренеры зачитывают ответы на каждый вопрос, представляя коллективные портреты женщины и успешной женщины данной группы и предлагают участницам поделиться своими впечатлениями, мнениями и отношением к услышанному.

Коллективный образ женщины, представленный в сознании членов группы, в основном содержит традиционные, принятые в культуре стереотипные характеристики: пассивность, зависимость, заботливость, неуверенность. Обращает на себя внимание способ описания образа женщины. В ответах отсутствует указание на принадлежность к женскому полу. Используются существительные среднего рода: «произведение искусства», «существо», «создание» («слабое, неуверенное», «самое красивое на свете», «непостоянное», «нежное и заботливое»). Под влиянием культуры, в которой женщина занимает подчиненное положение, участницы группы идентифицируют себя не с личностью и индивидуальностью, а только с традиционными женскими ролями: мать, жена, любовница. Также женщины используют в описании своего образа такие абстрактные понятия, как «тепло», «материнство», «забота», «добро». Иногда в их ответах присутствуют элементы мифологического представления о женщине: «кошка», «мечта», «хрустальная душа», «роковая», «немножко стерва».

Выявленные представления о женщине опосредованы целой системой культурных норм и стереотипов. Они называются гендерными стереотипами и обозначают социальные представления о способе существования пола, принятом в обществе. Такие стереотипы идут вразрез с оптимальными социальными стратегиями, особенно в тех сферах жизни женщины, которые не должны регулироваться подобными стереотипами: профессиональная реализация, деловая активность, образование, семейная жизнь. Здесь они превращаются в «мифы», которые могут затруднять или исключать развитие индивидуальности, ограничивать свободу личности только лишь на основании принадлежности к женскому полу. Такие представления являются опасными, во-первых, потому, что они не осознаются и, следовательно, могут препятствовать самореализации женщины и освоению ею новых форм и стратегий поведения. Во-вторых, они противоречат представлениям этих же женщин об имидже успешной женщины, что приводит к внутренним конфликтам и неудовлетворенности собой и жизнью.

Успех женщины определяется в терминах «иметь», реже – «быть» и «уметь». Большая часть женщин под успехом понимает иметь «удачную карьеру», «материальную стабильность», «сильного мужчину рядом» и «красивую внешность». Реже в ответах женщин успех ассоциируется с тем, чтобы быть уверенной, активной, довольной собой, независимой, естественной, то есть с тем, что определяется как ассертивность – поведение женщины, «уверенной себе, лишенной комплексов ограничения личной свободы и ущемления в равноправии». (3).

Анализируя ответы на третий вопрос («успех женщины определяется главным образом…»), женщины осознают, что они связывают свой успех не с собственной активностью, а с внешними факторами, такими как «социальный статус», «поддержка близкого человека», «материальное благополучие», «случай», «обстоятельства», «среда». Только некоторые определяют свой успех «собственной целеустремленностью, наличием силы воли», «уверенностью и компетентностью» и «способностью принимать решения и совершать поступки».

Для того чтобы помочь женщинам осознать противоречивость своих убеждений и представлений, мы предлагаем сравнить ответы на первые три вопроса. Определить, насколько они согласуются между собой, не исключают ли они друг друга. В результате выясняется, что «слабое, неуверенное, непостоянное существо» видит свой успех в образе – «удачная карьера, материальная обеспеченность, надежный мужчина рядом», а для «взрослого ребенка» имидж успешной женщины «означает зарабатывать не менее 500 долларов в месяц, иметь любимого мужчину, время для отдыха, ребенка и внешность на все 100%». Для женщин, которые определяют себя как «личность, индивидуальность» и «человек, профессионал», успех, соответственно, – это «признание, зависть, борьба, цветы, взоры»; «признание, восхищение со стороны других», и все это зависит «от случая, обстоятельств и среды», «от отношения окружающих тебя людей, везде».

Когда противоречия в убеждениях и представлениях достигают сознания участниц тренинга, они испытывают сильные эмоциональные переживания, у них актуализируется потребность в изменениях. Для тренеров это уникальная возможность для проведения работы по коррекции представлений и поведения, которое они вызывают. На наших тренингах мы организуем ее в несколько этапов.

На первом этапе анализируются и обсуждаются письменные ответы на четвертый вопрос («я испытываю беспокойство и тревогу в ситуациях, когда…»), выявляются ситуации в профессиональной и личной сферах, где женщины затрудняются проявлять активность и инициативу, чувствуют себя неуверенно. На втором этапе предлагается работа в подгруппах (3-4 чел.). Участницам группы предлагается вспомнить конкретную ситуацию, вызывающую наибольшее затруднение. Подгруппа обсуждает все предложенные ситуации, выбирает наиболее актуальную для себя и инсценирует перед всей группой. Далее члены группы обсуждают предложенные их вниманию сцены и определяют свои ограничения: неспособность отстаивать свои права, сказать «нет», отказаться от работы, которая не относится к прямым обязанностям, открыто говорить о своих желаниях, достижениях, личных и профессиональных, трудности самопрезентации. Мы считаем, что проявление этих способностей блокируется достаточно значимым и некритично воспринятым ранее убеждением типа: «нельзя проявлять агрессивные чувства», «нельзя показывать, что тебе что-то не нравится» или наоборот «нравится», «нельзя конфликтовать» и т.п. Все эти убеждения входят в традиционное представление о женщине и женском поведении.

Наглядная презентация подобных убеждений в проигранных сценах, во-первых, помогает осознать последствия и побуждает начать изменять свое поведение, во-вторых, показывает, какое именно поведение следует корректировать. На наших тренингах чаще всего мы наблюдали следующие виды поведения:

§ зависимое или пассивное (стремление любой ценой избежать конфликта, подавляя собственные желания, чувства, подчиняясь чужой воле из страха произвести неблагоприятное впечатление, потерять расположение других людей);

§ агрессивное (словесные атаки, желание доминировать, навязывать свое мнение и волю);

§ игровое (стремление добиться уступок, привилегий, власти манипулятивным способом, разыгрываются роли жертвы, соблазнительницы, ребенка).

Следующим этапом работы является моделирование желаемого образа и соответствующего ему поведения. Организуя эту работу, мы используем элементы гештальта и психодрамы. Женщины выбирают три наиболее значимых ситуации, разрешение которых, с их точки зрения, помогут преодолеть собственные ограничения. Затем им предлагается изменить ее содержание и поведение в ней на желаемое, сыграв сцену заново. При проигрывании новой роли участницы группы испытывают привычные затруднения, для преодоления которых привлекаются «ресурсы» группы. Любая участница группы может предложить свой вариант поведения в разыгрываемой ситуации и показать его на площадке. Каждая сцена завершается групповым обсуждением, где женщины обмениваются чувствами, мнениями, отношением к тому, что происходило в сцене. Это очень важно, так как позволяет получить социальную поддержку и одобрение независимого поведения.

Во второй части тренинга более остро актуализируется тема отношений с мужчинами. Мы считаем это вполне закономерным. Формирование внутреннего имиджа происходит в культуре, которая строится на бинарных понятиях, определяющих социальные предписания и ожидания относительно полоролевого поведения. Поэтому разговор о внутреннем имидже женщины невозможен без учета сферы ее представлений и отношений с мужчинами в личной, семейной, профессиональной жизни. К этому времени группа достигает необходимого уровня сплоченности и доверия, позволяющего открыто обсуждать эту тему. Мы предлагаем делать это, разделившись на две подгруппы, одна из которых играет мужчин, другая – женщин. «Женщинам» предлагается поговорить на тему «чего можно ожидать от мужчин», а «мужчинам», соответственно, о том, «чего можно ожидать от женщин». Обеим группам предлагается составить списки выявленных ожиданий. Затем списки оглашаются и обсуждаются в общем круге.

Как правило, списки, составленные «мужчинами», включают больше пунктов, чем списки «женщин», и содержат практически все представленные в культуре «мифы». Приводим самые типичные из них:

§ женщины чрезмерно эмоциональны, поэтому от них следует ожидать «взрыва эмоций», «раздражения по ничтожному поводу», «драк», «словесной агрессии», «слез».

§ Женщины непостоянны и ненадежны, соответственно, от них следует ждать «измены», «обмана», «хитрости», «непостоянства», «сомнения в сексуальной состоятельности», «изменения внешности», «непредсказуемости», «слежки».

§ Деловые и профессиональные способности женщины ниже, чем у мужчины. В лучшем случае она может быть «хорошим помощником», поэтому от нее ждут «помощи по работе», «безотказности», «прислуживания», «послушания».

Во время обсуждения мы просим женщин обратить внимание на то, как эти «мифы» влияют на их отношение к себе, а также на то, каким образом они предвосхищают оценку себя и своих действий окружающими. Для этого предлагается выполнить следующее задание: каждой подгруппе составить список истинных желаний – того, чего действительно хотят женщины, общаясь с мужчинами, и наоборот, а затем обсудить и проанализировать их.

В результате выясняется наличие двух противоположных представлений и соответствующих им стратегий поведения. С одной стороны, женщины желают «заботы», «защиты», «большего участия в личной жизни», «материальной поддержки», «комплиментов, цветов, подарков», положительного отношения к профессиональным и личным успехам, «похвал за достижения». На наш взгляд, это свидетельствует о зависимости женщин от оценок мужчин, в которых первые нуждаются для подтверждения своей значимости и идентификации своего «я». С другой стороны, выявляется представление о «сильной женщине», которая хочет «признания права заниматься своим делом», «иметь детей», «иметь личное свободное время», «общаться с друзьями» «ездить в командировки», «по собственному вкусу обустраивать дом», «быть посвященной в дела мужа». «Мужчины» под влиянием «мифа» о сильной женщине ожидают от нее в дополнение ко всему перечисленному «много секса», «горячего ужина в любое время», «массажа на ночь», «завтрака утром», «проявления заботы», «способности вызывать интерес у других мужчин». В итоге становится очевидным, что женщина оказывается в конфликте между двумя интрапсихическими инстанциями, никогда не идентифицируя себя ни с одной из этих противоположностей: она колеблется между тем, «чем она должна была бы быть», и тем, «чем она не хотела бы быть». Расхождение между этими двумя противоположностями, одна из которых пытается изменить другую, существует внутри и препятствует достижению истинной цели – осуществить свое «я» таким, какое оно есть в реальности.

Когда списки составлены, «мужчины» и «женщины» возвращаются в общий круг и выполняют следующее задание – сказать о своих желаниях, договориться и получить согласие другой стороны. Выполнение этого задания позволяет осознать свои желания и потребности, научиться открыто говорить о них. Не все желания принимаются и разделяются партнером. Часто отказ вызван способом предъявления, то есть тем, как была высказана просьба. Это дает возможность получить обратную связь (как правило, партнера просят сказать о том, чем вызван его отказ), научиться переживать ситуацию отказа, осознавать свои чувства и говорить о них.

Выполнение этого задания также позволяет избавиться от иррациональных убеждений, которые вызваны страхами воображаемых «ужасных» последствий открытого предъявления своих потребностей, желаний и чувств («меня будут считать глупой, нескромной, самоуверенной», «на меня могут обидеться, разозлиться, возненавидеть», «я потеряю любовь и уважение»). За каждым из этих страхов стоит конкретная незавершенная ситуация, которая имела место в жизни женщины. Однажды возникнув, эти страхи нарушают чувство реальности и вынуждают прогнозировать только «ужасные» последствия, игнорируя положительные. Полученный опыт помогает участницам тренинга научиться реалистической оценке ситуаций и пониманию того, что проявление независимости может приводить к разным результатам. В том случае, если результат не удовлетворяет участницу, условия группы помогут ей найти приемлемый выход из ситуации, при этом не унижая себя и не подавляя других.

Таким образом, получая положительный опыт в травмирующих ситуациях, женщины имеют возможность избавиться от иррациональных убеждений и заменить их рациональными. Они предполагают равенство в отношениях между мужчиной и женщиной, их демифологизацию, внутреннее разрешение иметь и выражать свое мнение, уважая интересы и чувства партнера, без стеснения говорить о своих желаниях, способностях, достижениях, выбирать наиболее подходящие способы самовыражения, не оглядываясь на мнения других. Такие убеждения находят свое выражение в списке прав, которые члены группы составляют при выполнении заключительного задания.

Каждая подгруппа («мужчины» и «женщины») составляет список своих прав. Далее они знакомят друг друга со своими правами и договариваются о принятии этих прав другой стороной. Обсуждение списка прав происходит следующим образом. Тренеры останавливают процесс, если участницы «соскальзывают» на привычные способы поведения (агрессивное, зависимое, манипулятивное), побуждая их к осознаванию и изменению. Процесс обсуждения и принятия списка прав задействует три сферы:

§ когнитивную (корректируются представления, входящие в Я-образ женщины),

§ эмоциональную (изменяется отношение женщины к этому образу),

§ поведенческую (происходит обучение соответствующим новому образу способам поведения).

В результате изменяется, становится осознаваемым и личностно принимаемым внутренний имидж женщины. К концу обсуждения прав изменяется их первоначальная редакция, и в окончательном варианте присутствуют также права, обеспечивающие возможность личного выбора, не зависимого от влияния культурных представлений, существующих в обществе. Таким образом, женщинам предоставляется возможность противостоять не анонимной культуре, а живым людям в конкретных ситуациях – тем, кто непосредственно осуществляет ее, в том числе и самим себе. В этом мы видим ценность опыта, который женщины получают на тренинге. Он позволяет сместить ответственность принятия на себя культурной идентичности в сторону ответственности за собственную жизнь.

Литература

Брандт Г. А. Природа женщины как проблема (концепции фиминизма). // Вопросы философии. – 1997. – №2.

Доманов О. А. Феминизм в этическом пространстве. / Потолок пола. Сб. научных и публицистических статей. / Под ред. Т. В. Барчуновой. Новосибирск, 1998.

Короленко Ц. П. Мифология пола. – Красноярск, 1994.

Максимова Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или «каждая девочка мечтает о большой любви». / Потолок пола. Сб. научных и публицистических статей. / Под ред. Т. В. Барчуновой. Новосибирск. 1998.

Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 512с. (Классики зарубежной психологии).

Ресурс "идиотизма"

Римма Ефимкина

Как нам, психоконсультантам, быть умными, и при этом не быть идиотами, и при этом присоединяться к клиентам – как же нам работать?!

Вопль психоконсультанта

Сразу договоримся, что речь пойдет о здоровых людях, которые, однако, приходя на индивидуальную консультацию или на групповой психотерапевтический тренинг, заявляют о своем страхе сойти с ума. Я уже обращалась три года назад к близкой теме[26]. Тогда я сама не до конца понимала, чем заинтересовали меня стратегии идиота (князя Мышкина). Но когда, словно сговорившись, несколько клиентов подряд заявили о своей проблеме: «Боюсь, что я сошла с ума» – я подумала: значит, в сумасшествии есть ресурс? Тогда в чем он и как получить к нему доступ, оставаясь при этом здоровым человеком?

В данной статье мы намерены прокомментировать материал индивидуальных и групповых терапевтических сессий на тему сумасшествия и сравнить его с мифами о безумцах, как древними, так и современными. На наш взгляд, это продуктивный путь, когда хочешь понять суть явления.

Определение в словарях

Клиенты не особенно разделяют понятия «сумасшедший», «идиот», «дурак», употребляя их как синонимы, поэтому проясним значение всех приведенных слов, чтобы лучше понимать эту многоликую субличность. Итак, «сумасшедший – (1) страдающий душевным, психическим расстройством; умалишенный. (2) Утративший способность здраво рассуждать, поступающий необдуманно, безрассудно»[27]. Идиот – в первом значении «человек, страдающий идиотией, слабоумием». Во втором (просторечное, бранное) – «дурак, болван, тупица»[28]. Смотрим дальше: «дурак – (разг.) глупый, тупой человек, а также помешанный, юродивый»[29]. Наконец, «юродивый – (устар.) психически ненормальный; блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания»[30].

Один из самых стойких социальных стереотипов – «сумасшествие – это плохо». Причем, плохо не само по себе, а в силу неприятия обществом. На сегодняшний день если кто-то рискует быть сумасшедшим, то нарушает одну из важнейших норм. Разум – это, прежде всего, ответственность и контроль. Безответственного человека, вышедшего из-под контроля, немедленно записывают в маргиналы[31] – он опасен для общества, потому что поведение его непредсказуемо («Не то чтоб разумом моим / Я дорожил; не то чтоб с ним / Расстаться был не рад: / Когда б оставили меня / На воле, как бы резво я / Пустился в темный лес!.. /Да вот беда: сойди с ума, /И страшен будешь как чума, /Как раз тебя запрут, /Посадят на цепь дурака /И сквозь решетку как зверка /Дразнить тебя придут»[32]).

В социуме одной из главных ценностей является разумность, а утрата разума воспринимается как несчастье. Человечество стало разумным не так давно, но именно это позволило ему выделиться из природы и стать «господином» над ней и над самим собой. Разумеется, это палка о двух концах: за то, что интеллектуальный «орган» переразвит в ущерб остальным, мы уже сегодня платим экологическими катаклизмами. Чтобы достичь баланса или хотя бы как-то сдвинуть этот дисбаланс с мертвой точки на уровне индивидуума, мы предлагаем осмыслить вторую, угнетенную часть нашей натуры – «неразумную».

Персонаж карт Таро «Дурак»

Карты Таро называют архетипическими, так как они отражают универсальный, «общечеловеческий» опыт и основные модели развития человека Причина их непреходящего очарования (более 500 лет!) в том, что сведения карт при раскладе странным образом совпадают с текущей ситуацией. Хотя у современного человека в распоряжении находятся инструменты научного познания мира, внутренний мир человека по-прежнему остается загадкой, в нем не работают причинно-следственные законы материального мира. Зато они напоминают нам мифы, описывающие жизнь человека как путешествие, своего рода лестницу, ведущую к более высоким уровням сознания[33].

Двадцать две карты, называемые Старшими Арканами Таро, представляют собой серию изображений, отражающих различные стадии этого путешествия. Двадцать одна карта имеет свой номер, но карта «Дурак» – особая, без номера. На ней изображен безумный юноша, в экстатическом забвении занесший ногу над пропастью. Он завис, находясь одновременно в двух состояниях: одна нога на твердой почве – и удерживает его на тверди земной, таща за одежду, не кто иной, как собачка – инстинкт самосохранения. Другая нога, как мы уже сказали, занесена над пропастью – неизвестностью, в которую мы рвемся, стремясь обрести свободу. Вечная развилка, перед которой стоит человек, выбирая свой путь: свобода (но при этом и одиночество) или же единение (но при этом зависимость)!

Это карта, с которой начинается путешествие жизни. По описанию Дурак сильно напоминает новорожденного. Действительно, родившийся человек в каком-то смысле «дурак», не имеющий ни опыта, ни даже минимальных средств человеческого общения в виде речи – иначе говоря, не социализованный. Ему предстоит стать «умным» – усвоить те правила, по которым живут и взаимодействуют между собою люди. Самое первое правило, которое мы усваиваем еще в бессознательном возрасте – «не будь с краю». Засыпая, мы слышим слова колыбельной: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок, унесет под кустик и домой не пустит», что в переводе с «марсианского» означает: «не будь маргиналом, сынок»[34].

Дурак – типичный маргинал. Еще раз посмотрите на карту – юноша занес ногу над пропастью, он стоит на самом краю! Быть «с краю» – значит быть не таким, как все. Асоциальными «разрешается» быть только малым детям, сумасшедшим и преступникам, причем, все три категории, как мы уже сказали, предпочтительно держать под присмотром и контролем.

В словаре символов «Дурак» рассматривается как сверхсознание: «Это горемыка, все состояние которого заключается в тощем узелке, – символе бессознательного, безответственности и подчинения неосознанным влечениям. Истолкование при гадании: устремление во власть слепых инстинктов и страстей. Безответственность, безрассудство, рабство, утрата свободы волеизъявления. Безразличие, бесчувственность, беспечность»[35].

Однако в карте «Дурак» есть и другая символика – «в ней заключен изначальный хаос всех космогонических систем – то исходное сырье, из которого Демиург[36] начинает творить свои миры. Это не остывшая еще лава, которой предстоит спустя миллионы лет превратиться в платформу; это темные воды, над которыми летает Дух Божий; это сырая глина, не ставшая еще кувшином»[37]. Не правда ли, это поэтическое описание архетипа «Дурак» является не чем иным, как описанием бессознательного?

Мифы и сказки

Юнг первым заставил нас взглянуть на мифы и сказки как на отражение коллективного бессознательного. Бессознательное – та самая первичная материя, из которой возникают и развиваются сознание и эго личности. Чтобы в нашем сознании, этой крошечной вершине айсберга над огромной скрытой под водой глыбой бессознательного, возникло что-то новое, какое-то малюсенькое приращение, «общество переворачивается с ног на голову, возникают крестовые походы, рождаются новые религии, и в результате мощных потрясений целые империи превращаются в руины"[38].

На наш взгляд, сейчас актуально реабилитировать «дурака» – понять его ресурс и важность для выживания. Человечеством давно уже адаптированы такие божественные простаки, как Тиль Уленшпигель, который не боится попросить короля поцеловать его в зад; наивный Парсифаль, предназначение которого после тяжких испытаний и долгого пути обрести святой Грааль[39]; все шекспировские шуты, позволяющие себе говорить правду власть имущим; Иванушка-дурачок, побеждающий самых умных и коварных героев.

Однако, похоже, этого недостаточно. Каждое новое поколение создает свои собственные мифы, в которых снова и снова ищет ответа на вопрос человеческого существования.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!