Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 7 страница



И после этого прекратилось сопротивление, и сдались все боярам и стратигам и башам. И услышав об этом, обрадовался султан, и послал очищать город, улицы и площади. В одиннадцатый же день послал санчакбеев по всем улицам с многими людьми, чтобы предотвратить внезапное нападение. А сам двинулся со всеми чинами врат своих в ворота святого Романа к Великой церкви, в которой собрались патриарх, и весь клир, и народу множество, и жен, и детей. И, придя на площадь у Великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: «Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет». И направился в церковь, и вошло запустение в святилище Божье, встал (султан) на месте святом. Патриарх же, и весь клир, и народ возопили со слезами и рыданиями и пали ниц перед ним. Он же, дав знак рукой, чтобы перестали, обратился к ним: «Тебе говорю я, Анастасий, и всем окружающим тебя, и всему народу: с этого дня да не убоятся гнева моего, ни смерти, ни плена». И, обернувшись, повелел башам и санчакбеям, чтобы запретили всем воинам и всем чинам врат его притеснять народ городской, и жен, и детей, ни убийством, ни пленением, ни каким-либо иным злом. «Если же кто нарушит наше повеление — да будет наказан смертью». И приказал всем разойтись, чтобы каждый отправился в свой дом, ибо хотел увидеть красоту церковную и сокровища, чтобы сбылось предсказанное: «И возложит руки свои на святыни жертвенные и святыни погубит и отдаст сынам гибели».

 

Народу же идущу до дѣвятыа годины, и еще многым сущем въ церквѣ, не дожда — изшед из церкве. Видѣ изшедших полно поле и во все улици идущих много, удивися толику народу от одноа храмины изшедчим, и поидѣ къ царскому двору. И ту срете его некый сербин, принесе ему цесареву главу. Онъ же возрадовался зѣло и вскоре позва боляр и стратиг и спроси их, да рекут ему истинну, аще то есть глава цесарева. Они же, страхом одержими, рекоша ему: «То есть сущаа глава цесарева». Он же облобыза ю и рече: «Явна тя Богъ миру уроди, паче же и цесаря, почто тако всуе погибѣ!» И посла еи къ патриарху, да обложит ю златом и сребром, и сохранит ю, якоже сам вѣсть. Патриархъ же, взем, положи ю в ковчезецъ сребрян и позлащен и... скры ю в Великой церкви под престолом. От иных же паки слышахом, яко оставшеи от сущиих съ цесаремъ у Златых врат, украдоша его тоа нощи, и отнесоша его в Галату, и сохраниша его.

Народ еще выходил из церкви вплоть до девятого часа, а многие еще оставались в ней, когда он, не дождавшись, вышел из храма. И, видя вышедших полную площадь и множество идущих по всем улицам, поразился, что столько людей вместило одно здание, и направился к царскому дворцу. И тут вышел ему навстречу некий серб, и принес голову цесаря. Он же очень обрадовался, и тут же призвал к себе бояр и стратигов, и спросил их, правда ли, что это голова цесарева? Они же, охваченные страхом, отвечали ему: «Это действительно голова цесаря». Он же поцеловал ее и сказал: «Явил тебя Бог всему миру, истинного цесаря, что же так понапрасну погиб!» И послал голову патриарху, чтобы, украсив ее золотом и серебром, сохранил ее, как сам знает. Патриарх же, взяв ее, положил в серебряный позолоченный ларец и спрятал под престолом в Великой церкви. От других же слышали мы, что оставшиеся с цесарем у Золотых ворот скрыли тело его в ту ночь, переправили в Галату и похоронили его.

 

О цесарици же бывшу велику испытанию, сказаша султану, яко великый дукас и великий домѣстик и анактос, и протостраторов сын Андрѣй и братанич его Асан Фома Палѣолог, и епархъ градцкий Николай отпустиша царицю въ карабли. И абие повѣле их, истязав, посещи.[73]

Когда же стал настойчиво расспрашивать о царице, то сказали султану, что великий дука, и великий доместик, и анактос, и сын протостраторов Андрей, и племянник его Асан Фома Палеолог, и епарх городской Николай посадили царицу в корабль. И султан тут же приказал их, допросив, убить.

 

И сим сицѣ бываемым и тако съврьшаемым грѣх ради наших: беззаконный Магумет седѣ на престолѣ царствиа благороднѣйша суща всѣх иже под солнцем, и изообладаше владающих двѣма части вселѣнныя, и одолѣ одолевших гордаго Артаксерксиа,[74] невмѣстима пучинами морскими и воя водя ширя земля, и потреби потребивших Троию предивну и семьюдѣсятми и четырма крали обраняему.[75] Но убо да разумѣеши, окааннѣ, аще вся прежереченная Мѣфодием Патаромскым и Лвом Премудрым и знамения о градѣ сем съврьшишася, то и послѣдняа не преидут, но такоже съврьшитися имут. Пишет бо: «Русий же род съ прежде создателными всего Измаилта побѣдять и Седмохолмаго приимуть съ прежде законными его и в нем въцарятся и судрьжат Седмохолмаго русы, язык шестый и пятый, и насадит въ нем зелье и снѣдят от него мнози в отмщение святым». И пакы въ последнем видѣнии Даниловѣ: «И востанет великый Филиппъ съ языкы осмьнадѣсят, и собѣруться в Седмохолмом, и сразиться бой, иже не бысть николиже, и потѣкутъ по удолием и по улицам Седмохолмаго, яко реки, крови человѣческыа, и возмутиться море от крови до Тѣснаго устия. Тогда Вовус возопиет, и Скеролаф восплачет, и Стафорин речет: “Станитѣ, станьте, мир вам и отомщение на непослушных. Изыдѣте на дѣсные страны Седмохолмаго и обрящете человѣка у двою столпов стояща, сединами праведными, и милостива, носяща нищаа, взором остра, разумом же кротка, средняго врьстою, имѣюща на дѣснѣй нозѣ посреди голѣни бѣлег. Возмите его и вѣнчайте цесарем.” И вземше четыри ангелы живоносны и ввѣдут его въ Святую Софиа, и вѣнчаютъ и́ цесаря, и дадят в дѣсную руку его оружие, глаголющи ему: “Мужайся и побѣжай врагы своя!” И восприем оружие от тоа аггела и поразить измаилты, и ефиопы, фругы, и татаре, и всяк род. И убо измаилты раздѣлить натрое: прьвую часть побѣдитъ оружием, вторую крестить, третью же отженет с великою яростию до Единадубнаго, И въ возвращение его открыються сокровища земная, и всѣ обогатѣють, и никтоже нищь будеть, и земля дасть плод свой седмѣрицею, оружия ратная сътворят серпове. И царствует лѣт 32, и по нем въстанет ин от него. И тако, поувидѣв смерть свою, идѣт въ Иерусалимъ, да предасть цесарство свое Богу, и оттолѣ вцаряться четыре сыновѣ его: прьвый в Римѣ, а вторый в Алѣксандрию, третий въ Седмохолмом, четвѣртый в Сѣлуни».[76]

И так случилось и свершилось по грехам нашим: беззаконный Магомет воссел на престоле царства, благороднейшего среди всех существующих под солнцем, и стал повелевать владевшими двумя частями вселенной, и одолел одолевших гордого Артаксеркса, чьих кораблей не вмещали просторы морские и чьи войска занимали всю ширь земли, и победил победивших Трою дивную, семьюдесятью четырьмя королями обороняемую. Но да познай, о несчастный, что если свершилось все, предвещанное Мефодием Патарским и Львом Премудрым и знамениями о городе этом, то и последующее не минует, но также совершится. Пишется ведь: «Русый же род с прежде создавшими город этот всех измаилтян победят и Седьмохолмый приимут с теми, кому принадлежит он искони по закону, и в нем воцарятся, и удержат Седьмохолмый русы, язык шестой и пятый, и посадят в нем плоды, и вкусят от них досыта, и отомстят за святыни». И также в последнем видении Даниила: «И поднимется великий Филипп с восемнадцатью народами, и соберутся в Седьмохолмом, и разразится бой, какого не было никогда, и потечет кровь человеческая, подобно рекам, по ложбинам и по улицам Седьмохолмого, и замутится море от крови до Тесного устья. Тогда Вовус возопит, и Скеролаф возрыдает, и Стафорин возгласит: “Встаньте, встаньте, мир вам и отомщение супостатам. Выйдите на правую сторону Седьмохолмого и увидите человека, стоящего у двух столпов, украшенного сединами, милосердного, одетого нищенски, взглядом острого, умом же кроткого, среднего роста, имеющего на правой ноге на голени знак. Приведите его и венчайте цесарем на царство”. И, взяв его, четыре ангела живоносных введут его в Святую Софию, и венчают его на царство, и дадут ему в десницу оружие, говоря ему: “Мужайся и побеждай врагов своих!” И, взяв оружие у тех ангелов, поразит он измаилтян, и эфиопов, фрягов, и татар, и всякий народ. А измаилтян же разделит на три части: одних победит оружием, других — крестит, третьих же прогонит с великой яростью до Единодубного. И когда возвратится он, откроются людям сокровища земные, и все разбогатеют, и никто не будет нищим, и земля принесет плоды сам-семь, а из оружия воинского сделают серпы. И процарствует он тридцать два года, и после него станет другой от рода его. И затем, предвидя смерть свою, отправится в Иерусалим, чтобы предать царство свое Богу, и с той поры воцарятся четыре сына его: первый в Риме, второй в Александрии, третий в Седьмохолмом, четвертый в Солуни».

 

Сия убо вся и ина многаа прорицаниа и знамениа писаниа съдрьжить о тебѣ, градѣ Божий, ихже всещедрый и всеблагый Богъ да соврьшить на премѣнение и на попрание сквѣрныя и на безбожныя сея вѣры атманскыя, и на обновление и укрѣпление всѣя православныя и непорочныя вѣры християнстѣй, нынѣ и присно, и в вѣкы вѣком. Аминь.

Эти вот и иные многие прорицания и знамения записаны о тебе, град Божий, их же всещедрый и всеблагой Бог претворит на сокрушение и на попрание скверной и безбожной этой веры оттоманской и на обновление и укрепление всей православной и непорочной веры христианской ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Списатель же сим азъ многогрѣшный и безаконный Нестор Искиндѣр.[77] Измлада взят быв и обрѣзан, много врѣмя пострадах в ратных хожениих, укрываяся семо и онамо, да не умру въ оканной сей вѣре. Тако и нынѣ в сѣм великом и страшном дѣле ухитряяся овогда болѣзнию, овогда скрыванием, овогда же совѣщанием приятѣлей своих, уловляа врѣмя дозрением и испытанием великым, писах в каждый день творимая дѣяниа вне града от турков. И пакы, егда попущением Божиим внидохом въ град, врѣмянем испытах и собрах от достоврьных и великих мужей вся творимая дѣяниа во градѣ противу безвѣрных и въкратце изложих и християномъ предах на въспоминание преужасному сему и предивному изволению Божию. Всѣмогущая же и животворящая Троица да мя приобщить пакы стаду своему и овцам пажити своеа, яко да и азъ препрославлю и возблагодарю великолѣпное и превысокое имя твое. Аминь.

Написал же все это я, многогрешный и беззаконный Нестор Искандер. Измлада пленен был и обрезан, долгое время страдал в ратных походах, спасаясь так или иначе, чтобы не умереть в окаянной этой вере. Так вот и ныне в этом великом и страшном деле ухитрялся я, когда под видом болезни, когда скрываясь, когда с помощью приятелей своих, изыскивать время все рассмотреть и все обо всем разузнать, подробно записывал день за днем обо всем, что совершалось вне града у турок. И затем, когда попущением Божьим вошли мы в город, со временем разузнал и собрал от надежных и великих мужей сведения о том, что делалось в граде в борьбе с безбожными, и вкратце изложил и христианам передал на память о преужасном этом и предивном произволении Божьем. Всемогущая же и животворящая Троица да приобщит меня снова к стаду своему и к овцам пажити своей, чтобы и я прославил и возблагодарил великолепное и превысокое имя ее. Аминь.

 


[1] ...Костянтину Флавию... — Флавий Валерий Константин (Великий) — римский император (306—337 гг.). Христианская историография изображала его ревностным поборником новой религии; в действительности же процесс превращения христианства из преследуемой религии в терпимую и наконец предпочитаемую происходил постепенно. Миланский эдикт 313 г., предоставивший христианам свободу вероисповедания, был издан соправителем Константина Лицинием (308—324 гг.), хотя подписан также и Константином.

[2] ...въсхотѣ град создати въ имя свое... — Константинополь был построен на месте небольшого городка Византия. Торжества по случаю провозглашения столицы состоялись 11 мая 330 г. Упоминание Византии как области (наряду с Македонией) — анахронизм.

[3] ...на Трояду... греком на фряги. — Троянская война, воспетая Гомером, рассматривается здесь как борьба греков с «фрягами», т. е. итальянцами. Возможно, троянцев отождествили с «фрягами» потому, что, согласно легендам, цари Рима ведут свой род от троянца Энея.

[4] ...магыстров... — Магистр — титул высокопоставленного чиновника или военачальника.

[5] ...кесари два сына... — При императоре Диоклетиане (284—305 гг.) Римская империя была разделена на четыре части, которыми управляли два августа — Диоклетиан и Максимиан (286—305 гг.) и два цезаря (кесаря) — Галерий (293—311 гг.) и Констанций Хлор — отец Константина (293—306 гг.). Титул цезаря в империи носили соправители императоров, а также члены императорской фамилии. После смерти Константина в Италии правил Констант (337—350 гг.), погибший в борьбе с восставшим против него Магнецием, а в Галлии — Константин II Младший (337—340 гг.). Кто такой Адамант — неясно.

[6] ...сына своего Константина... — Констанция, после смерти отца правившего Востоком (337—361 гг.). Β 351 или 352 г. он нанес поражение Магнецию и стал править всей империей.

[7] ...Ликиния, зятя своего... — Соправитель Константина Лициний был женат на его сводной сестре.

[8] ...Далмата... Галу и Улияна. — Братья Константина и его племянник Галл были убиты в 337 г. Констанцием. Юлиана Констанций женил на своей сестре, в 355 г. провозгласил кесарем, в 360 г. — августом. Β 361—363 гг. Юлиан был римским императором, он погиб во время похода на персов.

[9] ...мегистан... — вельмож.

[10] ...межи дву морь — Чернаго и Бѣлаго. — Константинополь расположен на полуострове, омываемом с юга Мраморным морем, а с севера — Черным морем, но непосредственно городская граница на северо-востоке идет по берегу залива Золотой Рог.

[11] ...двѣ имполѣ... — Так передано греческое слово «емболой» — крытая галерея, портик.

[12] ...Новый Рим. — Византийские авторы свидетельствуют, что Константин назвал основанную им столицу «Новый Рим». Древнерусское именование «Царьград» — калька греческого названия («Басилевуса полис» — «царственный город»).

[13] ...Софею Великую... Архангела Михаила. — Здесь перечисляются константинопольские храмы, построенные, однако, в различное время: церковь святой Ирины в 532 г., храм Святой Софии в 532—537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором с Милета на месте деревянной базилики, храм Святых апостолов построен в конце IX—начале X в. и т. д.

[14] ...пречюдный он столпъ багряный... — Колонна из розового порфира, привезенная из Рима. На ней находилось изваяние Аполлона, замененное в XII в. изображением креста.

[15] ...12 кош, ихже благослови Христос... — Имеется в виду евангельский рассказ ο том, как Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек; после этого осталось еще двенадцать коробов хлеба.

[16] ...от дрѣва честнаго... — от креста, на котором был распят Христос.

[17] ...Одигитрие... — Речь идет об особом типе иконы Богоматери («путеводительнице»), которая почиталась в Константинополе как патрональная икона — покровительница города.

[18] Стратиг — военачальник.

[19] ...богомужнаго нерукотвореннаго образа, иже от Едеса... — Эдесса — в IV—VI вв. значительный центр христианства (ныне город Урфа в Турции). Нерукотворный образ — плащаница (полотно), на которой, согласно легенде, запечатлелся образ Христа.

[20] ...великий Иустиниян цесарь и Феодосий Великий и цесарица Евдокия... — Упомянуты византийские императоры Юстиниан Великий (527—565 гг.), Феодосий Великий (379—395 гг.) и Евдокия, жена императора Феодосия II, правившего в 408—450 гг. При всех названных императорах в столице велось большое строительство.

[21] ...Андрѣй Критцкий... — Андрей Критский, византийский церковный поэт, создатель «Великого канона» (ок. 660—ок. 740).

[22] Расточи грьдыя мысли... съ престолъ — Лк. 1, 51—52.

[23] ...и бысть яко сѣнь... в вѣртоградѣ. — Ср. Ис. 1, 8.

[24] ...Магумет, Амуратов сынъ... — Мехмед II, турецкий султан (1451—1481 гг.), сын султана Мурада II. Мехмед отличался неукротимой энергией, непомерным честолюбием, хитростью, изощренной жестокостью, сочетавшимися, однако, с недюжинным умом и блестящей образованностью.

[25] ...съ цесаремъ Костянтином... — Последним императором Византии был Константин ХІ Палеолог (1449—1453 гг.), сын императора Мануила II и сербской принцессы Елены Драгаш.

[26] ...братиям цесаревым не сущимъ. — Речь идет ο Димитрии и Фоме, деспотах (правителях) Морейского деспотата — византийских владениях на полуострове Пелопоннесе, фактически не зависимых от императора.

[27] ...пищалми... — Автор последовательно различает пушки и орудия меньшего калибра — пищали.

[28] ...зане един бьяшеся с тысящею, а два — съ тмою. — Традиционный образ неравенства сил противников здесь употреблен совершенно уместно. Турецкая армия, осадившая Константинополь, насчитывала по современным оценкам около 150—200 тысяч воинов, тогда как в городе было около 5 тысяч воинов-греков и 2 тысячи наемников, преимущественно итальянцев (генуэзцев); в повести они именуются фрягами.

[29] ...начаша сурны играти и в варганы и в накры бити... — Речь идет ο музыкальных инструмеитах типа свирели, флейты и бубна.

[30] ...тумбан... — Тимпан — ударный музыкальный инструмент, сходный с литаврами.

[31] ...зиновьянин князь, именем Зустунѣя... — Генуэзец Джиованни (Иоанн) Джустиниани, по прозвищу Лонг — «длинный», предводитель отряда генуэзских наемников. Его роль в обороне города источники освещают по-разному, порой обвиняя его в пассивности и даже измене своему долгу. Русский автор, напротив, подчеркивает мужество Джустиниани и, в частности, оправдывает его уход с поля боя тяжестью ранения.

[32] Катарга — галера, приводимая в движение двумя-тремя сотнями весел.

[33] Β них же пушкы бяху 2 велице... — Турецкая артиллерия была более мощной, чем византийская. Венгр Урбан, перешедший от греков на службу к туркам, отлил две огромные бомбарды, стрелявшие каменными ядрами. Дука так описывает их доставку к стенам Константинополя: «...и запрягли тридцать упряжек, и тащили ее позади себя 60 быков... A c боков бомбарды — по 200 мужчин с каждой стороны, чтобы тянули и уравновешивали ее». Лаоник Халкокондил пишет, что при полете выпущенного из нее ядра «стоял непереносимый гул и земля сотрясалась на 400 стадий вокруг».

[34] ...со всѣе стороны полные... — Т. е. со стороны городской стены, пересекавшей полуостров от Золотого Рога до Мраморного моря.

[35] Зелейник — казенная часть пушки, куда насыпали порох («зелье»).

[36] Ягма — турецкое слово, обозначающее «грабеж»; здесь: как побудительный призыв κ приступу.

[37] ...пажушинѣ Галатцкой... — Имеется в виду, вероятно, пролив, соединяющий Золотой Рог с морем, между Константинополем и генуэзской крепостью Галата, находившейся на другом берегу залива.

[38] ...Лименю... — Β рукописи «илменю». Видимо, испорчено слово «лимень», употреблявшееся в древнерусском языке со значением «залив».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!