Тогоже о единении, яко по десяти бываеть образъ съединение



Его же о единении, —что десяти видов бывает соединение

 

Въединенихъ ся растояштиихъся вешти приобьштеное сътечение. Съединение же наричеся имьже въедино съкуплятися вештьмъ. По десяти же образъ нарицаеться съединение: по суштию, по въсоблению, по любъви, по сложению, по причетанию, по раствору, по измуту, по съльянию, по сыпанию, по пакысъкуплению.

Единство есть совместное схождение разъединенных вещей. О единстве говорится по причине совокупления вещей воедино. Говорят о десяти видах соединения: по сущности, по ипостаси, благодаря связи, благодаря соседству, благодаря слаженности, благодаря растворению, благодаря смешению, благодаря слиянию, благодаря ссыпанию и благодаря сращению.

 

И по суштию же съединение есть о собьствѣхъ, рекъше о нерасѣкаемыихъ, о собьствѣхъ — о суштиихъ, акы о души ти о тѣлеси; по любъви же и о умѣхъ — акы въ едино хотѣние; по сълогу же — акы о дъскаахъ; по причетанию же — акы о камении; по раствору же — о мокрыихъ, вина и воды; по измѣшению же — о сухыихъ и мокрыихъ, мукы и воды; по съсыпанию же — о растицаюштиихъся, смолы и воска; по съсыпанию же — о сухыихъ, пшеница и ячмене; по съкупу же — о отъриваюштиихъ и пакы прикупляюштиихъ, якоже пламы огньный.

Единство по сущности происходит с ипостасями, т. е. с индивидуумами; по ипостаси — с сущностями, как в случае души и тела; благодаря связи же, применительно к уму, — как при одном желании; благодаря соседству — как у досок; благодаря слаженности — как у камней; благодаря растворению — как у жидкостей, вина и воды; благодаря смешению — как в случае сухого и влажного, муки и воды; благодаря слиянию — как в случае растопленных смолы и воска; благодаря ссыпанию — как в случае сухих пшеницы и ячменя; и благодаря срощению — как в случае чего-то отрывающегося и возвращающегося снова на место, например огня в лампаде.

 


[1] Челов ѣ ка вмь... испов ѣ даемъ... — У Немесия соответствующий абзац первой главы начинается иначе: «Евреи говорят, что человек не был создан изначала ни совершенно смертным...» (см.: Немесий. С. 24).

[2] Разум ѣ , яко нагъ есть. — Быт. 3, 7.

[3] ...проштено бысть ядение мясьное. — У Немесия: «...было предоставлено (право) питаться и всем остальным». Далее опущено о четырех стихиях (элементах материального мира) как составляющих человеческого тела (см.: Немесий. С. 25).

[4] ...супротивьнымь же ся врачюеть. — Далее пропущено объяснение того, как и посредством чего попадают в нас «стихии», элементы, из которых состоит мир (см.: Немесий. С. 26—27).

[5] ...ни власъ, акы животъмь... — Отсутствуют наличествующие у Немесия сравнения с козами, овцами, зайцами, змеями, рыбами, черепахами, раковинами, раками и птицами (см.: Немесий. С. 27).

[6] ...ризы тр ѣ бьны быша... — Пропущена далее речь о необходимости для человека пищи, одежды и жилища и объяснение нарушений нормального состояния человеческого тела. Следующие в выборке—переводе слова «и въздуховъ ради нестроиньства...» относятся в оригинале не к одежде («ризам»), а к жилищу (см.: Немесий. С. 27—28).

[7] ...злаго вр ѣ да не ц ѣ ляште. — Далее пропущен очень большой период, где говорится о пользе от наук и искусств, о городах как местах, где люди пользуются взаимными услугами, о покаянии и восстающем в бессмертие теле как преимуществах человека и о существовании всего на свете, «по учению евреев», для служения человеку (см.: Немесий. С. 28—34).

[8] ...акы Данилъ отъ львовъ и Павьлъ отъ ехидьнъ. — См. Дан. 6, 15—22; Деян. 28, 3—6.

[9] ...и причастьникъ Того царьства. — Панегирик Немесия человеку в Изборнике 1073 г. несколько сокращен и опущено следующее за ним окончание первой главы (см.: Немесий. С. 35—36), где автор оценивает написанное выше как уже «в значительной мере» осуществленное им изъяснение природы человека, призывает читателя к воздержанию от «кратковременных незначительных удовольствий» ради наслаждения «всем вечным» и говорит, что далее отдельно скажет, «пропуская слишком тонкие, запутанные и для большинства неудобопонятные вопросы», о душе. Следующая, вторая глава его книги как раз и носит название «О душе».

[10] Максимово... — Имеется в виду Максим Исповедник (582—662), византийский богослов, известный своей борьбой с ересью монофелитов. Этот отрывок представляет собой последнюю цитацию в последнем «вопросе-ответе» Анастасия Синаита. С ней в Изборнике 1073 г. тесно связана следующая далее главка «Феодора, пресвитера Раифского, о том же».

[11] ...суштия... — По-гречески это слово — οὐσία означает и «сущее», и «существо», и «сущность», и «субстанцию».

[12] Феодора, презвутера Раифуисьскаго... — Феодор Раифский, богослов VI в., борец с монофизитством, монах Раифского монастыря на Красном море.

[13] Суштьное... — Греческое слово οὐσία (см. комментарий выше), здесь переведенное как «суштьное», означает также «имущество», «состояние».

[14] ... многосуштьнъ. — В греческом оригинале здесь игра слов: «богатый» — πλούσοιν, «многоимущий» — πολυόυσιον.

[15] ... люди богатыя... — Исход 19, 5.

[16] ... Издраиль въ богатьство ему... — Пс. 134, 4.

[17] ... сущие... — В данном случае это слово можно перевести как «сущность», и как «существо».

[18] ...образ. — В оригинале здесь говорится не об образе, но о цвете (χρῶμα) тела.

[19] ...Богъ. — В греческом тексте здесь: Θεὸς ὑπερόυσιος — «Бог сверхсущественный».

[20] Егда бо ... законьная творять... — Римл. 2, 14.

[21] Пр ѣ м ѣ ниша ... на чр ѣ съестьствьную. — Римл. 1, 26.

[22] И б ѣ хомъ чяда ... якоже и мнозии... — Эф. 2, 3.

[23] Безумьни бо ... Божья разума. — Прем. 13, 1.

[24] Вьс ѣ хъ бо хытрица ... Мудрость... — Там же, 7, 21.

[25] ...съставъ съложение ... д ѣ иство съставы... — Там же, 7, 1.

[26] ...естьства животъ и гн ѣ вы зв ѣ рьскыя... — Там же, 7, 20.

[27] Вьсе естьство ... естьстеъмь челов ѣ чьскъмь. — Ср. Иак. 3, 7.

[28] Да будете Божья приобьштьници естьства. — Ср. 2 Пет. 1, 4.

[29] Къто есть въ собьств ѣ Господьни? — Иер. 23, 18.

[30] Иже сы ... собьства Его. — Евр. 1, 3.

[31] «собомь състоиться» и «есть». — В греческом оригинале: ὑφεστάναι καὶ ὑπάρχειν — находиться в основании и существовать.

[32] ...живемъ и движемъся и есмъ. — Деян. 17, 28.

[33] И Павьлъ, на степеньхъ бес ѣ дуя... — См.: Деян. 21, 40.

[34] ...се имать ... къ своитьнууму. — Эпистола 236, 6 // PG 32, col 884A.

[35] Собьство. — стан, отряд, см.: 1 Цар. 14, 4; 13, 23.

[36] Съборъ. — стане, отряде, см.: 2 Цар. 23, 14.

[37] Съставление — соединение, сборище.

[38] Състояние — полк, см. Паралип. 11, 16.

[39] ...съпудъмь... — В греч. оригинале μοδίῳ, модий — римская мера сыпучих тел (равная 8,754 л).

[40] Максимово... — Эта главка, как и «О единении» (с. 166), принадлежат на деле не Максиму Исповеднику, а Иоанну Дамаскину.

[41] <«ино»>. — В рукописи — «не».

ПЕРЕВОД

ФИЛОСОФСКИЕ СТАТЬИ

 

Немесия епискупа емесьскааго отъ того, еже «О естьств ѣ челов ѣ чьст ѣ »


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!