Подготовка текста, перевод и комментарии О. П. Лихачевой 15 страница



Толкование. Если мы благодарим Бога с радостью великою, та радость бывает велика! Можно приносить благодарность только из страха, a можно возносить благодарность, будучи в горе, как благодарил Иов. Β болезни говорил он: «Господь дал, Господь и взял; как угодно Господу, так и стало». И пусть никто не говорит, что не удручило его случившееся и что печалью не покрылся он, пусть не отнимают величие похвалы y праведника. Если это было не из страха, не из покорности только, но по природе вещей, какова похвала? Скажи-ка, когда ты хвалишь Иова? Тогда ли, когда имел он верблюдов, и стада, и волов, или тогда, когда он возопил: «Господь дал, Господь и отнял»? Ведь и дьявол нас не тем опустошает, когда добро наше отнимает, ибо знает, что оно — ничто, a тем, что принуждает нас изрекать хулу.

65. Сущее

65. Сущее <Иак. 5, 11>

...и кончину Господню видѣсте, яко премилостивь есть и щедръ.

...знаете, как это окончил Господь, ведь он премилостив и милосерден.

Толк. От случивших бо ся вещий явися и диаволя лъжа, и Божие нелъжное съвѣдѣтельство.

Толкование. Ибо в том, что произошло, видны нам и ложь дьявола, и Божественное неложное свидетельство.

66. Сущее

66. Сущее <Иак. 5, 12—16>

Прѣжде же всего, братие моа,[170] не кльнѣтеся ни небомь, ни землею, ни иною которою клятвою, нъ да будеть слово ваше еже «ей»—«ей» и еже «ни»—«ни», да не въ осуждение въпадете.

Прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой, но да будет слово ваше: «да»—«да» или «нет»—«нет», чтобы не впасть вам в осуждение.

О долготерпѣнии, и о прѣтерпѣнии страстий,и о истинѣ

О долготерпении, и ο перенесении страданий, и об истине

Аще страждет кто въ вас, да молитву дѣеть. Добродушьствуеть кто, да поеть. Болить кто въ васъ, да призоветь попы церковьныя, и молитву да сътворять над нимь, помазавше и масломь въ имя Господне.[171] И молитва вѣрна спасеть болящаго, и исцѣлить и Господь. Аще и грехы будеть сътворилъ, отдадятся ему. Исповѣдайте же себѣ грѣхы своа, и молитву дѣите другъ за друга, да исцѣлѣете. Много бо можеть молитва праведнаго поспѣваема.[172]

Страдает ли кто из вас, пусть молитву творит, кто благодушествует — пусть поет <псалмы>. Болен кто из вас — пусть призовет священников церковных, и пусть они молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. Молитва веры спасет болящего, и исцелит его Господь. И если сотворил он грехи, простятся ему. Признавайтесь друг другу в грехах, творите молитву друг за друга, чтобы исцелиться. Много может молитва праведника, если ей помогают.

Того ради древнимь клятва възаконися,[173] да не о идолѣх кленутся. Кленѣте бо ся, вѣща, Богомь истинныим.[174]

<Толкование>. Для того y древних клятва была узаконена, чтобы клялись они не идолами. Ибо сказано: «Клянитесь Богом истинным».

Да будеть житие ваше извѣстѣ клятвы. Аще ли кто дерзънет принудити вы ротѣ, да будеть вамъ «ей» — «ей», «ни»—«ни», въ клятвы мѣсто.[175]

<Толкование>. Да будет жизнь ваша подтверждением клятвы. A если кто дерзает принудить вас κ клятве, да будет ваше «да»—«да» и ваше «нет»—«нет» вместо клятвы.

Того ради възбраняеть ны небомь и землею, да не дамы твари чьсти Богомь творяще ю. «Кленущии бо ся, вѣща, большимь да кленутся»,[176] — якоже апостоль рече.

Потому запрещено клясться небом и землею, чтобы не воздавали мы чести творению, превращая его в Бога, создавшего его. «Кто клянется, — сказал, — пусть клянется высшим», так сказал апостол.

Максимово[177] о молитвѣ праведна. По двѣма образома вѣдѣ бывающю молитву праведнаго. По единому убо, егда по заповѣдем дѢлъ Божии, и тако творить приносъ молитвѣ моляйся, и не токмо въ высоцѣ словеси, ни въ тщегласии языка, отпадати бездѣлнѣ и лежати непоступнѣ, нъ въ дѣлѣ и живѣ законными заповѣдми одушевляема. Молитвѣ бо и молению съставъ добродѣтель есть, имже крѣпку и всесилну праведникь имать молитву, съпоспѣваему заповѣдий ради. По второму же образу, егда молитва праведнаго молящися дѣла молитвьнаа творить, первѣе исправляя житие, и молитву сътваряя праведнаго силну своего ради добраго жития възмагаему. Не бо ползует что праведнаго молитва требующему ея, множае добродѣтелий съгрѣшениемь сущемь. Понеже и великый нѣкогда Самуилъ плакаше, съгрѣшившу Саулу, нъ не укрѣпѣ Бога умолити, не приимь помощника плачю Саулова исправлениа. Тѣм и неразумнаго плачя престати своему слузѣ вѣща к нему: «Доколѣ ты плачеши Саула? И азъ уничьжихъ и не служити въ Израили».[178] И пакы Иеремии милосердующу о людех иудѣйскых, о льсти неистовившихся идольстѣй, не услышася моляйся, не имѣяй молитвѣ силы от льсти обращениа безбожныхъ иудѣй. Имже въ тъще мольшуся ему, рече ему Богъ: «И ты не молися о людех сихь, ни проси помилованиа имъ, ни приступай о них, яко не послушаю тебе».[179] Рекохом же убо: «Много можеть молитва праведнаго поспѣваема, дающе ему дерзновение[180] къ дати могущему праведныхъ прошения».

<Толкование> Максимово ο молитве праведного. Я знаю двух видов молитву праведного. Согласно одному, когда молящийся совершает молитвенное прошение по заповеди дел Божиих, не только славословием, пустозвучными словами, которые отпадают без пользы и лежат втуне, но самим делом и жизнью, воодушевляясь заповедями Закона. Существо молитвы и моления — добродетель, поэтому y праведника молитва крепка и всесильна, она усилена заповедями. Согласно другому виду, молитва праведника исправляет жизнь благодаря добродетельной жизни, которая делает молитву сильнее. Ведь не поможет молитва праведного тому, кто в ней нуждается, если грехи превосходят добродетели. Поэтому и плакал когда-то великий Самуил, когда согрешил Саул, но не смог умолить Бога, ибо не было y него помощника плача на исправление Саула. Потому и повелел Господь слуге своему прекратить неразумный плач и сказал: «Доколе будешь печалиться ο Сауле? Это я унизил его, чтобы не был он служителем Израилю». И то же ο Иеремии, который жалел иудеев, впавших в идолопоклонство, и не был услышан, молясь, ибо не имел силы молитвы, чтобы обратить от заблуждения идолопоклонства безбожных иудеев. И потому, пока он напрасно молился, сказал ему Бог: «И ты не молись ο людях сих, не проси помиловать их, не заступайся за них, потому что не послушаю тебя». Так что сказали мы: «Большую силу имеет молитва праведника, она дает ему смелость <обратиться> κ тому, кто может исполнить прошение праведника».

Поучениа комуждо подобна суща съ вѣрою

Поучение каждому сообразно с верой

67. Сущее

67. Сущее <Иак. 5, 17—18>

Илиа человѣкь бѣ подобенъ нам,[181] и молитвою помолися[182] не быти дождю, и не одожди по земли лѣта три и шесть месяцъ. И пакы помолися, и небо дождь дасть, и земля прозябе плоды своа.

Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шестъ месяцев. И снова помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила свои плоды.

Толк. Въ Третиимь Царьствѣ рече: «И рече Илия пророкь от Фезвонъ Галадьскых къ Ахаву: “Живъ Господь Богъ силъ, Богъ Израилевь, емуже предстою. Аще будеть въ си лѣта роса и дождь, аще не усты слова моего”».[183]

Толкование. Β Третьей книге Царств сказано: «И сказал Илия пророк, из Фезвон Галаадских, κ Ахаву: “Жив Господь, Бог сил, Бог Израилев, перед которым я стою. Да будут в эти годы роса и дождь только по слову моему”».

<Толк.> Златоуст. Да понѣ тако гладомь таеми, къ Творьцу достигнуть, да глад начало спасению имъ будеть. «Ничтоже бо, вѣща, можеть наказати, нъ токмо гладъ». Да тако наказеми, къ всѣхъ зиждителю обратятся. И по малѣ изиде слово пророка, и абие въздухъ премѣнися, небо мѣдяно бысть,[184] не естьство измѣняя, нъ дѣйством въстягнуто. Абие стухиѣ преобразишася. Паде слово пророче, яко паче о огнь жьгый бокы земли, и вся абие исъхоша, и вся без лѣпоты и не явима быша.

Толкование Златоуста. Если таким образом, как тая от голода, придут κ Творцу, голод будет для них началом спасения. «Ибо ничто, — сказал, — не может научить их, кроме голода». Пусть через это наказание κ Создателю всего обратятся. Вскоре вышло слово пророка, и тотчас воздух переменился, небо стало медным, но не естеством оно изменилось, но действием взнуздано. И тотчас стихии преобразились. Пало слово пророка, как огонь, обжигая бока земли, и она вдруг вся иссохла, и стала без красоты, не имея вида.

Яко послужити подобаеть спасению искрьняго

О том, что следует послужить спасению ближнего

68. Сущее

68. Сущее <Иак. 5, 19>

Братие, аще кто въ вас заблудить от истины и обратить и кто, да вѣсть, яко обративый грѣшника от заблуждениа пути его, спасеть душу от смерти и покрыет множьство грѣховъ.[185]

Братья, если кто из вас уклонится от пути истины и кто-то вернет его на этот путь, пусть знает, что тот, кто обратил грешника от ложного пути, спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Толк. Златоуст.[186] И како подобаеть обращати? Якоже паче земледѣлателе. Ти убо сѣмена мещуть единою, не пребѣваеть же всегда, нъ многа трѣбуеть устроениа, да на землѣ омьгльнѣвши дасть сѣяная птицямъ. Тако и мы, аще не чясто память въмѣненым въсылаем, на въздухь все повръгохом. Ибо диаволъ въсхытает и наша лѣность погубляет, и сълнце сушить, трьние подавляеть, якоже не довлѣеть единою тъкмо сѣяныих истребити, нъ много трѣбѣ прѣсѣдѣние — отгоняща птиця небесныя, трьние сѣкуща, камяную землю чистяща. Нъ о земли се бывает, бездушна бо лежить, къ страсти готова сущи. О духовнѣй же земли не тако. Ни учителю есть все то, но множае и до полу ученику: намъ убо есть сѣяти сѣмена, вамъ же творити глаголаная. Яко слугы бывайте ближних спасению.

Толкование Златоуста. Как подобает отклонять от заблуждения? Так же, как <трудятся> земледельцы. Они раз посеют семена, но те не остаются без перемен, a нуждаются в уходе, чтобы в тумане на земле посевы не достались птицам. Так и мы: если не часто ο своих обязанностях вспоминаем, на воздух все бросаем. Дьявол крадет, леность наша губит, солнце сушит, сорняки давят, потому что не достаточно только однажды посевы освободить, но много требуется усердия — отгонять птиц небесных, вырывать сорняки, очищать землю от камней. Но так бывает с землей — она ведь бездушна лежит и κ страде готова. A что касается духовной земли, там не так. He учителю все это <надлежит сделать>, но, если не целиком, то половину, ученику: нам надлежит сеять семена, a вам — творить по слову изреченному. Как слуги будьте для спасения ближнего.

Из "Шестоднева" Иоанна экзарха болгарского


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!