Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской
ВСТУПЛЕНИЕ
«Слово на воскресение Лазаря» — древнерусское апокрифическое сочинение, тесно связанное с текстами на тему Воскресения и Сошествия в Ад, создано, по-видимому, в конце XII или нач. XIII в. Самые ранние списки датируются нач. XV в. «Слово» включалось древнерусскими книжниками в сборники богослужебных и литургических текстов (Златоуст Постный, Измарагд, Торжественник) на 6-ю, так наз. «Лазареву субботу» Великого Поста, вместе с сочинениями византийских и южнославянских авторов о Воскресении Лазаря (см. сочинения Иоанна Златоуста, Андрея Критского, Климента Охридского и др.).
«Слово» дошло до нас в двух редакциях — Краткой и Пространной, которые восходят к общему протографу и выделились из первоначального текста на очень раннем этапе его истории. Редакции отличаются не только по объему, по названию («Слово на воскресение Лазаря» и «Слово Адама во аде к Лазарю»), но и по содержанию. В основу «Слова» положен плач-мольба Адама в аду, с которой он обращается к Лазарю, узнав о его скором воскресении (евангельский рассказ о воскресении Христом Лазаря см. Иоан. 11). Адам просит Христа скорее сойти в Ад и освободить пленников, среди которых находятся ветхозаветные пророки и праотцы. Он упрекает Бога за слишком суровое наказание пленников и сомневается в справедливости Божьего суда. Отчасти в этом и усматривали древнерусские книжники его «апокрифичность». Плач-мольба Адама составляет главное содержание Краткой редакции «Слова». Пространная же редакция дополнена рассказом о евангельском чуде и о том, как Христос исполнил просьбу Адама. Подробностей о событиях в аду после распятия и смерти Иисуса и до его воскресения в канонических евангелиях нет, и поэтому вторая часть «Слова» в качестве источников опирается на известные в древнеславянском переводе византийские апокрифы: «Слово о сошествии во ад Иоанна Предтечи» Евсевия Александрийского и «Слово в великую субботу на погребение... Иисуса Христа» Епифания Кипрского. Эти тексты использовал как источник в своих торжественных проповедях и Кирилл Туровский, поэтому между ними, «словами» Кирилла и «Словом на воскресение Лазаря», находим много общего при описании событий в Аду. Автор «Слова» по-своему переработал греческие источники, а также текст Псалтыри. Кроме них, автор использовал и «слова» Иоанна Златоуста о воскресении Лазаря, и похвалы о Лазаре Климента Охридского, болгарского писателя X в. Исследователи находят в «Слове на воскресение Лазаря» параллели с «Молением Даниила Заточника» и «Словом о полку Игореве». Круг названных текстов не оставляет сомнения в древности публикуемого памятника.
|
|
Начальные фразы «Слова о полку Игореве» о «вещих перстах» песнетворца Бояна неоднократно сопоставлялись исследователями (И. Я. Франко, И. Я. Порфирьев, В. Н. Перетц, В. П. Адрианова-Перетц, И. П. Еремин, М. В. Рождественская и др.) с «многоочитыми перстами» царя Давида, призывом, «песней» которого открывается «Слово на воскресение Лазаря». Однако сходство двух этих памятников — более глубокое и связано не только с образами двух певцов (Бояна и царя Давида), но и с самой идеей Воскресения, с темой ада—смерти, с сюжетным построением текстов. И. П. Еремин не сомневался в русском происхождении «Слова на воскресение Лазаря», сотканного, по его выражению, «из апокрифических мотивов, комбинация которых оригинальна и принадлежит автору». В настоящее время известно более 30 списков «Слова». Названия их в рукописях различны. Большинство списков Пространной редакции, представленной здесь, включает в свое название слова «о воскресении Лазаря», или «на воскресение Лазаря». Мы выбираем наиболее традиционное для рукописной традиции этой редакции название памятника.
|
|
Для настоящего издания выбран список из собр. ИРЛИ, Древлехранилища им. В. И. Малышева, Пинежское, № 280, 1533 г. В этом сборнике (Златоуст Постный) представлено два списка «Слова», оба Пространной редакции, обозначенные нами как П1 и П2. Если список П1 представляет собой вполне традиционный текст Пространной редакции, какой читается в большинстве списков его группы, то список П2 отличается некоторым художественным своеобразием. По сравнению с другими списками он сокращен, и поэтому окончание текста издается по списку П1. Но главное — в его строгом следовании диалогическому построению первоначального текста, своеобразной «фольклоризации» ряда эпизодов, дополнительной, как показали наши наблюдения, обработке апокрифических греческих источников. В художественном плане список П2 представляет, по мнению издателя, больший интерес для современного читателя, чем другие списки этой редакции. Поэтому он положен в основу настоящего издания.
|
|
ОРИГИНАЛ
О выведении из ада
О выведении из ада
Слыши, небо, внуши, земля,[1] яко Господь глаголет: «Сыны породихъ и вознесох, ти менѣ отвѣргостѣся. Людие мои менѣ не познаша, а волъ позна лежащего мя, а осѣлъ — ясли господина своего. Но иному азъ милости своея не дам, но пущю слово свое на зѣмлю, спасу люди ото льсти Сотонины».
|
|
Услышь, небо, внемли, земля, что говорит Господь: «Я породил и возвысил сыновей, а они от меня отвернулись. Народ мой не узнал меня, а вол узнал меня, лежащего, а осел — ясли господина своего. Но другому я милости своей не дам, но пошлю слово свое на землю, спасу людей от лжи сатанинской».
[2]Тогда рече вѣликий царь пророкъ Давидъ, сѣдя в прѣисподнем адѣ, накладая многоочитая[3] перъсты на златыя и живыя струны. И рече: «Споем собѣ, братия, пѣсни весѣлы тихи, и утѣшимся со Христомъ царемъ Славы». Уже бо услыша врѣмя благоприятно, слыша топот волхвов перьских конь, яко нѣсут ему дары, небесному цьсарю, родившемуся на земли, егоже мати, чистая девица, припадает к нѣму любовью, повивает его пеленами, глаголеть к нѣму: «О вышный, страшный Цьсарю небесный, почто еси восхотѣл к нам нищим на землю снити? Пещеры ли сѣ еси восхотѣл, или во яслех скотьяхъ восхотѣл еси лежати? А ты сам, Господи, небеса облаки повиваеши. Тебе, Господи, небо престол, а земля подножие»[4] Егоже Ирод безумный скрежьташа зубы своими, Господи, хотя тя убити. Но приидете, пророци, приидете, праведници... Исаия, Иеремия, ругающеся Аду, отвещаста глаголющи: «О немощный Дьяволѣ»...
Тогда воскликнул великий царь, пророк Давид, сидя в преисподней аду, накладывая многоочитые персты на золотые и живые струны. И сказал: «Споем мы, братья, песни веселые тихие, и утешимся с Христом, царем Славы». Ибо уже услышал он, что время благоприятное, услышал топот коней персидских волхвов, которые несут ему дары, небесному царю, родившемуся на земле, мать которого, пречистая девица, припадает к нему с любовью, повивает его пеленами, говорит ему: «О всевышний, страшный Царь небесный, зачем ты захотел сойти к нам, бедным, на землю? Захотел ли ты пещеры этой, или захотел в яслях для скота полежать? А ты сам, Господи, небеса повиваешь облаками. Тебе, Господи, небо — престол, а земля — подножие». На него Ирод безумный скрежетал зубами своими, Господи, желая тебя убить. Но придите, пророки, придите, праведники... Исайя, Иеремия, насмехаясь над адом, говорили ему в ответ: «О немощный Дьявол»...
И рече Адъ ко Дияволу: «Дияволѣ, слыши, а ты, Давид, глаголи». И рече Давидъ: «Не мочно Давиду глаголати — о, твердо Давидъ заключен: се бо есть врата железна, верия медяны, столпъ камененъ,[5] в нѣмъже Давидъ заключен».
И сказал Ад Дьяволу: «Дьявол, слушай, а ты, Давид, говори». И сказал Давид: «Невозможно Давиду говорить — о, крепко Давид заключен: ворота железные, столбы медные, столп каменный, в котором Давид заключен».
И рекут 70 пророкъ: «Давиде, глаголи нам, кто от нас изнесѣт вѣсть на живый свѣт къ Владыцѣ?» Тогда рече Давидъ яснымъ гласом: «Исаия, Иеремея, Аввакум, Арон, Изекель, Соломон, Адам, Аврааме, Исаче, Иякове, Самоиле, Данилъ и вся 70 пророкъ, послушайте моего гласа во аду семъ. Се хощет изити от нас на жывый св ѣ тъ ко Владыц ѣ Лазарь, друг Господень».
И говорят 70 пророков: «Давид, скажи нам, кто из нас отнесет весть на живой свет к Владыке?» Тогда Давид сказал ясным голосом: «Исайя, Иеремия, Аввакум, Аарон, Иезекииль, Соломон, Адам, Авраам, Исаак, Иаков, Самуил, Даниил и все 70 пророков, послушайте голос мой в аду этом! Вот хочет выйти от нас на живой свет к Владыке Лазарь, друг Господень».
И тогда Адам, первозданный человѣкъ, въскочи, ако от сна, и зби ся руками своими о лицѣ свое. И рече Адам: «Лазарь, друг Господень, изнесѣ о мнѣ весть на живый свѣт ко Владыцѣ и рци ему: “На се ли мя еси, Господи, создалъ? Сего ли дѣля, Господи, азъ землю человѣки наплодихъ? Но себѣ ми, Господи, жаль и не жаль, что я в лѣтѣх своих пред тобою согрѣшил, но того ми, Господи, единого жаль, что твоею тварью Адъ поругаеться. Аще ти, Господи, азъ, Адам согрѣших, что твои изволници, а мои правнуци, Авраам-патриархъ съ сыном Исаком и съ внукомъ Яковом — те, тебѣ, Господи, что сотвориша? Тѣх ради, Господи, и нас изведи изъ ада.
И тогда Адам, первозданный человек, вскочил, словно ото сна, и ударил себя руками по лицу. И сказал Адам: «Лазарь, друг Господень, отнеси обо мне весть на живой свет к Владыке и скажи ему: “Для того ли ты меня, Господи, создал? Для того ли, Господи, расплодил я людей на земле? Не себя мне, Господи, жаль, и не жаль, что я в свое время пред тобой согрешил, но того одного мне, Господи, жаль, что над твоим созданием Ад надругается. Но если, Господи, пред тобою я, Адам, согрешил, то что твои любимцы, а мои правнуки, Авраам-патриарх с сыном Исааком и с внуком Иаковом — те-то тебе, Господи, что сотворили? Ради них, Господи, и нас выведи из ада.
Аще ти, Господи, и тѣ что согрѣшиша, а се ти, Господи, Моисѣи пророк сын Амбриев, провѣдый Израиля сквозѣ Чермное морѣ и глаголавый ти с тобою лицем к лицю на Синайстѣй горѣ в купинѣ, а тот, Господи, с нами же въ прѣисподнемъ адѣ. Того ради, Господи, и нас извѣди из ада.
Если, Господи, и те пред тобой в чем согрешили, то вот, Господи, Моисей-пророк, сын Амбрия, проведший израильтян через Красное море, говоривший с тобой лицом к лицу на Синайской горе в купине, — а ведь он, Господи, с нами же, в преисподней аду. Ради него, Господи, и нас выведи из ада.
Аще ти, Господи, что согрѣшил Моисей пророкъ, а се ти, Господи, Исусъ сынъ Навгин, сестричич Моисѣов, приступи ко граду Ерихону,[6] в нѣмже бяше 7 царевъ царствующе. Град же бяше каменен, а заборолы желѣзны, тесом побиты сребряным, да узлачен. Цари же положиша руцѣ на заборолы и рѣша: “Нѣ наш ли сей град, нѣ наша ли его рука создала?” А Бога не призваша. Исусъ же помолися Вышнѣму, и Господь повѣлѣ архангелу Михаилу въ трубу под-трубити. Заборола желѣзныя до основания земли распадошася, Исусъ же наехав внутри град и изби 300 и 7000 рати. Тот, Господи, с нами же сѣдит во прѣисподнѣм адѣ. Того дѣля, Господи, и нас извѣди изъ ада.
Если пред тобой, Господи, в чем согрешил Моисей-пророк, то вот тебе, Господи, Иисус сын Навина, племянник Моисея, подошел к городу Иерихону, в котором было 7 царей царствующих. Город же был каменный, стены его — железные, обиты серебряным тесом и позолочены. Цари же возложили руки на стены и сказали: “Не наш ли это город, не наши ли руки его создали?” А Бога не призвали. Иисус же помолился Вышнему, и Господь повелел архангелу Михаилу затрубить в трубу. Стены железные распались до основания земли, Иисус же въехал внутрь города и перебил 300 и 7000 войска. Тот, Господи, с нами же сидит в преисподней аду. Ради него, Господи, и нас выведи из ада.
Аще ти, Господи, и съ согрѣшил, а сѣ ти, Господи, Гедѣонъ-пророкъ, сынъ Асасов. Искусиша руном Бога, положи руно на гумнѣ: “А та тобѣ загоню загадку”. И рече: “Аще будет на руне суша, а по всѣи земли роса, то будѣтъ у нас Богъ на земли”. И бысть тако. И он положи второе руно на гумнѣ: “А та тобѣ загону загадку: аще будеть на рунѣ роса, а по всѣи земли суша, то у нас будет в нас Богъ на земли”. И бысть тако. И зожме руно, и вынмѣ 12 пудов воды.[7] Тот, Господи, с нами же въ прѣисподнѣмъ адѣ. Того дѣля и нас, Господи, извѣди из ада.
Если, Господи, и этот пред тобою согрешил, то вот тебе, Господи, Гедеон-пророк, сын Иоаса. Испытал он руном Бога, положил руно на гумне: “А вот загадаю тебе загадку!” И сказал: “Если будет на руне сухо, а на всей земле роса, то будет с нами Бог на земле”. И было так. И во второй раз положил он руно на гумне: “А вот загадаю тебе загадку: если будет на руне роса, а на всей земле сухо, то будет с нами и в нас Бог на земле”. И было так. И выжал руно, и вылилось 12 пудов воды. Тот, Господи, с нами же, в преисподней аду. Того ради и нас, Господи, выведи из ада.
Аще ти, Господи, Гедѣон согрѣши, а се ти, Господи, царь Соломон, сынъ великого царя Давида, создавый тобѣ хвалу, церковь Святая Святыхъ хрустальна въ градѣ Иерусалимѣ, и сковавы тобѣ два орла златы, подобна херувиму и серафими. И загонув загадку, и рече: “Аще будѣт у нас Бог на земли, то внидет в них Духъ Святый”. И начастася орли носити по церкви и вознѣсостася на небеса. Той, Господи, с нами же въ преисподнѣм адѣ. Того дѣля и нас извѣди из ада».
Если пред тобою, Господи, Гедеон в чем согрешил, то вот тебе, Господи, царь Соломон, сын великого царя Давида, создавший в хвалу тебе храм Святая Святых хрустальный, в городе Иерусалиме, и выковавший тебе двух золотых орлов, подобных херувиму и серафимам. И загадал загадку, и сказал: “Если будет у нас Бог на земле, то войдет в них Святой Дух”. И начали орлы летать по храму и вознеслись к небесам. Тот, Господи, с нами же, в преисподней аду. Того ради и нас выведи из ада».
Во оно врѣмя во едину от субот слыша Господь ропот пророческий, въпиют семьдесят пророкъ: «Изведи, Господи, нас из ада преисподняго». Внидѣ Исус в Вифанию къ сестрѣ Лазаревѣ Марфѣ и Марьи. И слышав Марфа и Марья тѣкоста скоро, и падоста на ногу Исусу и рече: «Аще бы ты был здѣ, не умерлъ брат наш». И рече Христос: «Воскр ѣ снеть брат вашь Лазарь!»[8] И тогда воскрѣсе Лазарь и рече Лазарь: «Вопиет ти, Господи, Адам первозданный человѣкъ: изведи, Господи, из ада. Вопиет ти, Господи, Авраамъ патриархъ съ сыном Исаком и со внуком Ияковом, извѣди, Господи, из ада. Вопиет ти, Господи, царь Давидъ о сыну своем Соломонѣ, извѣди, Господи, изъ ада».
В то время, в одну из суббот, услышал Господь ропот пророческий, вопиют семьдесят пророков: «Выведи, Господи, нас из ада преисподнего». Пришел Иисус в Вифанию к сестрам Лазаря Марфе и Марии. И услышали Марфа и Мария, и поспешили быстро, и упали к ногам Иисуса и сказали: «Если бы ты был здесь, то не умер бы брат наш». И ответил Христос: «Воскреснет брат ваш Лазарь!» И тогда воскрес Лазарь, и сказал Лазарь: «Взывает к тебе, Господи, Адам, первозданный человек: выведи, Господи, из ада. Взывает к тебе, Господи, патриарх Авраам с сыном Исааком и с внуком Иаковом, выведи, Господи, из ада. Взывает к тебе, Господи, царь Давид о сыне своем Соломоне, выведи Господи, из ада».
И рече Господь к Лазарю: «Аще бы не раба моего дѣля возлюбленаго, Давида, царя Соломона бы во адѣ искоренил за его лишнюю премудрость и за его безаконье».
И сказал Господь Лазарю: «Если бы не раба моего любимого, Давида, ради, погубил бы я Соломона в аду за его излишнюю премудрость и за беззаконие».
И тогда придѣ Христос духомъ на ада, а с нимъ вся небесныя силы: Самсаил, Маиамил, Славиил,[9] Михаил, Гаврил предтѣкоша пред Господомъ и рѣша: «Во сѣ идѣть цьсарь Славы[10], Христосъ, глаголя ужником: “Сущии во тмѣ, просвѣтитеся”».
И тогда приступил Христос духом к Аду, а с ним все небесные силы: Самсаил, Маиамил, Славиил, Михаил, Гавриил шли впереди Господа и говорили: «Вот идет царь Славы, Христос, и говорит узникам: “Сущие во тьме, просветитесь”».
И рече Адъ изонутрь уды адских:[11] «Кто есть царь Славы?» И силы реша: «Господь силѣн и страшен во бранѣх, той есть царь Славы». Тако Ад рече: «Есть силен н страшен, о чем остави 7 небесъ, а к нам нищим под землю идет?» И силы рѣша: «Противника гоня Сотону и хощет его связав, прѣдати тобѣ, а угодники своя из ада извести». Адъ же озрѣвся и рече Сотонѣ: «О Вѣлзаулѣ окаяннѣ, добру запретитель, злу началниче, не рек ли есмь тобѣ: аще силѣнъ есть, прѣприся с ним тамо: коли ми ести реклъ, “Утверди ми мѣсто, гдѣ ми Исуса, связав, посадити”, и аз тебѣ реклъ: “Препри, шед, его з дѣтми своими и з жиды и со Июдою на оном свѣтѣ, то с ними царствуешь. Аще ли придет семо, тебѣ связавъ, мнѣ прѣдасть, а угодники своя — извѣдет”». Сотона же рече ему: «О худодушне, одно тебѣ зло створил, Лазаря извѣл, и тут убоишися его. А мнѣ нѣколко зла створил, и ту непрѣстанно боряся с ним». Ад же рече: «Аз добрѣ тело изъгноих Лазарево, и жилы и составы распадоша». Исусъ рече ему словом: «Лазарь, гряди вон!» Лазарь же встав ничем не врѣжен, яко лев[12] на лов, паря по воздуху, а гласъ его нынѣче у менѣ из ушию вышел, и вся внутренняя моя от гласа его двиглася. Тогда же ти есть ми реклъ: «Прискорбна ми есть душа отпустити Лазаря страшным и славным имянѣм твоим»[13].
И сказал Ад изнутри адских уз: «Кто это царь Славы?» И силы отвечали: «Господь силен и страшен в броне, он и есть царь Славы». Так Ад сказал: «Он силен и страшен, но зачем оставил 7 небес и идет к нам, бедным, под землю?» И силы отвечали: «Идет, гоня врага Сатану, и хочет, связав его, передать тебе, а любезных себе вывести из ада». Ад же оглянулся и сказал Сатане: «О Вельзевул окаянный, запретитель добра, владыка зла, не говорил ли я тебе: если Господь силен, поборись с ним там: когда сказал ты мне: “Укрепи мне место, где бы мне Иисуса, связав, посадить”, то я тебе ответил: “Побори его, пойдя с детьми своими, с евреями и с Иудой на том свете, тогда с ними царствуешь. А если он придет сюда, то, связав тебя, мне отдаст, а любезных себе — уведет”». Сатана же сказал ему: «О малодушный, тебе он одно зло сотворил: Лазаря вывел, а ты пугаешься его. А мне он немало зла сотворил, и я здесь непрестанно боролся с ним». Ад же сказал: «Я совсем сгноил тело Лазаря, так что жилы и суставы его распались». Иисус повелел ему словом: «Лазарь, выйди вон!» И Лазарь встал, ничем не поврежден, словно лев на охоту, паря по воздуху, а голос Иисусов ныне от ушей моих отлетел, и вся утроба моя от его голоса содрогнулась. Тогда же ты мне сказал: «Прискорбно душе моей отпустить Лазаря страшным и славным именем твоим».
Тогда царь великый Давидъ глагола, коли бех живъ: «Да скрушатся врата меденая и верея железная да сломяться». И тогда сокруши Господь врата медѣная и верѣя желѣзная сломи. Глагола Господь Адаму: «Си тя десница создала от века, си же тя изведе ис тля». И тогда въскрѣс Господь и глагола апостоломъ: «Шедше проповедайте по всей земли, крѣстяще въ имя Отца и Сына и Святого Духа учаще блюсти ся».[14] А сам вознесеся на небеса и седѣ одесную Отца, и по всей земли Слава его,[15] и яко тому подобаеть Слава и нынѣ, и присно».
Тогда великий царь Давид сказал, когда был жив: «Пусть разрушатся медные врата и столбы железные сломаются». И тогда разрушил Господь медные врата и железные столбы сломал. Сказал Господь Адаму: «Вот эта десница создала тебя от начала века, она же вывела тебя из тления». И тогда воскрес Господь и сказал апостолам: «Разойдясь, проповедуйте по всей земле, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая людей соблюдать себя». А сам вознесся на небеса и сел по правую руку от Отца, и по всей земле (разошлась) Слава его, как и подобает ему Слава и ныне, и всегда».
[1] Слыши, небо, внуши, земля... — Ср. Ис. 1, 2—3.
[2] Тогда рече ... ко Владыц ѣ ... — Пропуск в рукописи, восстанавливается по списку П1.
[3] многоочитая — букв. многоглазые, здесь — вещие. В других списках «Слова»: многоочитая, многоценная, считая.
[4] Тебе, Господи, ... подножие. — Ср. Ис. 66, 1.
[5] ...врата железна, верия медяны, столпъ камененъ... — Ср. Пс. 106, 16.
[6] ...приступи ко граду Ерихону... — См. Нав. 6, 1—4.
[7] ...и вынм ѣ 12 пудов воды. — См. Суд. 6, 36—40. Выражение «яко дождь на руно и яко капля каплюща на землю»: Пс. 71, 6.
[8] Внид ѣ Исус... брат вашь Лазарь!» — См. Иоан. 11, 1—24.
[9] ...Самсаил, Маиамил, Славиил... — Видимо, испорченное чтение. В списке Π1 Семиелъ, Расуилъ, Измаилъ, Тартаръ.
[10] ...Во с ѣ ид ѣ ть цесарь Славы... — Ср. Пс. 23, 8—10.
[11] И рече Адъ изонутрь уды адскихъ... — Вся дальнейшая сцена спора Ада с Дьяволом и описание их страха перед Христом являются заимствованием (а в ряде других списков Пространной редакции «Слова» почти дословной цитатой) из «слов» о сошествии во ад Иоанна Предтечи Евсевия Александрийского и на погребение Господне Епифания Кипрского. Ср. также соответствующие фрагменты в «Слове о снятии тела Христова с креста в неделю 3-ю по Пасхе» и в «Слове на воскресение Христово и о выведении всероднаго Адама из ада» Кирилла Туровского.
[12] ...яко лев... — Неверное чтение. По другим спискам Пространной редакции следует читать «яко орел».
[13] ...славным имян ѣ м твоим». — На этом текст списка П2 кончается. Далее приводится текст по списку П1.
[14] ...Шедше проповедайте по всей земли... учаще блюсти ся. — Мф. 28, 19—20.
[15] ...по всей земли Слава его... — Ср. Пс. 86, 12.
ПЕРЕВОД
О выведении из ада
Слыши, небо, внуши, земля,[1] яко Господь глаголет: «Сыны породихъ и вознесох, ти менѣ отвѣргостѣся. Людие мои менѣ не познаша, а волъ позна лежащего мя, а осѣлъ — ясли господина своего. Но иному азъ милости своея не дам, но пущю слово свое на зѣмлю, спасу люди ото льсти Сотонины».
Услышь, небо, внемли, земля, что говорит Господь: «Я породил и возвысил сыновей, а они от меня отвернулись. Народ мой не узнал меня, а вол узнал меня, лежащего, а осел — ясли господина своего. Но другому я милости своей не дам, но пошлю слово свое на землю, спасу людей от лжи сатанинской».
[2]Тогда рече вѣликий царь пророкъ Давидъ, сѣдя в прѣисподнем адѣ, накладая многоочитая[3] перъсты на златыя и живыя струны. И рече: «Споем собѣ, братия, пѣсни весѣлы тихи, и утѣшимся со Христомъ царемъ Славы». Уже бо услыша врѣмя благоприятно, слыша топот волхвов перьских конь, яко нѣсут ему дары, небесному цьсарю, родившемуся на земли, егоже мати, чистая девица, припадает к нѣму любовью, повивает его пеленами, глаголеть к нѣму: «О вышный, страшный Цьсарю небесный, почто еси восхотѣл к нам нищим на землю снити? Пещеры ли сѣ еси восхотѣл, или во яслех скотьяхъ восхотѣл еси лежати? А ты сам, Господи, небеса облаки повиваеши. Тебе, Господи, небо престол, а земля подножие»[4] Егоже Ирод безумный скрежьташа зубы своими, Господи, хотя тя убити. Но приидете, пророци, приидете, праведници... Исаия, Иеремия, ругающеся Аду, отвещаста глаголющи: «О немощный Дьяволѣ»...
Тогда воскликнул великий царь, пророк Давид, сидя в преисподней аду, накладывая многоочитые персты на золотые и живые струны. И сказал: «Споем мы, братья, песни веселые тихие, и утешимся с Христом, царем Славы». Ибо уже услышал он, что время благоприятное, услышал топот коней персидских волхвов, которые несут ему дары, небесному царю, родившемуся на земле, мать которого, пречистая девица, припадает к нему с любовью, повивает его пеленами, говорит ему: «О всевышний, страшный Царь небесный, зачем ты захотел сойти к нам, бедным, на землю? Захотел ли ты пещеры этой, или захотел в яслях для скота полежать? А ты сам, Господи, небеса повиваешь облаками. Тебе, Господи, небо — престол, а земля — подножие». На него Ирод безумный скрежетал зубами своими, Господи, желая тебя убить. Но придите, пророки, придите, праведники... Исайя, Иеремия, насмехаясь над адом, говорили ему в ответ: «О немощный Дьявол»...
И рече Адъ ко Дияволу: «Дияволѣ, слыши, а ты, Давид, глаголи». И рече Давидъ: «Не мочно Давиду глаголати — о, твердо Давидъ заключен: се бо есть врата железна, верия медяны, столпъ камененъ,[5] в нѣмъже Давидъ заключен».
И сказал Ад Дьяволу: «Дьявол, слушай, а ты, Давид, говори». И сказал Давид: «Невозможно Давиду говорить — о, крепко Давид заключен: ворота железные, столбы медные, столп каменный, в котором Давид заключен».
И рекут 70 пророкъ: «Давиде, глаголи нам, кто от нас изнесѣт вѣсть на живый свѣт къ Владыцѣ?» Тогда рече Давидъ яснымъ гласом: «Исаия, Иеремея, Аввакум, Арон, Изекель, Соломон, Адам, Аврааме, Исаче, Иякове, Самоиле, Данилъ и вся 70 пророкъ, послушайте моего гласа во аду семъ. Се хощет изити от нас на жывый св ѣтъ ко Владыц ѣ Лазарь, друг Господень».
И говорят 70 пророков: «Давид, скажи нам, кто из нас отнесет весть на живой свет к Владыке?» Тогда Давид сказал ясным голосом: «Исайя, Иеремия, Аввакум, Аарон, Иезекииль, Соломон, Адам, Авраам, Исаак, Иаков, Самуил, Даниил и все 70 пророков, послушайте голос мой в аду этом! Вот хочет выйти от нас на живой свет к Владыке Лазарь, друг Господень».
И тогда Адам, первозданный человѣкъ, въскочи, ако от сна, и зби ся руками своими о лицѣ свое. И рече Адам: «Лазарь, друг Господень, изнесѣ о мнѣ весть на живый свѣт ко Владыцѣ и рци ему: “На се ли мя еси, Господи, создалъ? Сего ли дѣля, Господи, азъ землю человѣки наплодихъ? Но себѣ ми, Господи, жаль и не жаль, что я в лѣтѣх своих пред тобою согрѣшил, но того ми, Господи, единого жаль, что твоею тварью Адъ поругаеться. Аще ти, Господи, азъ, Адам согрѣших, что твои изволници, а мои правнуци, Авраам-патриархъ съ сыном Исаком и съ внукомъ Яковом — те, тебѣ, Господи, что сотвориша? Тѣх ради, Господи, и нас изведи изъ ада.
И тогда Адам, первозданный человек, вскочил, словно ото сна, и ударил себя руками по лицу. И сказал Адам: «Лазарь, друг Господень, отнеси обо мне весть на живой свет к Владыке и скажи ему: “Для того ли ты меня, Господи, создал? Для того ли, Господи, расплодил я людей на земле? Не себя мне, Господи, жаль, и не жаль, что я в свое время пред тобой согрешил, но того одного мне, Господи, жаль, что над твоим созданием Ад надругается. Но если, Господи, пред тобою я, Адам, согрешил, то что твои любимцы, а мои правнуки, Авраам-патриарх с сыном Исааком и с внуком Иаковом — те-то тебе, Господи, что сотворили? Ради них, Господи, и нас выведи из ада.
Аще ти, Господи, и тѣ что согрѣшиша, а се ти, Господи, Моисѣи пророк сын Амбриев, провѣдый Израиля сквозѣ Чермное морѣ и глаголавый ти с тобою лицем к лицю на Синайстѣй горѣ в купинѣ, а тот, Господи, с нами же въ прѣисподнемъ адѣ. Того ради, Господи, и нас извѣди из ада.
Если, Господи, и те пред тобой в чем согрешили, то вот, Господи, Моисей-пророк, сын Амбрия, проведший израильтян через Красное море, говоривший с тобой лицом к лицу на Синайской горе в купине, — а ведь он, Господи, с нами же, в преисподней аду. Ради него, Господи, и нас выведи из ада.
Аще ти, Господи, что согрѣшил Моисей пророкъ, а се ти, Господи, Исусъ сынъ Навгин, сестричич Моисѣов, приступи ко граду Ерихону,[6] в нѣмже бяше 7 царевъ царствующе. Град же бяше каменен, а заборолы желѣзны, тесом побиты сребряным, да узлачен. Цари же положиша руцѣ на заборолы и рѣша: “Нѣ наш ли сей град, нѣ наша ли его рука создала?” А Бога не призваша. Исусъ же помолися Вышнѣму, и Господь повѣлѣ архангелу Михаилу въ трубу под-трубити. Заборола желѣзныя до основания земли распадошася, Исусъ же наехав внутри град и изби 300 и 7000 рати. Тот, Господи, с нами же сѣдит во прѣисподнѣм адѣ. Того дѣля, Господи, и нас извѣди изъ ада.
Если пред тобой, Господи, в чем согрешил Моисей-пророк, то вот тебе, Господи, Иисус сын Навина, племянник Моисея, подошел к городу Иерихону, в котором было 7 царей царствующих. Город же был каменный, стены его — железные, обиты серебряным тесом и позолочены. Цари же возложили руки на стены и сказали: “Не наш ли это город, не наши ли руки его создали?” А Бога не призвали. Иисус же помолился Вышнему, и Господь повелел архангелу Михаилу затрубить в трубу. Стены железные распались до основания земли, Иисус же въехал внутрь города и перебил 300 и 7000 войска. Тот, Господи, с нами же сидит в преисподней аду. Ради него, Господи, и нас выведи из ада.
Аще ти, Господи, и съ согрѣшил, а сѣ ти, Господи, Гедѣонъ-пророкъ, сынъ Асасов. Искусиша руном Бога, положи руно на гумнѣ: “А та тобѣ загоню загадку”. И рече: “Аще будет на руне суша, а по всѣи земли роса, то будѣтъ у нас Богъ на земли”. И бысть тако. И он положи второе руно на гумнѣ: “А та тобѣ загону загадку: аще будеть на рунѣ роса, а по всѣи земли суша, то у нас будет в нас Богъ на земли”. И бысть тако. И зожме руно, и вынмѣ 12 пудов воды.[7] Тот, Господи, с нами же въ прѣисподнѣмъ адѣ. Того дѣля и нас, Господи, извѣди из ада.
Если, Господи, и этот пред тобою согрешил, то вот тебе, Господи, Гедеон-пророк, сын Иоаса. Испытал он руном Бога, положил руно на гумне: “А вот загадаю тебе загадку!” И сказал: “Если будет на руне сухо, а на всей земле роса, то будет с нами Бог на земле”. И было так. И во второй раз положил он руно на гумне: “А вот загадаю тебе загадку: если будет на руне роса, а на всей земле сухо, то будет с нами и в нас Бог на земле”. И было так. И выжал руно, и вылилось 12 пудов воды. Тот, Господи, с нами же, в преисподней аду. Того ради и нас, Господи, выведи из ада.
Аще ти, Господи, Гедѣон согрѣши, а се ти, Господи, царь Соломон, сынъ великого царя Давида, создавый тобѣ хвалу, церковь Святая Святыхъ хрустальна въ градѣ Иерусалимѣ, и сковавы тобѣ два орла златы, подобна херувиму и серафими. И загонув загадку, и рече: “Аще будѣт у нас Бог на земли, то внидет в них Духъ Святый”. И начастася орли носити по церкви и вознѣсостася на небеса. Той, Господи, с нами же въ преисподнѣм адѣ. Того дѣля и нас извѣди из ада».
Если пред тобою, Господи, Гедеон в чем согрешил, то вот тебе, Господи, царь Соломон, сын великого царя Давида, создавший в хвалу тебе храм Святая Святых хрустальный, в городе Иерусалиме, и выковавший тебе двух золотых орлов, подобных херувиму и серафимам. И загадал загадку, и сказал: “Если будет у нас Бог на земле, то войдет в них Святой Дух”. И начали орлы летать по храму и вознеслись к небесам. Тот, Господи, с нами же, в преисподней аду. Того ради и нас выведи из ада».
Во оно врѣмя во едину от субот слыша Господь ропот пророческий, въпиют семьдесят пророкъ: «Изведи, Господи, нас из ада преисподняго». Внидѣ Исус в Вифанию къ сестрѣ Лазаревѣ Марфѣ и Марьи. И слышав Марфа и Марья тѣкоста скоро, и падоста на ногу Исусу и рече: «Аще бы ты был здѣ, не умерлъ брат наш». И рече Христос: «Воскр ѣснеть брат вашь Лазарь!»[8] И тогда воскрѣсе Лазарь и рече Лазарь: «Вопиет ти, Господи, Адам первозданный человѣкъ: изведи, Господи, из ада. Вопиет ти, Господи, Авраамъ патриархъ съ сыном Исаком и со внуком Ияковом, извѣди, Господи, из ада. Вопиет ти, Господи, царь Давидъ о сыну своем Соломонѣ, извѣди, Господи, изъ ада».
В то время, в одну из суббот, услышал Господь ропот пророческий, вопиют семьдесят пророков: «Выведи, Господи, нас из ада преисподнего». Пришел Иисус в Вифанию к сестрам Лазаря Марфе и Марии. И услышали Марфа и Мария, и поспешили быстро, и упали к ногам Иисуса и сказали: «Если бы ты был здесь, то не умер бы брат наш». И ответил Христос: «Воскреснет брат ваш Лазарь!» И тогда воскрес Лазарь, и сказал Лазарь: «Взывает к тебе, Господи, Адам, первозданный человек: выведи, Господи, из ада. Взывает к тебе, Господи, патриарх Авраам с сыном Исааком и с внуком Иаковом, выведи, Господи, из ада. Взывает к тебе, Господи, царь Давид о сыне своем Соломоне, выведи Господи, из ада».
И рече Господь к Лазарю: «Аще бы не раба моего дѣля возлюбленаго, Давида, царя Соломона бы во адѣ искоренил за его лишнюю премудрость и за его безаконье».
И сказал Господь Лазарю: «Если бы не раба моего любимого, Давида, ради, погубил бы я Соломона в аду за его излишнюю премудрость и за беззаконие».
И тогда придѣ Христос духомъ на ада, а с нимъ вся небесныя силы: Самсаил, Маиамил, Славиил,[9] Михаил, Гаврил предтѣкоша пред Господомъ и рѣша: «Во сѣ идѣть цьсарь Славы[10], Христосъ, глаголя ужником: “Сущии во тмѣ, просвѣтитеся”».
И тогда приступил Христос духом к Аду, а с ним все небесные силы: Самсаил, Маиамил, Славиил, Михаил, Гавриил шли впереди Господа и говорили: «Вот идет царь Славы, Христос, и говорит узникам: “Сущие во тьме, просветитесь”».
И рече Адъ изонутрь уды адских:[11] «Кто есть царь Славы?» И силы реша: «Господь силѣн и страшен во бранѣх, той есть царь Славы». Тако Ад рече: «Есть силен н страшен, о чем остави 7 небесъ, а к нам нищим под землю идет?» И силы рѣша: «Противника гоня Сотону и хощет его связав, прѣдати тобѣ, а угодники своя из ада извести». Адъ же озрѣвся и рече Сотонѣ: «О Вѣлзаулѣ окаяннѣ, добру запретитель, злу началниче, не рек ли есмь тобѣ: аще силѣнъ есть, прѣприся с ним тамо: коли ми ести реклъ, “Утверди ми мѣсто, гдѣ ми Исуса, связав, посадити”, и аз тебѣ реклъ: “Препри, шед, его з дѣтми своими и з жиды и со Июдою на оном свѣтѣ, то с ними царствуешь. Аще ли придет семо, тебѣ связавъ, мнѣ прѣдасть, а угодники своя — извѣдет”». Сотона же рече ему: «О худодушне, одно тебѣ зло створил, Лазаря извѣл, и тут убоишися его. А мнѣ нѣколко зла створил, и ту непрѣстанно боряся с ним». Ад же рече: «Аз добрѣ тело изъгноих Лазарево, и жилы и составы распадоша». Исусъ рече ему словом: «Лазарь, гряди вон!» Лазарь же встав ничем не врѣжен, яко лев[12] на лов, паря по воздуху, а гласъ его нынѣче у менѣ из ушию вышел, и вся внутренняя моя от гласа его двиглася. Тогда же ти есть ми реклъ: «Прискорбна ми есть душа отпустити Лазаря страшным и славным имянѣм твоим»[13].
И сказал Ад изнутри адских уз: «Кто это царь Славы?» И силы отвечали: «Господь силен и страшен в броне, он и есть царь Славы». Так Ад сказал: «Он силен и страшен, но зачем оставил 7 небес и идет к нам, бедным, под землю?» И силы отвечали: «Идет, гоня врага Сатану, и хочет, связав его, передать тебе, а любезных себе вывести из ада». Ад же оглянулся и сказал Сатане: «О Вельзевул окаянный, запретитель добра, владыка зла, не говорил ли я тебе: если Господь силен, поборись с ним там: когда сказал ты мне: “Укрепи мне место, где бы мне Иисуса, связав, посадить”, то я тебе ответил: “Побори его, пойдя с детьми своими, с евреями и с Иудой на том свете, тогда с ними царствуешь. А если он придет сюда, то, связав тебя, мне отдаст, а любезных себе — уведет”». Сатана же сказал ему: «О малодушный, тебе он одно зло сотворил: Лазаря вывел, а ты пугаешься его. А мне он немало зла сотворил, и я здесь непрестанно боролся с ним». Ад же сказал: «Я совсем сгноил тело Лазаря, так что жилы и суставы его распались». Иисус повелел ему словом: «Лазарь, выйди вон!» И Лазарь встал, ничем не поврежден, словно лев на охоту, паря по воздуху, а голос Иисусов ныне от ушей моих отлетел, и вся утроба моя от его голоса содрогнулась. Тогда же ты мне сказал: «Прискорбно душе моей отпустить Лазаря страшным и славным именем твоим».
Тогда царь великый Давидъ глагола, коли бех живъ: «Да скрушатся врата меденая и верея железная да сломяться». И тогда сокруши Господь врата медѣная и верѣя желѣзная сломи. Глагола Господь Адаму: «Си тя десница создала от века, си же тя изведе ис тля». И тогда въскрѣс Господь и глагола апостоломъ: «Шедше проповедайте по всей земли, крѣстяще въ имя Отца и Сына и Святого Духа учаще блюсти ся».[14] А сам вознесеся на небеса и седѣ одесную Отца, и по всей земли Слава его,[15] и яко тому подобаеть Слава и нынѣ, и присно».
Тогда великий царь Давид сказал, когда был жив: «Пусть разрушатся медные врата и столбы железные сломаются». И тогда разрушил Господь медные врата и железные столбы сломал. Сказал Господь Адаму: «Вот эта десница создала тебя от начала века, она же вывела тебя из тления». И тогда воскрес Господь и сказал апостолам: «Разойдясь, проповедуйте по всей земле, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая людей соблюдать себя». А сам вознесся на небеса и сел по правую руку от Отца, и по всей земле (разошлась) Слава его, как и подобает ему Слава и ныне, и всегда».
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!