ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ 14 страница



 

О премилостивая владычице Богородице, слава тебѣ, яко твоими молитвами и заступлением побѣжени быша враги наша. О всемилостивая госпоже владычице Богородице, ты со всеми святыми да и с нашими заступники — новыми рускими чюдотворцы умолила еси Господа нашего Исуса Христа з безначальным его Отцем и животворящим Духом, да услыша Господь молитву твою и дал нам победительная на сопостаты, и покорил нам враги наша под ноги наша. И о всѣх сих прославляется святое имя Отца и Сына и Святаго Духа нынѣ и присно и въ вѣки вѣком. Аминь».

О премилостивая владычица Богородица, слава тебе, ибо твоими молитвами и заступничеством побеждены были враги наши. О всемилостивая госпожа владычица Богородица, умолила ты со всеми святыми и нашими заступниками — новыми русскими чудотворцами Господа нашего Иисуса Христа с безначальным его Отцом и животворящим Духом, чтобы услышал Господь молитву твою и даровал нам победу над супостатами, и покорил нам под ноги врагов наших. И прославляется всем этим святое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 

Повелѣ же благочестивый царь и великий князь священному собору приити съ честным крестом, в нем же бѣ животворящеѣ древо, на нем же распятся Господь нашъ Исусъ Христосъ, и с святыми образы чюдотворными и всему причту церковному на мѣсто, идѣже бѣ стояше знамя царское, и повелѣ молебная пѣния пѣти о побѣде, благодарения всесильному Богу воздающе. И в той часъ повелѣ животворящий крестъ поставити и церковъ обложити Нерукотвореннаго образа же Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на том мѣсте, идѣже знамя его стояло, на знамени бо его царской образъ бѣ нерукотворенный Господа нашего Исуса Христа.

И повелел благочестивый царь и великий князь, чтобы священный собор и весь причт церковный с честным крестом, содержащим кусочек животворящего древа, на котором распят был Господь наш Иисус Христос, и со святыми чудотворными иконами пришли к месту, где стояло царское знамя, и приказал в честь победы петь молебные песнопения, воссылая благодарности всесильному Богу. И повелел он тогда же поставить животворящий крест и заложить церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на том месте, где стояло его знамя, ибо на знамени его царском был запечатлен нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа.

 

Внутри града толику силну огню возгорѣвшуся, яко едва на третий день возмогоша угасити. Повелѣ же благочестивый царь и градъ чистити от множества мертвых онѣх нечестивых. По семъ же повелѣ протопопу своему, именем Андрѣю, мужу добродѣтельну сущу, собрати соборъ игуменов и священниковъ и дияконовъ и повелѣ церковъ свящати Нерукотвореннаго образа Господа нашего Исуса Христа. Освятиша же церковь в лѣто 7061, мѣсяца октября въ 5 день в среду. И всячески и украси ю, якоже бо лѣпо, честными иконами и божествеными книгами, и святым пѣнием.

Внутри же города разгорелся такой сильный огонь, что только на третий день едва смогли его погасить. И приказал благочестивый царь очистить город от множества мертвых тел нечестивых. После этого повелел он протопопу своему, по имени Андрей, человеку добродетельному, собрать собор игуменов и священников и дьяконов и повелел им освятить церковь в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И освятили церковь в год 7061 месяца октября в 5 день, в среду. И была она всячески украшена, как тому подобает, честными иконами и божественными книгами, и святым пением.

 

И потом обложи церковь соборную внутрь города Казани во имя пречистыя Богородица славнаго ея Благовѣщенья и свящав ю того же мѣсяца въ 9 день недельный. Предѣлы же у Пречистые устрои со обою страну: со едину страну страстотерпцы Христови Борис и Глѣб, а з другую муромские чюдотворцы, и лѣпотнѣ украси якоже бѣ достояше.

А потом заложил он соборную церковь в самом городе Казани во имя пречистой Богородицы славного ее Благовещения и освятил ее в девятый, воскресный, день того же месяца. Приделы же к церкви пречистой Богородицы устроил с обеих сторон: с одной стороны <во имя> страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, с другой — в честь муромских чудотворцев, и чудесным образом украсил их, как и подобало.

 

Освяти же убо и град благочестивый царь и государь нашъ великий князь Иванъ Васильевичь и по стенам града з животворящими кресты и со всѣми иконами самъ хождаше з братом своим со князем Владимером Андрѣевичем и со священным собором, и з боляры своими, и со всѣмъ своим христолюбивым воинством. И вся убо добрѣ и богоугодно благочестивый царь и государь устроив. Заповѣда же и воеводам своим во градѣ церкви ставити.

И город освятил благочестивый царь и государь наш великий князь Иван Васильевич, сам пройдя с животворящими крестами и со всеми иконами по городским стенам вместе с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со священным собором, и с боярами своими, и со всем своим христолюбивым воинством. И обо всем благочестивый царь и государь хорошо и богоугодно распорядился. Повелел он и воеводам своим строить в городе церкви.

 

Град же убо взял благочестивый царь и государь в лѣто 7061-го, мѣсяца октября въ 2 день, на память священномученика Киприяна и Устинии, в день недельный, пятый часъ дни.

Город же взял благочестивый царь и государь в год 7061 -й (1552) месяца октября во второй день — день памяти священномучеников Киприана и Устинии, в воскресенье, в пятом часу дня.

 

Кто же, сия слыша великое милосердие Божие, не удивится и не прославит Бога, яко идѣже кумирская капища, наипаче же бесовская жилища, быша, ту же нынѣ церкви християнстии провозсияша; идѣже нечестивии они скварами бесовскими и кровми скотнями землю и воздух оскверневаху, ту нынѣ о спасении християнстем Богови жертва приношашеся и безпрестанное славословие и молитвы Богови всылаху; и идѣже жилища имѣху они нечестивии срацыни, ту нынѣ православнии християнѣ вселишася и вселяются. Вся яже сия быша изволением Божиим и подвигом государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича и его брата благовѣрного князя Владимира Андрѣевича и всего его христолюбиваго воинства.

Кто же, услышав о таком великом милосердии Божии, не удивится и не прославит Бога, ведь там, где были языческие капища, а точнее — бесовские жилища, ныне воссияли христианские церкви; там, где нечестивые бесовскими жертвоприношениями и кровью животных оскверняли землю и воздух, ныне о спасении христиан Богу жертва стала приноситься и непрестанные славословия и молитвы стали возноситься Богу; там, где были жилища нечестивых тех сарацин, ныне поселились и поселяются православные христиане. И все это свершилось по изволению Божьему и благодаря подвигу государя нашего благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича и брата его благоверного князя Владимира Андреевича, и всего его христолюбивого воинства.

 

Еще же хощу вамъ повѣдати о православных воинех благочестиваго государя нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца: яко убо они, благочестивии воини, уже ко брани с нечестивыми приближающеся и первеѣ убо они внутрь уготовившеся, како стати пред страшным и нетлѣнным небесным царем — Господем нашим Исусъ Христом и отвѣтъ дати о согрѣшениих своих, и приходящим ко святым церквам и исповѣдающимся чистым покаянием ко отцем духовным и причащающимся страшныхъ и трепетных и ужасных своих тайн — пречистому тѣлу и крови Господа нашего Иисуса Христа, и такову получающу нетлѣнну надежду и оружие на супостаты непобедимое, и толико презрѣша смерть, яко не токмо боятися ея, но и радоватися неизреченною радостию, еже пострадати за православную вѣру и за своего православного царя и государя.

Еще хочу вам поведать о православных воинах благочестивого государя нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всей Руси самодержца: когда приближалось им, благочестивым воинам, время идти на брань, приготовляли они себя сначала духовно, чтобы предстать пред вечным и строгим небесным царем — Господом нашим Иисусом Христом и ответ дать о прегрешениях своих, поэтому приходили они ко святым церквам и исповедовались с искренним покаянием перед духовными отцами и причащались страшным и трепетным и ужасным тайнам — пречистому телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, и такую получали они нетленную надежду и непобедимое оружие против супостатов, и настолько презирали смерть, что не только не боялись ее, но радовались несказанною радостью о том, что могут пострадать за православную веру и за своего православного царя и государя.

 

И тако кои же, друг друга укрѣпляя, глаголаше: «Аще не ныне умрем, умрем же всяко, аще ли ныне умрем, от Господа приимемъ нетлѣнное и бесконечное царство; аще мужескии храбръствовав на брани и живи будем, великую от Господа милость приимем, а от нашего земного царя велию честь и славу восприимемъ, и всякое наше недостаточное он, благочестивый государь, нам исполнитъ, и от человѣкъ в роды и роды славни будем».

И так говорили некоторые из них, укрепляя <духом> друг друга: «Если теперь не умрем, все равно умрем когда-нибудь, если же умрем теперь, то получим от Господа нетленное и вечное царство; если будем мужественно и храбро сражатъся и останемся живы, то получим от Господа великую милость, а от нашего земного царя — великую честь и славу, и даст нам благочестивый государь все, чего нам недостает, и будет слава о нас переходить из рода в род».

 

О блаженнии и треблаженнии воини православнии! С таковою надежею уготовившеся на брань, и много они с нечестивыми бравшеся и ови убо от нихъ на брани с нечестивыми умирахуть, овии же послѣднѣхъ дышуще и во иноческий образ облещися желающе, и таковое свое прошение получиша, н ангельскимъ образом украсившеся, и с великою надежею и радостию ко Господу отъидоша; овии же от нихъ многи раны на тѣлесѣхъ имуще, отхождаху к своему государю и царю мужество и храбрство являше.

О блаженные и трижды блаженные воины православные! Укрепившись такою надеждою перед сражением, долго бились они с нечестивыми и одни из них умирали в бою с безбожными, другие при последнем вздохе хотели облечься в иноческий образ и получили исполнение своего желания, украсившись ангельским образом, и с большой надеждой и радостью отошли к Господу; некоторые же, имея многие раны на теле своем, возвращались к своему государю и царю, являя собой пример мужества и храбрости.

 

Мы же убо прекратимъ повѣсть сию и на предлежащеѣ возвратимся, и Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа прославим, и сице глаголем: «Слава тебѣ, Господи, яко даровал еси нам сицева благочестиваго царя и государя и великого князя Ивана Васильевича! Слава тебѣ, Господи, укрѣпивый раба своего государя нашего на сопротивныя! Слава тебѣ, Господи, покоривый под нозѣ врагов государю нашему, православному царю, и нынѣ и в предидущая лѣта!

Мы же закончим повесть эту и к предыдущему возвратимся, и прославим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и скажем так: «Слава тебе, Господи, за то, что даровал нам такого благочестивого царя и государя и великого князя Ивана Васильевича! Слава тебе, Господи, укрепивший раба своего, государя нашего, против врагов! Слава тебе, Господи, покоривший врагов под ноги государю нашему, православному царю, теперь и в будущие годы!

 

О премилостивый Господи Исусе Христе, сыне Божий, молитвами пречистыя ти матере и всѣх святых молитвами и молитвами великого чюдотворца Сергия и Никона, помилуй и сохрани своею благодатию государя нашего, православнаго царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца и съ его благочестивою царицею Анастасиею и съ его сыном, царевичем Дмитрием, и съ его братиями, и со всѣмъ христолюбивым воинствомъ! И даруй ему, всемилостивый Господи, душевное спасение и тѣлесное здравие, и побѣду на сопротивныя, и яко твоею милостию страшен будетъ врагом своим, яко ты еси истинный Богь нашъ Исусъ Христосъ, сынъ Божий, и дая власть, емуже хощеши. И тебѣ славу всылаем со безначальным Отцем и с пресвятым и животворящим Духом нынѣ и в предидущия вѣки вѣкомъ! Аминь».

О премилостивый Господи Иисусе Христе, сыне Божий, за молитвы пречистой твоей матери и молитвы всех святых, и молитвы великого чудотворца Сергия и Никона помилуй и сохрани своею благодатию государя нашего, православного царя и великого князя Ивана Васильевича всей Руси самодержца с благочестивой его царицей Анастасией и с сыном его, царевичем Дмитрием, и с братьями его, и со всем христолюбивым воинством! И даруй ему, всемилостивый Господи, душевное спасение и телесное здравие, и победу над врагами, да будет он по твоей милости страшен врагам своим, ибо ты есть истинный Бог наш Иисус Христос, сын Божий, дающий власть, кому пожелаешь. И воссылаем тебе славу с безначальным Отцом и с пресвятым и животворящим Духом ныне и во все будущие века! Аминь».

 

Взято Казанское царство в лѣто 7061 году октября въ 5 день.

Взято Казанское царство в год 7061 (1552) октября в 5 день.

 

ЧАШИ ГОСУДАРЕВЫ ЗАЗДРАВНЫЕ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!