ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ 12 страница



Православный же государь, видя такое милосердие Божие к себе и всему своему воинству, тотчас же поспешил в церковь великого Сергия и с огромною радостью и слезами воздал благодарственными песнопениями Господу и пречистой Богородице, защитнице и помощнице христиан, и великому чудотворцу Сергию. И устроил он светлый пир, и одарил своих воевод и всех воинов богатыми дарами, и утешил всех ласковыми своими царскими речами. Из орудий же из всех — из пушек и из огнестрельных пищалей — беспрестанно день и ночь били по городу, так что были слышны этот сильный грохот и сотрясение за многие версты от города.

 

Но паки благочестивая она и богохранимая глава — царь и великий князь на милость обращашеся, не поминая онѣх зловѣрных и безбожных агарян, еже пред ним, государем, измѣнъ великих и еже християнъ православных от нечестивых кровопролития, и хотя пред ними смиритися, вѣдый бо он, государь, в конец Божественое писание, яко Господь гордым противится, смиренным же даетъ благодать. И посылает свое царское жалованное слово во град к нечестивым: «Аще град здадите ми, аз всѣх вас хощу жаловати и не поминаю ваших многих измѣн».

Но снова благочестивая эта и богохранимая глава — царь и великий князь склоняется к милосердию, не вспоминая о великих изменах ему, государю, тех зловерных и безбожных агарян и о пролитии нечестивыми крови православных христиан, и хочет пред ними выказать смирение, ибо хорошо знал он слова Божественного писания о том, что Господь гордых наказывает, смиренным же дарует благодать. И посылает он в город к нечестивым свое царское милостивое слово: «Если сдадите мне город, я всех вас жалую и не припомню вам многих ваших измен».

 

И повелѣ многи языки пред градом водити, чтобы нечестивыи, на них зря, смирилися и государю ся здали. Они же нечестивии изъбраша себѣ смерть неже живот, и государево словесе и благоутробия, еже на них восхотѣ показати, никакоже послушаша. И повелѣ православный царь онѣхъ языков нечестивых пред градом всѣх изсещи. Они же, видѣвше своих единоязычных изсѣчение из града и никакоже смиришася, ожѣсти бо сердца их Богъ за их неправду, якоже древле и фараона, вѣдый ихъ в конечную погибель, да прославится Господь, якоже о фараонѣ и о колесницах его,[35] — сице и о сих не покоряющихся благочестивому царю государю нашему великому князю.

И приказал он водить перед городскими стенами многочисленных языков, чтобы нечестивые, увидев их, смирились и сдались государю. Но нечестивые эти выбрали не жизнь, а смерть и не послушали государева слова и не приняли его милосердия, которое хотел он им показать. И приказал православный царь тех языков нечестивых на виду у города всех перебить. Казанцы же, видя из города, как убивают их соплеменников, так и не смирились, ибо ожесточил Бог сердца их за их неправду, как в древности фараона, и привел их к окончательной гибели, чтобы прославился Господь, как <в древности> через фараона и колесницы его, — так и теперь через этих, не покорившихся благочестивому царю государю нашему великому князю.

 

По сем же посылаетъ государь своих воевод ко Арскому городку и на многие мѣста и с ними многих людей, и повелѣ имъ воевати, заповѣда же им тамо не закоснѣти, хотяше бо вскорѣ ко граду приступати. Того ради повелѣ им скоро возвратитися. Они же во Арске немало время укоснѣша воююще. И о сем печаль велия государю належаше, яко вѣсти на долзѣ времени от них никакоже бысть. И другая скорбь бысть: яко дожди велицы быша и бури, и толикия бури, яко многия суды на Волзѣ со запасы потопиша; и иная скорбь — из града вѣсти никако же бысть. И о сем о всѣмъ великая скорбь бысть, царево сердце немало уязвляше. И не токмо же се, но и велице подвизѣ благочестивый царь живя, понеже доспѣхъ съ его царскихъ плещей никакоже схожаше, в нощи же без сна в молитвах пребывая, а во дни царьския управы безпрестани управляше.

После этого посылает государь своих воевод со многими воинами захватить Арский городок и многие другие места, но приказывает не задерживаться там, ибо хотел он вскоре начать штурм города. Поэтому и повелел им царь поскорее возвратиться. Они же, воюя, задержались под Арском на немалое время. И пребывал от этого государь в сильной печали, ведь не было от них долгое время никаких вестей. И другое было у него горе: из-за сильных дождей и бурь потопило на Волге много судов с припасами; и еще одна беда — никаких не было сведений из города. Из-за всего этого великой скорбью уязвлено было царево сердце. Но несмотря на все это жил благочестивый царь подвижнической жизнью: не снимались доспехи с царских его плеч, ночи проводил он без сна — в молитвах, днем же пребывал в постоянных царских своих делах.

 

О ПОСЛАННЫХ ИЗО ОБИТЕЛИ ЖИВОНАЧАЛЬНЫЕ ТРОИЦЫ — СЕРГЕЕВА МОНАСТЫРЯ

О ПОСЛАНЦАХ ИЗ ОБИТЕЛИ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ — СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

 

В то же время прииде изо обители живоначальныя Троица — Сергиева монастыря посланный игуменом Гурием и братиею нѣкий чернецъ, именем Андреян Ангилов, со единым братом ко благочестивому царю государю и великому князю Ивану Васильевичю, нося икону, на нейже написан образъ живоначальныя Троица и пречистая Богородица со апостолы и преподобный чюдотворецъ Сергий и Никон,[36] и просфиру, и святую воду.

В то же время пришел к благочестивому царю государю и великому князю Ивану Васильевичу из обители живоначальной Троицы — Сергиева монастыря некий чернец, именем Адриан Ангелов, с одним братом, посланный игуменом Гурием и братиею, и принес икону, на которой написаны были лики живоначальной Троицы и пречистой Богородицы с апостолами и преподобного чудотворца Сергия с Никоном, а также просфору и святую воду.

 

Приемлет же сия благочестивый царь с великою радостию, святую икону и прочая, и таковая в тайнѣ тайну свѣдущему Богу моления от сердца приноситъ. «Слава тебѣ, — глаголаше, — Создателю мой, слава тобѣ, яко в сицевых дальних странах посѣщаеши мене грѣшнаго! На сию бо твою икону взираю, яко на самого истиннаго моего Бога зрю и милости и помощи прошу себѣ и всему воинству моему, твой бо есмь аз раб и людие твои. Ущедри, Владыко, помилуй, многомилостиве, подай победительная на враги! И якоже иногда прадеду нашему против нечестивых на брани бывшу, и уже брани хотящи быти, и приспѣ от преподобнаго Сергия, твоего угодника, таковая же приносяще; он же святаго хлѣба вкусив и воду святую пив, и руцѣ на небо простер, сицевая глаголаше: “Велико имя святыя Троица! Пресвятая госпоже Богородице, помогай намъ”. Тоя молитвами и преподобнаго Сергия и побѣди враги своя. Тако же и аз ныне вопию: “Велико Имя святыя Троица! Пресвятая госпоже Богородице, помогай намъ!” И умоли, Владычице, рождьшагося ис тебе Христа, Бога нашего, з безначальным его Отцем и с пресвятым благим и животворящим его Духом, да подастъ нам победительная на враги.

Благочестивый же царь с великой радостью принимает святую икону и прочее и мысленно произносит из глубины своего сердца моление к Богу, которому ведомо все тайное: «Слава тебе, — говорил он, — Создатель мой, слава тебе за то, что в столь дальних странах посещаешь ты меня! Ибо смотрю я на эту твою икону, словно на самого истинного моего Бога, и прошу себе и всему воинству моему милости и помощи, ведь я — раб твой, как и все люди твои. Будь же щедрым, Владыка, смилуйся милосердно над нами и пошли нам победу над врагами! Так же ведь было и при прадеде нашем, когда выступил он против нечестивых: перед самым началом сражения подоспели к нему посланцы от преподобного Сергия, угодника твоего, принесшие такие же дары: он же, вкусив святого хлеба и испив святой воды, простер к небу руки и проговорил: “Велико имя святой Троицы! О пресвятая госпожа Богородица, помогай нам!” Ее-то молитвами и молитвами преподобного Сергия и победил он врагов своих. Так и я ныне взываю: “Велико имя святой Троицы! Пресвятая госпожа Богородица, помогай нам!” И умоли, Владычица, рожденного тобою Христа, Бога нашего, с безначальным его Отцом и пресвятым благим и животворящим его Духом, чтобы даровали они нам победу над врагами.

 

И ты, о преподобне угодниче Христовъ великий Сергие, не премолчи со ученики своими, вопия о нас ко Господу, и ускори на помощъ нашу! И якоже в начале святаго твоего храма и от святаго ти образа во граде Свияжском всемилостивый Богъ тебе прослави, своего угодника, многими чюдесы, и многим человѣком исцѣление дарова, — тако и нынѣ нам молитвами твоими помогай; и якоже тамо нечестивым онѣмъ варваром являшеся, тако и нам, православным, явися и помози, нечестивым бо на нечистую их вѣру прогнание являшеся, нам же на враги победительная своим явлением даруй о Христе Исусе, Господѣ нашем, ему же слава во вѣки вѣкомъ! Аминь».

И ты, преподобный угодник Христов великий Сергий, не промолчи с учениками твоими, но моли о нас Господа и поспеши к нам на помощь! И так же, как при открытии святого твоего храма в городе Свияжске прославил тебя всемилостивый Бог, угодника своего, многими чудесами, происходившими от святого образа твоего, и многим людям даровал ты исцеление — так и ныне помогай нам молитвами твоими; и так же, как являлся ты там нечестивым варварам, так и нам, православным, явися и помоги, ведь нечестивым ты являлся, чтобы изгнать нечестивую их веру, нам же своим явлением даруй победу над врагами во имя Христа Иисуса, Господа нашего, ему же слава во веки веков! Аминь».

 

И от того дни православному царю нашему вся радость и побѣда на враги от Господа даяшеся: в той убо день тайникъ у нихъ подкопом вырвало, и многихъ онѣх нечестивыхъ татар побило, а на завтрие из града татаринъ прибѣже, и потом полоняникъ из града прибѣжаше и многия вѣсти полезныя государю сказаша; пушками же со единыя страны града стѣну до основания разбиша и многихъ людей во граде побиша. Нѣкий же человѣкъ бѣ благочестиваго царя, именем Размыслъ, родом литвин, сѣй хитръ бѣ подкопы творити под градныя стѣны. Сему же повелѣша многия подкопы творити под градныя стѣны.[37] И потом приидоша изо Арска царя и великого князя воеводы и многую побѣду на нечестивыя показаша и мног полонъ руской отполониша, и многихъ языковъ приведоша.

И с того дня стали дароваться православному нашему царю Господом удачи и победы над врагами: в тот же день от взрыва в подкопе разрушился у них тайник, и много поубивало нечестивых тех татар, а назавтра из города прибежал татарин, а потом и пленник из города прибежал, и передали они государю много полезных сведений; пушками же с одной стороны до основания разрушена была городская стена и поубивало много людей в городе. Был у благочестивого царя некий человек, по имени Размысл, родом литовец, который умел искусно рыть подкопы под городские стены. Ему и приказано было рыть подкопы под стены города. А потом пришли из Арска царя и великого князя воеводы и поведали о большой победе над нечестивыми и о том, как освободили большое количество русских пленников, и привели они многих языков.

 

И сию радостную побѣду видѣвъ благочестивый царь государь, и скоро ко святым храмом поиде и повелѣ молебная пѣния пѣти о побѣде, славу воздая всесильному Богу и пречистѣй Богородицы, и великим чюдотворцом, яко их молитвами таковую побѣду дарова ему Богъ на сопротивных. Воевод же своих и все воинство словесы своими царьскими утѣшивъ, и многими похвалами похвали, и многими ихъ жаловании рекъся жаловати, и на многихъ пирех с ними веселяшеся.

Благочестивый же царь государь, видя радостную эту победу, поспешил к святым храмам и повелел петь молебные песнопения в честь победы, воздавая славу всесильному Богу и пречистой Богородице, и великим чудотворцам, ибо по их молитвам даровал ему Бог такую победу над противником. Воевод же своих и все воинство утешил он своими царскими речами и прославил многими похвалами, и обещался пожаловать их многими дарами, и веселился с ними на многочисленных пирах.

 

Руский же полон повелѣ весь собрати и во свой станъ привести. И во своих царских шатрѣхъ на многия дни держаше и пищею многою и одеждею всѣхъ довольно учредив, яко чадолюбивый отецъ своих чад веселяше. Они же, нужницы, видѣвше на себѣ от благочестиваго царя таковое милосердие, яко от плѣна их свободи и таковое имъ утѣшение даяше, и в Рускую землю коегождо во своя повелѣ отвести, и о сей милости они многия слезы и моления ко Господу о благочестивом государи моляхуся, глаголюще.

Всех же русских пленников повелел он собрать и привести в свой стан. И содержали их много дней в царских его шатрах, и всех их накормил он вдоволь и одел, радуя их, словно чадолюбивый отец своих детей. Они же, страдальцы, видя такое милосердие к себе благочестивого царя, что освободил он их от плена и так утешил их, и приказал отвести каждого к себе на родину в Русскую землю, молились Господу со многими слезами и молитвами о благочестивом государе за такое его милосердие, говоря так.

 

Молитва: «О, милостивый и премилостивый владыко человѣколюбче Господи Исусе Христе сыне Божий! Помилуй и сохрани раба своего, государя нашего, и побѣдительная ему на сопротивныя даруй, и виждь его милосердие, еже нам, нищим и горкимъ плененым, показа. И ты, Господи, воздаждь ему милость свою за нас, нищих, и сохрани его и все его христолюбивое воинство!» По сем же канон Покрова пресвятей Богородицы.

Молитва: «О милосердный и премилостивый владыка человеколюбец Господь Иисус Христос, сын Божий! Помилуй и сохрани раба своего, государя нашего, и даруй ему победу над врагами, увидь его милосердие, которое проявил он к нам, нищим и горьким пленникам. Воздай же ему, Господи, милосердием своим за нас, нищих, и сохрани его и все его христолюбивое воинство!» После этого пели они канон Покрову пресвятой Богородицы.

 

Повелѣ благочестивый государь под градом един мал подкоп под татары зажещи, воеводам же около града и всему воинству в то время заповѣда никакоже приступати ко граду. И в той день во вторый час дни или третий зажгоша, и бысть велий страх нечестивым, на великую бо высоту великия бревна градны стѣны и землю возношаше и многихъ нечестивых побиваша. Воини же благочестиваго царя не могоша удержатися от великия ревности, еже Богъ вложи в сердца их, и ко граду потекоша, и многихъ нечестивых со стѣны согнаша, многия же люди и во градъ влѣзоша. И воеводы же сташа на градной стѣнѣ и ко государю вѣсть послаша, яко многие люди во градѣ нечестивых побиша.

Благочестивый же государь приказал зажечь под городом, под татарами, один небольшой подкоп, а воеводам и всему воинству, окружившему стены, повелел ни в коем случае не предпринимать никаких штурмов города. И зажгли в тот день во втором или в третьем часу дня подкоп, и напал на нечестивых сильный страх, ибо огромные бревна из городских стен вместе с землей подняло взрывом на большую высоту, и поубивали они многих нечестивых. Воины же благочестивого царя не могли сдержать боевого пыла, который вложил в сердца их Бог, и ринулись к городу, и согнали со стен множество нечестивых, а многие воины проникли и внутрь города. Воеводы же встали на городской стене и послали государю известие о том, что многие воины в городе побили нечестивых.

 

Слышав же государь таковую помощъ Божию, и в той час притече в церковь великого чюдотворца Сергия и повелѣ молебная благодарения Господеви всылати. Нача же думати с своими бояры и воеводы, яко не вси людие ополчишася в то время ко граду, и в той час посла и повелѣ своих воевод и людей из града высылати. Они же никакоже хотяхут из града выйти, но едва с великою нужею из града людей выслаша. С стѣны же з градныя не слѣзоша, но туто на стенѣ ста воевода князь Михайло Иванович Воротынской[38] да Алексѣй Даниловичь Плещѣевъ.[39] И седѣша на стенѣ два дни и двѣ нощи, ожидающе государева приступу ко граду.

Государь же, услышав о такой помощи Божьей, в тот же час пришел в церковь великого чудотворца Сергия и повелел воссылать Господу благодарственные молебны. Сам же начал совещаться со своими боярами и воеводами, и решили они, что еще не все воины подготовлены к штурму города, поэтому тотчас же послал он приказ, чтобы воевод и воинов из города вывели. Те же никак не хотели выходить оттуда, и едва с большим трудом выслали воинов из города. Те же, кто находился на городской стене, не слезли с нее, а стояли тут воеводы князь Михаил Иванович Воротынский да Алексей Данилович Плещеев. И сидели они на стене два дня и две ночи, ожидая, когда государь начнет штурмовать город.

 

ЧЮДО СВЯТЫХ АПОСТОЛ И СВЯТАГО НИКОЛЫ, КАКО ЯВИШАСЯ АПОСТОЛИ НАД ГРАДОМЪ НА ВОЗДУСѢ И СВЯТЫЙ НИКОЛАЕ И БЛАГОСЛОВИША МѢСТО ОНО И ГРАД, ДА ВЪСЕЛЯТСЯ ПРАВОСЛАВНИ ХРИСТИЯНѢ

ЧУДО ЯВЛЕНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО НИКОЛЫ В ВОЗДУХЕ НАД ГОРОДОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИМИ МЕСТА ЭТОГО И ГОРОДА ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ ЗДЕСЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

 

Пред взятием же убо града Казани многая чюдеса показа всемилостивый Богъ угодники своими — великими апостолы двоюнадесяте и великим чюдотворцом Николою, и великимъ чюдотворцомъ преподобным Сергиемъ. Нѣкий убо человѣкъ от болярскихъ людей раненъ у града за турами лежитъ и раною изнемогая велми, и едва в сонъ тонок низведен бысть, и видитъ над градом свѣтъ великъ сияющъ и во свѣте оном на воздусе апостоли 12 стоящих во святительской одежи, велиим свѣтом сияя.[40] И поклонися предо апостолы, глаголя имъ: «Радуйтеся, ученицы и апостоли Господа нашего Исуса Христа!»

Перед взятием же города Казани много чудес показал всемилостивый Бог через угодников своих — двенадцать великих апостолов, великого чудотворца Николая и великого чудотворца преподобного Сергия. Некий человек из числа боярских воинов раненый лежал у городской стены за турами, изнемогая от раны, и едва погрузился он в легкий сон, как увидел засиявший над городом яркий свет и в том свете парящих в воздухе двенадцать апостолов в святительских одеждах, сияющих ослепительным светом. И поклонился апостолам <святой Николай>, говоря им: «Радуйтесь, ученики и апостолы Господа нашего Иисуса Христа!»

 

И отвѣщаша ему апостоли: «Радуйся и ты, угодниче святителю Христовъ Николае!» И нача святый Николае молити святых апостол, глаголя: «Ученицы Христови, молите Бога и благословите мѣсто сие и град, да вселятся православнии християне здѣ и поживут». И отвещаша ему апостоли: «Не время таковому дѣлу, угодниче Христовъ Николае». И обратившеся вси на востокъ молитися. И глас прииде к нимъ от востока с небесе, глаголя: «Отнынѣ буди благословено мѣсто сие и да прославится о сем мѣсте имя Отца и Сына и Святаго Духа». И обратившеся вси апостоли и Николае, и благословиша мѣсто и град, и невидими быша.

И отвечали ему апостолы: «Радуйся и ты, угодник Христов святитель Николай!» И начал святой Николай умолять святых апостолов, говоря: «Ученики Христовы, молите Бога и благословите место это и город, чтобы поселились здесь и начали обживаться православные христиане». И отвечали ему апостолы: «Еще не время для такого дела, угодник Христов Николай». И повернулись все на восток для молитвы. И снизошел к ним с небес от востока глас, говоривший: «Отныне будет благословенно место это, дабы прославилось на этом месте имя Отца и Сына и Святого Духа». И повернулись все апостолы и Никола, и благословили место и город, и стали невидимы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!