Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской 10 страница



 

И Господь-человѣколюбець, аще восхощет нѣкиа ради добродѣтели на кого от тѣхъ излияти каплю милости своея, послет на нь скорбь, и возбранит ему от таковыя дерзости, и скорбьми обратит его на покаание. Аще ли же которым попустит и не возбранит им скорбьми от таковыа дерзости, всеконечно оставляеми суть от Бога и достойни слезамъ, яко тамо вѣчно отомщение восприимут своея дерзости. Не точию священноиноком и мирьским иерѣем, но и простым иноком и миряномъ, уклоняющимся неудержанно к плотским сквернам, сущих въ жизни сей, и дерзающим приимати пречистыя тайны без достойнаго запрещениа и покаяниа, аще скорбьми не возбранит имъ от таковых, но на концѣ или после смерти объявитъ на нихъ, которому осужению достойни. Сие творит не им ползу сотворяа, но нас въ страх и на покаяние наставляа. Такоже и добродѣтелныхъ в конець и по кончинѣ благими знаменми объявляа, нас наставляа ко уподоблению их, и прославляет угодивших ему, якоже преди рекохъ.

И Господь-человеколюбец, если захочет ради какой-либо добродетели на кого-нибудь из тех излить каплю своей милости, пошлет на него скорбь, и запретит такую дерзость, и страданием обратит на покаяние. Если же от кого отступится и не оградит страданиями от такой дерзости, те навсегда будут оставлены Богом и достойны слез, так как там обретут вечное наказание за свой грех. Не только священноинокам и мирским иереям, но и простым монахам и мирянам, которые неудержимо стремятся к существующим в этой жизни плотским грехам и осмеливаются принимать причастие без должной епитимий и покаяния, если страданием не оградит их Бог от этого, то в конце жизни и после смерти укажет им, какого наказания они достойны. Бог это творит не ради их пользы, но наставляя нас на страх и покаяние. Также он и добродетельных в конце жизни и после смерти объявляет добрыми знамениями, поучая нас быть подобными им, и прославляет угодивших ему, как я прежде говорил.

 

Повѣда нам отець Иосифъ: «Пребывающу ми въ честнѣй обители преславныа Богородица на Симоновѣ,[93] повелѣниемъ державнаго привезоша в той манастырь человѣка разслаблена и постригоша. Идохъ же посѣтити его и вопросихъ вину болѣзни его. Он же, воздохнувъ, рече: “Господине отче, се есть вина напасти моея. Приближающуся празнику святых верховных апостолъ Петра и Павла,[94] у тѣхъ бо церкви азъ живяхъ, и, совѣщавъ с сосѣды, въ честь святых апостолъ обще сотворихом питие медьвеное. Аз же, акаанный, на святый празникъ преже литургиа поемъ с собою нѣкиа и начахом пити преже литургиа. И лежащу ми, яко въ изступлении, и видѣхъ мужа, емуже брада черна, поизвита, плешивъ и възоромъ страшенъ. И возрѣвъ на мя ярымъ оком, и удари мя десною рукою за ланиту; и от страшнаго ударениа всь разслабленъ быхъ, яко мертвъ лежахъ, и ис тоя страны испадоша зубы моя. Внидоша же въ храмину сущии в дому моем, мнѣвше мя спяща, еже возбудити к литургии, и видѣвше мя, разслаблена всего и исполумертва, и обрѣтоша пять зубов на постели моей. Вопрошаем же от них о случавшемся мнѣ. Аз же, окаянный, едва приидохъ в себе и исповѣдахъ имъ вся, якоже и тебѣ; и приятъ страхъ вся, и разумѣша ото образа, яко апостолъ Павелъ бѣ явлеися мнѣ.” И со многими слезами прославиша Бога и святыхъ апостолъ, молящеся, да милостивъ будет ему молитвами святых апостолъ. Пребысть же лѣто едино в манастырѣ, каяся, и преставися».[95]

Поведал нам отец Иосиф: «Когда я был в честной обители преславной Богородицы на Симонове, по повелению правителя привезли туда расслабленного человека и постригли. И я пошел посетить его и спросил о причине его болезни. Он же, вздохнув, сказал: “Отец мой и господин, вот причина моей напасти. Когда приближался праздник святых верховных апостолов Петра и Павла, у церкви которых я жил, то, посоветовавшись с соседями, сотворили мы в честь святых апостолов сообща хмельной напиток из меда. Я же, окаянный, на святой праздник до литургии, взяв с собой некоторых, начал пить вино. И, когда лежал я, словно в исступлении, увидал человека, борода которого была черной и вьющейся, а сам был плешив и взором страшен. И посмотрел на меня с яростью, и ударил меня правой рукой по щеке; и с той стороны выпали зубы мои, а я от страшного удара был весь расслаблен и лежал, как мертвый. Вошли в комнату бывшие в моем доме люди, думая, что я сплю, чтобы разбудить к литургии, и увидели меня, расслабленного и полумертвого, и нашли пять зубов на моей постели. Спрашивали, что случилось со мной. Я же, окаянный, едва пришел в себя и рассказал им все, как и тебе; и охватил всех страх, и поняли по описанию, что мне являлся апостол Павел”. И со многими слезами прославили они Бога и святых апостолов, молясь, чтобы милостив был к нему Бог молитвами святых апостолов. Пробыл он год в монастыре, каясь, и потом умер».

 


[1] ...не скрывше таланта, яко добрии строителие благодати Владычня... — «Добрый и верный раб» евангельской притчи, получив от господина серебро, не зарыл его в землю, а приумножил богатство, употребив таланты (денежная единица у древних евреев) в дело. Ср.: Мф. 25, 14—30; Лк. 19, 11—27.

[2] ...изволися и мнѣ послѣдовати преданию святыхъ отець... — Созданию Волоколамского патерика предшествовала редакторская работа Досифея Топоркова над переводом Синайского патерика (1528—1529). Ряд фрагментов в предисловиях к Синайскому и Волоколамскому патерикам имеет почти дословное совпадение.

[3] ...бывшаа во обители отца Пафнутиа... — Пафнутий Боровский (1394—1477) — внук татарина, принявшего христианство, родился в селе Кудинове недалеко от Боровска, при крещении был назван Парфением. В возрасте двадцати лет постригся в Покровском монастыре на Высоком у игумена Маркела и после его смерти был тридцать лет настоятелем этого монастыря. Во время тяжелой болезни оставил игуменство, принял великую схиму, а после выздоровления в 1444 г. ушел из обители и поселился с одним иноком на берегу реки Протвы, где вскоре собралась братия и был основан монастырь Рождества Богородицы, каменный собор которого расписывал Дионисий. В 1610 г. монастырь был разорен войсками Лжедмитрия II, восстановлен при царе Михаиле Федоровиче. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского см. в 7-м т. наст. изд.

[4] ...и ученика его отца Иосифа... — Иосиф Волоцкий (1439—1515), в миру Иван Санин, церковный писатель и публицист, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. Происходил из семьи богатого вотчинника, предки которого были выходцами из Литвы. Принял постригв Боровском монастыре и стал любимым учеником Пафнутия. В 1479 г. основал волоколамский монастырь Успения Богородицы, позднее получивший его имя. На соборе 1503 г. Иосиф и его сторонники добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями и поддержанного Иваном III, на соборе 1504 г. — расправы над еретиками. Иосиф Волоцкий выступил с обоснованием идеи божественного происхождения великокняжеской власти. Основные литературные сочинения Иосифа — книга против еретиков «Просветитель», послания к Нифонту Суздальскому, Вассиану Санину, Ивану III, Василию III, И. И. Третьякову-Ховрину, Б. В. Кутузову и др., часть из которых опубликована в этом же томе. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось при митрополите Антонии с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г.

[5] ...Иосифъ... прииде во свое отечество, на Волокъ Ламский... — Прадед Иосифа Волоцкого Александр (Саня) «от Литовскыя земли влечашеся родом». По предположению А. А. Зимина, переселение Саниных в Волоколамский уезд относится к 1408 г., когда целый ряд выходцев из Литвы с князем Свидригайлом перешли на службу к московскому князю (см.: Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.). М., 1977. С. 40—41). Отцу Иосифа Волоцкого Ивану принадлежали село Язвище (Покровское) и деревня Спировская, ставшие впоследствии вотчинами Иосифо-Волоколамского монастыря.

[6] Волокъ же той бяше изъначала предѣлъ Великаго Новаграда. — Волоколамск в старину именовался Волоком Ламским, или Волоком. Первое упоминание относится к 1135 г.; основали город, вероятно, новгородцы. В 1177 г. Великий Новгород отдал Волок князю Ярославу Мстиславичу, внуку Юрия Долгорукого. В 1178 г. город был взят войсками Всеволода Юрьевича и сожжен. Перешел во владение Новгорода в 1231 г. В 1237 г. Волок был разорен Батыем; в 1237 г. его «повоевал» Святослав Александрович Тверской; в 1293 г. город был завоеван татарским князем Дюденем. С конца XIII в. одна половина Волоцкой волости находилась под управлением Новгорода, другая — Москвы. В 1304 г. Иван Калита отдал свою часть Волоцкой волости вместе с городом киевскому князю Розпопу Несторовичу, который вскоре присоединил к ней и другую половину, отняв ее у новгородцев. В 1345 г. Симеон Гордый, женившись на дочери Федора Святославича Дорогобужского, отдал Волок своему тестю. В конце XIV в. Волок снова перешел во владение Новгорода, но уже в 1398 г. великий князь Василий Дмитриевич сумел присоединить его к Москве. В 1462 г. Волоцкое княжество становится самостоятельным уделом, его первым князем был Борис Васильевич (1462—1494). Княжество наследовал его сын Федор (1494—1513), который уступил Рузу и Ржев брату Ивану. После смерти бездетного Федора Борисовича Волоцкое княжество было присоединено к Москве.

[7] Святый же апостолъ Анъдрѣй восхотѣ ити въ Рим... — Апостол Андрей — святой, брат апостола Петра, раньше которого был призван следовать за Иисусом Христом, поэтому носит имя «Первозванного». По преданию, проповедовал христианство «скифам», то есть народам, жившим на берегах Черного моря. По сказанию Повести временных лет, апостол Андрей, совершая путешествие из Синопа в Рим, побывал на Днепре и водрузил на месте, где позднее возник Киев, крест. См. наст. изд., т. 1. Как полагают исследователи Повести временных лет, «Хождение апостола Андрея по Руси» — позднейшая вставка в текст летописи. См. наст. изд., т. 1, комментарий.

[8] ...въ Понтъ-море... — «понт» в переводе с греческого — «море». В данном случае речь идет о Черном море, которое в Повести временных лет называется «Понетьским» и «Русским».

[9] Словене... седоша около езера великаго Ильмеря... — Текст восходит к рассказу Повести временных лет о расселении славянских племен (см. наст. изд., т. 1). По современным данным, славянские поселения на месте будущего Новгорода возникли в IX—X вв.

[10] ...и пребыша некрещени до великаго князя Владимера. —- Владимир (ум. в 1015 г.) — сын Святослава от ключницы княгини Ольги Малуши. Сначала княжил в Новгороде; в 980 г., хитростью расправившись с братом Ярополком, стал киевским князем. Одержал ряд побед над радимичами, вятичами, поляками, волжскими болгарами; за военную помощь византийскому императору Василию II получил в жены его сестру Анну. В 988 г. крестился; при нем на Руси было принято христианство как единая официальная религия. Причислен к лику святых.

[11] Волокъ же Ламьский... подъ областию архиепископа того града и до сего времени. — Волоцкое княжество в XV — первой половине XVI в. входило в Новгородскую епархию и управлялось в церковных делах новгородскими архиепископами. Новгородскнй архиепископ Геннадий покровительствовал Иосифу Волоцкому, который, как и он, вел борьбу против еретиков, выступал в защиту монастырского землевладения, разделял мысль о превосходстве духовной власти над светской. Отношения Иосифа с преемником Геннадия на архиепископском престоле Серапионом были конфликтными: Серапион отлучил волоколамского нгумена от церкви, когда тот без его ведома передал свой монастырь под власть великого князя Василия III, «отступил от небесного, а перешел к земному». Иосиф Волоцкий обратился за поддержкой к главе русской церкви, митрополиту Симону, и на церковном соборе Серапион был лишен престола и заточен в Андроников монастырь.

[12] Старый Волок — по мнению А. А. Зимина, город, который был основан в VIII—IX вв. новгородцами на берегу реки Ламы, на месте села Староволоцкого. При князе Ярославе Мудром город был перенесен на то место, где находится до сих пор (см.: Зимин А. А. Новгород и Волоколамск в XI—XV вв. // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1961. Вып. 10. С. 99—100).

[13] ...великий Ярославъ... — Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича от Рогнеды. Княжил в Новгороде, выступил против Святополка, убившего братьев Бориса и Глеба; победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 г., занял киевский стол и княжил до 1054 г. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры.

[14] ...два поприща... — Поприще — древнерусская мера длины, примерно равная версте.

[15] ...постави церковъ Воздвижение Честнаго Креста Христова и сотвори монастырь. — Крестовоздвиженский монастырь был расположен на берегу реки Городни. По преданию, в нем с семи лет обучался грамоте Иосиф Санин. Монастырь возобновлен в 1659 г., приписан к Иосифо-Волоколамскому монастырю в 1693 г., упразднен в 1761 г.

[16] ...сотвори церковь во имя святаго пророка Ильи и такоже сотвори монастырь. — Известно, что в XVI в. игуменами Ильинского мужского монастыря были Иосиф, Гавриил, Нифонт. В XVII в. монастырь был обращен в женский. В начале XVIII в. действовал как ружная церковь.

[17] «Азъ есмь боговидець пророкъ Илья»... — История жизни и деятельности пророка Илии излагается в 3-й и 4-й книгах Царств. Во время преображения Господня Илия вместе с пророком Моисеем был свидетелем этого чуда, за что прозван «Боговидцем».

[18] ...и внутрь града соборную церковь Воскресение Господа нашего Исуса Христа. — Собор был построен московскими мастерами из белого камня при князе Борисе Васильевиче в 1480 г. В 1693 г. «за ветхостью» перестроен. Сильно пострадал во время осады города польским королем Сигизмундом III в 1613 г. В храме три придела: Сретенский, Никольский и в честь Иосифа Волоцкого.

[19] И дасть... тамгу со всего: и помѣрно, и явку з животины, и пятно... — Тамга — внутренняя таможенная пошлина, взимавшаяся со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами, а также товарами. С местных жителей тамга взималась в меньшем размере, чем с приезжих и иностранцев. Померное — пошлина за пользование казенной мерой при продаже и покупке сыпучих товаров. Явка — пошлина с являемых на продажу товаров. Пятно — пошлина, взимавшаяся с клеймения лошадей при их продаже.

[20] И пребыша до князя Бориса Васильевича... — Борис Васильевич, князь Волоцкий (1462—1494), сын Василия Васильевича Темного, родился в Москве в 1449 г. По смерти отца получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу. Вместе с Иваном III ходил в поход на Новгород (1471—1478), воевал против хана Ахмата, осадившего Алексин (1472), «стоял на Угре» (1480), «ходил на Тверь» (1485—1486). В 1491 г. по требованию великого князя «высылал воевод» на помощь крымскому хану Менгли-Гирею, воевавшему против ханов Золотой Орды. Неоднократно вступал в конфликт с Иваном III и даже «отъезжал» от него, ища защиты у Литвы, Пскова, Углича. Умер в Рузе в 1494 г., погребен в московском Архангельском соборе.

[21] ...Великый Новградъ никогдаже не бысть взятъ отъ агарянъ, сице и предѣлъ его Волокъ. —- Агаряне — потомки Измаила, сына Агари, служанки и наложницы ветхозаветного патриарха Авраама. Магометане почитают Агарь как родоначальницу и совершают паломничества к ее гробнице в Мекке. В Древней Русн «агарянами» называли кочевые народы Востока. В 1237 г. Волоколамск был разорен войсками хана Батыя, а в 1293 г. его «повоевал» татарский царевич Дюдень. По сообщению Московского летописного свода XV в., «новгородци прислаша... Семена Климовича къ царевичю Дюденю на Волокъ со многыми дары. Дюдень же възратися с Волока, много зла створивъ христьянам».

[22] ...Батый... поиде к Новому граду, и покры его Богъ и пречистая Богородица явлениемъ Михаила-архистратига... — Батый — Бату (1208 — ок. 1253), монгольский хан, сын Джучи, внук Чингисхана. В 1243 г. основал в низовьях Волги Золотую Орду. Возглавлял монголо-татарское нашествие на Восточную Европу, завоевал Русь (1237—1240), совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию. Легенда о спасении Новгорода от монголо-татарского нашествия, подробно изложенная в Волоколамском патерике, восходит к сообщению Хронографа редакции 1512 г., составителем которой был Досифей Топорков. В статье Хронографа «О шествии Батыа в Новгородскую землю» рассказывается, что после разгрома Торжка «Батый... поиде к Новугороду и за сто верст воротися, заступи бо его Бог и святаа Богородица. Глаголют же, яко виде Михаила-архангела, стояща со оружием и возбраняюща ему» (см.: ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. СПб., 1911. С. 399).

[23] ...отъ дѣда своего Мартина слыша... — Мартын — дед Пафнутия Боровского, был крещеным татарским баскаком из города Боровска. Видимо, крещение он принял под угрозой смерти, которая нависла над ним в 70—80-е гг. XIV в. в связи с народным движеннем против татар в русских княжествах.

[24] ...убиенъ бысть безбожный Батый... отъ угорьскаго краля Владислава, егоже крести святый Сава Сербьский... — Источннком этого эпизода патерика является Повесть об убиении Батыя в ее хронографической версии. Авторство Повести приписывается Пахомию Сербу (XV в.). Сюжет произведения является вымышленным. Савва, архиепископ Сербский, жил в 1169—1237 гг. В Житии Саввы Сербского рассказывается, что ему удалось обратить в христианство одного из венгерских королей, однако имя короля не названо (им был венгерский король Эмерих, который в 1202 г. вторгся в Сербию). Нашествие Батыя на Венгрию произошло в 1241 г., а победоносные сражения венгерских войск с монголо-татарами относятся к 1282 г. Батый же умер не в Венгрии от рук «угорского короля», а своей смертью в Орде (между 1252 и 1253 гг.). Исследователь Повести об убиении Батыя С. П. Розанов установил, что в XIII в. в Венгрии короля по имени Владислав не было. Во время нашествия Батыя Венгрией правил король Бела IV (1235—1270). По-видимому, автор Повести отождествил его с Владиславом I Святым (1077—1095), при котором Венгрия достигла могущества и процветания. См. подробнее: Розанов С. П. Повесть об убиении Батыя // ИОРЯС. 1916. Кн. 1. С. 109—142. Согласно другой версии, в XV в. с именем Владислава III, короля Польши (с 1434 г.) и Венгрии (с 1440 г.) был связан ряд побед над турками, что, возможно, послужило толчком для сближения двух разных исторических событий. Созданная в конце XV в. Повестъ об убиении Батыя вошла в состав русских летописей (под 1247 г.), хронографов и миней четий (под 20 сентября).

[25] ...отца Иосифа надгробными словесы почтохомъ и мало объявихомъ о жительствѣ его... — Надгробное слово Иосифу, по мнению большинства исследователей, было создано Досифеем Топорковым после 1546 г., так как Савва Крутицкий, автор Жития Иосифа Волоцкого, в предисловии к произведенню утверждал: «...никто же изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его». Однако, как считал К. Невоструев, Надгробное слово Иосифу, богатое биографическими подробностями, могло быть создано Досифеем вскоре после кончины Иосифа (1515): Савва не упоминал об этом произведении, ибо оно не житие, но использовал как источник сведений о святом. Надгробное слово Иосифу оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое.

[26] ...великого Паисия, Иоанна Колова, и Аполония, и Марка, и Макариа Александрийскаго... — Паисий Великий — египетский подвижник IV в., родился в Александрии, с юных лет посвятил себя иночеству, жил в пещере в пустыне, обладал даром прозорливости и чудотворения, имел широкий круг последователей, скончался в 400 г. в Александрии. Иоанн Колов — египетский подвижник Ѵ в., учился послушанию у фивейского старца Павла, скончался около 428 г. Аполлоний — египетский монах, совершавший свои аскетические подвиги в Нитрийской пустыне. В течение 25 лет он покупал в Александрии на свои деньги, обретенные тяжелым трудом, лекарства и пищу, чтобы лечить иноков окрестных монастырей. Марк — египетский монах, проживший более 100 лет; он прославился тем, что уже в юности знал наизусть Ветхий и Новый Завет. Макарий Александрийский — египетский монах, который был начальником и наставником христианского училища в Александрии, церковным писателем. Жития Макария, Марка, Аполлония входят в состав Египетского патерика.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!