Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской 12 страница



[59] ...и по шести трапезъ ставити на всяко лѣто по нихъ и по собѣ на братию и на нищихъ. — Трапеза — заздравное или поминальное монастырское застолье, общий стол; угошение, которое присылалось монахам по большим праздникам для поминания усопших или здравствующих.

[60] О отцы Макарии Калязиньскомъ. — Макарий Калязинский, в миру Матвей, родился в 1402 г., происходил из рода кашинских бояр Кожиных. После смерти родителей и жены постригся в Николаевском Клобуковском монастыре, откуда вскоре ушел с семью монахами и основал недалеко от Кашина Троицкий монастырь (Макарьевский — по имени создателя, Калязинский — по имени владельца земли, где был выстроен монастырь). Макарий был сторонником строгого общежительного устава, долго уклонялся от игуменства, но по настоянию братии был посвящен в игумены монастыря тверским епископом Моисеем (1453—1459). Макарий вел трудническую жизнь, носил «худые ризы», за что позднее Вассиан Патрикеев назвал его «калязинским мужиком», выступив против канонизации Макария как «нового чудотворца». При Макарии монастырь был духовным центром борьбы Твери с Москвой; в Калязинском монастыре получил благословение на «хождение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин (см. наст. изд., т. 7). В 1478 г. монастырь посетил Иосиф Волоцкий и со слов Макария составил рассказ о его жизни, который читается в Волоколамском патерике. Макарий умер 17 марта 1483 г., его мощи обретены 26 мая 1521 г., повсеместное празднование святому установлено на соборе 1547 г.

[61] ...сродници его — Захариа, Бороздинъ прозваниемъ... — Речь идет о боярине Захарии Бороздине, основателе рода Захарьиных-Бороздиных. Ему принадлежало село Кузьмодемьянское Дмитровской волости Старицкого уезда, которое его внук Ф. Б. Бороздин в 1547/1548 г. передал в Иосифо-Волоколамский монастырь.

[62] ...поживе въ простотѣ, якоже великий Спиридонъ. — Спиридон Тримифийский (ум. в 348 г.) — родился на острове Кипр; его родители — люди «простого звания»; после смертн жены за святость был избран епископом города Тримифии. Несмотря на отсутствие богословского образования, на Первом Вселенском соборе в Никее (325) сумел убедить одного известного философа в истине православного учения.

[63] ...яко при апостолехъ у Красныхъ дверей хромый. — В «Деяниях святых апостолов» рассказано об исцелении апостолом Петром хромого от рождения человека, который обычно сидел у Красных дверей иерусалимского храма (Деян. 3, 1—16).

[64] Бысть нѣкий игуменъ въ велицѣ манастыри въ Тверской странѣ... — Речь идет о Савве, игумене тверского Саввина монастыря, который насаждал дисциплину в обители «жезлом и затвором». С ним Иосиф познакомился, совершая путешествие по русским монастырям в поисках строгого общежительного устава в первой половине 60-х гг. XV в. Подробный рассказ о Савве Тверском содержится в десятом слове «Духовной грамоты» Иосифа Волоцкого — «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле сущих», которое является прообразом Русского патерика. В отличие от рассказа Волоколамского патерика о Савве, наказанном болезнью за жестокое обращение с монахами, в произведении Иосифа Савва, пятьдесят лет бывший настоятелем монастыря, и «жестокъ, егда потреба, и милостивъ, егда подобаше»:. он прощает личную обиду монаху, который, будучи наказан, в окно «ухвати обѣма рукама» бороду Саввы «и мало остави, всю же истръгъ» (ВМЧ, сентябрь, 1—13. СПб., 1868, стб. 553).

[65] Якоже пишетъ о велицемъ Арсении въ святѣмъ Никонѣ... — Арсений Великий — преподобный, происходил из знатной римской семьи, родился в 354 г. Был воспитателем Аркадия и Гонория, сыновей императора Феодосия. В 394 г. тайно оставил двор и удалился в Египетскую пустыню. Скончался около 450 г. Житие Арсения Великого составлено Феодором Студитом. Житие святого и его «изречения» пользовались большой популярностью среди восточного и русского монашества; они вошли в состав Скитского патерика и Пролога, а также «Пандектов» Никона Черногорца, на которые ссылается автор Волоколамского патерика. Никон жил в XI в. и был монахом в обители Святой Богородицы на Черной горе в Сирии, потом — в монастыре Симеона Дивногорца. Патриархом Антиохийским Феодосием III (1057—1059) Никон Черногорец был поставлен в священники и дидаскалы. «Пандекты» созданы им в подражание «Пандект» Антиоха; это монтаж выписок из творений отцов церкви, соборных постановлений и других памятников. Статьи из «Пандект» вошли в состав Пролога, Кормчей, Измарагда, Златой цепи; особой популярностью произведения Никона Черногорца («Пандекты» и «Тактикон») пользовались на Руси в конце XV—XVI вв.

[66] ...бысть Орда слыла Златая... — Золотая Орда — феодальное монголо-татарское государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Волжская Болгария, Северный Хорезм, Крым, Северный Кавказ. Столица Золотой Орды — Сарай-Бату, с первой половины XIV в. Сарай-Берке. В XV в. это государство распалось на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

[67] Повѣсти отца Пафнутия. — Этот цикл эсхатологических рассказов, читаюшихся и в Волоколамском патерике, и в Житии Пафнутия Боровского, имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова — составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа. Генетически эсхатологическая легенда восходит к апокрифическому Апокалипсису Петра, от которого пошли разнообразные средневековые «хождения по мукам». Оригинальные русские сказания о хождениях по раю и аду возникли и получили широкое распространение в XV в., что было связано с эпидемией «черной смерти», опустошившей русские города, развитием еретических движений, ожиданием конца света. Эсхатологический цикл рассказов Волоколамского патерика близок к четвертой книге Римского патерика, где, например, «хождение по аду» совершает незадолго перед смертью сенатор Репарат, который видит, как готовятся костры для грешников (гл. 31). Во время моровой язвы 590 г. юноша Арментарий был «внезапно восхищен от присутствующих», побывал на небе, потом «возвратился в себя» и стал предсказывать, кто умрет от болезни в Риме (гл. 26).

[68] ...бысть великий моръ, въ лѣто 6935-го, а мерли болячкою, глаголемою прыщемъ... — В Московском летописном своде XV в. сказано, что в 1427 г. «моръ же бысть великъ въ градѣх русскых, тогда преставися князь Василей Володимерович и положенъ въ Архаггелѣ на Москвѣ». Судя по описанию болезни, это была бубонная чума.

[69] «Видѣ, — глаголаше, — въ раи князя великаго Ивана Даниловича»; нарицаху же его Калитою... — Иван Данилович Калита (ум. в 1340 г.) — князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 по 1340 г., сын московского князя Даниила Александровича. Сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, в собирании русских земель вокруг Москвы. В борьбе с политическими противниками опирался на помощь Золотой Орды, для которой собирал дань. По указанию Ивана Калиты хан Узбек в 1339 г. расправился с тверским князем Александром Михайловичем. Влияние Московского княжества распространялось на ряд земель Северо-восточной Руси (Новгород, Ростов, Углич, Галич, Белоозеро). При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси». «Калитой» («денежной сумой») князь Иван Данилович был прозван за то, что сумел собрать большие богатства, которые использовал для покупки землн в других русских княжествах. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина прозвише князя объясняется, как и в Волоколамском патерике, тем, что Иван Данилович всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи их нищим.

[70] Единъ же отъ нищихъ вземъ отъ него милостыню, и помалѣ той же прииде... — Этот рассказ о князе Иване Калите и нищем близок к эпизоду Жития Иоанна Милостивого, когда к святому за милостыней трижды обращается один и тот же человек. В отличие от князя Ивана Калиты святой не осуждает нищего, а дает ему в три раза больше золота, ибо понимает, что это «Христос искушает его» (ВМЧ, ноябрь, 1—12. СПб., 1897. С. 822—823).

[71] Възвѣсти же видѣние преосвященному митрополиту всея Русии Петру. — Петр (ум. в 1326 г.) — первый митрополит Московский. В 1310 г. был обвинен в симонии, но с помощью князя Ивана Даниловича Калиты был оправдан. В 1313 г. получил в Орде от хана Узбека ярлык, подтверждающий льготы духовенства. В 1325 г., после убийства в Орде великого князя Юрия Даниловича, официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. По его инициативе в Кремле был заложен Успенский собор. Местной канонизации Петра (1327) немало способствовал московский князь Иван Данилович Калита, записавший чудеса исцеления недужных у гроба святого, которые были прочитаны в один из праздничных дней ростовским епископом Прохором в кафедральном соборе Владимира. Тем же Прохором были составлены в Житие и Служба святому Петру. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы, относится к 1339 г.

[72] «Иже не родится водою и Духомъ, не внидетъ въ царство небесное». — Ср.: Иоан. 3, 5.

[73] О Витофте. — Витовт (Витаутас) (1350—1430) — великий князь Литвы (с 1392 г.), сын Кейстута, князя Троцкого и Жмудского. Трижды вторгался на территорию Московского княжества (1406—1408), захватил Смоленск. Был одним из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве (1410). После унии, заключенной между Литвой и Польшей в 1385 г., боролся за независимость Литвы и добился у польского короля Ягайлы признания за собой (на правах наместника) Великого княжества Литовского. Препятствовал объединительной политике русскнх князей; заключал договоры с враждебными Москве князьями: тверским (1427), рязанским (1430), пронским (1430); устранил местное княжение в Подолии, Киеве, Витебске. Витовт по рождению был православным, но затем принял католичество.

[74] Видѣ тамо... мурина страшьна... — Мурин — эфиоп, негр; в данном случае — бес, ибо «черны бо есть беси, якоже черны и мурских стран человецы».

[75] ...на другой странѣ рѣки — мѣсто злачно и свѣтло зѣло, и различнымъ садовиемъ украшено. — Ср.: Римский патерик, кн. IV, гл. 36, где воин, пораженный язвой, попав в рай, видит «широкий зеленеющий луг, украшенный цветами пахучих трав, на котором виднелись собрания людей, одетых в белые одежды». По его свидетельству, в раю «приятный эапах», «жилища, наполненные светом», «удивительной красоты дом из золотых кирпичей».

[76] ...въ «Бесѣдахъ» Григориа Двоесловца писано: чрезъ реку огненую мостъ... — Ср.: Римский патерик, кн. IV, гл. 36. По словам воина, совершившего «хождение по аду и раю», между ними «мост, под которым протекала река, черная и туманная, испускающая несносный запах и мглу... На мосте было такого рода испытание: кто из нечестивых хотел перейти чрез него, тот падал в мрачную и смердящую реку; праведные же, на которых не было внны, свободно и безопасно переходили чрез него к прекрасным местам».

[77] О князе Георгие Васильевиче. — Юрий (Георгий) Васильевич Меньшой — сын великого князя Василия Васильевича Темного, князь Дмитровский (1441—1472). В 1454 г. вместе с братом Иваном ходил в поход к Оке против татарского царевича Салтана, который бежал от московских войск. В 1460 г. сопровождал отца в поездке в Новгород, откуда великий князь послал его на псковское княжение. Будучи псковским князем, «ходил ратью на немцев», вел переговоры с рижским магистратом о перемирии. Выехал из Пскова после назначения наместником князя Ивана Васильевича Стриги. По завещанию отца, кроме трети в Москве получил во владение Дмитров, Можайск, Серпухов, Хотунь, несколько подмосковных сел, а также вотчины своей бабки — княгини Софьи Витовтовны. В 1468 г. вместе с братом Андреем принудил казанского хана Ибрагима заключить мир на выгодных для Москвы условиях. В 1472 г. воевал с татарами у Алексина и не позволил войску Ахмата переправиться через Оку, «понеже бо имени его трепетаху» татары. Скончался холостым.

[78] И егда церковный служитель умедлить клепати... — Клепало — деревянная или металлическая доска, в которую ударяют для созыва братии на молитву.

[79] ...егда шестеуя противу агарянъ безбожныхъ подъ Олексинъ... — В июле 1472 г. хан Золотой (Большой) Орды Ахмат взял штурмом город Алексин и двинулся в сторону Оки. В разгроме войск Ахмата активное участие приняли дружины дмитровского князя Юрия Васильевича. В войсках Большой Орды началась эпидемия, и татары бежали.

[80] ...посланъ быхъ отцемъ въ градъ Воротынескъ, ко князю... — Воротынск — город в Калужской земле, существовавший уже в XII в., центр удельного княжества с середины XV в. В патериковом рассказе речь идет о первом удельном князе Федоре Львовиче Воротынском. В 1442 г. он дал великому князю Литовскому Казимиру грамоту, в которой обязался служить ему. В 1448 г. стал наместником Козельским. В 1455 г. получил от короля Казимира жалованную грамоту на свои владения. Был женат на Марии Дмитриевне, внучке Ольгерда. В 1493 г. его сыновья Семен и Дмитрий Федоровичи перешли на службу к московскому князю Ивану III.

[81] ...въсхотѣ всесилный Богъ мстити кровь праведнаго, възопившую къ нему от земля, якоже Авелева древле. — Авель — второй сын Адама и Евы. По библейскому рассказу Авель был пастухом, его старший брат Каин — земледельцем. Каин убил брата за то, что авелева жертва была принята Богом более благосклонно, чем его. «И сказал Господь Каину... что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» (Быт. 4, 2—10). В Евангелии об Авеле говорится как о первомученике и праведном (Мф. 23, 35).

[82] ...и поиде ко отцу Варъсунофию, въ Савиной пустыни живущу во отходе... — Варсонофий Неумой — старший брат Саввы Тверского, с которым вместе они основали Саввин (по главному храму — Сретенский) монастырь на реке Тме недалеко от Твери (1397). После пяти лет игуменства Варсонофий удалился в пустыню, передав правление монастырем своему брату. В уединении прожил сорок лет, любил нищету и нестяжание, знал наизусть Священное Писание. У него по богословским вопросам консультировался митрополит Фотий; он дал совет Иосифу Волоцкому отправиться в Боровский монастырь к Пафнутию и там начать свой монашеский путь. В глубокой старости вернулся в Саввин монастырь; прожил более ста лет; умер в первой половине 60-х годов XV в., раньше Саввы, скончавшегося около 1467 г. Савва и Варсонофий причислены к лику местночтимых тверских святых, память празднуется 2 марта.

[83] ...вземъ жену свою, новую Далиду... — Далила — возлюбленная Самсона, предавшая его. См. подробнее коммент. к словам Самсонъ Великий... женою преданъ бысть иноплемянникомъ (сноска 86).

[84] ...Адамъ жены ради изъ рая испаде... — Вслед за своей женой Евой Адам нарушил заповедь Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, за что оба были изгнаны из рая (Быт. 1—3).

[85] ...Соломонъ премудрый женъ ради отъ Бога страненъ бысть... — Соломон — сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: «Песнь Песней Соломона», «Екклезиаст, или Проповедник», «Притчи Соломона». С увеличением богатства посредством торговли и дани с подвластных народов в нем проявилась страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, особенно к вину и женщинам. В гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большей частью были язычницами. Из-за любви к женам Соломон разрешил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху(см.: Вт. 17, 17; 3 Цар. 4, 20—34 и 11, 1—8).

[86] ...Самсонъ великий... женою преданъ бысть иноплемянникомъ... — Самсон — сын Маноя из колена Данова, из города Цора; по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Когда волосы у пленного Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне (см.: Суд. 13—16).

[87] Елици побѣдиша таковый искусъ, — якоже прекрасный Иосифъ... — По библейскому преданию, Иосиф — любимый сын патриарха Иакова от его жены Рахили. Был продан братьями купцам, направлявшимся с торговым караваном в Египет. Здесь он стал рабом начальника стражи фараона Потифара, жена которого сначала пыталась соблазнить Иосифа, а затем оклеветала его перед мужем. Иосиф был заточен в темницу, но за проявленную мудрость в истолковании снов освобожден и приближен к фараону. За красоту, телесную и духовную, Иосиф прозван «Прекрасным» (см.: Быт. 30; 37—50).

[88] Повѣда нам отець Паисѣя Ярославовъ... — Паисий Ярославов (ум. в 1501 г.) — один из основателей течения нестяжателей, учитель Нила Сорского; был пострижеником Спасо-Каменного монастыря под Вологдой и создателем Сказания об этом монастыре (кон. XV в.). С 1479 г. был игуменом Троице-Сергиева монастыря; вместе с Вассианом Рыло крестил сына Ивана III — будущего великого князя Василия III. В начале 80-х гг. Паисий покинул Троицкий монастырь из-за «самовластья князей-иноков», какое-то время жил в Москве, где великий князь уговаривал его стать митрополитом вместо Геронтия. В 1490 г. вместе с Нилом Сорским участвовал в церковном соборе и, возможно, содействовал тому, что еретики были приговорены к торговой казни, а не к сожжению, на чем настаивал новгородский архиепископ Геннадий. Паисий был близок к брату московского князя Андрею Меньшому, который выстроил каменную церковь в Спасо-Каменном монастыре, сделал ряд богатых пожертвований в Троице-Сергиев монастырь.

[89] ...якоже святый пишет Дорофѣй... — Авва Дорофей — святой, умер в 620 г. Был монахом монастыря Сериды в Сирии, потом настоятелем собственного монастыря близ Газы. Автор аскетических «Наставлений» и тридцати «Слов» о подвижничестве. В его записи известны поучения других отцов церкви, учеником которых он был, — Зосимы, Варсонофия и Иоанна.

[90] Повѣда нам священноинок Иона, духовникъ пресвященнаго епископа Тверьскаго Акакиа. — Акакий (1481—1567) — епископ Тверской и Кашинский (с 1522 г.), происходил из семьи священника, был пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1517 по 1522 г. — игуменом тверского Вотмицкого монастыря. В 1549 г., во время похода царя Ивана Грозного на Казань, был местоблюстителем митрополичьего престола. Участвовал в Стоглавом соборе 1551 г. и в соборе на еретика Матвея Башкина 1553 г.

[91] ...пребывающу в манастыри Святаго Николы на Улейме... — Николо-улейминский монастырь был основан недалеко от Углича в 1400—1460 гг.; расположен на древней дороге, ведущей в Ростов.

[92] ...самиитииань... — Возможно, речь идет о самаритянах, древнем народе Палестины, потомках вавилонских колонистов, переселенных в Самарию после разрушения ассирийцами Израильского царства. Самаритяне приняли иудаизм, но продолжали поклоняться и языческим богам, поэтому между ними и евреями существовала вражда.

[93] ...въ честнѣй обители преславныа Богородица на Симоновѣ... — Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в Москве около 1370 г. племянником и учеником Сергия Радонежского Феодором, назначенным в 1390 г. первым архиепископом Ростовским. Преемником Феодора на посту игумена Симонова монастыря был Кирилл Белозерский. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, в район Крутицкого подворья, но старый Симонов монастырь, находясь в подчинении нового, существовал до конца XVIII в. В описываемый в патерике период московский Симонов монастырь был одним из центров иосифлянства.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!