Слово о житии... святого Стефана, бывшего епископом в Перми... 15 страница



[279] ...«да подвижится от лица его вся земля»... — Пс. 95, 9.

[280] …«во псалмѣх воскликнѣм ему... по всей земли»... — Пс. 94, 2—3.

[281] ...«воскликнете Господеви, вся земля»... — Пс. 65, 2.

[282] …«увѣдѣте, яко той есть Богъ наилъ, той сотвори ны, а не мы себе»... — Пс. 99, 3.

[283] ...«воспойте Господеви, вся земля»... — Пс. 95, 1.

[284] ...«воскликни Богу, вся земля»... — Пс. 97, 4.

[285] ...«вся земля да поклонит ти ся... Вышнии»... — Пс. 65, 4.

[286] …«единъ Вышний по всей земли»... — Пс. 82, 19.

[287] …«зило превознесеся над всѣми боги»... — Пс. 96, 9.

[288] ...«азъ познах, яко велий Господь, и Богъ нашъ надо всѣми боги»... — Пс. 134, 5.

[289] ...«велий Господь, хваленъ зило, страшенъ есть над всѣми боги»... — Пс. 95, 4.

[290] ...«Господи, Господь нашъ, яко чюдно имя твое по всей земли!» — Пс. 8, 2.

[291] ...«вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя»... — Пс. 56, 6.

[292] ...«по имени твоему, Боже, тако и хвала твоя на концы земли»... — Пс. 47, 11.

[293] ...«упование всѣм концем земли и сущим в мори далече»... — Пс. 64, 6.

[294] ...«вонми и посѣти всѣх языкъ»... — Пс. 58, 6.

[295] ...и увѣдают, яко имя тебѣ Господь, и ты единъ еси Вышний по всей земли... — Пс. 82, 19.

[296] ...«воскресни, Боже, суди земли, яко ты наслѣдуиши во всѣх языцѣх»... — Пс. 81, 8.

[297] ...«блаженъ, егоже ты накажеши, Господи, и от закона твоего научиши и»... — Пс. 93, 12. В Псалме: «... блаженъ человѣкъ, егоже...».

[298] ...«мнѣ иноплеменницы покоришася»... — Пс. 59, 10.

[299] ...«да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолѣх своих»... — Пс. 96, 7.

[300] ...«яко не отринет Господь людий своих и достояниа своего не оставить»... — Пс. 93, 14.

[301] ...«посла слово свое, исцѣли а и избави а от пагубы ихъ»... — Пс. 106, 20.

[302] ...«да рекуть избавлении Господомъ... заблудиша в земли безводнѣ»... — Пс. 106, 2—4.

[303] ...«алчюще и жажуше... наведе а на путь правый»... — Пс. 106, 5—7.

[304] ...«ибо благословение даст законъ даяй»... — Пс. 83, 7.

[305] ...«вознесуть и въ церкви людстѣй и на сѣдалищи старецъ восхвалят его»... — Пс. 106, 32.

[306] ...«и поклонятся ему вси царие земстии»... — Пс. 71, 11.

[307] ...«всяко дыхание да хвалит Господа». — Пс. 150, 6.

[308] ...еже новую грамоту сложи, еже незнаемую азбуку пермъскую счини... — Стефан создал пермскую азбуку, положив в ее основу, как допускают исследователи, особые существовавшие ранее у зырян знаки, которые вырезались ими на узких деревянных палочках — «пасах», использовавшихся в качестве знаков собственности, денег, календарей и т. п.

[309] ...«наполни мудрости и хитрости»... — Исх. 36, 1.

[310] То бысть Костянтинъ нарицаем и Кирил Философ, иже сотворилъ грамоту словеньскую... — Кирилл (до принятия монашества — Константин) Философ (827—869) и его старший брат Мефодий (820—885) — выдающиеся болгарские просветители и проповедники христианства у славян, создатели славянской азбуки и переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Здесь и далее текст содержит реминисценции из «Сказания о письменех» Черноризца Храбра.

[311] Преже же всѣх грамот бысть жидовская грамота. — Об истории возникновения и развития алфавитного письма см.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 375—379.

[312] У жидовскиа азбуки первому слову имя «алфъ»... — Название первой буквы древнесемитского алфавита — «алеф».

[313] ...греческие азбуки первому слову имя «алфавита»... — Такая передача наименования двух первых букв греческого алфавита отражает фонетику греческого языка средневековья, отличавшуюся от фонетики древнегреческого языка классической поры.

[314] Но се имяна словом азбуки пермьскиа: а, буръ... е, ю, о. — Об изобретенной Стефаном пермской азбуке см.: Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и о пермской азбуке, изобретенной святым Стефаном. М., 1873. С. 9—16; Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 24—26; Лыткин В. И. Древне-пермский язык. М., 1952 и др.

[315] Ныня же, во скончаниа лѣт... точию за 120 лѣт до скончаниа вѣку грамота замышляти! — Из этого фрагмента следует, что Епифаний относил создание Стефаном пермской азбуки к 1372 г. — за 120 лет до ожидаемого в 1492 г. конца света.

[316] ...Сифъ, сий первѣе изучися грамотѣ жидовъстѣй. — Согласно Библии Сиф — третий сын Адама (Быт. 4, 25; 5, 3; Лк. 3, 38), которому предание приписывает изобретение букв.

[317] Таче от Адама до потопа преиде лѣт 2000 и 242. — Данный расчет лет основан на библейской Книге Бытия, где, в частности, указаны возрасты патриархов к моменту рождения их первенцев. Сумма их возрастов и принимается в христианской историографии за количество лет от сотворения мира до потопа (2242 года). Традиция подобных подсчетов восходит к раннехристианским авторам (Юлий Африкан, Евсевий Кесарийский).

[318] По потопѣ же бысть столпотворение, егда раздѣлишася языцы, якоже и в Бытии пишет. — Имеется в виду библейский рассказ о строительстве Вавилонской башни (Вавилонском столпотворении), в ходе которого произошло разделение народов и языков (Быт. 11, 1—9).

[319] Халдеи — семитские племена, жившие в первой половине I тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии.

[320] ...афинѣйскою грамотою... — По-видимому, текст здесь испорчен: у Черноризца Храбра речь идет о финикийском письме, которое было усвоено и усовершенствовано греками при создании ими собственной системы письма предположительно к IX—VIII вв. до н. э.

[321] ...седмъ философовъ едва азбуку уставили... — Несколько ранее в тексте Жития говорится о семи философах, усовершенствовавших греческий алфавит (заимствование из «Сказания о письменех» Черноризца Храбра; фрагмент в настоящем издании опущен), имена пятерых из них названы: Панамид (у Черноризца Храбра — Паламед), Кадом Милисий (Кадм из Милета), Симонид, Епихарий (Эпихарм) и Дионисий (Дионисий Грамматик).

[322] ...а 70 муж мудрецъ... на греческий языкъ преведоша. — Имеется в виду создание Септуагинты (от лат. septuaginta — семьдесят) — перевода Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, который был осуществлен, по преданию, семидесятью (точнее, семидесятью двумя) переводчиками, что и дало название переводу. Переводчики были приглашены в Александрию из Иерусалима египетским царем Птолемеем II Филадельфом (285—247 гг. до н. э.).

[323] «Память бо, рече, праведных с похвалами бывает»... — Притч. 10, 7.

[324] ...«похваляему праведнику возвеселятся людие». — Притч. 29, 2.

[325] ...«славящая бо мя, рече, прославлю». — 1 Цар. 2, 30.

[326] ...«Богъ нашъ, прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ, обрѣтших ны зило». — Пс. 45, 2.

[327] ...и греческую грамоту такоже мнози починиваша, — Акула и Сумахова чадь... — Имеются в виду Акила (Аквила) и Симмах (II в.), создатели переводов Писания с еврейского на греческий, отличных от Септуагинты.

[328] «Святый Костянтинъ Философъ... съ братом си присным Мефедомъ, иже бысть послѣди епископъ моравъский...». — Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии с начала 70-х гг. IX в.

[329] Въ царство Михаила, царя греческаго... от созданиа миру в лѣто 6363. — Здесь названы правители и церковные иерархи, во время правления которых Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука: византийский император Михаил III (842—867), константинопольский патриарх Фотий (858—867, 877—886), болгарский князь Борис (852—889), князь Великоморавского государства Ростислав (846—870), князь Блатенского княжества (в районе озера Балатон) Коцел (861 г.), основатель русской княжеской династии Рюрик (862—879).

[330] ...во тмѣ ... сѣдящих. — Пс. 106, 10.

[331] ...въ царство Иоана, царя греческаго... при архиепископѣ Филофѣи, патриарсѣ Костянтина-града. — Имеются в виду византийский император Иоанн V Палеолог (1341—1391) и константинопольский патриарх Филофей Коккин (1353—1354, 1364—1376).

[332] В Ордѣ же и в Сараи над татары тогда Мамай царствует... — Мамай, бывший военачальником при хане Золотой Орды Бердибеке и женатый на его дочери, в 1379 г. захватил власть в свои руки и стал фактическим правителем страны. Именоваться ханом он однако не мог, так как не был потомком Чингисхана. Сарай — столица Золотой Орды.

[333] ...митрополиту же не сущу на Руси в ты дни никомуже, но ожидающим митрополича пришествиа от Царя-града... — Следует отметить, что названный Епифанием год создания пермской азбуки — 1375 г. — входит в противоречие с указанным им здесь хронологическим отрезком: на Руси не было митрополита в 1379—1380 гг.

[334] ...виноград Господа Саваофа... — Исх. 5, 7.

[335] ...цветущу. — На боковом поле Минеи, под знаком вставки, почерком XVI в. дано другое, чаще встречающееся, чтение первого слога — ряс(тущу).

[336] ...«млеком питах вы... брашном питати вы». — Ср. Евр. 5, 12—14.

[337] ...«покажите ми первие от дѣлъ ваших вѣру свою». — Ср. Иак. 2, 18.

[338] Да якоже древле Иосифъ въ Египтѣ бысть пшеницедатель... такоже и се сь новый бысть житодавецъ, люди насытивый. — Стефан, во время голода привозивший в Пермские земли хлеб из Устюга и Вологды, уподобляется здесь библейскому Иосифу, который во время семилетнего голода накормил хлебом народ Египта (Быт. 41, 47—57).

[339] «Иже не имат хлѣба... въскую цѣните хлѣбъ вашъ?» — Ср. Исх. 55, 1—2.

[340] «Не о хлѣбе бо, рече, единѣм живъ будет человѣкъ, но о всяком глаголѣ, исходящем из устъ Божиих». — Вт. 8, 3; Мф. 4, 4.

[341] «Дѣлайте, рече, не брашно гиблющее, но брашно, пребывающее в жизнь вѣчную». — Ин. 6, 27.

[342] ...«благодарити и благохвалити Бога Отца... о вашей вѣре»... — Ср. Рим. 1, 8.

[343] ...«Бога жива»... — Вт. 5, 26.

[344] И тако изиде от земля Пермъскиа на Москву. — Стефан отправился в Москву в начале 1396 г.

[345] ...приѣхати на Москву, къ Кипреану митрополиту. — Митрополит Киприан был приглашен в Москву Дмитрием Ивановичем в 1381 г., занимал митрополичью кафедру с 1390 по 1406 г.

[346] И тогда приключися ему на Москвѣ, нѣколико дний поболѣвшу, и преставитися. — Стефан Пермский умер 26 апреля 1396 г.

[347] ...но и сам князь великий прихожаше на посещение его... — Имеется в виду великий князь владимирский и московский Василий Дмитриевич (1389—1425).

[348] Ризничий — заведующий ризницей — местом, где хранится церковная утварь и облачение.

[349] ...на 4 недѣли по Велицѣ дни, егда бывает праздникъ Преполовениа Пасхи. — Праздник Преполовения отмечается в среду 4-й недели по Пасхе, в середине пятидесятидневного промежутка между Пасхой и Троицей.

[350] Иже епископъ «посѣтитель» наречется... — Одно из значений греческого слова посетитель.

[351] «Смерть мужу покой есть». — Иов 3, 23.

[352] ...«воздание противу трудовъ его». — 1 Кор. 3, 8.

[353] ...положиша его во пресловущом градѣ Москвѣ, в манастыри Святаго Спаса... — Стефан Пермский был похоронен в северном приделе собора Спас на Бору на территории московского Кремля.

[354] Тиун (тивун) — должностное лицо по управлению города или местности.

[355] Ушкуйники — новгородцы, плававшие на особого рода судах — ушкуях.

[356] «Быхом поношение сусѣдом нашим»... — Пс. 78, 4.

[357] ...лопи, вогулицам, югрѣ и пинезѣ. — Здесь перечислены народности, населявшие земли, соседствующие с Пермской землей: лопь (саамы, лопари, лапландцы), вогулы (манси), югра (ханты и манси), а также пинежане, селившиеся по берегам реки Пинеги, притока Северной Двины.

[358] «Достоинъ бо, рече, дѣлатель мзды своеа.» — Мф. 10, 10.

[359] Хвалит Римъскаа земля обою апостолу, Петра и Павла... Ростовъская же земля — Леонтиа, епископа своего. — Здесь перечислены имена общехристианских и русских святых, миссионеров и церковных иерархов в соотнесении с землей, где они подвизались: апостолы Петр и Павел — в Риме, апостол и евангелист Иоанн Богослов — в Малой Азии, евангелист Марк — в Египте, евангелист Лука — в Антиохии, апостол Андрей — в Греции, Владимир Святославич Киевский, Креститель — на Руси, митрополит Петр (ум. в 1326 г.; первый московский святой) — в Москве, епископ Ростовский Леонтий (ум. ок. 1076 г.; был убит язычниками во время миссионерской деятельности) — в Ростовской земле. Пассаж в начальной части сходен с фрагментом из «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона (Г. М. Прохоров).

[360] ...«не отъими от нас милости твоеа». — Пс. 65, 20.

[361] «Господь далъ, Господь же взят... во веки». — Иов 1, 21.

[362] «Благословена слава Господня от мѣста святаго его». — Ср. Пс. 71, 19; Пс. 67, 6.

[363] ...почто нѣсте ревнители сыном Израилевым, иже вземше кости Иосифа Прекраснаго... Иакову? — Библейский сюжет: по завещанию Иосифа Прекрасного, сына патриарха Иакова, ковчег с его телом был перенесен Моисеем после исхода евреев из Египта в землю Ханаанскую (Быт. 50, 24—26; Исх. 13, 19; Нав. 24, 32).

[364] ...«излиа бо ся, рече, благодать во устѣх»... — Пс. 44, 3.

[365] ...«излиася благодать»... — Пс. 44, 3.

[366] ...иноязычницы гогуличи наступают. — Имеются в виду вогулы (вогуличи), или манси, — финно-угорская народность, проживавшая к востоку от Урала, а также на верхней Печоре и Ижме.

[367] ...«меж нами пропасть велика утвердися». — Лк. 16, 26. Здесь и далее до фразы «...кто ми пламень угасит?» во фрагменте использованы образы и лексика евангельской притчи о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 20—31).

[368] «Се бо в безаконии зачат есмъ»... — Пс. 50, 7.

[369] ...«се море великое и пространное»... — Пс. 103, 25.

[370] ...«имѣя дрьзновение к Богу»... — 1 Ин. 3, 21.

[371] «Азъ бо есмъ рабъ твой». — Пс. 118, 125.

[372] ...якоже от убогиа оноя вдовица двѣ мѣдницы... паче прочих приаты быша... — Библейский сюжет: во время сбора пожертвований в Иерусалимском храме некая бедная вдова опустила в сокровищницу две мелких медных монеты — лепты. Видевший это Христос сказал, что она положила больше других, так как отдала все, что у нее было, в то время как богачи, жертвовавшие значительно больше, отдавали лишь малую часть своего достояния (Мр. 12, 41—44; Лк. 21, 1—4).

[373] ..законоположника... — Пс. 9, 21.

[374] ...«законъ положилъ еси»... — Пс. 77, 5.

[375] ...«яко овца посредѣ волк»... — Мф. 10, 16.

[376] «Посѣтителя» ... «люди озлобленыя»... — Ср. Пс. 43, 3.

[377] ...«посѣти землю и упои ю»... — Пс. 64, 10.

[378] ...«и упиются от обилья»... — Пс. 35, 9.

[379] ...«сыны дни»... — 1 Фес. 5, 5.

[380] …«чада свѣту»... — 1 Фес. 5, 5.

[381] …«водою же и Духомъ»... «родиша»... — Ин. 3 5.

[382] «Иже кто исповѣсть мя пред человѣки... есть на небесѣх» — Мф. 10, 32.

[383] …«яко золъ душа моя наплънися»... — Пс. 87, 4.

[384] …«многими отягчихся грехи»... — Ср. Пс. 37, 5.

[385] ...«аки изъврагу, мнѣ»... — 1 Кор. 15, 8.

[386] …«мний бѣх въ братии моей»... — Пс. 151, 1.

[387] …«листвие едино токмо»... — Мф. 21, 19.

[388] «Се уже секира при корении... и во огнь вметаемо». — Мф. 3, 10.

[389] «Всяку розгу, не творящую о мнѣ плода»... — Ин. 15, 2.

[390] ...«събирают ю и во огнь влагают, и изгарает». — Ин. 15, 6.

[391] «Не послушницы Закона прави будут, но дѣлатели». — Ср. Рим. 2, 13.

[392] ...«рѣчь зазорна»... — Ср. Тит 2, 8.

[393] ...«давшему» ... «и паки вземшему»... — Ср. Иов 1, 21.

[394] ...«хотящему вся человѣки спасти и в разум истинный привести»... — 1 Тим. 2, 4.

[395] ...«давшему ми живот»... — Ср. Ин. 6, 33.

«Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» — один из наиболее ярких памятников русской агиографии. Он был создан Епифанием Премудрым вскоре после смерти Стефана Пермского, т. е. после 1396 г. Обычно время создания Слова определяют 1396—1398 гг. или, шире, 90-ми гг. XIV в., однако твердых оснований для такой датировки нет, а потому исследователи не исключают возможности, что памятник создавался в начале XV в. (Г. М. Прохоров). Как следует из текста Слова, Епифаний был хорошо лично знаком со Стефаном, а возможно, жил одновременно с ним в монастыре Григория Богослова в Ростове, так называемом «Затворе». Узнав о смерти Стефана Пермского, Епифаний стал всюду собирать сведения о нем, значительно расширив их собственными воспоминаниями, а затем приступил к созданию жития.

Житие Стефана Пермского, просветителя коми-зырян и первого пермского епископа, являет собой один из самых высоких образцов панегирического, экспрессивно-эмоционального стиля или стиля «плетения словес», как определил свою художественную манеру сам Епифаний. Имея целью прославить и возвеличить деяния святого подвижника, уподобившегося в своем апостольском служении великим христианским миссионерам, Епифаний прибегает к особым литературным и языковым приемам: повествование насыщено многочисленными, нанизывающимися одно на другое сравнениями, длинными рядами метафор, амплификациями (нагнетанием однородных частей речи или языковых средств: определений, синонимов, противопоставлений и т. п.). Созданные таким образом орнаментальность, торжественность и изощренность стиля были призваны отразить особую, неземную, сущность святого и величие его подвига. Житие состоит из введения, основной части и завершения, причем основная часть разделена на 17 глав, каждая из которых особо озаглавлена. Особый интерес представляют собой 4 заключительных главки («Плачь пермъских людей», «Плачь церкви Пермъскиа, егда обвдовѣ и плакася по епископѣ си», «Молитва за церковь» и «Плачеве и похвала инока списающа»), в которых соединены три стилистических пласта: традиционный для агиографии панегирический стиль, а также фольклорный и летописный.

Текст «Слова о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» содержит более 300 цитат из Священного Писания, причем почти половина из них — из Псалтири. Получивший за свою начитанность прозвище «Премудрый», Епифаний, по-видимому, цитировал по памяти: некоторые цитаты неточны, в них в соответствии с контекстом изменяются грамматические формы (отмечено Ф. Вигзелл), причем цитаты часто нанизываются одна на другую, образуя таким образом целые «венки цитат» на определенную тему. Интересно, что библейскими цитатами у Епифания изобилует не только речь Стефана, новообращенных пермян или авторская, но и речь персонажей-язычников. Многократные повторы, разделение текста на периоды, созвучие окончаний и другие подобные приемы часто создают у Епифания фрагменты ритмизованной прозы, приближенные по звучанию к стихотворной речи.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!