Слово о житии... святого Стефана, бывшего епископом в Перми... 13 страница



Да как же я, многогрешный и неразумный, следуя похвальным словам тебе, плетя слово и плодя слово, и думая словом почтить, и похвалу из слов собирая и получая, и приплетая, вновь говоря, — как еще тебя нареку? Вождем заблудших, обретателем погибших, наставником обманутых, руководителем ослепленных умов, очистителем оскверненных, искателем рассеянных, хранителем ратников, утешителем печальных, кормильцем голодных, подателем нуждающимся, наставником неразумных, заступником обиженных, усердным молитвенником, истинным ходатаем, спасителем язычников, проклиная бесов, ниспровергателем кумиров, попирателем идолов, служителем Бога, рачителем мудрости, любителем философии, вершителем целомудрия, творцом правды, толкователем книг, создателем пермской грамоты. Много у тебя имен, о, епископ, много имен ты стяжал, ибо многих даров был достоин, многими благодатями обогатился. Да как же тебя еще по-другому нареку, какие еще нужны тебе наименования, каких названий еще не хватило, чтобы восславить тебя? Хоть я и постарался произнести слова в похвалу тебе, непонятно, должен ли был я словами служить тебе, я, окаянный, убогий невежда, многогрешный среди людей и недостойный среди иноков? Как восславлю тебя, не знаю. Как выскажу, не разумею. Чем прославлю, не знаю. Поскольку же исполнился я великого непонимания, «ибо душа моя исполнилась бедствиями» и «многими отяготился я грехами», не могу по достоинству описать твою жизнь, благонравие и благое времяпрепровождение, слова и учение и дела рук твоих, и все остальное по порядку. <...> Доколе не остановлюсь в хвалебных словах? Доколе не прекращу начатого и пространного славословия? Ибо, сколько я ни пытался закончить речь, любовь к нему призывает меня к восхвалению и плетению словес, решил я, худший из всех, еще и «подобный извергу», написать о преподобном отце нашем Стефане, бывшем епископом в Перми. Я ведь «наименьшим был среди братьев моих» и худшим среди людей, и меньшим среди человеков, и последним среди христиан, и негодным среди иноков, и несведущим в словах.

Подобает же уже окончати слово, но преже о сем всѣх молю, елика в писмена сиа приницающих и разгибающих, и почитающих, и послушающих, и внимающих, и разсужающих: господие мои, не воздивите на мя оканнаго, не поклените мя грѣшнаго. Молю братолюбие ваше и еже о Господѣ любовь. Елицы прочитаете грубая сиа списателная писмена, пролѣйте за мя молитвы ваша к Богу, понеже святых отецъ житиа похваляю, увы мнѣ, а сам лѣнивѣ живу. Горе мнѣ, глаголющу и не творящу, учащу и не чюющу. Но бесплодная, увы мнѣ, явихся смоковница, „листвие едино токмо"[387] имѣю, листы книжное токмо обращаю и листьем книжным, писанымъ токмо хвалюся, а плода добродѣтели не имѣю. Въскую токмо упразняю землю? И того ради боюся проклятиа с посѣчением. Боюся реченаго: „Се уже секира при корени древа лежит, всяко древо, не творящее плода добра, посѣкаемо бывает и во огнь вметаемо".[388] Боюся Господа, рекшаго: „Всяку розгу, не творящую о мнѣ плода",[389] „събирают ю и во огнь влагают, и изгарает".[390] Боюся, апостолу глаголющу: „Не послушницы Закона прави будут, но дѣлатели".[391] Того ради съ доброглашением молю вы и съ умилением припадаю, и съ смиреномудриемъ милъ ся дѣю, вопиа: „Не презрите мене оканнаго, аще будет ми ся нѣгдѣ написала «рѣчь зазорна»[392] и не удобрена, и не устроена, и не ухищрена". Мнѣ же мнится, яко ни едино же слово доволно есть или благопотребно и стройно, но худа суть и грубости полна. Но аще и не гораздо нѣкая написана быша, но обаче возможно есть нѣкоему добрѣйшему и мудрѣйшему о Господѣ построити сиа и добрѣ починити а, неудобреная удобрити и неустроеная построити и неухищреная ухитрити и несвершеная накончати. Подоба же скратити слово и не лише умудряти, не умѣа, или ухищряти к сущим любомудрием исполнь, к сущим разума и паче нас умомъ вышшимъ и вящшим. Мнѣ же обаче полезнѣе еже умлъкнути, нежели паучноточная простирати прядениа, аки нити мѣзгиревыхъ тенет пнутати. Но не зазрите ми грубости моей. Елма же о сем продолжих бесѣду и речениа умножих, не бо от мудрости, но от грубости сиа изглаголати потщахся, аки младенецъ, нѣмуа пред родителми своими, или аки слѣпъ стрѣлецъ, неулучно стрѣляя, — сице и азъ оттинудь скудоумный, не свѣдый весма своеа шуица, ни десница. Понудих свое и невычение, аки забывъ, увы мнѣ, грѣхи своя и неисцѣлныя, по истинѣ, струпы своя, протягая недостойную си свою руку, отверзая пресквернавая своя уста, дръзнухъ на се и убѣдихся. И молю, спроста, всѣх васъ, от мала и до велика, яко да сотворите о мнѣ молитву к Богу, яко да молитвами вашими окончавая слово, возмогу рещи: „Слава ти, Господи, сътворившему вся, слава ти, свершителю Богу, слава «давшему»[393] нам Стефана «и паки вземшему», слава вразумившему его и умудрившу, слава укрѣпившему его и наставльшу, слава иже тѣм посѣтившему и просвѣтившему землю Пермъскую, слава спасающему род человѣчьский, слава «хотящему вся человѣки спасти и в разум истинный привести»,[394] слава «давшему ми живот»,[395] да сиа написах, слава Богу о всѣх, слава Отцу и Сыну и Святому Духу и нынѣ, и присно, и в вѣки вѣкомъ. Аминь"».

Должно же уже заканчивать слово, но прежде прошу всех, кто в эти писания вникнет и раскроет, и прочтет, и послушает, и внемлет, и обдумает: господа мои, не удивляйтесь мне, окаянному, не кляните меня, грешного. Взываю к вашему братолюбию и любви во Господе. Вы, что прочитаете эти невежественные повествовательные писания, излейте за меня молитвы ваши к Богу, ибо я восхваляю жизнь святых отцов, увы мне, а сам нерадиво живу. Горе мне, говорящему и не делающему, учащему и не слышащему. И бесплодная, увы мне, я смоковница, «одни только листы» имею, одни только книжные листы переворачиваю и книжными только листами, написанным, хвалюсь, а плода добродетели не имею. Зачем только праздно хожу по земле? Потому и боюсь проклятия с казнью. Боюсь сказанного: «Вот уже у корня дерева топор лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Боюсь Господа, сказавшего: «Всякую ветвь, не приносящую у меня плода», «собирают и бросают в огонь, и она сгорает». Боюсь сказанного апостолом: «Не слушатели Закона правы будут, но исполнители». Потому добрым словом прошу вас и с умилением припадаю, и со смиренномудрием молю, крича: «Не презирайте меня, окаянного, если случилось мне где-то написать «речь зазорную» и неукрашенную, и нестройную, и неискусную». Мне же кажется, что ни одно слово не является удовлетворительным или же подходящим и полезным, а все убого и исполнено невежества. Но хоть и неумело что-то было написано, однако кто-нибудь лучший и более мудрый во Господе сможет это составить и как следует поправить, неукрашенное украсить и нестройное построить, и неискусное разукрасить, и неоконченное окончить. Подобает же окончить слово и более не мудрствовать или украшать, не умея, для исполненных любомудрия, разума и высших и больших нас умом. Мне же, однако, полезнее умолкнуть, чем расстилать паутинную пряжу, словно нити паучьих сетей плести. Но не осудите моего невежества. Если же об этом продолжил повествование и продлил речь, то не от мудрости, а от невежества постарался это высказать, словно младенец, лепеча перед своими родителями, или, словно слепой стрелок, стреляя невпопад, — так и я совершенно скудоумный, не различающий даже ни левой руки своей, ни правой. Принудил свою неученость, будто забыл, увы мне, грехи свои и поистине неизлечимые свои струпья, простирая недостойную свою руку, открывая прескверные свои уста, отважился на это и принудил себя. И просто прошу вас, от мала до велика, сотворить за меня молитву к Богу, чтобы, оканчивая слово вашими молитвами, смог бы я сказать: «Слава тебе, Господи, все создавшему, слава тебе, создателю Богу, слава «давшему» нам Стефана «и назад взявшему», слава вразумившему его и умудрившему, слава укрепившему его и наставившему, слава посетившему тем самым и просветившему Пермскую землю, слава спасающему род человеческий, слава «желающему всех людей спасти и в истинный разум привести», слава «давшему мне жизнь», чтобы я это написал, слава Богу за все, слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».


[1] ...отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа. —Стефан был возведен в сан епископа в конце декабря 1383 г. и состоял в нем до своей смерти (26 апреля 1396 г.).

[2] Пишет же и великий Василей... — Василий Великий (Кесарийский, ок. 330—379 гг.), епископ Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), один из отцов церкви, святой.

[3] «Буди ревнителъ право живущимъ... на своем сердци». — Ср. Слова Василия Великого на память мученика Гордия и на память 40 мучеников.

[4] Вопроси отца твоего... рекуть тебѣ. — Вт. 32, 7.

[5] ...не бывшу ми во Афинѣх от уности, и не научихся у философовъ их... — Авторская самоуничижительная формула, в которой в отрицательной форме отразился византийский житийный топос о постижении святым «внешних наук».

[6] ...«от негоже вся возможна суть»... — Мф. 19, 26.

[7] ...«аще дасть ми слово надобно во отверзение устъ моих». — Ср. Еф. 6, 19.

[8] «Господь дасть ми... рещи слово». — Ис. 50, 4.

[9] «Господь дастъ глаголъ». — Пс. 67, 12.

[10] ...«от негоже всяко дание... свыше есть сходя»... — Иак. 1, 17.

[11] ...«от негоже и имже вся быша... — 1 Кор. 8, 6.

[12] ...«и вся тѣм быша... еже бысть». — Ин. 1, 3.

[13] «Не можете без мене творити ничтоже»... — Ин. 15, 5.

[14] ...«просите, и дасться вам». — Мф. 7, 7.

[15] ...даръ Святаго Духа. — Деян. 2, 38.

[16] ...«всяческая живут и движутся»... — Деян. 17, 28.

[17] ...от негоже точатся благодатные воды. — Ср. Ин. 7, 38.

[18] «Излию от Духа моего на всяку плоть»... — Иоиль 2, 28.

[19] «Отверзи уста своя, и исполню а». — Ср. Иез. 3, 2.

[20] ...«отвръзу уста моя... слово отригну»... — Текст Богородичного канона (1 ирмос 1-й песни).

[21] «Господи, устнѣ мои... хвалу твою»... — Пс. 50, 17.

[22] ...«да исполнятся уста моя... славу твою»... — Пс. 70, 8.

[23] ...«и приложу на всяку похвалу твою». — Пс. 70, 14.

[24] ...Стефана... апостолом наслѣдника... — Стефан, крестивший пермян, уподобляется здесь апостолам, посланным Иисусом Христом благовествовать миру о его учении.

[25] ...«ис камени насѣкомаго»... — Вт. 8, 15.

[26] ...иже при Моисеи... воды потекоша... — Моисей, ветхозаветный пророк, вождь и законодатель еврейского народа. Здесь Епифаний обращается к библейскому сюжету: на пути из Египта в Землю Обетованную израильтян настигла жажда, и народ стал роптать. Тогда Моисей обратился с молитвой к Господу — и произошло чудо: он ударил жезлом по скале и из нее потекла вода (Исх. 17, 6; Чис. 20, 1—12).

[27] ...ис суха жезла плод процвѣте... — Библейский сюжет: чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона означал утверждение первосвященства за Аароном и его сыновьями (Чис. 17, 8).

[28] ...при Валацѣ цари... осля бесловесное проглагола человеческим гласом... — Библейский сюжет: волхв Валаам, призванный моавитским царем Валаком проклять народ Израилев, был остановлен по воле Божьей: ослица, на которой он ехал, не захотела сдвинуться с места, а когда он стал ее бить, заговорила человеческим голосом (Чис. 22, 28).

[29] «Возвеличиша бо ся дѣла Господня»... — Пс. 91, 6.

[30] ...«да удивит Господь милость свою»... — Пс. 30, 22.

[31] ...«и аз уничиженъ и не разумѣх; яко скот бых». — Пс. 72, 22.

[32] Сий преподобный отецъ нашъ Стефан... от родителю нарочиту... — Год рождения Стефана Пермского неизвестен. Как наиболее вероятную приблизительную дату современные исследователи называют 1340 г. (Г. М. Прохоров).

[33] ...великия соборныа церкве Святыя Богородица, иже на Устьюзе... — Соборная церковь Успения Богородицы была поставлена и освящена в Устюге Ростовским епископом Тарасием в 1290 г.

[34] ...«травный цвѣт»... — 1 Петр 1, 24.

[35] «Мимоидет слава мира сего... во веки»... — 1 Петр 1, 24—25.

[36] «Не любите мира, ни яже в мирѣ суть»... — 1 Ин. 2, 15.

[37] «Всѣм нам явитися подобает пред судищем Христовым.»... — 2 Кор. 5, 10.

[38] «Иже кто оставит отца и матерь... жизнь вѣчную наследит»... — Мф. 19, 29.

[39] «Аще кто не отвръжется сих всѣх предреченных, не может мой ученикъ быти...» — Ср. Лк. 14, 26.

[40] ...пострижеся в чернцы во градѣ в Ростове... въ манастыри, нарицаемѣм в Затворѣ... — Стефан Пермский принял иноческий сан приблизительно в 1365—1366 гг. в ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом «Затворе», славившемся богатой библиотекой.

[41] ...при епископѣ ростовъстем Парфении. — Стефан был пострижен при епископе Парфении, в схиме Пафнутии. В перечне ростовских епископов Парфений стоит между Петром (1365 г.) и Арсением (ок. 1370 г.), однако его нет в перечне епископов, рукоположенных митрополитом Алексием.

[42] Пресвитер — священник.

[43] ...«и в Законѣ Господни поучаяся... при исходищих водъ»... — Пс. 1, 2—3.

[44] ...«плод свой дастъ во время своя»... — Пс. 1, 3.

[45] «Братие, плод духовный есть... воздержание»... — Гал. 5, 22—23.

[46] ...«взыскуя Бога»... — Пс. 68, 33.

[47] ...«в законе Господни»... — Пс. 1, 2.

[48] ...«Чадо Тимофѣе, внимай чтению и учению, и утѣшению»... — 1 Тим. 4, 13.

[49] ...«вѣды, от кого ся еси научилъ... о Христѣ Исусѣ». — 2 Тим. 3, 14—15.

[50] ...святыя книги писаше хитрѣ... — Многие книги, переписанные Стефаном в «Затворе», сгорели вместе со всей монастырской библиотекой в страшном ростовском пожаре 1408 г.

[51] ...поставлен бысть в диаконы от Арсениа князя и епископа ростовъскаго. — Ростовский князь Арсений был рукоположен митрополитом Алексием и был ростовским епископом вслед за Парфением (между 1365 и 1374 г.). По мнению В. О. Ключевского и И. Соколова, Стефан был поставлен в диаконы приблизительно в 1372 г.

[52] ...по преставлении Алексиа митрополита... — Митрополит Алексий (рукоположен в 1354 г.) умер 12 февраля 1378 г.

[53] ...повелѣнием намѣстника своего, именем Михаила, нарицаемаго Митяя... — Митяй (в монашестве Михаил), духовный отец великого князя московского Дмитрия Ивановича, был выдвинут им претендентом на русский митрополичий престол после того, как в 1375 г. в Константинополе патриарх Филофей поставил в митрополиты всея руси Киприана еще при жизни митрополита Алексия. После смерти Алексия (1378 г.) Митяй по приказу князя взял на себя руководство русской церковью и присвоил знаки митрополичьего достоинства. Умер неожиданно на пути в Константинополь в 1379 г.

[54] ...поставленъ бысть въ прозвитеры от Герасима, епископа коломеньскаго. — Епископ коломенский Герасим (рукоположен ок. 1375 г., умер в 1388 г.) рукоположил Стефана в пресвитеры после смерти митрополита Алексия, но еще до отъезда Митяя в Константинополь, следовательно, в период между 12 февраля 1378 г. и 26 июля 1379 г.

[55] И изучися сам языку пермьскому... — Имеется в виду язык современных коми-зырян и коми-пермяков, относящийся к финно-угорской семье языков.

[56] ...и грамоту нову пермьскую сложи... — Некоторое хронологическое смещение описываемыхсобытий: из дальнейшего текста «Слова о житии и учении...» следует, что создание Стефаном пермской азбуки относится к 1372 или 1375 году.

[57] ...изучися и греческой грамотѣ... — Стефан Пермский, как, по-видимому, и Епифаний Премудрый, изучал греческий язык еще в ростовском монастыре Григория Богослова. Известно, что в Ростове церковная служба велась параллельно на греческом и русском языках (см. Повесть о Петре, царевиче Ордынском).

[58] «Языки возглаголют новы»... — Мр. 16, 17.

[59] «И нѣми языки глаголати устрои». — Исх. 29, 24; 32, 4.

[60] ...еже ити въ Перьмьскую землю... — Имеются в виду земли на северо-востоке России, ограниченные бассейнами рек Вычегды, Выми, Сысолы, Вятки и Камы (территория на стыке современных Республики Коми, Коми-Пермяцкого автономного округа, Архангельской, Вологодской и Кировской областей).

[61] ...двиняне, устьюжане... пермь великая, глаголемая чюсовая. — Перечисляются названия племен и народностей, населявших Пермскую землю во второй половине XIV в.

[62] Поприще — наименование некоторых древнерусских путевых мер, здесь употребляется в значении «верста» (около 1.067 км).

[63] ...близъ града, нарицаемаго Болгаръ. — Город Болгар (Булгар, Болгары) — древняя столица булгарского ханства (Болгарии Волжско-Камской); ныне — на территории Республики Татарстан.

[64] ...в частех Хамовых. — Имеется в виду библейский рассказ о разделе земли после потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом. Потомкам Хама, по преданию, принадлежали южные земли (Быт. 10, 18—20), таким образом, отнесение Епифанием северной Пермской земли к «частям Хамовым» противоречит библейской легенде. (В «Повести временных лет» племена, населявшие русские земли, названы среди потомков Иафета). Возможно, Епифаний назвал язычников-пермян потомками Хама по той причине, что Хам считался создателем первых кумиров (см. далее текст «Слова о житии и учении...»: «Си убо земля Пермьская осталася в первой прельсти идольстѣй...»).

[65] «Во всю землю изидоша... глаголи их». — Пс. 18, 5.

[66] ...«скончаста течение свое»... — Деян. 20, 24; 2 Тим. 4, 7.

[67] ...восхотѣ их спасти... — Ср. 1 Тим. 2, 4.

[68] ...въ 11 годину... — Мф. 20, 9.

[69] ...яко сам глаголаше въ святем Еваггелии, притчю рекий. — Имеется в виду евангельская притча о работниках 11-го часа (Мф. 20, 1—16).

[70] «Подобно есть Царство Небесное... „Никтоже нас не нанял"»... — Евангельская притча цитируется (Мф. 20, 1—7) и толкуется здесь как иллюстрация к сюжету о крещении пермян.

[71] «Разумѣеши ли, что чтеши?»... аще никтоже не научит мене?» — Деян. 8, 31—32.

[72] «Како ли могуть вѣровати без проповѣдающаго?» — Рим. 10, 14.

[73] «Что стоите весь день праздны?» — Мф. 20, 6.

[74] «Упразднитеся и разумѣйте, яко азъ есмъ Богъ». — Пс. 45, 11.

[75] «Вѣдайте, вѣдайте, яко азъ есмъ Богъ вашь». — Ср. Вт. 32, 39.

[76] ...«Богу живу»... — Деян. 14, 15; 1 Фес. 1, 9.

[77] ..«работайте Господеви... Блажени вси надѣющиися на нь». — Пс. 2, 11 —12.

[78] «Что стоите праздны»... — Мф. 20, 6.

[79] ...«возмите ярем мой на ся... и бремя мое легко есть». — Мф. 11, 29—30.

[80] ...в послѣдняя дни... на исход числа седмыя тысяща лѣт... — Согласно одной из христианских эсхатологических теорий, земная история человечества ограничена семью тысячами лет. Данная точка зрения обосновывалась сопоставлением хода истории с семью днями творения мира, последний из которых был днем отдыха Господня. На основании фразы псалма о том, что каждый из дней «яко тысяща лѣтъ пред очима твоима, Господи» (Пс. 89, 5), семь дней приравнивались к семи тысячелетиям. Существовали как иные подсчеты времени конца света, так и возражения против подобных подсчетов вообще. Вместе с тем указанная эсхатологическая теория оказала большое влияние на духовную жизнь Руси XV в., когда 1492 г. (7000 от сотворения мира) ожидался как последний (см. подробнее: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV—нач. XVI века. М.; Л., 1955. С. 400 и др.). Рассуждения на эту тему начинают встречаться в средневековых памятниках задолго до 1492 г.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!