Понятие маат в религиозной и правовой культуре Древнего Египта



В правосознании древних египтян идея права и закона сакрализировалась через понятие маат. Маат – это космический порядок вещей, распространяющийся на все сущее, в том числе и на человеческое общество. Маат – понятие идеала права, основанное на фундаментальном противоречии между добром и злом. Право исходит от маат, является его неотъемлемой частью. Персонализацией вселенского порядка выступала богиня Маат, одна из самых почитаемых богинь египетского пантеона. Маат также имел понятийное воплощение, означая достаточно широкий круг объектов – "маат" это и "правда", и "справедливость", и "истина", и "порядок".

Человек в силу своей несовершенной природы не способен понять порядок и самостоятельно вывести правила его установления, а поэтому он вынужден подчиняться высшей, более разумной и справедливой воле и установленным ей нормам, а не придуманным людьми правилам.

Отсюда следует, что государство в Египте воспринималось как всего лишь инструмент претворения маат в жизнь. Законы должны соответствовать маат и выражать своим содержанием ее сущность. Дл государства и даже фараон также должны вести себя соответственно нормам маат.

Принцип талиона в Законах Хаммурапи

В нормах Закона Хаммурапи при назначении наказаний часто используется такой способ определения наказания как принцип талиона – принцип "равное за равное" (например, за сломанную руку преступнику также ломают руку). Однако принцип талиона применяется лишь в случае, когда и жертва, и преступник – полноправные граждане Вавилона, авилумы. Если же потерпевший мушкенум или раб, то виновник лишь возмещает ущерб и платит штраф (потому что низший по статусу не может быть уравнен с высшим; мушкенумы - ???)

Талион – не пережиток родового строя, как его часто называют. Напротив, талион – это достаточно объективный способ разрешения социальных конфликтов и воплощение справедливости. Преступник, совершая посягательство на другого человека и отрицая тем самым его право быть свободным от этих посягательств, добровольно отказывается от аналогичных прав, принадлежащих ему самому. Тем самым преступник самостоятельно "назначает" себе наказание без какого-либо вмешательства судебных органов, предоставляя пострадавшему правомочие совершить аналогичные действия в отношении него самого и не быть за это наказанным.

Таким образом, в талионе проявляется идея уравнения и справедливости, а также индивидуализации ответственности за преступления (уход от общинной круговой поруки). Талион, выражая золотое правило морали, защищает справедливость и поддерживает порядок в обществе.

Понятие дхармы и артхи в религиозно-правовой культуре Древней Индии

Дхарма – (1) мировой порядок (2) модельный образ жизни праведного индуса, обнаруживаемые в порядке откровений и преданий нормы, четко регламентирующие все стороны жизни. Дхарма – это основной способ правового регулирования в индийском обществе, завязанном на традициях и морально-религиозных конструкциях. Человек, живущий в соответствии с дхармой, живет добродетельно и соответствует функциям, предписываемым ему обществом и стадией жизни, на которой он находится. Жить по дхарме – не моральное предписание, а долг, ведь нормы дхармы (2) установлены дхармой-мировым порядком (1), который превыше любого человека и которому все невольно подчиняются. Сам смысл жизни – это получение наслаждения от жизни (кама) при следовании дхарме.

Артха – государственная выгода, польза. Исключительно рациональная, прагматическая категория, рассматриваемая без учета религиозно-моральных требований.

Мандат неба в политической культуре Древнего Китая

Концепция мандата неба была имплементирована правящими династиями Древнего Китая в целях укрепления своей власти. Согласно этой доктрине, правитель занимает престол не потому, что наследует его по праву крови или силы, а потому, что он – "сын неба", получающий власть исходя из своих высоких заслуг, оцениваемых божественным провидением.

Такая конструкция, во-первых, легитимировала права новых династий, приходивших к власти насильственным, военным путем, после упадка старых – старая династия не могла больше достойно управлять, и Небо заменяло ее новой, более эффективной. Во-вторых, мандат неба делал власть императора неподконтрольной обществу – так как избирает правителя не народ, а божественная воля Неба, то правитель обладает верховной властью над страной, а в отношении его действий применяется презумпция того, что они несут только благо.

Тем не менее, ту же доктрину можно было повернуть против императоров. Недовольные их правлением аристократы пользовались любыми неудачами правителей, чтобы списать их на гнев Небес и свергнуть монархов, пользуясь поддержкой народа, получившего легальное право на восстание. Происходило "гэмин" – смена императора (в современном китайском – революция).

5. Доктрина "десяти зол" в уголовном праве древнего и средневекового Китая

В уголовном праве Китая классификация преступлений по степени их тяжести осуществлялась на основании доктрины "10 зол". При это "зло" рассматривалось не как нарушение права (фа), а как нарушение обычаев и ритуалов (ли) и установленной ими строгой общественной иерархии.

1. Заговор о мятеже против государя – посягательство на небесные установления.

2. Разрушение храмов, дворцов, могил - бунт против существующих порядков и морали.

3. Измена – посягательство на небесные установления.

4. Преступления против членов семьи – посягательство на семейные устои.

5. Порочность (особая жестокость, злоба, колдовство) – посягательство на естественный порядок вещей.

6. Непочтение – нарушение наиболее важных ли без умысла, по неосторожности (кража культовых предметов, непочтительность к императору).

7. Сыновняя непочтительность.

8. Непочтительность к родственникам (донос, избиение женой мужа, умысел продать родственника, несоблюдение траура).

9. Несправедливость в отношении подчиненных и сослуживцев.

10. Кровосмешение.

"10 зол" не покрывали абсолютно все преступления, но они были мерилом по отношению к другим преступлениям и позволяли надлежащим образом их классифицировать по аналогии, так как крайняя расплывчатость уголовной нормы давала возможность судье отнести деяние к любой ритуальной категории по своему усмотрению.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!