Ius Civile и Ius Gentium в правовой культуре Древнего Рима



Ius civile - древнейшая часть римского права. Отличалось персональным характером, так как распространялось только на квиритов – членов римского civitas. Изначально ему были присущи примитивизм и простота конструкций, а также формализм. Средствами защиты права по ius civile были установленные в законе иски, которым должно было строго соответствовать требование истца. Основывается на решениях народных собраний и общих сборниках норм – Законы XII таблиц.

Ius gentium – право, распространявшееся на жителей подконтрольных Риму земель и иностранцев на римской территории. Было основано на общих для большинства народов правовых принципах, рациональности и мере справедливости, отличалось меньшей степенью формализма.

Дела по ius gentium рассматривали преторы, которые давали защиту самым разнообразным правоотношениям, опираясь на нормы преторского цивильного права – то есть на рационализированное, с восполненными пробелами, очищенное от излишних формальностей, право – и на общие для всех народов обычаи торгового оборота (отсюда намечалась тенденция мышления в категориях естественного права как первоисточника всех правовых систем). На основе преторского законотворчества право народов развилось и в итоге стало более гибким, эффективным инструментом решения возникающих проблем. Поэтому постепенно его институты вытеснили старое, цивильное право.

Классификация вещей в классическом римском праве

Классификация вещей:

4. Божественного права (принадлежат всем поколениям сразу) и человеческого права.

Божественного права : сакральные (по решению римского народа) и религиозные (по решению человека).

Человеческого права: публичные и частные .

5. Телесные и бестелесные (фикция для упрощения передачи телесной вещи).

6. Манципируемые и неманципируемые : Первые имели большее хозяйственное значение (рабы, земля, здания, сельские сервитуты), а потому их отчуждение должно было сопровождаться специальным обрядом манципации. Кроме того, институт манципируемых вещей - явный пережиток общественной собственности на основные средства производства, поэтому манципация - ритуал, посредством которого община соглашается передать вещь от одного пользователя к другому.

Институт владения в классическом римском праве

В классическом римском праве получил развитие институт владения. Владение не имело ничего общего с правом собственности. Оно понималось как фактическое господство лица над вещью (corpus possessionis), сопряженное с волей обладать вещью как своей, иметь над ней власть (animus possessionis).

 

Владение защищалось преторскими интердиктами, однако исковой защиты не имело, так как в большинстве случаев не имело юридического основания. Добросовестные владельцы могли приобрести право собственности на вещь в силу приобретательной давности.

 

Владение (possessio) необходимо отличать от держания (detentio) – оно не имело animus possessionis и состояло в простом физическом обладании вещью, не имеющим непосредственного юридического значения.

 

Понятия dominium и proprietas в классическом римском праве

Однозначного понятия права собственности не существовало. Dominium – полное господство над вещью, proprietas – право собственности с передачей некоторых правомочий третьим лицам.

 

Proprietas использовался только при сопоставлении прав собственника с правами третьих лиц на данную вещь. По сути, proprietas – сугубо юридическая конструкция, "голое право", так как фактическое владение и пользование вещью осуществлялось другим лицом.

 

Таким образом, dominium выражал абсолютное господство лица над вещью, подчеркивая функциональные особенности права собственности (а именно власть лица над вещью и проистекающие из этого неограниченные полномочия); proprietas же выражает защиту собственника перед третьими лицами, имеющими ограниченные права на эту вещь, подчеркивая тем самым структурные особенности права собственности (а именно возможность выделения из него полномочий для передачи третьим лицам; не как в современной конструкции "владеть, пользоваться и распоряжаться", где они – существенные признаки, а как у нормальных людей "власть владеть, пользоваться и распоряжаться", где это – всего лишь структурные части, которые можно отделить без потери смысла).

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!