Единство человеческого духа, как одно из объяснений сходства



Между христианством и языческими религиями

Мы выяснили, что сходство между какими-либо религиозными воззрениями и установле­ниями еще не является непременным признаком их родства, общности происхождения. Это сходство, как мы говорили, может иметь совсем иные причины. И, прежде всего, многое здесь может быть объяснено так называемым законом единства человеческого духа, в силу которого дух человека во все времена и всех народов проявляет себя одинаково и вследствие которого различные народы, совершенно независимо друг от друга, приходят к одинаковым верованиям, понятиям и установлениям. Этому закону подчиняется не только всякое рели­гиозное и этическое развитие. Так, формы языка, как установило сравнительное языкозна­ние, развивалось у всех народов более или менее одинаково. Главнейшие правовые нормы также почти совершенно одинаковы у всех народов. «Существуют, – говорит профессор М.Н. Сперанский, – общие законы психологии человечества. Народы, как общество людей, обладают более или менее одинаковой психологией. У всякого народа, независимо от их культуры, дважды два = четыре, а не что-нибудь другое».

Представители так называемой антропологической теории изучения памятников народной словесности (Тейлор, Лэнг и др.), устанавливая сходство мотивов в устной словесности народов не только не родственных, но и не состоявших в культурном общении в прошлом (например, аборигенов нашего севера, центральной Африки и Южной Америки), объясняют сходство, отправляясь именно от по­ложения об одинаковости человеческой психики на всем земном шаре. Известный ориен­талист Макс Мюллер говорит, что нельзя читать Веданту, не поражаясь удивительным сход­ством ее с учением Пифагора и Платона, – «но никто, по словам М. Мюллера, не станет го­ворить о заимствовании названными философами своих идей у Индии, так как более широ­кое изучение рода человеческого показывает, что возможно в одной стране, возможно и в другой».

Этот же антропологический закон единства человеческого духа сохраняет свою полную силу и в отношении к религиозной жизни. «Одинаковые начатки, – пишет А. Ревиль, – по­рожденные в очень различных местах и послужившие параллельными исходными пунктами, могут в своих логических последствиях приводить к самым удивительным совпадениям, хотя между соответствующими народностями никогда не существовало никаких сношений. Изучение религий народов, оставшихся чуждыми цивилизации, обнаруживало в полном свете эту истину. Какие странные совпадения обрядов и суеверий наблюдаются у таких, ничего не знающих друг о друге, народностях, как эскимосы и готтеноты, негры центральной Африки и древние мексиканцы, полинезийцы и народы северной Азии».

Представители неверия ставят христианству в минус те или иные возвышенные мысли и изречения, находимые ими, например, в Ведах, у Конфуция, в саркофагах египтян и т.д., и утверждают при этом, что, значит, евангельская заповедь о любви не нова, не ново вообще все нравственное учение христианское, но заимствовано из буддизма, стоицизма, конфуцианства и проч. Противни­ки христианства забывают о существовании общечеловеческой морали, на счет которой и могут быть отнесены те правила языческой морали, в которых усматривают сходство с христианской этикой. Тем же законом единства человеческого духа может быть объяснено, как подробнее увидим ниже, и сходство в культовых формах религий богооткровенной и религий языческих, – сходство в том, что С.Н. Булгаков называет «феноменологией религи­озного культа», вследствие чего во всех религиях мы имеем храмы, жертвы, молитву, сход­ные религиозные символы и т.д.

Влияние христианства на языческие религии

Многое, затем, в сходствах между христианством и язычеством должно быть объяснено не заимствованиями из язычества, а, наоборот, влиянием христианства на язычество, заимствованием из христианства. Во многих случаях, где отрицательная критика видит генетическую зависимость христианства из язычества и подозревает духовных вождей древней христиан­ской церкви в идейном воровстве, мы в действительности имеем дело с обратным заимство­ванием язычниками христианских воззрений и установлений.

Весьма часто указывают на сходство рассказов о жизни Будды с евангельскими повество­ваниями. Действительно, сходство нельзя не признать. При рождении Будды так же раздавалось небесное пение; цари подносили новорожденному ценные подарки; старый брамин поднял его на руки и признал в нем спасителя от всех зол; в зрелом возрасте Будда был искушаем сата­ною, и т.д. Однако, при указании этих параллелей обычно умалчивается, что все священные книги буддистов (в том числе и жизнеописания Будды) имеются в двух редакциях или изло­жениях: в так называемом южно-буддийском каноне (на острове Цейлон) и в северно-буддийском каноне (в Тибете и Монголии).

Канон южно-цейлонский, так называемый «палийский», является наиболее древним и первоначальным, а канон северный – позднейшим. Замечате-льно, что рассказы о чудесных обстоятельствах рождения Будды и его жизни со­держаться только в северном каноне, а в каноне южно-цейлонском, древнейшем – отсутству­ют. Исследователи буддийской священной письменности установили, что эти рассказы стали появляться в книгах северного канона только с V столетия по Рождеству Христову, когда несторианские христиане проникли в Монголию и успели многих познакомить со своим учением.

Из сказанного сам собой напрашивается вывод: не от буддистов эти рассказы перешли к хрис­тианам, а, наоборот, от христиан к буддистам. Поэтому ученые крайне отрицательно смот­рят на попытки установить какую-либо генетическую зависимость христианства от буддиз­ма. «Я смотрю как на ребяческую затею, – говорит французский ученый Балле-Пуассен, – на попытку установления даже самого скромного предположения относительно заимствова­ний христианами своих повествований из буддийских легенд». «Все попытки и усилия до­казать, что Новый Завет обязан чем-либо буддизму, противны правилам здравой исторической критики», – пишет известный английский исследователь буддизма Рис-Девидс.

Равным образом, благодаря знакомству с проповедями христианских миссионеров окон­чательно сформировалось индуистское учение о Тримурти.

Весьма часто говорят, что евангельский образ Христа «списан» с индийского «спасителя» Кришны. Например, Древс утверждает, что Кришна «так похож на Иисуса, как одно яйцо на другое». Но сами же представители отрицательной критики признают, что на вопрос, есть ли связь между мифом о Кришне и Евангелием, «ответить трудно» – как ввиду «нена­дежности индийского летоисчисления», так и ввиду того, что гимны, посвященные Кришне, относятся к VIII или IX вв. по Рождеству Христову. Так что, скажем словами профессора C. Ciemena, – «если соприкосновение у кришнаизма с христианством могло быть, то при этом зависимость оказалась бы на стороне кришнаизма».

Древс, между прочим, утверждает, что «христианство обязано своим происхождением маздеизму». Между тем в западной специальной литературе является господствующим положение, что наблюдаемые у маздеев «сходными с христианскими представления заимство­ваны из христианской литературы».

Мысль о влиянии религии Зороастра на христианство является как будто общим местом в сочинениях представителей мифологической школы. Однако, несомненным должно признать обратное – влияние христианства на религию персов. Уже со II века в Персию про­никло христианство. В Персии находили себе убежище несториане и другие христианские сектанты, удаляемые из митрополий. Известная среди персов книга «Ардай Вираф Наме» представляет не иное что, как персидский перевод христианского апокрифа «Восхищение Исаии». Эсхатология персов также содержит несомненные следы влияния на нее христи­анских эсхатологических воззрений. По утверждению знатока парсизма Шпугеля, христи­анские обряды, совпадающие с персидскими, имеют более ранее происхождение сравнитель­но с последними и потому, следовательно, не христиане заимствовали у персов свои обряды, а наоборот.

Нельзя отрицать сходства и некоторых мистериальных представлений с христианскими идеями. Но существовали ли эти идеи в языческих культах до явления Христа и зарождения христианства? Дело в том, что время возникновения, равно как и стадии постепенного разви­тия мистериальных идей язычества, нам в точности неизвестны. Главным источником наших сведений о мистике языческих культов являются писатели III и IV веков нашей эры, на­пример, Апулей, Фирмик, Матерн, неоплатоник Порфирий, христианские писатели Тертулиан, Климент Александрийский и некоторые другие. Но в то время христианство было уже широко распространено и являлось могучим фактором в религиозной жизни древнего мира. Отсюда ясно, что во многих случаях трудно сказать, где первоисточник этих представлений и кто у кого заимствовал их – христиане у язычников или наоборот. «Здесь существует, – го­ворит Кюнон, – серия очень тонких проблем хронологии и взаимной заимственности, так что было бы неосторожно решать их огулом». Есть весьма веские доводы в пользу пред­положения о влиянии христианства на языческую мистериальную идеологию.

В то время язычество переживало тяжелый кризис и находилось в состоянии упадка. Духовные вожди языческого религиозного мира должны были принять решительные меры для спасения сво­их верований путем оживления и одухотворения языческих культов. Это они думали до­стигнуть путем внедрения в язычество философских, этических и христианских идей. К заимствованию чего-либо из христианства побуждала самая борьба с христианской Церковью, быстро завоевавшей умы и сердца. Юлиан Отступник, последний запоздалый язычник, предпринимает попытку воскресить язычество именно таким путем: христианским та­инствам крещения и причащения он противопоставляет тавроболии, – эту существеннейшую часть мистерий Митры, – «стремясь и в остальном рабски подражать христианским учреж­дениям». Язычник Филострат рисует образ Апполония Тианского, пользуясь для этого нашими Евангелиями.

И конечно, не без основания блаженный Феодорит говорит о Порфирии, что последний поступил как обезьяна, которая подражает человеку, но все же остается обезьяной. Кюпон в специальном исследовании о культе Митры удостоверяет тот факт, что фригийские пре­свитеры «Великой Матери» установили свой праздник весеннего равноденствия именно ввиду христианского праздника Пасхи, и приписали пролитой крови жертвенного тельца искупляющую силу, которая свойственна Агнцу Божию. Блаженный Августин приводит выражение одного фригийского жреца: «Et ipse Pileatus christianus est» («и сам Митра христианин»). «В этом возгласе, – говорит профессор П. Страхов, – звучит последняя отчаянная надежда на соглашение с тогда уже почти господствовавшим христианством».

Все эти примеры убедительно доказывают ту мысль, сколь несправедливо утверждение сторонников мифологической теории, будто бы язычество влияло на христианство: с боль­шим правом и основанием можно говорить об обратном влиянии, именно о влиянии христи­анства на язычество и языческие религии.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!