Этический характер христианства и безнравственность



Языческих религий

Религии сверхъестественные (древнеиудейскую и христианскую) выше мы назвали рели­гиями этическими. В этом новое отличие языческих религий от христианства. Так как природа не знает ни добра, ни зла, то и образы языческих богов, бывших олицетворением природных, космических сил, совершенно лишены всякого нравственного достоинства. Многие из языческих легенд о богах являются прямо возмутительными для всякого нравственного чувства. Язычество расслабляюще действовало на нравственное чувство. Д. Робертсон признает, что языческие культы были проникнуты «духом сексуализма». В индийских сказаниях о Кришне говориться, что у этого «бога», было 8 жен законных и 16. 000 незаконных, от которых он имел семейство в 180. 000 сыновей, а «подвиги» этого бога состояли главным образом в неразборчивом адюльтере, чередовавшемся с многочисленны­ми убийствами.

У Теренция читаем, как некий прелюбодей в свое оправдание ссылается на грех Юпитера: «Если так действует бог, – говорил он, – то почему мне, человеку, не действовать так же ?». «Если бы только я, – восклицал Антисфен, друг Сократа, – мог пой­мать Афродиту! Метательным копьем пронзил бы я ее за то, что она соблазнила у нас столько почтенных и прекрасных женщин». Языческая теология с полным одобрением относилась к соблазнительным формам культа, являвшемся неотъемлемой частью язы­чества. Плутарх, например считал «грязные» слова и такие же ритуальные действия средствами, чтобы задобрить, удовлетворить демонов.

Неоплатонический автор трактата «О языческих мистериях» пошел дальше – до идеализации культа фалла. Храмы служили местом для любовных интриг, и, как говорит Муниций Феликс, блуд в языческих храмах развивался свободнее, чем в открытых публичных домах. Лукиан упоминает об одной по­зорной похвале педерастии, что произносилась в форме речи в храмах во время богослуже­ния. Хорошо известно также, какую роль играло вино, особенно на праздниках Диониса, когда считалось, что более всего угоден божеству тот, кто больше всех выпьет. Хрис­тианские апологеты с большей силой говорят о безнравственности языческих культов и ми­фов.

Но если в представлениях о языческих богах совершенно отсутствует всякий нравствен­ный характер, то евангельский образ Христа Спасителя представляет недосягаемый образец нравственного совершенства, являясь неиссякаемым источником нравственного вдохновения уже для двадцати веков. Христос в Евангелии представляет Собою абсолютно святую Личность. На Его вопрос: «Кто из Вас обличит Меня в неправде ?» (Ин. 8,46) – может быть только один ответ. который невольно вышел из уст Пилата: «Невиновен я в крови Правед­ника сего...» (Мф.27,24) и предателя Иуды: «Согрешил я, предав кровь неповинную» (Мф.27,4).

Сенека говорил, что для того, чтобы быть успешным в добродетели, нужно беспре­станно лелеять в душе образ, «Дух» какого-либо великого человека. «А если бы кто-ни­будь, – говорит он далее, – увидел образ более возвышенный и блестящий чем обычно встре­чается между людьми, то разве он не остановился бы пред ним неподвижно, очарованный, как пред божеством. Тогда, увлеченный привлекательной добротой этого видения, он благоговейно упал бы на землю, и исполненный благоговейного страха, сказал бы: «Хвала те­бе, кто бы ты ни был. О, смягчи наши страдания!». Это предположение Сенеки, но в не­измеримо высшей степени, и в христианской проповеди: не великий праведник, не богопо­добный человек, а Сам Бог явился реально во плоти, чтобы добровольно отдать Себя за мир, открылся миру, как любящая, живая, абсолютно святая личность.

И по признанию мно­гих мыслителей только Христос есть идеал человеческого совершенства. Образ Христа есть наилучший способ проверки человеческой совести. «Величие и благость Иисуса по­крыли тенью все человеческие совершенства». «Иисус есть чистейший между чистыми». И этическое учение Христа является безусловно совершенным. «Верить или не верить этой проповеди ? – говорит С.Н. Трубецкой. – Во всяком случае, мы не можем отрицать ее как исторический факт нравственного порядка, как нравственную силу, явившуюся в истории и изменившую духовное состояние человечества...».


О Лице Господа Иисуса Христа


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!